Особенности знания о природе у детей с интеллектуальным недоразвитием.
Заказать уникальную курсовую работу- 55 55 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 29.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1.Знание как психолого-педагогическое явление
1.2. Направления формирования представлений о животных дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития
1.3. Методы и приемы формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста
1.4. Использование игры в процессе формирования и коррекции представлений о животных дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития
Выводы
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНООСТЕЙ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Обсуждение результатов
2.4. Рекомендации для воспитателей по формированию знаний о природе у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Под средним коэффициентом владения базовыми учебными действиями (Q) мы понимаем численное значение, полученное по формуле:
где n – количество испытуемых;
q – индивидуальный коэффициент владения базовыми учебными действиями:
где b – индивидуальное количество баллов;
B - максимальное количество баллов каждой серии;
Наряду с этим определялся критерий значимости для сравнения двух вероятностей с помощью наблюдаемых частот проявления признака - «И-критерия». Он вычислялся по формуле:
;
где
h1 и h2 – частота проявления признака в первой и второй группах;
h – частота проявления признака;
;
x1 и x2 – количество проявившихся признаков в первой и второй группах;
n1 и n2 – количество испытуемых в первой и второй группах.
Различие считалось значимым если И1,64 при 5%-ом уровне значимости.
2.2. Особенности владения знаниями о животных у дошкольников с недоразвитием интеллекта
Обработка результатов изучения особенностей владения знаниями о животных детьми дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта включает:
количественный и качественный анализ особенностей владения знаниями о животных детьми дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта;
комплексную характеристику особенностей применения знаний о животных в практике детьми дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта.
Полученные данные анализировались по трем направлениям:
- анализ особенностей владения знаниями о животных детьми дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта для каждой группы испытуемых;
- оценка динамики состояния сформированности знаний о животных у детей дошкольного возраста в зависимости от нахождения себя в группе испытуемых,
- выявление и комплексная характеристика единых уровней сформированности знаний о животных у детей с интеллектуальным недоразвитием.
Анализ полученных результатов позволил выделить уровни сформированности знаний о животных у детей с интеллектуальным недоразвитием, каждый из которых характеризуется интенсивностью проявления тех или иных характеристик когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.
Критериями, позволяющими судить о степени сформированности знаний о животных у детей с интеллектуальным недоразвитием, являлись: полнота знаний о животных, особенности операционной стороны когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, возможности применения действия в процессе учебной деятельности.
Учитывая вышесказанное, уровни сформированности знаний о животных у детей с интеллектуальным недоразвитием характеризуются следующим:
1 уровень - низкий.
Дети показывают животного, и, иногда, называют его (волк, лиса …). О своем опыте владения знаниями о животных имеют смутные представления: не могут ничего рассказать; рассказывают о сказочных персонажах; делятся своими впечатлениями от прочитанных педагогом сказок; выражают свое отношение к тому или иному сказочному персонажу в образе животного.
О жизни животных в природе практически ничего не знают. Сказочных персонажей в образе животных и реальными животными в природе не отождествляют. В образе животных видят только внешние атрибуты (окраску, рост, голос, амплитуду размаха лап, крыльев и т.д.). Навыки нравственного поведения в природе не сформированы.
Характерной особенностью владением знаниями о животных у ребенка является затрудненность в названии, как взрослого животного, так и его детеныша; узнавании животного по звукоподражанию. Ребенок затрудняется определить животное самостоятельно и с помощью педагога. Действия таких детей обосновываются правилами, инструкциями, требующих относительно длительного сосредоточения произвольного внимания, характеризующихся большим количеством ошибок. Следование плану и контроль не сформированы.
Задания, связанные с реализацией начальных логических операций, недоступны пониманию детей. Их действия сводятся к манипуляциям и называнию животных и картинок.
При выполнении заданий дети пассивны. Желание участвовать в эксперименте не демонстрируют. Встречая трудности, отказываются от работы. Помощь воспринимают только в виде действий по подражанию или совмещенных действий.
