2 вопроса 1 вопрос :«Исследование памяти и обучаемости с помощью экспериментального метода Г. Эббингауза» 2 вопрос:«Диалектический материализм как научная основа отечественной психологии»

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 12 12 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 09.02.2007
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Марксизм утверждал, что человек – природное существо, но природа его социальна, и поэтому рассматривал телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития. Разрыв между природным и культурным привел в учениях о человеке к концепции двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.
Все помыслы Выготского были сосредоточены на том, чтобы покончить с версией о «двух психологиях», которая расщепляла человека. Творчество Выготского существенно расширило предметную область психологии. Она выступила в качестве системы психических функций, имеющей особую историю. Высший, присущий человеку уровень развития этой системы (отличающийся сознательностью, смысловой организацией, произвольностью) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры.
Ананьев, исходя из диалектико-материалистического понимания природы человека, множественной, системной детерминации его поведения, деятельности и развития, его многоуровневой структуры, эффектом которой является психика, обосновал, развил и успешно применил для решения психологических проблем – особую методологическую стратегию, ориентированную на многоаспектное, междисциплинарное познание сложных разнокачественных объектов в их множественной причинной обусловленности, результатом которого оказывается целостное представление об объекте.
Говоря о «психологической теории деятельности», нужно упомянуть, что эта теория была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она обязана работам советских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.
Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х годов. К этому времени уже закатилось солнце психологии сознания, и находились в расцвете новые зарубежные теории – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи могли учесть позитивные стороны и недостатки каждой из этих теорий.
Но главное состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.
Основные вехи системы советской психологии, по мнению Рубинштейна, таковы:
а) принцип психофизиологического единства, включающий единство психического как с органическим субстратом, функцией которого является психика, так и с объектом, который в ней отражается; б) принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивное изменение образа жизни обусловливает изменение как строения нервной системы, так и ее психофизиологических функций в их единстве и взаимосвязи, в свою очередь на каждой данной ступени обусловливаясь ими; в) принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ их жизни – образ их мыслей и чувств, в свою очередь обусловливаясь ими; г) принцип единства теории и практики, т.е. теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на нее. Нити, ведущие от всех этих основных принципов, сходятся в единой узловой точке – д) в положении о единстве сознания и деятельности.
В заключение хотелось бы заметить, что многие диалектические идеи, идущие от Гегеля и Маркса, были конструктивным началом разработок, к примеру, психологии развития, основ детской и педагогической психологии и других разделов и отраслей науки.
Ошибка психологов в годы советской власти была не в том, что они обращались к трудам Маркса и Энгельса, а в том, что они стремились видеть в этих трудах единственный источник философской мысли, все определяющий в психологической методологии и теории. Этот подход предельно сужал философские основы психологии, вынуждал игнорировать и даже огульно отрицать все, что не получало подтверждения в трудах классиков марксизма, что закрывало весь спектр философских учений, которые могли способствовать развитию психологической мысли.
Следует иметь в виду, что при всей оправданности и необходимости развернувшейся деидеологизации психологии, были бы ошибочными попытки сбросить Маркса с «парохода современности», отказаться от обращения к его трудам только на том основании, что коммунистическое руководство сделало все возможное, чтобы превратить его в икону, а его работы в некий «Новый завет». Маркс – один из выдающихся мыслителей XIX века и не его вина, что в XX столетии он был канонизирован догматиками, оказавшимися у власти.

Список литературы
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», 2005.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.













2

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», 1996.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», 2005.
3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
4.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

Вопрос-ответ:

Каким был экспериментальный метод Г. Эббингауза?

Экспериментальный метод Г. Эббингауза заключался в исследовании памяти и обучаемости на примере запоминания бесполезных и бессмысленных информационных элементов. В ходе эксперимента Г. Эббингауз разработал кривую забывания, которая показывает скорость забывания информации со временем.

Каковы основные принципы диалектического материализма?

Основные принципы диалектического материализма в отечественной психологии включают понимание человека как социального существа, его взаимодействия с окружающей средой и обществом, а также учет исторической и социальной составляющей развития психологических процессов. Диалектический материализм также выступает против противопоставления природного и культурного в человеке.

Какими методами Г. Эббингауз исследовал память и обучаемость?

Г. Эббингауз исследовал память и обучаемость с помощью экспериментального метода, основанного на запоминании бесполезных и бессмысленных информационных элементов. Он создал специальные материалы, такие как наборы слогов, и изучал, как быстро и точно испытуемые запоминают и восстанавливают эти элементы. Таким образом, он разработал кривую забывания, которая отражает скорость забывания информации со временем.

В чем состояла основная концепция диалектического материализма?

Основная концепция диалектического материализма заключается в понимании человека как социального существа, которое взаимодействует с окружающей средой и обществом. Диалектический материализм также отвергает разделяющую природную и культурную составляющие в человеке и признает их взаимосвязанным и взаимообусловленными. Он акцентирует внимание на историческом и социальном аспекте развития психологических процессов.

Что такое экспериментальный метод Г. Эббингауза?

Экспериментальный метод Г. Эббингауза - это метод исследования памяти и обучаемости, разработанный немецким психологом Германом Эббингаузом. Он заключается в проведении экспериментов с использованием специально разработанных материалов для изучения процессов запоминания и забывания. В своих экспериментах Эббингауз изучал как зависимость между количеством повторений и запоминанием информации, так и влияние факторов, таких как интервал между повторениями, на эффективность запоминания.

Какой подход принимает диалектический материализм в отношении человека?

Диалектический материализм, как научная основа отечественной психологии, рассматривает человека как природное существо, но при этом утверждает, что его природа обусловлена социальным окружением. Он относит телесные и земные основы человека к продукту общественно-исторического развития. Таким образом, диалектический материализм стремится преодолеть разрыв между природным и культурным в психологических учениях о человеке, предлагая комплексный и всесторонний подход к его изучению.

Какие методы использует Г. Эббингауз для исследования памяти и обучаемости?

Г. Эббингауз для исследования памяти и обучаемости использует экспериментальные методы. Он разрабатывает специальные материалы, которые позволяют изучать процессы запоминания и забывания. В своих экспериментах Эббингауз исследует зависимость между количеством повторений и запоминанием информации, а также роль временных интервалов между повторениями в эффективности запоминания. Такой подход позволяет получить объективные данные исследования, а также сформулировать законы и принципы, связанные с памятью и обучаемостью.

Какие основные методы использовал Г.Эббингауз в своем исследовании памяти и обучаемости?

В своем исследовании Г. Эббингауз использовал метод экспериментальной психологии. Он разработал специальные техники и тесты, например, метод изучения слогов, метод изучения списков слов и метод изучения числовых комбинаций. При помощи этих методов он изучал процессы памяти и обучаемости у людей.

Как диалектический материализм стал научной основой отечественной психологии?

Диалектический материализм стал научной основой отечественной психологии благодаря своему подходу к изучению человека и его психики. Диалектический материализм рассматривает человека как социальное существо, его психика определяется общественно-историческим развитием. Отечественная психология принимает во внимание взаимодействие между индивидом и обществом, а также исследует социально-исторические и культурные факторы, влияющие на психические процессы.

Какие принципы эксперимента использовал Г.Эббингауз в своих исследованиях памяти и обучаемости?

В своих исследованиях памяти и обучаемости Г.Эббингауз использовал принципы контролируемости и повторяемости эксперимента. Он старался установить четкие критерии для измерения памяти и обучаемости, чтобы результаты его экспериментов были объективными и могли быть воспроизведены другими исследователями. Такие принципы позволили ему получить достоверные научные данные и сделать значительный вклад в психологию.