Отношение между учеником и учителем в Вальдорфской школе.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 10.03.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.История развития вальфдорской педагогики
2.Взаимоотношения между учеником и учителем в вальфдорской школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке "Рисование форм". Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. -"Да, это мы уже делали!", - говорят дети - "Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!" Наша цель - вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается. Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.
Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.
Преподавание в вальдофских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного(История педагогики как учебный предмет: (Международный опыт): Учеб. пособ./ Под ред. Салимовой К. И. – М.:Роспедагенство,1996). Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.
В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.
Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.
В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.
Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация — не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведённого теоретического анализа выявлены следующие характерные особенности вальдорфского обучения:
На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию.
Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.
Метод преподавания. Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам. Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Безрукова В.С. Педагогика.: Екатеринбург, 1994.
Беляев В.И., Шацкий С.Т. Эволюция представлений о целях воспитания. Педагогика, 1995.
Воробьева Ю.С. У истоков альтернативной высшей школы в России. Педагогика, 1994.
«Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
Кулаков В.Ф. Военная педагогика и психология. М.: Совершенство, 1998.
Лихачев Б.Г. Педагогика (курс лекций) М.: Прометей, 1993.
Митюров Б.Н. Славянские истоки педагогики А.Я.Коменского. Педагогика, 1995.
История педагогики как учебный предмет: (Международный опыт): Учеб. пособ./ Под ред. Салимовой К. И. – М.:Роспедагенство,1996. –232с.
Константинов Н. А., Медынский Е. Н, Шабаева М. Ф.. История педагогики. М.,1983.
Хрестоматия по педагогике. М., 1976.
«Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
Пинский, А.А. Вальдорфская педагогика. Антология / А.А. Пинский, В.К. Загвоздкин, С.А. Ловягин. - М.: Просвещение, 2003. — 494 с.
Роберт Т. Кэррол Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: «Диалектика», 2005. — С. 83.
Bierl, Peter: Die Anthroposophie Rudolf Steiners und die Waldorfpädagogik. 1999.
Jacob, Sybille-Christin und Drewes, Detlef: Aus der Waldorf-Schule geplaudert. Warum die Steiner-Pädagogik keine Alternative ist. Aschaffenburg: Alibri, 2001.
Prange, Klaus: Erziehung zur Anthroposophie — Darstellung und Kritik der Waldorfpädagogik. Bad Heilbrunn: Klinkhard, 2000.
Rudolph, Charlotte: WaldorfErziehung: Wege zur Versteinerung. DTV, 1988.
Wagemann, Paul-Albert und Kayser, Martina: Wie frei ist die Waldorfschule? W. Heyne Verlag, 2002.
http://www.waldorfschule.ru/pedagogics/
23
1.Безрукова В.С. Педагогика.: Екатеринбург, 1994.
2.Беляев В.И., Шацкий С.Т. Эволюция представлений о целях воспитания. Педагогика, 1995.
3.Воробьева Ю.С. У истоков альтернативной высшей школы в России. Педагогика, 1994.
4.«Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
5.Кулаков В.Ф. Военная педагогика и психология. М.: Совершенство, 1998.
6.Лихачев Б.Г. Педагогика (курс лекций) М.: Прометей, 1993.
7.Митюров Б.Н. Славянские истоки педагогики А.Я.Коменского. Педагогика, 1995.
8.История педагогики как учебный предмет: (Международный опыт): Учеб. пособ./ Под ред. Салимовой К. И. – М.:Роспедагенство,1996. –232с.
9.Константинов Н. А., Медынский Е. Н, Шабаева М. Ф.. История педагогики. М.,1983.
10.Хрестоматия по педагогике. М., 1976.
11.«Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
12.Пинский, А.А. Вальдорфская педагогика. Антология / А.А. Пинский, В.К. Загвоздкин, С.А. Ловягин. - М.: Просвещение, 2003. — 494 с.
13.Роберт Т. Кэррол Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: «Диалектика», 2005. — С. 83.
14.Bierl, Peter: Die Anthroposophie Rudolf Steiners und die Waldorfpadagogik. 1999.
15.Jacob, Sybille-Christin und Drewes, Detlef: Aus der Waldorf-Schule geplaudert. Warum die Steiner-Padagogik keine Alternative ist. Aschaffenburg: Alibri, 2001.