Вывод: программный материал ребенком не усвоен, он не в состоянии выполнить задания сам и с помощью педагога;
2 уровень - средний.
Дети показывают и называют животного. О своем опыте владения знаниями о животных - имеют первоначальные знания: с помощью педагога пытаются рассказать о животных; рассказывают о домашних животных (кошке, собаке); делятся своими впечатлениями от общения с домашними животными, выражают свое отношение к ним.
О жизни животных в природе практически ничего не знают. Домашних животных и животных в природе не отождествляют. В образе животных видят не только внешние атрибуты, но и выделяют повадки, характер животного. Формируются первоначальные навыки нравственного поведения в природе.
Характерной особенностью владением знаниями о животных у ребенка является узнавание животного по звукоподражанию, по сюжету сказки. Ребенок определяет животное самостоятельно. Действия таких детей спонтанны, обосновываются жизненным опытом общения с домашними животными. Однако, следование плану в составлении рассказа о животном и контроль не сформированы.
Задания, связанные с называнием животных и картинок переходят на эмоциональную сферу ребенка: он отождествляет образ сказочного персонажа животного мира с образом домашнего животного, живущего рядом с ребенком.
При выполнении заданий дети идут на контакт с педагогом. Демонстрируют желание участвовать в эксперименте, но быстро «отключаются», встречая трудности, отказываются от работы. Помощь воспринимают в виде совмещенных действий.
Вывод: ребенок затрудняется самостоятельно воспроизводить программный материал, необходима помощь педагога.
3 уровень - выше среднего.
Дети показывают и называют животного. О своем опыте владения знаниями о животных - имеют первоначальные знания, умения: самостоятельно пытаются рассказать о диких и домашних животных; делятся своими впечатлениями от общения с домашними животными, посещением зоопарка, выражают свое отношение к ним.
О жизни животных в природе имеют первоначальные знания. Отождествляют домашних и диких животных с животными сказок. В образе животных видят не только внешние атрибуты, выделяют повадки, характер животного, но и готовы обыграть образ животного в сюжетно-ролевой игре. Развиваются первоначальные навыки нравственного поведения в природе.
Характерной особенностью владением знаниями о животных у ребенка является самостоятельный рассказ (2-3 предложения) о животном, ребенок может закончить предложение
Действия таких детей обосновываются жизненным опытом общения с домашними животными, увиденным в зоопарке. Такие дети пытаются следовать плану в составлении рассказа о животном.
Задания, связанные с называнием животных и картинок переходят на эмоциональную сферу ребенка: он отождествляет образ сказочного персонажа животного мира с образом домашнего животного, живущего рядом с ребенком.
При выполнении заданий дети идут на контакт с педагогом. Демонстрируют желание участвовать в эксперименте, встречая трудности обращаются за помощью к педагогу, не отказываются от работы. Помощь воспринимают в виде сотрудничества.
Вывод: ребенок начинает выполнять задание самостоятельно, но периодически, обращается за помощью к педагогу.
4 уровень - высокий.
Дети показывают и называют животного. О своем опыте владения знаниями о животных - имеют прочные знания, умения: самостоятельно рассказывают о диких и домашних животных; делятся своими впечатлениями от общения с домашними животными, посещением зоопарка, просмотром телепередач о животных, выражают свое отношение к ним.
О жизни животных в природе имеют знания, которые пытаются расширить. Отождествляют домашних и диких животных с животными сказок, телепередач. В образе животных выделяют повадки, характер животного, описывают его внешнею и внутреннею стороны, воспроизводят звукоподражание на каждого животного, с желанием обыгрывают образ животного в сюжетно-ролевой игре. При общении с такими детьми определяются знания, умения, навыки нравственного поведения в природе.
Характерной особенностью владением знаниями о животных у ребенка является самостоятельный рассказ (до 5-6 предложений) о животном, ребенок может закончить, начатый педагогом рассказ.
Дети следуют плану в составлении рассказа о животном.
