Причины и формы детских страхов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 29 29 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 13.11.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Описание первичной диагностики количества страхов детей младшего школьного возраста
1.1. Цели, задачи, гипотеза и методы исследования
1.2. Анализ полученных результатов
Глава 2. Описание вторичной диагностики количества страхов детей младшего школьного возраста
2.1. Описание программы психологической коррекции страхов
2.2. Динамика показателей страхов в диагностируемой группе детей
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

И.Захарова видны явные улучшения, практически у всех детей (кроме двух первоклассников) уменьшилось количество страхов, что говорит об эффективности и адекватности нашей коррекционной работы.
Также, можно отметить, что дети с удовольствием после игр брались за рисование страхов, то есть за вторичное рисование, где они рисовали себя победителями страха.
Следует отметить тот факт, что в процессе игр не все дети были активны. Некоторые дети были замкнуты, вначале вообще отказывались играть. Только на втором занятии соглашались. Но затем хорошо комментировали свои нарисованные страхи, что все-таки является результатом проведенной формирующей работы.
Практически все дети, участвующие в коррекционной работе, в ходе занятий стали активнее, более открытыми, более доверчивыми к окружающим людям. То есть можно отметить, что занятия помогли не только скорректировать детские страхи, но раскрепостить детей, снизить их эмоциональную напряженность.
2. Результаты, полученные в результате проведения диагностических игр
Таблица 4.
№ Испытуемого Кол-во страхов до коррекционной работы Кол-во страхов после коррекционной работы Улучшения 1. 6 3 Меньше на 3 2. 10 4 Меньше на 6 3. 11 2 Меньше на 9 4. 9 3 Меньше на 6 5. 9 4 Меньше на 5 6. 1 0 Меньше на 1 7. 8 2 Меньше на 6 8. 2 1 Меньше на 1 9. 8 2 Меньше на 7 10. 8 1 Меньше на 7 11. 4 2 Меньше на 2 12. 7 3 Меньше на 4 13. 9 7 Меньше на 2 14. 6 3 Меньше на 3 15. 5 3 Меньше на 2 16. 6 4 Меньше на 2 17. 12 1 Меньше на 11 18. 1 --- Меньше на 1 19. 9 3 Меньше на 6 20. 0 0 --- 21. 5 3 Меньше на 2 22. 12 6 Меньше на 6 23. 12 4 Меньше на 8 24. 9 6 Меньше на 3 25. 1 0 Меньше на 1
Итак, после проведения коррекционной работы, результаты по диагностическим играм улучшились, у всех детей, участвующих в коррекционной работе, уменьшилось количество страхов, что ещё раз подтверждает эффективность коррекционной работы.
По результатам опросника Захарова А.И. и диагностических игр на выявление страхов после проведения коррекционной работы, мы видим, что в целом по группе снизилось количество детей с большим количеством страхов, не соответствующим их возрастному уровню, всего 34% детей обладают большим количеством страхов, что отражено нами в Гистограмме 2.

Гистограмма 2.