16.Prange, Klaus: Erziehung zur Anthroposophie — Darstellung und Kritik der Waldorfpadagogik. Bad Heilbrunn: Klinkhard, 2000.
17.Rudolph, Charlotte: WaldorfErziehung: Wege zur Versteinerung. DTV, 1988.
18.Wagemann, Paul-Albert und Kayser, Martina: Wie frei ist die Waldorfschule? W. Heyne Verlag, 2002.
19.http://www.waldorfschule.ru/pedagogics/
Вопрос-ответ:
Чем отличается Вальдорфская педагогика от традиционного образования?
Вальдорфская педагогика отличается от традиционного образования тем, что она полностью ориентирована на развитие ребенка во всех его аспектах: физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном. Вальдорфская школа ставит перед собой цель не только передать знания, но и помочь детям развить свою творческую и индивидуальную способности. Вальдорфская педагогика также основывается на уважении к естественному развитию ребенка и принимает во внимание его особенности и потребности на разных этапах жизни.
Какие задачи ставит перед собой Вальдорфская школа?
Вальдорфская школа ставит перед собой задачу создания благоприятной и гармоничной образовательной среды для развития ребенка во всех его аспектах. Основные задачи школы включают: развитие творческого мышления ребенка, формирование его духовных и нравственных ценностей, подготовку к самостоятельной жизни, развитие социальных навыков и умений, а также развитие физического здоровья и координации движений. Вальдорфская школа также ставит перед собой задачу формирования гармоничного отношения между учеником и учителем, основанного на взаимном уважении и доверии.
Каким образом взаимоотношения между учеником и учителем развиваются в Вальдорфской школе?
Взаимоотношения между учеником и учителем в Вальдорфской школе основаны на взаимном уважении, доверии и равноправии. Вальдорфский учитель ставит перед собой задачу быть не только знаниевым, но и воспитателем, наставником и проводником ребенка в мире знаний и творчества. Учитель в Вальдорфской школе относится к каждому ребенку индивидуально, учитывая его особенности, интересы и потребности. Взаимоотношения между учеником и учителем развиваются через сотрудничество, диалог и взаимопонимание. Учитель помогает ученику открыть свой творческий потенциал и развить его.
Какое значение имеет игра в кругу для детей первого класса в вальдорфской школе?
Игра в кругу важна для развития социальных навыков у детей, они учатся сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. Также она помогает ученикам воспринимать и взаимодействовать с геометрическими формами и фигурами через движение.
Что такое урок "Рисование форм" и как он помогает детям в освоении письма и чтения?
Урок "Рисование форм" позволяет детям воспринимать и взаимодействовать с линиями и геометрическими фигурами через движение. Это помогает им освоить основные элементы письма и чтения, так как движение является естественным способом овладения новыми навыками.
Какие основные принципы взаимоотношений между учеником и учителем применяются в вальдорфской школе?
Во вальдорфской школе основной принцип - это отношение учитель-ученик, основанное на уважении, доверии и поддержке. Учитель рассматривает каждого ученика как уникальную личность и помогает ему развить свои способности и таланты. Также применяется индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы учитывать его уровень развития и потребности.
Какое место занимает движение в обучении учеников в вальдорфской школе?
В вальдорфской школе движение играет важную роль в обучении. Он помогает детям воспринимать и взаимодействовать с учебным материалом через свое тело. Движение также способствует развитию физических, эмоциональных и когнитивных навыков у детей.
В чем особенность учебного процесса в первом классе в вальдорфской школе?
Особенность учебного процесса в первом классе в вальдорфской школе заключается в том, что дети переживают и экспериментируют с геометрическими формами и фигурами с помощью своего тела. Они играют в игры в кругу, двигаются по форме различных фигур и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение. Это помогает им развивать свою творческую и физическую активность, а также развивать свои способности и навыки.
Как развивается вальдорфская педагогика?
Вальдорфская педагогика была разработана австрийским философом и педагогом Рудольфом Штайнером в начале 20 века. Она предлагает интегрированный подход к обучению, который учитывает физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ученика. Учитель вальдорфской школы руководствуется принципом «функционального авторитета», при котором он является образцом для учеников, но не стремится к контролю и власти. Вместо классификаций и оценок, вальдорфская школа акцентирует внимание на развитии творческого мышления и самовыражения.