Национальные вариации архитектуры эпохи модерна
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 07.10.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Особенности стиля модерн.
Архитектура модерна в странах мира
Германия
Англия
США
Россия
Список литературы
Он всегда существовал одновременно с другими стилями проектирования. Его претензия на то, что он не является стилем, но базируется на вечных истинах и в то же время является стилем данной эпохи, была, по существу, противоречивой.
Преднамеренно или нет, он стал стилем, потому что материал и эмоциональные условия следующих десятилетий повлияли на архитекторов и проектировщиков, несмотря на их энергичные возражения против декора.
Последующая история этого стиля рассматривается в следующем разделе. После периода непопулярности теперь дома в стиле «современной архитектуры» привлекают внимание не только, как предшественники будущего, которыми они когда-то казались, но как редкие реликвии конкретного момента в истории. В Англии дом Гоулдфингера на Уиллоу Роуд, Лондон, и Хай Кросс Хаус, Дарлингтон, архитектора Лесказа открыты для публики, и восстанавливается несколько других домов этого периода с той тщательностью, с которой обычно реставрируют более старые здания. В Соединенных Штатах дом Вальтера Гропиуса в Линкольне, штат Массачусетс, несколько зданий Франка Ллойда Райта и дома Шиндлера-Чейса в Голливуде, Калифорния, относятся к все увеличивающемуся числу зданий, интерес к которым вышел за узкий круг архитекторов и распространился на более широкую публику.
Россия
Русский модерн зародился в творчестве группы художников, работавших в подмосковном Абрамцеве. Первые законченные образцы нового стиля появились в Петербурге и Москве с некоторым запозданием - на исходе 1890-х годов, сто лет назад.
Уже вскоре модерн решительно потеснил эклектику и получил в Петербурге массовое распространение. Сначала наиболее сильным было влияние идей и творчества австрийского мэтра Отто Вагнера. По мере становления петербургский модерн вбирал импульсы от английского Движения искусств и ремесел, немецкого югендстиля, бельгийского и французского Ар нуво. Структурные принципы нового стиля - единство свободного плана и разнообъемной композиции, органическая взаимосвязь частей - реализовались полнее всего в архитектуре особняков и некоторых общественных зданий (Витебский вокзал). У истоков модерна в Петербурге стояли В.Г. Барановский, В.В. Шауб, В.И. Шене, Р.Ф. Мельцер. Зрелая стадия отмечена оригинальными произведениями Ф.И. Лидваля, А.И. фон Гогена, В.П. Апышкова.
Петербургский модерн в основном избежал вычурных крайностей. Эталоном его можно считать сдержанно элегантные произведения Ф.И. Лидваля, который положил начало "северному" модерну, сложившемуся под воздействием шведского и финского национального романтизма. К этому же региональному варианту примыкали Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь, И.А. Претро. Новый стиль внес черты пластической экспрессии и напряженного динамизма в регулярную застройку Петербурга. Естественный камень и керамика, разнообразные по фактуре штукатурные поверхности обогатили архитектурную палитру города.
Модерн прошел стремительный путь от образной декоративной усложненности к ясной рациональности, геометризации и очищению форм. В его русле зародилось протоконструктивистское (протофункционалистское) направление, основанное на эстетическом осмыслении и выявлении новых каркасных конструкций. Эту линию новаторских исканий завершили работы Н.В. Васильева.
Период модерна совпал с мощным строительным бумом. Ежегодно в городе сооружались сотни жилых домов. Средоточием бурной урбанизации стала Петроградская сторона, которая до того времени сохраняла вид окраины. Строительная активность охватила и многие другие районы, включая исторический центр. Приметой эпохи стали новые типы зданий: банки и универсальные магазины, кинематографы и народные дома, жилые комплексы для рабочих. На периферии города, особенно в ландшафтной зоне, множилось число особняков и дач.
Стиль модерн оставил в Петербурге глубокий след. Более полутысячи зданий разного назначения представляют его многообразные стилевые вариации. Выразительные отточенные произведения часто соседствуют с откровенно подражательными постройками сниженного уровня, граничащими с кичем. Однако в целом петербургский модерн предстает значительным самоценным явлением. С ним связаны важные творческие открытия, раскрывающие роль нового стиля как родоначальника современной архитектуры.
Несмотря на широчайший размах строительства, историческая планировочная структура города не претерпела в тот период серьезных изменений. Лишь на Петроградской стороне и в других районах появился ряд небольших новых улиц, а в юго-восточном предместье не была доведена до конца попытка устройства города-сада – “Царского городка”.
Развитию модерна в России сопутствовало новое творческое осмысление пластических особенностей древнерусского зодчества. Это отразилось и в модернизированной версии “новорусского стиля”.
Одновременно в середине 1900-х годов архитекторы заново открыли неповторимую красоту старого классического Петербурга. Это “открытие” послужило сильнейшим стимулом к развитию неоклассического движения. Неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И все же это явление было специфически петербургским, основанным на собственных традициях. Поэтому его правомочно называть петербургским возрождением. Ведущие мастера этого направления – И.А. Фомин, Л.А. Ильин, В.А. Щуко, А.Е. Белогруд, М.М. Перетяткович, М.С. Лялевич – опирались не только на русский классицизм, но и на итальянский ренессанс, в котором видели первоистоки русской классики.