Также мы провели математическую обработку данных с помощью Т-критерия Стьюдента.
Таблица 5.
Показатели методик 1 2 Т-критерий Уровни значимости Дети с большим кол-м страхов 62,5% 34% 3,7197 0,002 ** Дети с нормальным кол-м страхов 37,5% 66% 2,9234 0,026 *
Обозначения:
1 – процентное соотношение до проведения коррекционной работы
2 – процентное соотношение после проведения коррекционной работы
Полученные данные показали наличие значимого различия в количествах страха у всех детей до проведения коррекционной работы и после проведения коррекционной работы (при р<=0,01). Обнаруженный факт свидетельствует об эффективности проводимой нами коррекционной работы.
Таким образом, проведение экспериментальной работы позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу исследования - у детей младшего школьного возраста количество страхов превышает норму, но правильно подобранная коррекционная программа будет способствовать эффективному преодолению страхов.
Заключение
В заключение работы отметим ещё раз, страх - очень неприятная и сильная эмоция. Поэтому многие родители боятся страхов своих детей (особенно если они не являются быстропроходящими) и стараются избавить любимое чадо от таких переживаний.
В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Чувство страха не обязательно бывает болезненным. Напротив, отсутствие страха является тревожным симптомом и вполне может считаться признаком болезни. Человек, никогда не испытывающий страха, наивен и легкомыслен. Не получая сигнала тревоги, он обрекает себя на опасности, которые часто встречаются в жизни и к которым безусловно надо быть готовым. Страх, по мнению многих философов и психологов, - признак одаренного разумом человека, тот фактор, благодаря которому выражается "забота" по отношению к личности.
В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В.Абраменкова, И.В.Дубровина, А.С.Спиваковская и др.). Более глубокое исследование этого феномена, на наш взгляд, поможет найти правильные подходы к его решению. Мы исходим из того, что наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В.И.Гарбузов, В.В.Лебединский и др.).
Не выявленные детские страхи могут серьезно мешать учебному процессу, в особенности это относится к учебным страхам; страхи могут нарушать детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываться на его социальной активности и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Проблеме детских страхов уделяется много внимания, в виду их довольно широкого распространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов проблема страха занимает особое место. У разных исследователей существуют различные подходы к определению страха.
Главное помнить, что дети могут бояться темноты, непонятных теней и непривычного света, могут бояться оставаться одни, боятся врачей, животных, насекомых, бродяг, наказания, школы. Даже самые безобидные вещи, например, клоуны или дед мороз, могут стать причиной страха у ребенка.
В целом, детские страхи никакой типизации не поддаются и индивидуальны так же, как и фантазия самого ребенка. Для малыша все страхи реальны и переживание их может быть очень мучительным. Детские страхи подобны ощущению усталости, когда малыш просто не может держать под контролем свои переживания. Эти ощущения захлестывают его целиком. И, наверное, если бы ими можно было управлять, мы имели бы дело с взрослым, а не с ребенком.
Поэтому, если маленький ребенок все время чего-нибудь боится, стоит отнестись к этому внимательно и попробовать понять, откуда берутся страхи и что они означают.
Можно выделить следующие причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста:
Наличие страхов у родителей (главным образом, матери): тревожность в отношении с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Гиперопекающее поведение родителей - чрезмерное оберегание - формирует в ребенке ощущение слабости, неуверенности, беззащитности перед опасным окружающим миром.
Ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной требовательностью родителей или их эмоциональным отвержением детей.
Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых.
Отсутствие условий для ролевой идентификации с родителем своего пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе.
Конфликтные отношения между родителями. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию усиливаться с возрастом. Особенно ранимы в этом смысле девочки в силу их большей восприимчивости по сравнению с мальчиками.
Психические травмы, обостряющие возрастную чувствительность детей, приводящие к возникновению ощущения опасности.
Психическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.
Также, большое количество страхов у детей, можно объяснить огромным появлением на телевидении агрессивных мультфильмов, кинофильмов и телепередач, что очень сильно воздействует на детскую психику.
В своем исследовании мы выполнили поставленную цель - выявили количество страхов у детей младшего школьного возраста.
Решили все задачи исследования:
Подобрали методы и методики, позволяющие осуществить диагностику наличия страхов у младшего школьника.
Провели анализ полученных результатов.
Сформировали психокоррекционный комплекс для работы со страхами младших школьников.
И подтвердили выдвинутую гипотезу исследования - у детей младшего школьного возраста количество страхов превышает норму, но правильно подобранная коррекционная программа будет способствовать эффективному преодолению страхов.
Экспериментальное исследование показало, что у детей младшего школьного возраста количество страхов превышает норму, что связано со сменой деятельности – игровая на учебную, с появлением новых обязанностей, забот, требований и появлением новых людей в окружении ребенка (педагоги, новые дети). Данную проблему можно решить с помощью коррекционной работы, что мы и сделали в нашем исследовании.
Список литературы
Азарова Т.В. Практикум по психологическим играм с детьми. – СПб., 2006. – 97 с.
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. - СПб., 2005. – 250 с.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М., 2003. – 212 с.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - М., 2006. – 78 с.
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 2000. – 310 с.
Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 2000 г. – 210 с.
Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство – терапия. – М., 2002. - 213 с.
Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 352 с.

