Эссе по статье "Бытовое поведение как историко - психологическая категория "Лотман Ю.Н.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Этнопсихология
  • 8 8 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 04.12.2007
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Новые идеалы нужно было всенепременно воплотить в жизнь, чем декабристы и занялись.
Один из последних важнейших пунктов эстетики декабризма – дух братства и товарищества. «Если круг «братьев» имел тенденцию сужаться до конспиративного, то на другом полюсе стояли "товарищи" - понятие, легко расширяющееся до «молодежи», «людей просвещенных».
При этом культ братства решает в стиле классической традиции «высокой дружбы ради общего служения Благому делу». «Не менее знаменательно, что родственно-приятельские отношения - клубные, бальные, светские или же полковые, походные знакомства - связывали декабристов не только с друзьями, но и с противниками, причем это противоречие не уничтожало ни тех, ни других связей».
Обозрев историческое, литературное, бытовое поведение декабристов, Лотман приходит к важному выводу, который мы процитируем полностью:
«Если поэзия декабристов была исторически в значительной мере заслонена творчеством их гениальных современников - Жуковского, Грибоедова и Пушкина, если политические концепции декабристов устарели уже для поколения Белинского и Герцена, то именно в создании совершенно нового для России типа человека вклад их в русскую культуру оказался непреходящим и своим приближением к норме, к идеалу напоминающим вклад Пушкина в русскую поэзию. Весь облик декабриста был неотделим от чувства собственного достоинства. Оно базировалось на исключительно развитом чувстве чести и на вере каждого из участников движения в то, что он - великий человек».

Заключение

Бытовой и исторический поступок человек-декабрист рассматривает как значимый для современников и потомков, как главное средство самовыражения своей гражданской позиции, как образ жизни.
Лотман прав: «декабристы строили из бессознательной стихии бытового поведения русского дворянина рубежа XVIII и XIX вв. сознательную систему идеологически значимого бытового поведения, законченного как текст и проникнутого высшим смыслом. Несмотря на то, что нельзя не заметить связи между бытовым поведением декабристов и принципами романтического миросозерцания, следует иметь в виду, что высокая знаковость (картинность, театральность, литературность) каждодневного их поведения не превращалась в ходульность и натянутую декламацию, а напротив - поразительно сочеталась с простотой и искренностью».
Новаторство статьи Лотмана в том, что он отклонился от исторической парадигмы мышления. Если ранее в науке было принято воспринимать деятельность декабристов (довольно однобоко!) только с позиции исторического подвига, то Лотман расширяет эти рамки: феномен декабристского поведения он рассмотрел как социальный и культурный, имеющий глубокие корни в русском дворянском обществе и развивающий повершенно новый тип социально активного человека.
Декабризм — это не просто исторический феномен. Это новый тип Личности, возникший в свою эпоху и существовавший вплоть до начала 20 века. Заслуга декабристов в том, что идеи, заимствованные ими из классицизма и романтической философии, были с легкостью перенесены в жизнь — в рамки реального бытового поступка и литературного текста.
























Литература

Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория).
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). М., 1995.
Азадовский М.К. Страницы истории декабризма. В 2х кн. Новосибирск, 1991 г.
Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (XVIII-первая треть XIX века). М., 1995.
Муравьева Л.М. Как воспитывали в старину русского дворянина. М., 1995.



































Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория).
Там же.
Подробнее об этом – в кн. Муравьева Л.М. Как воспитывали в старину русского дворянина. М., 1995.
Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория).
Там же.
Там же.
Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (XVIII-первая треть XIX века). М., 1995.
Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория).
Там же.
Там же.
Там же.
Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория).












2

1. Азадовский М.К. Страницы истории декабризма. В 2х кн. Новосибирск, 1991 г.
2. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория).
3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). М., 1995.
4. Муравьева Л.М. Как воспитывали в старину русского дворянина. М., 1995.
5. Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (XVIII-первая треть XIX века). М., 1995.

Вопрос-ответ:

Что такое бытовое поведение?

Бытовое поведение - это историко-психологическая категория, которая описывает поведение людей в повседневной жизни, в быту.

Какие идеалы декабристов нужно было воплотить в жизнь?

Декабристы стремились внести новые идеалы в жизнь, такие как свобода, равенство и братство.

Чем занимались декабристы для воплощения новых идеалов?

Декабристы занимались различными деятельностями, направленными на воплощение новых идеалов, в том числе они организовывали общественные организации, печатали и распространяли свои идеи, участвовали в политических мероприятиях.

Что такое дух братства и товарищества в эстетике декабризма?

Дух братства и товарищества был одним из последних важнейших пунктов эстетики декабризма. Он подразумевал объединение людей в братские сообщества, где важными ценностями были взаимопомощь, взаимовыручка и общность интересов.

Какое значение имеет культ братства в декабризме?

Культ братства был одной из основных составляющих стилевых черт декабризма. Он выражался в создании тесных, близких отношений между людьми, в объединении на основе общих идеалов и ценностей.

Какими идеалами были вдохновлены декабристы?

Декабристы были вдохновлены идеалами свободы, справедливости и равенства.

Какое значение имело понятие "братство" для декабристов?

Понятие "братство" было важным для декабристов, они стремились создать тесную дружескую связь и единство среди себя.

Какую роль играло понятие "товарищество" в эстетике декабризма?

Понятие "товарищество" было важным элементом эстетики декабризма. Оно олицетворяло идею солидарности и дружбы среди всех просвещенных людей и молодежи.

Что означало воплощение новых идеалов в жизнь для декабристов?

Воплощение новых идеалов в жизнь было необходимым для декабристов, они стремились изменить общество, создать более справедливое и свободное государство.