В конце 1900-х годов неоклассические тенденции носили явный оттенок модернизации. Ярче всего этот проявилось в творчестве Ф.И. Лидваля. Но в 1910-х годах неоклассика приобретала все более ретроспективный характер, также как и "новорусский стиль" (вплоть до иллюзии старины). Модерн отступал далеко на задний план. Всеобщее разочарование в стилевых новациях сопровождалось их огульной критикой. Это предрешило быстрый закат модерна и его драматическую судьбу.
На протяжении более полувека новый стиль оставался у нас эстетическим и даже политическим изгоем. Интерес к нему пробудился лишь в 1960-х годах. В наши дни его наследие приобрело повышенную актуальность для практической архитектурной деятельности. Многие архитекторы все чаще обращаются к историческим приемам и формам, ориентируются на своеобразный петербургский контекст, отдавая предпочтение модерну. Новый стиль начала века вновь, словно магнит, притягивает пристальное внимание.
Список литературы
Стернин Г.Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала 20 века. М.,1984.
Горюнов В.С., Тублин М.П. Архитектура эпохи модерна. М.,1992.
Ильина Т.В. Западно-европейское искусство. – М.: Высшая школа, 1983 г.
Иконников А.В. Архитектура Запада: мастера и течения. – М., 1992 г.
Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.
2
2.Горюнов В.С., Тублин М.П. Архитектура эпохи модерна. М.,1992.
3.Ильина Т.В. Западно-европейское искусство. – М.: Высшая школа, 1983 г.
4.Иконников А.В. Архитектура Запада: мастера и течения. – М., 1992 г.
5.Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.
Вопрос-ответ:
Что такое модерн в архитектуре?
Модерн в архитектуре - это стиль, который развился в конце XIX - начале XX века и имел свои особенности в разных странах. Он отличается от других стилей своей оригинальностью, использованием инновационных материалов и форм, а также уделяет большое внимание эмоциональной составляющей. Стиль модерн стремится к утопическим идеалам, к объединению искусств в единую гармонию.
Какие страны привнесли свои национальные вариации в архитектуру модерна?
Архитектура модерна развивалась адаптивно в разных странах, поэтому имеет свои национальные особенности. Примеры стран, привнесших вклад в архитектуру модерна, включают Германию, Англию, США и Россию.
Какие особенности имеет архитектура модерна в Германии?
Архитектура модерна в Германии характеризуется использованием прямых линий, геометрических форм и простых объемов. Особое внимание уделяется деталям и отделке зданий. Важными представителями модерна в Германии были архитекторы Петер Беренс, Вальтер Гропиус и Ханс Зиммер.
Какие черты присущи архитектуре модерна в Англии?
В архитектуре модерна в Англии можно выделить использование декоративных элементов и орнаментов, а также компоновку окон и элементов фасада. Часто используются материалы, такие как кирпич, камень и металл. Заметным представителем архитектуры модерна в Англии был архитектор Чарлз Реньи Маккинтош.
Какие характерные особенности можно выделить в архитектуре модерна в России?
Архитектура модерна в России характеризуется использованием локальных материалов, таких как кирпич и дерево, а также довольно сложной орнаментикой. Стиль модерна в России получил название "стиля модерн". Он сильно влиял на развитие архитектуры в стране и оставил свой след в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург.
Какие особенности имеет стиль модерн в архитектуре?
Особенности стиля модерн в архитектуре включают использование изысканных форм и линий, призванных передать эстетическое воздействие, а также учет функциональности зданий. Характерными чертами являются использование натуральных материалов, декоративные элементы, использование геометрических фигур и асимметрии в дизайне. Также стиль модерн включает элементы, вдохновленные природными формами и мотивами.
Какая роль архитектуры модерна в разных странах?
Архитектура модерна играла важную роль в разных странах. В Германии, например, она стала символом нового национального самосознания и выражением индустриального прогресса. В Англии модерн был связан с идеалами романтизма и возвышенностью. В США модерн стал символом силы и роскоши, смешивая классические и современные элементы. В России модерн был связан с культурным просветительством и стремлением к новому и прогрессивному. В каждой стране архитектура модерна имела свои особенности и вкладала определенные символы и значения.
Какие мировые и региональные вариации архитектуры модерна существуют?
Мировые и региональные вариации архитектуры модерна различаются в зависимости от географического местоположения и культурных особенностей каждой страны. Например, в Германии архитектура модерна характеризуется использованием брикеля (блок из кирпича и бетона) и появлением новых материалов, таких как железо и стекло. В Англии модерн выражается через уникальные формы и узоры, вдохновленные природой и готическим стилем. В США архитектура модерна выражает мощь и силу через использование элегантных форм и декоративных элементов. В России модерн сохраняет свою ориентацию на классические формы, но также добавляет элементы национального фольклора и духовности.