Когнитивная и эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с высоким уровнем взаимосвязана между собой: ребенок готов назвать животного и выразить к нему свое отношение
При выполнении заданий дети идут на контакт с педагогом. Демонстрируют желание участвовать в эксперименте, встречая трудности, пытаются самостоятельно их решить, продолжают работать. Помощь воспринимают в виде сотворчества.
Вывод: ребенок выполняет задание программы самостоятельно.
Представленная характеристика каждого уровня показывает, что только третий и четвертый уровни соответствуют наиболее полно сформированным действиям. Первые два уровня представляют собой лишь фрагментарные представления детей о некоторых изучаемых нами знаниях о животных, которые не позволяют детям успешно участвовать в процессе обучения. С этих позиций обратимся к результатам обследования сформированности знаний о животных детей старшего дошкольного возраста с диагнозом – задержка психического развития (ЭГ); с диагнозом – умственная отсталость (КГ).
Таблица 1.
Сравнительная характеристика представлений о природе в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента (в %).
Уровни До формирующего эксперимента. После формирующего эксперимента. низкий 60 0 средний 30 60 выше среднего 10 40 высокий 0 0
Таблица 2.
Сравнительная характеристика представлений о природе в контрольной группе до и после формирующего эксперимента (в %).
Уровни До формирующего эксперимента. После формирующего эксперимента. низкий 60 50 средний 40 50 выше среднего 0 0 высокий 0 0
Достаточное владение знаниями о природе в экспериментальной группе в ходе проведения коррекционного обучения по программе Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколовой Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», регистрируются как средний уровень у 60 % дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (до эксперимента 40%), и выше среднего уровня у 40% (до эксперимента 10%) , которые выполняют действия относительно самостоятельно, стремятся сделать это правильно, понимают смысл оценки. Они вкладывают много сил в правильное выполнение операционной стороны действия, хотя его значение, особенно дети со средним уровнем сформированности знаний о животных, часто понимают недостаточно.
2.3. Обсуждение результатов обследования сформированности знаний о животных детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Анализируя результаты таблицы 1 и 2, можно отметить следующее. До формирующего эксперимента в ответах детей ЭГ были представлены 3 уровня из 4 уровней (не представлен высокий уровень сформированности знаний о животных у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью). При этом большая часть дошкольников (60 %) не смогла справиться с заданиями. Другая группа детей сосредоточена на среднем и выше среднего уровнях (40%), что говорит об относительной сформированности у этих детей представлений о природе. В целом можно говорить о том, что перед формирующим экспериментом у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью практически не сформированы представления о природе.
Занятия по программе коррекционного обучения позволили повысить в процентном соотношении количество детей перешедших на более высокий уровень. В качественном отношении это выразилось в следующем: при ответах эти дошкольники самостоятельно могут выделить 3 – 6 признаков животного мира. Классифицируют животных также самостоятельно, но некоторые дети могут затрудняться при назывании получившихся видов животного мира. Дошкольников ЭГ отличает активность при выполнении заданий. Данные контрольного среза показывают изменения состояния представлений о природе после формирующего эксперимента. Из таблицы 1 видно, что 60% дошкольников экспериментальной группы перешли с «низкого» уровня сформированности представлений о природе на средний; 40% - выше среднего
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Данные сравнительного анализа результатов в экспериментальной и контрольной группе после формирующего эксперимента говорят о том, что результаты в экспериментальной группе превосходят данные, полученные в контрольной группе. Так на уровне «выше среднего» в экспериментальной группе сосредоточено 40% детей, а в контрольной группе – 20% детей. Например, дошкольники экспериментальной группы с помощью педагога находят основание для классификации видов животных, дают им название, узнают по звуку и отличают взрослого от детеныша. Также успешно выполняют подбор картинок к началу рассказа (о каком животном говорится). Выделяют существенные признаки животных (при сравнении диких и домашних животных).
В контрольной группе на уровне «выше среднего» также являлся результативным (20% детей). Однако ответы детей характеризовались меньшим старанием и умением.