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 2000 г. – с. 67

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 2000 г. – с. 68

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. - СПб., 2005. – с. 178-180

Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – с. 202

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - М., 2006. – с. 46-50

Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство – терапия. – М., 2002. – с. 197













29

1.Азарова Т.В. Практикум по психологическим играм с детьми. – СПб., 2006. – 97 с.
2.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. - СПб., 2005. – 250 с.
3.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М., 2003. – 212 с.
4.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - М., 2006. – 78 с.
5.Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 2000. – 310 с.
6.Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 2000 г. – 210 с.
7.Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство – терапия. – М., 2002. - 213 с.
8.Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 352 с.

Вопрос-ответ:

Какие цели и задачи ставились перед исследователями при проведении первичной диагностики страхов у детей младшего школьного возраста?

Основные цели и задачи исследования включали описание и анализ количества страхов детей этого возраста, выявление их причин и форм, а также проверку различных гипотез о влиянии разных факторов на уровень страхов.

Какие методы использовались при первичной диагностике страхов детей младшего школьного возраста?

Для проведения исследования применялся комплексный подход, включающий анкетирование, наблюдение и беседы с детьми, а также анализ публикаций по данной теме. Были использованы стандартные психологические методики, а также разработаны авторские анкеты и программы для диагностики и коррекции страхов.

Какие выявлены причины и формы страхов у детей младшего школьного возраста?

Анализ результатов исследования показал, что причинами страхов у детей младшего школьного возраста могут быть различные факторы, такие как тревожность, негативный опыт общения, стрессовые ситуации и недостаток поддержки со стороны взрослых. Отмечены такие формы страхов, как страх перед темнотой, одиночеством, животными, школой и другие.

Какая программа была разработана для психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста?

Была разработана специальная программа психологической коррекции страхов, которая включала разнообразные методики и упражнения. Она направлена на построение доверительных отношений с ребенком, снятие его тревоги, установление позитивного опыта общения и развитие его ресурсов для преодоления страховых ситуаций.

Какие изменения были зафиксированы в показателях страхов у детей младшего школьного возраста после применения программы психологической коррекции?

Анализ показал, что после применения программы психологической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста наблюдаются явные улучшения. Практически у всех детей зафиксировано снижение уровня страхов и повышение их адаптации в школе и социальной среде.

Какие задачи были поставлены перед исследованием в первой главе статьи?

В первой главе статьи были поставлены следующие задачи: провести первичную диагностику количества страхов детей младшего школьного возраста, сформулировать цели и гипотезу исследования, описать методы исследования.

Какие результаты были получены в первой главе статьи?

В первой главе статьи были получены следующие результаты: была проведена первичная диагностика количества страхов детей младшего школьного возраста, были описаны цели и гипотеза исследования, а также рассмотрены методы исследования.

Какие задачи были поставлены перед исследованием во второй главе статьи?

Во второй главе статьи были поставлены следующие задачи: провести вторичную диагностику количества страхов детей младшего школьного возраста, описать программу психологической коррекции страхов, проанализировать динамику показателей страхов в диагностируемой группе детей.

Какие результаты были получены во второй главе статьи?

Во второй главе статьи были получены следующие результаты: была проведена вторичная диагностика количества страхов детей младшего школьного возраста, описана программу психологической коррекции страхов, а также проанализирована динамика показателей страхов в диагностируемой группе детей. Из анализа видны явные улучшения, практически у всех детей.