Аппарат Российского гоударства на современном этапе
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 27.03.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Президент
2. Законодательные органы
3. Исполнительные органы
4. Судебные органы
5. Прокуратура
6. Милиция
Заключение
Библиография
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. На прокуратуру не могут возлагаться функции, не предусмотренные законами Российской Федерации.
«Деятельность органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда она будет осуществляться в условиях гласности и демократии. Практика показывает, какими крупными издержками оборачивается недооценка глубинных связей законности в сочетании с гласностью и демократией в деятельности правоохранительных органов».
Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно ст. 129 Конституции РФ
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
Одной из гарантий соблюдения законности государственными органами, должностными лицами и гражданами является деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и суда. Особое место в обеспечении законности занимает деятельность органов предварительного расследования, которая призвана обеспечивать быстрое и полное раскрытие преступлений, с тем, что бы каждый, совершивший преступление был подвергнут наказанию и не один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности осужден. В связи с этим требования Конституции РФ, регламентирующие гарантии прав и свобод граждан (глава 7), в равной мере относятся к предварительному следствию, прокуратуре и суду, которые должны неуклонно исполнять Конституцию, осуществляя свою деятельность в сфере борьбы с преступностью в установленном уголовно-процессуальном законодательном порядке, используя при этом достижения криминалистики.
Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Однако сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления.
6. Милиция
Согласно ст. 1 Закона «О милиции» Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Установленный законами порядок реализации милицией своего правового статуса является единым и обязательным для всех подразделений, руководителей и сотрудников милиции Российской Федерации.
Милиция входит в структуру как центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, так и большинства остальных органов внутренних дел. Между тем Министерство внутренних дел РФ - это не только милиция. В структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ помимо Службы криминальной милиции и Службы общественной безопасности входят: а) Служба тыла; б) Федеральная миграционная служба Министерства внутренних дел РФ; в) Главное управление кадров; г) Главное организационно-инспекторское управление; д) Главное правовое управление; е) Главное управление собственной безопасности; ж) Управление делами; з) Управление информации, региональных и общественных связей; и) Контрольно-ревизионное управление; к) Управление международного сотрудничества; л) Управление мобилизационной подготовки; м) Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации; н) Главное командование внутренних войск.
Статья 2 Закона устанавливает задачи милиции. Первой задачей милиции названо обеспечение безопасности личности. Исходя из наименования данной задачи, милиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами меры, направленные на приведение жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов людей в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и их последствий.
Вторая задача - задача предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, входит в число основных задач милиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками милиции в пределах установленной им компетенции с целью: выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации; выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств; предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений; пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления); создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.
Деятельность по предупреждению преступлений и административных правонарушений должна основываться на принципах: законности; соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина; сочетания гласных и негласных методов работы; взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Планируемые и осуществляемые специальные меры упреждающего воздействия должны отвечать требованиям: объективности и актуальности, то есть отражать адекватную криминогенной обстановке потребность в осуществлении этих мер и возможность соответствующих субъектов по их исполнению; комплексности, то есть обязательному объединению усилий различных субъектов предупредительной деятельности; приоритетности, то есть обеспечивать оптимальный выбор форм и тактики проведения предупредительных мер.
Деятельность милиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений включает в себя следующие направления: профилактику преступлений и административных правонарушений (общую и индивидуальную); предотвращение готовящихся преступлений и административных правонарушений; пресечение покушений на преступления.
Милиция должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать милиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативно-правовыми актами) своей компетенции.
Защита общества и граждан от преступных посягательств является важной и ответственной функцией (обязанностью) правоохранительных органов, а значит и милиции.
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, названа и среди задач оперативно-розыскной деятельности.
Основную роль в выполнении этих задач выполняют органы, осуществляющие досудебную уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность - органы внутренних дел. Именно они, а не милиция, названы органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), также как и учреждениями, чьи оперативные подразделения вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Задачей милиции названа охрана общественного порядка. Для того чтобы правоприменитель мог правильно уяснить содержание указанной задачи, следует определиться с понятием «общественный порядок». Данная дефиниция в большей степени административно-правовая. Между тем ее исследованию уделяли внимание и специалисты в области других отраслей права. Причем не все их определения общественного порядка были одинаковы.
Следующая задача милиции - защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Исходя из содержания ч. 1 ст. 209 ГК РФ, право собственности складывается из права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 2 ст. 212 ГК РФ). Перед милицией поставлена задача в пределах ее компетенции принимать меры к защите всех существующих в Российской федерации форм собственности, законно приобретенных прав и законных интересов всех возможных субъектов права собственности. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и ч. 4 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (права всех собственников).