На «среднем» уровне в экспериментальной группе находятся 60% детей, а в контрольной 40%. Но ответы детей сравниваемых групп отличались, так дошкольникам предлагалось 10 парных картинок с изображением животных и их детенышей, объединить взрослое животное и детеныша. Испытуемые экспериментальной группы более уверенно объединяли пары, чем их сверстники их контрольной группы.
2. После формирующего эксперимента, который был проведен в экспериментальной группе и был направлен на формирование представлений о природе, стало возможно выделить ряд существенных признаков, которые отличают испытуемых экспериментальной группы от контрольной:
- процесс выполнения заданий с помощью педагога, а в контрольной группе даже при педагогическом сопровождении дети не справлялись с заданием;
- проявление увлеченности в решении предложенных им задач, а в контрольной группе детям свойственна пассивность и растерянность;
- более точные знания о природе и животном мире;
- умение обращаться за помощью к экспериментатору и принимать ее в случае затруднений.
Представления о природе должны быть для ребенка с интеллектуальной недостаточностью разносторонними, но цельными. Впечатления, полученные на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ. А единство и разносторонность представлений о природе способствуют более точному пониманию значения слова-названия животного.
У умственно отсталого ребенка трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Отсутствие или неполноценность представлений о природе сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным животным. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение представлений о природе.
Игры на доступном материале позволяют умственно отсталым детям производить действия, основанные на зрительном, тактильном и двигательном представлениях, на их единстве и соотнесении этих представлений со словом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб., 2001.
Баряева Л.Б., Зарин А.П., Вечканова И., Загребаева Е. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-Пб.: Союз, 2001.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А-П., Соколовой Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», С-П. Издательство «Союз», 2001г.
Венгер Л. А., Дьяченко ОМ, Говорова Р.И., Цеханская Л.И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М; Просвещение. 1989г.
Веретенников С.А., Клыков А.А. «Четыре времени года». М., 1971
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: просвещение, 1980.
Выготский Л.С. Собр. соч. в б т. М.: Педагогика, 1983г.
Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» М. «Просвещение» 1978г.
Гаврилушкина О.П. . (Соколова П.Д. «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» : Программа для специальных дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1991 г.
Гаврилушкина О.П., Соколова П.Д. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». М.; Просвещение, 1980г.
Герасимова Е.О.. Данилина Г.С., Макарчук Н.А. «К гармонии с природой» (Методический комплекс работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста). СПб: Изд-во ЛОИИУ, 1995г.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб. 1996г.
Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития /Сост. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
Забрамная С. Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» М..; Просвещение, Владос, 1995г.
Знакомим дошкольников с миром животных /Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1995.
Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: просвещение, 1982.
Золотова Е. И. "Роль сравнения в ознакомлении детей с животными" «Дошкольное воспитание»,с.24,1971г.
Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1985.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001.
Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
Лучич М. В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1978.
Матасов Ю.Т. «Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы» Л: Изд. ЛГПИ, 1991г.
Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
Матвеева Н.Б. Состояние представлений о живом мире у умственно отсталых школьников младшего возраста // Дефектология. 1996. № 4
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.
Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников /Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб., 2000.
Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта /Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 1984. – С. 65-74.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1996.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М. «Просвещение»2000г.
Особенности познавательной деятельности и обучения УО детей дошкольного возраста /Сост. Н. Г. Морозова, Г. В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1978.
Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
Поваляева М.А. «Развитие речи при ознакомлении с природой». Оформление: «Феникс», 2002г.
Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. Залужской М. В. М., 1975; Воспитание дошкольника в труде. Под ред.В. Г. Нечаевой. М., 1974;
Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1986.
Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М, 1980.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
Терентьева Е.Ф. К программе знаний детей старшего дошкольного возраста о животных. Содержание обучения и воспитания в детском саду. - М., 1978.
Слепович ЕС. «Игровая деятельность дошкольников с ЗПР» М.: Педагогика, 1990г.
Сланская А.Е. «Природа для маленьких» Книга с играми и заданиями. БЕЛФАКС.2001г.
Приложение 1.
