Электронный документооборот и электронная цифровая подпись
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 25.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие электронного документооборота и его значимость в правовом поле информации
2. Электронная цифровая подпись и ее использование в информационных системах
2.1 Условия использования электронной цифровой подписи
2.2. Деятельность удостоверяющего центра и особенности применения электронной цифровой подписи в различных системах
Заключение
Список литературы
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей, которыми удостоверяющие центры, работающие с участниками информационных систем общего пользования, заверяют выдаваемые ими сертификаты ключей подписей, обеспечивает возможность свободного доступа к этому реестру и выдает сертификаты ключей подписей соответствующих уполномоченных лиц удостоверяющих центров.
Важным моментом является то, что электронные цифровые подписи уполномоченных лиц удостоверяющих центров могут использоваться только после включения их в единый государственный реестр сертификатов ключей подписей. Использование этих электронных цифровых подписей для целей, не связанных с заверением сертификатов ключей подписей и сведений об их действии, не допускается.
Действие сертификата ключа подписи может быть приостановлено удостоверяющим центром на основании указания лиц или органов, имеющих такое право в силу закона или договора, а в корпоративной информационной системе также в силу установленных для нее правил пользования.
Период от поступления в удостоверяющий центр указания о приостановлении действия сертификата ключа подписи до внесения соответствующей информации в реестр сертификатов ключей подписей должен устанавливаться в соответствии с общим для всех владельцев сертификатов ключей подписей правилом. По договоренности между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи этот период может быть сокращен.
Действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа) приостанавливается на исчисляемый в днях срок, если иное не установлено нормативными правовыми актами или договором. Удостоверяющий центр возобновляет действие сертификата ключа подписи по указанию полномочного лица (органа). В случае, если по истечении указанного срока не поступает указание о возобновлении действия сертификата ключа подписи, он подлежит аннулированию.
В соответствии с указанием полномочного лица (органа) о приостановлении действия сертификата ключа подписи удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей сертификатов ключей подписей путем внесения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием даты, времени и срока приостановления действия сертификата ключа подписи, а также извещает об этом владельца сертификата ключа подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание о приостановлении действия сертификата ключа подписи.
Аннуляция сертификата ключа подписи происходит в связи с:
истечением срока его действия;
утратой юридической силы сертификата соответствующих средств электронной цифровой подписи, используемых в информационных системах общего пользования;
в случае, если удостоверяющему центру стало достоверно известно о прекращении действия документа, на основании которого оформлен сертификат ключа подписи;
по заявлению в письменной форме владельца сертификата ключа подписи;
в иных установленных нормативными правовыми актами или соглашением сторон случаях.
В случае аннулирования сертификата ключа подписи удостоверяющий центр оповещает об этом пользователей сертификатов ключей подписей путем внесения в реестр сертификатов ключей подписей соответствующей информации с указанием даты и времени аннулирования сертификата ключа подписи, за исключением случаев аннулирования сертификата ключа подписи по истечении срока его действия, а также извещает об этом владельца сертификата ключа подписи и полномочное лицо (орган), от которого получено указание об аннулировании сертификата ключа подписи.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц указанных органов, организаций.
Сертификаты ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти включаются в реестр сертификатов ключей подписей, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выдаются пользователям сертификатов ключей подписей из этого реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для удостоверяющих центров.
Порядок организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных лиц органов местного самоуправления устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов.
Корпоративная информационная система, предоставляющая участникам информационной системы общего пользования услуги удостоверяющего центра корпоративной информационной системы, должна соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для информационных систем общего пользования.
Порядок использования электронных цифровых подписей в корпоративной информационной системе устанавливается решением владельца корпоративной информационной системы или соглашением участников этой системы.
Содержание информации в сертификатах ключей подписей, порядок ведения реестра сертификатов ключей подписей, порядок хранения аннулированных сертификатов ключей подписей, случаи утраты указанными сертификатами юридической силы в корпоративной информационной системе регламентируются решением владельца этой системы или соглашением участников корпоративной информационной системы.
Таким образом, электронная цифровая подпись является удостоверяющим элементом, а также средством защиты электронного документа.