Оказание в пределах своей компетенции помощи физическим и юридическим лицам в защите указанных и иных прав, свобод и законных интересов - задача милиции.
Заключение
Системный подход к любому современному государству предполагает, что каждое его структурное подразделение взаимосвязано с другими и в то же время относительно независимо, обладая в конкретных ситуациях способностью по-своему реализовывать предоставленные ему возможности. Однако степень ответственности «структурных узлов», расположенных как по «горизонтали», так и по «вертикали», объем их возможностей далеко не одинаковы в разных государствах и зависят от многих политических, экономических, технических факторов, конкретных исторических условий.
В заключении сравним рассмотренные в работе вопросы с аппаратом государства, существовавшим не так давно в нашей стране. Согласно Конституции Союза ССР 1977 г. местные Советы решали все вопросы местного значения и были органами относительно самостоятельными. В то же время эта самостоятельность существенно ограничивалась и на деле была значительно меньше, чем предполагалось по закону. Безраздельное господство компартии превращало местные Советы, как и все другие государственные органы, в придаток партийного аппарата. Да и по закону их возможности были весьма невелики. Местные Советы в соответствии с Конституцией обязаны были проводить в жизнь решения вышестоящих государственных органов. И хотя они избирались населением на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и были подотчетны только своим избирателям, сами выборы были далеко не свободными и ограничивались голосованием за единственного в избирательном округе кандидата, выдвинутого по разнарядке парторганов. Кроме того, создаваемые местными Советами исполнительные органы находились в двойном подчинении - местных Советов и вышестоящих исполнительных и распорядительных органов. В двойном подчинении находились и отраслевые исполнительные органы местных Советов. Таким образом, вся система местных выборных органов власти оказывалась «пристегнутой» к центральному аппарату управления.
Ошибочно утверждать, что местные Советы вообще не могли решить ни одного вопроса. Они обладали установленной Конституцией и законами компетенцией, но все существенные вопросы решались по согласованию и с одобрения соответствующих партийных органов. Существовала явная гипертрофия централизации. С экономической точки зрения это объяснялось господством государственной собственности, системой управления, которая включала в себя и местные органы государственной власти.
Существовавший многие годы тоталитарный коммунистический режим извращал демократический централизм как конституционный принцип организации и деятельности государства. Если по Конституции 1977 г. демократический централизм должен был сочетать единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело, то на практике это сочетание нарушалось за счет усиления единого руководства и ограничения творческой инициативы на местах, подмены государственного руководства партийным при полной безответственности партийных органов за свои промахи и ошибки и ответственности государственных органов перед партийными за выполнение партийных директив.
Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «Российская газета», № 137-д, 30.06.2004.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1. «Российская газета», № 39, 18.02.1992.
Регламент Совета Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Феникс, 1997 г. – 346 с.
Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М.: Наука, 2001., - 286 с.
Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М.: Феникс, 2003. – 246 с.
Гражданский процесс / под ред. Ю.К. Осипова, Издательство БЕК, 2003. – 386 с.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. «Правоохранительные органы». М.: Феникс, 2000. – 284 с.
Конституционное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М., 2001 г. – 288 с.
Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 2001. – 482 с.
Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК. 2004. – 387 с.
Лончаков А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание правоохранительной деятельности” (учебное пособие). М., 2000 г. - 286.
Мушинский В.О. Конституционное право: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. –176 с.
Профессиональная деятельность юриста. Жалинский А.Э. М.: БЕК, 2000. – 342 с.
Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика/Под общ. ред. д. ю. н. Булакова О.Н. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 320 с.
Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. - М., 1996 г. – 318 с.
Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Политические исследования. 1999. № 3.
Шувалов И. И. Правительство РФ в законотворческом процессе. М.: Норма, 2004. – 144 с.
Конституционное право РФ / под ред. О.Е.Кутафина. - М., 2001 г. С. 118 с.
Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК. 2004. С. 123.
Мушинский В.О. Конституционное право: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. С. 98.
Мушинский В.О. Конституционное право: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. С. 101.
Шувалов И. И. Правительство РФ в законотворческом процессе. М.: Норма, 2004. С. 98.
Шувалов И. И. Правительство РФ в законотворческом процессе. М.: Норма, 2004. С. 86.
Шувалов И. И. Правительство РФ в законотворческом процессе. М.: Норма, 2004. С. 85.
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Российская газета № 4 от 04.01.1997.
Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М.: Наука, 2001., С.14
Лончаков А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание правоохранительной деятельности” (учебное пособие). М., 2000 г., С.22
Лончаков А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание правоохранительной деятельности” (учебное пособие). М., 2000 г., С.67.
2
1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «Российская газета», № 137-д, 30.06.2004.
3.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1. «Российская газета», № 39, 18.02.1992.
4.Регламент Совета Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32.
5.Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Феникс, 1997 г. – 346 с.
6.Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М.: Наука, 2001., - 286 с.
7.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М.: Феникс, 2003. – 246 с.
8.Гражданский процесс / под ред. Ю.К. Осипова, Издательство БЕК, 2003. – 386 с.
9.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. «Правоохранительные органы». М.: Феникс, 2000. – 284 с.
10.Конституционное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М., 2001 г. – 288 с.
11.Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 2001. – 482 с.
12.Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК. 2004. – 387 с.
13.Лончаков А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание правоохранительной деятельности” (учебное пособие). М., 2000 г. - 286.
14.Мушинский В.О. Конституционное право: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. –176 с.
15.Профессиональная деятельность юриста. Жалинский А.Э. М.: БЕК, 2000. – 342 с.
16. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика/Под общ. ред. д. ю. н. Булакова О.Н. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 320 с.
17.Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. - М., 1996 г. – 318 с.
18.Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Политические исследования. 1999. № 3.
19.Шувалов И. И. Правительство РФ в законотворческом процессе. М.: Норма, 2004. – 144 с.
Вопрос-ответ:
Какие функции выполняет президент Российского государства?
Президент России выполняет функции главы государства, представителя России на международной арене, обеспечивает соблюдение Конституции и выполнение законов, назначает на должности федеральных чиновников, проводит внешнюю политику, оборону страны и другие важные функции.
Какие законодательные органы существуют в России?
В России существуют два законодательных органа - Федеральное Собрание и представительные органы субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, которые принимают и изменяют федеральные законы, определяют основные направления внутренней и внешней политики страны.
Какие исполнительные органы есть в России?
В России существуют исполнительные органы на разных уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. На федеральном уровне основными исполнительными органами являются Правительство Российской Федерации и федеральные министерства. На региональном уровне исполнительные органы - это исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные исполнительные органы действуют на местном уровне.
Что представляют собой судебные органы в России?
Судебные органы в России занимаются разрешением споров, рассмотрением уголовных, гражданских и административных дел. Судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом, Верховным Судом, арбитражными и общими судами субъектов Российской Федерации. Судебные органы независимы и действуют на основе закона.
Какая роль прокуратуры в России?
Прокуратура Российской Федерации является высшим надзорным органом за соблюдением законности и правопорядка. Она принимает участие в правотворческой деятельности и обеспечивает законность в деятельности государственных органов. Прокуратуре не могут возлагаться функции, не предусмотренные законами России.
Что такое аппарат Российского государства?
Аппарат Российского государства - это система государственных органов, включающая президента, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, прокуратуру и милицию, которая участвует в управлении и регулировании жизни страны.
Какие функции исполняет президент Российской Федерации?
Президент Российской Федерации исполняет функции главы государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики, осуществляет назначение и утверждение важных должностей, председательствует на заседаниях Совета безопасности и принимает другие решения, необходимые для эффективного управления страной.
Какие законодательные органы существуют в России?
В России существуют две законодательные органы - Федеральное Собрание и Государственная Дума. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, и занимается утверждением и изменением законов, контролем за деятельностью правительства и другими законодательными функциями.
Какие исполнительные органы действуют в России?
В России существуют различные исполнительные органы, которые осуществляют государственное управление на разных уровнях. На федеральном уровне это правительство Российской Федерации. На региональном уровне - это учреждения исполнительной власти субъектов Российской Федерации, такие как областные и краевые администрации. На муниципальном уровне - это органы местного самоуправления.
Какое место занимает судебная система в аппарате Российского государства?
Судебная система занимает важное место в аппарате Российского государства. Она обеспечивает справедливость, рассматривает уголовные и гражданские дела, принимает решения в спорных вопросах и осуществляет контроль за исполнением законов. В России существуют различные уровни судебной системы - от мировых и районных судов до Верховного суда и Конституционного суда.
Какова роль президента в аппарате Российского государства на современном этапе?
Президент России является главой государства и осуществляет руководство исполнительной властью. Он осуществляет назначение на должности и увольнение высших должностных лиц исполнительной власти, представителей Российской Федерации в других государствах и дипломатических представителей. Президент также представляет государство внутри и за его пределами, проводит встречи и переговоры с иностранными государствами и руководит оборонными силами страны.