Анкета
Уважаемые педагоги, просим Вас ответить на нижеперечисленные вопросы на возможность определения уровней знаний, умений, навыков о животных у ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Подчеркните уровень (высокий, средний, низкий) сформированности когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка.
Ф.И. ребенка __________________________________________
Состояние знаний о животных
накопление знаний (усвоение, осмысление, чувства, необходимые для формирования убеждений).
переход знаний в убеждения и формирование на их основе мировоззрения.
претворение знаний и убеждений в конкретное поведение.
Таким образом, уровень сформированности эмоционально – положительного отношения к животным у ребенка:
- высокий; средний; низкий
Эмоционально-положительного отношения к животным
сформированность доброжелательных взаимоотношений с домашними животными.
сформированность положительных эмоций к животному миру, нравственных чувств и отношений к животным.
Таким образом, уровень сформированности эмоционально – положительного отношения к животным у ребенка:
- высокий; средний; низкий
Особенности нравственного поведения в природе
воспитание полезных навыков и привычек поведения;
ответственность, самоуважение и уважение к животным;
готовность оказать помощь животным в природе и стремление к ней;
доброта и отзывчивость;
готовность действовать в оказании помощи животным;
сформированность нравственных качеств и активности их проявления в поступках.
Таким образом, уровень сформированности нравственного поведения в природе у ребенка:
- высокий; средний; низкий
3
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошколь¬ного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
3.Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. МГУ, 1990
4.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т. – М., Педагогика, 1980— 610 с.
5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1985.
6.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детс¬ком возрасте. - М., 1968.
7.Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов – СПб.,2005.- 246 с.
8.Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2004
9.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
10.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982
11.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по опре¬делению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М., 2002.
12.Евтушенко И.В. Педагогические системы воспитания детей-сирот с отклонениями в интеллектуальном развитии: Программа учебной дисциплины высших учебных заведений. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005. – 19 с.
13.Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с.
14.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен /. – М., 2002
15.Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М: УРАО, 1998, - 176 с.
16.Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста. Автореф. дис…докт. пед. наук. – Л., 1984
17.Лучич М.В. Детям о природе. Книга для воспитателей детского сада. 2-е издание. – М., 1984
18.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2002.
19.Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. -М., 1999.
20.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.- с. 296
21.Медведева Е.А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве. Монография. - М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007. – 320 с.
22.Медведева Е.А., И.Ю.Левченко, и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М: изд. «Академия» , 2001. – 172 с.
23.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2000. – 203 с.
24.Певзнер М.С. Динамика развития детей-олигофренов / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский. – М.,1968. – 202 с.
25.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых
школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. -
М.: Академия, 2002.
26.Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных
образовательных учреждений VIII вида /А. Айдарбекова, В.Н. Белов,
В.В. Воронкова и др.; под ред. В.В. Воронковой. - М: Просвещение,
1999.
27.Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века. – М., 1986.
28.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977
29.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002 — 720 с.
30.Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2000
31.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб, заведений. / В.И. Лубовский, Т,В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.;
Под ред. В.И. Лубовского- 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2002.
32.Саморукова П. Систематизация знаний детей о природе.// Дошкольное воспитание, - М., 1973, - №4
33.Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991, №2.
34.Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое с состояние развития // Вопросы псимхологии, 1998, №1.
35.Хабибрахманова М.И., Николаева Т.В. Дидактические игры и занимательные упраж¬нения при обучении шестилетних детей. - Йошкар-Ола, 1987.
36.Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
37.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.. - М.: Академия, 2001.- 288 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности знания о природе можно наблюдать у детей с интеллектуальным недоразвитием?
У детей с интеллектуальным недоразвитием можно наблюдать определенные особенности в знании о природе. Им может быть сложнее усваивать информацию, абстрагироваться и обобщать знания. Они могут иметь ограниченный набор слов и понятий, что затрудняет их понимание и выражение мыслей о природе. Также они могут испытывать трудности в общении и взаимодействии с окружающим миром, что влияет на их способность к обучению и формированию представлений о животных и природе в целом.
Какие направления формирования представлений о животных существуют у детей дошкольного возраста с разным уровнем интеллектуального развития?