Заключение
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско - правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы обработки и передачи информации в соответствие с международными стандартами обусловили необходимость соответствующей трансформации в области документооборота. На современном этапе развития как мы выяснили, огромную роль играет применение электронного документооборота, который позволяет оперативно и точно регламентировать деятельность по созданию и движению документов.
Каждый документ проходит свой документооборот, однако для всех документов существуют следующие этапы документооборота:
составление документа в соответствии с установленными требованиями;
передача документа;
проверка и обработка принятых документов;
составление по документам учетных регистров;
сдача документов в архив.
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.
Электронная цифровая подпись. является подтверждением достоверности передаваемой при помощи электронно – вычислительных коммуникаций документов, а также свидетельством того, что она составлена и подписана должным образом уполномоченным лицом. Технология цифровой подписи позволяет защитить информацию от несанкционированного прочтения, изменения и подлога вне зависимости от степени защиты канала связи.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (1995 г.).// СЗ РФ 1994, № 32 ст. 3301., 1996 , № 9 ст. 773., № 34 ст. 26
Федеральный закон РФ от 10 января 2002г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»// Собрание законодательства 2002. - № 2. Ст. 127
Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995. № 24- ФЗ // СЗ РФ 1995. - № 8. Ст. 609
Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.02. № 184-ФЗ // Собрание законодательства 2002. - № 52. Ст. 5140
Постановление ГОСТ РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст «О принятии и введении ГОСТ РФ (вместе с унифицированной системой документации)
Информационное письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19 августа 1994г. .№ С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике"
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июня 1995 г . N С1-7/оз-316 о Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации"
Информационные системы.: Учебник / Под ред. проф. В.В.Дика. -М.: Финансы и статистика, 1996.
Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. М., 1996.
Зверева Е.А. Правовая информация как объект неимущественных гражданских прав. // Право и экономика 2003. - № 9. с.19-21
Копылов В.А. Информационное право. – М.: Юристъ, 1997
Косовец А.А. правовое регулирование электронного документооборота. // Вестник Московского университета. Серия 11 Право 1997. - № 4.C.32-37
Кузнецов В.К.Информационное право. – Новосибирск, 2003
Расколов М.М. Информационное право. – М.:Юристъ, 1999
Соловяненко Н. Совершение сделок путем электронного обмена данными ( Принципы правового подхода). // Хозяйство и право 1997. - № 6-7. С.28-31
1Косовец А.А. правовое регулирование электронного документооборота. // Вестник Московского университета. Серия 11 Право 1997. - № 4. С. 32
2Соловяненко Н. Совершение сделок путем электронного обмена данными ( Принципы правового подхода). // Хозяйство и право 1997. - № 6-7. С. 28
3 Зверева Е.А. Правовая информация как объект неимущественных гражданских прав. // Право и экономика 2003. - № 9. с.19
4 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ// Под ред. Садикова О.Н. – М.:Норма, 2005. С. 428
5 Косовец А.А. Указ. Соч. С. 33
2
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (1995 г.).// СЗ РФ 1994, № 32 ст. 3301., 1996 , № 9 ст. 773., № 34 ст. 26
2.Федеральный закон РФ от 10 января 2002г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»// Собрание законодательства 2002. - № 2. Ст. 127
3.Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995. № 24- ФЗ // СЗ РФ 1995. - № 8. Ст. 609
4.Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.02. № 184-ФЗ // Собрание законодательства 2002. - № 52. Ст. 5140
5.Постановление ГОСТ РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст «О принятии и введении ГОСТ РФ (вместе с унифицированной системой документации)
6.Информационное письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19 августа 1994г. .№ С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике"
7.Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июня 1995 г . N С1-7/оз-316 о Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации"
8.Информационные системы.: Учебник / Под ред. проф. В.В.Дика. -М.: Финансы и статистика, 1996.
9.Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. М., 1996.
10.Зверева Е.А. Правовая информация как объект неимущественных гражданских прав. // Право и экономика 2003. - № 9. с.19-21
11.Копылов В.А. Информационное право. – М.: Юристъ, 1997
12.Косовец А.А. правовое регулирование электронного документооборота. // Вестник Московского университета. Серия 11 Право 1997. - № 4.C.32-37
13.Кузнецов В.К.Информационное право. – Новосибирск, 2003
14.Расколов М.М. Информационное право. – М.:Юристъ, 1999
15.Соловяненко Н. Совершение сделок путем электронного обмена данными ( Принципы правового подхода). // Хозяйство и право 1997. - № 6-7. С.28-31
Вопрос-ответ:
Что такое электронный документооборот и какова его значимость в правовом поле информации?
Электронный документооборот - это процесс обмена и хранения документов, основанный на использовании информационных технологий. Значимость электронного документооборота в правовом поле информации заключается в том, что он обеспечивает возможность юридически значимого обмена документами в электронной форме, что гарантирует сохранность информации, ее аутентичность и надежность.
Что такое электронная цифровая подпись и как она используется в информационных системах?
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - это электронная форма подписи, которая обеспечивает уникальность, целостность и аутентичность электронного документа. ЭЦП используется в информационных системах для защиты информации от несанкционированного доступа, подделки или изменения.
Какие условия необходимы для использования электронной цифровой подписи?
Для использования электронной цифровой подписи необходимо иметь цифровой сертификат, выданный удостоверяющим центром. Также требуется специальное программное обеспечение для создания ЭЦП и подписания электронных документов. Важно также обеспечить сохранность криптографического ключа, который используется при создании подписи.
Что представляет собой деятельность удостоверяющего центра и в чем особенности применения электронной цифровой подписи в различных системах?
Удостоверяющий центр - это организация, которая выполняет функцию проверки и выдачи цифровых сертификатов. Особенности применения электронной цифровой подписи в различных системах заключаются в том, что они могут иметь свои специфические требования к использованию и проверке подписей, а также к формату и содержанию электронных документов, которые подписываются.
Единый государственный реестр чего ведет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти?
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет единый государственный реестр информационных систем, использующихся для электронного документооборота. В этом реестре содержится информация об информационных системах, их участниках, удостоверяющих центрах и других сведениях, необходимых для обеспечения безопасности и надежности электронного документооборота.
Что такое электронный документооборот и почему он имеет значимость в правовом поле информации?
Электронный документооборот (ЭДО) - это процесс обмена документами, осуществляемый с использованием электронных средств связи и электронных документов. Он позволяет ускорить и упростить процесс передачи информации, что является особенно важным в современном информационном обществе. Значимость ЭДО в правовом поле информации заключается в том, что он обеспечивает удостоверение подлинности документов, сохранение их целостности и конфиденциальности, а также возможность использования электронной цифровой подписи для подтверждения авторства и юридической значимости документов.
Что представляет собой электронная цифровая подпись и как она применяется в информационных системах?
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - это способ электронного подтверждения авторства и целостности документа. Она формируется с использованием криптографических алгоритмов и ключей, и позволяет организовать доверенные отношения между участниками электронного документооборота. ЭЦП применяется в информационных системах для подписания электронных документов и электронных сообщений, а также для подтверждения авторства и целостности этих документов в процессе передачи по открытым сетям связи, таким как Интернет.
Какие условия необходимы для использования электронной цифровой подписи?
Для использования электронной цифровой подписи необходимо иметь соответствующий сертификат, выданный удостоверяющим центром. Сертификат содержит информацию о владельце ЭЦП, его открытом ключе и сроке действия. Владелец ЭЦП должен также обладать соответствующей программно-аппаратной базой для работы с ЭЦП, например, криптографическими токенами или специализированными программами. Кроме того, необходима поддержка стандартов и протоколов криптографии в используемой информационной системе.
Что такое электронный документооборот и почему он важен в правовом поле информации?
Электронный документооборот - это процесс обмена электронными документами между участниками, который позволяет обеспечить юридическую значимость и сохранность этих документов. Он важен в правовом поле информации, так как обеспечивает достоверность, надежность и целостность документов, а также упрощает и ускоряет процессы ведения бизнеса и взаимодействия с государственными органами.