У детей дошкольного возраста с разным уровнем интеллектуального развития существуют разные направления формирования представлений о животных. Для детей с более высоким уровнем интеллектуального развития можно использовать более сложные и абстрактные задания, такие как классификация животных по определенным признакам, обсуждение и сравнение основных характеристик разных видов животных. Дети с более низким уровнем интеллектуального развития могут требовать более конкретных и наглядных заданий, таких как рассматривание и обозначение основных частей тела животных, их окраски и привычек. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать подход к их способностям и потребностям.
Какие методы и приемы можно использовать для формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием?
Для формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием можно использовать различные методы и приемы. Например, можно проводить наглядные занятия, на которых детям показывают и рассказывают о разных животных, их особенностях и привычках. Также можно использовать игровую деятельность, где дети могут имитировать животных, играть ролевые игры или рисовать и раскрашивать их. Словесные задания и упражнения тоже могут быть полезными, например, задания на запоминание названий и характеристик животных. Важно помнить о том, что каждый ребенок индивидуален и требует своего подхода к обучению.
Какие особенности знания о природе у детей с интеллектуальным недоразвитием?
Дети с интеллектуальным недоразвитием могут иметь ограниченные знания о природе из-за своих умственных особенностей. Они часто испытывают трудности в усвоении и запоминании информации, что может затруднять формирование представлений о животных и других аспектах природы.
Какие направления формирования представлений о животных существуют у детей с разным уровнем интеллектуального развития?
Дети с разным уровнем интеллектуального развития могут иметь разные направления формирования представлений о животных. Для детей с низким уровнем развития может быть полезно использование наглядных материалов и простых объяснений. Дети с более высоким уровнем развития могут быть вовлечены в более сложные задания, такие как классификация и сравнение разных видов животных.
Какие методы и приемы используются для формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста?
Для формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста могут использоваться различные методы и приемы. Например, можно проводить наблюдения за животными в природе или зоопарке, использовать наглядные пособия, проводить игры и задания на классификацию и распознавание животных.
В чем состоит роль игры в процессе формирования и коррекции знаний о животных?
Игра играет важную роль в формировании и коррекции знаний о животных. В процессе игры дети могут имитировать животных, изучать их поведение и особенности. Игра также позволяет развивать логическое мышление и воображение, что способствует более глубокому усвоению информации о животных.
Какие методы и приемы могут использоваться для формирования и коррекции знаний о животных у детей с интеллектуальным недоразвитием?
Для формирования и коррекции знаний о животных у детей с интеллектуальным недоразвитием могут использоваться такие методы и приемы, как использование наглядных материалов, простые объяснения, игровые элементы, индивидуальный подход к каждому ребенку и использование повторений и систематической практики.
Какие особенности знания о природе у детей с интеллектуальным недоразвитием?
У детей с интеллектуальным недоразвитием наблюдаются определенные особенности в формировании знания о природе. Они могут испытывать трудности в усвоении и обработке информации, а также в развитии логического мышления и абстрактного мышления. В связи с этим, важно проводить специальную психолого-педагогическую работу, направленную на развитие знаний о природе у этих детей.
Какие направления формирования представлений о животных у детей с разным уровнем интеллектуального развития?
Для детей с разным уровнем интеллектуального развития можно выделить различные направления формирования представлений о животных. Например, для детей с нарушениями интеллекта, работа может быть направлена на формирование элементарных представлений о животных, их названий и свойств. Для детей с более высоким уровнем интеллектуального развития, задачи могут быть более сложными, например, изучение биологических особенностей животных и их взаимодействия с окружающей средой.
Как игра может быть использована в процессе формирования и коррекции знаний о природе у детей с интеллектуальным недоразвитием?
Игра является эффективным средством формирования и коррекции знаний о природе у детей с интеллектуальным недоразвитием. В процессе игры дети могут учиться различать животных, узнавать их названия, распознавать их особенности и свойства. Также игра стимулирует развитие познавательных способностей, внимания и памяти у этих детей.