Культурно-досуговая деятельность в системе семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 88 88 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 06.12.2008
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания детей дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности.
1.1. Понятие системы семейного воспитания.
1.2. Психолого-возрастные особенности детей дошкольного возраста, как объекта семейной педагогики.
1.3. Формы культурно-досуговой деятельности в системе воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по главе 1:
Глава 2. Реализация потенциала культурно-досуговой деятельности, как средства семейного воспитания детей дошкольного возраста.
2.1. Анализ практики семейного воспитания детей дошкольного возраста в культурно-досуговой сфере.
2.2. Исследование потребностей организации семейного досуга взрослых.
2.3. Методы и формы работы с родителями.
Выводы по главе 2:
Глава 3. Практическая часть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Цели семейного клуба «Радуга»
возрождение и укрепление отечественных традиций семейной и родительской культуры;
укрепление семьи путем развития культуры семейных отношений на основе российской культурно-исторической и духовной традиции;
содействие повышению престижа материнства и отцовства в обществе;
пропаганда здорового образа жизни;
организация семейного досуга;
содействие формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию оздоровительных, терапевтических и педагогических методик, традиционных форм воспитания;
помощь в осмыслении воспитательного потенциала отечественной культуры;
приобщение детей и родителей к истокам православной культуры, отечественным духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям.
Занятия в семенной клубе «Радуга» посещают большое количество семей. Многолетний опыт реализации программы показывает, что для таких семей становится характерно:
благоприятный психологический настрой обоих супругов в отношении рождения детей (многодетные семьи составляют около 15% от общего числа семей);
единение супругов во время беременности, заинтересованная и ответственная позиция не только матери, но и отца в вопросах подготовки к беременности и родам, воспитанию ребенка;
общий оздоровительный эффект в отношении всех членов семьи;
длительное сохранение грудного вскармливания (минимум до 1 – 1,5 лет);
грамотное применение нелекарственной терапии при заболеваниях детей, регулярные оздоровительные занятия с ребенком, начиная с младенчества;
активная педагогическая позиция родителей в семье, вдумчивое и избирательное отношение к образовательным технологиям;
углубление и расширение дошкольного образования силами семьи при поддержке Клуба «Радуга» на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и культурно-исторических традиций.
Об эффективности и содержательной значимости Программы Клуба также свидетельствуют следующие факты:
80% родителей, ранее не желавших иметь еще одного ребенка, теперь с надеждой и радостью этого хотят, так как осознают не только проблемы, но и радость материнства и отцовства;
87% родителей, прошедших обучение по одному из направлений деятельности Центра, приходят и на последующие курсы, приводят в «Рождество» своих детей, их бабушек и дедушек.

Основные направления деятельности:





Рисунок 1. Основные направления деятельности центра «Рождество» при семейном клубе «Радуга»








Рисунок 2. Структура и содержание основных направлений деятельности.
В настоящее время перед семейным клубом «Радуга» стоит ряд задач перспективного развития:
организация детского центра типа детского сада для детей, родители которых заинтересованы в реализации педагогической программы «Традиция», но не имеют возможности посещать студийные занятия;
разработка программ для детей школьного возраста (в проектах: семейная фольклорная студия на основе народной песенной культуры, краеведческий отряд, культурологические программы);
организация оборудованных мастерских (гончарное дело, «светелка» для женского рукоделия, обработка дерева и пр.);
обучение педагогов методике организации занятий с детьми от 1,5 до 7-8 лет по авторской программе «Традиция», создание методического центра;
создание этнографического уголка семейного быта русского дома и интерактивной экскурсионной программы на его основе;
создание научно-методического совета.
Клуб «Радуга» обладает большим потенциалом творческого развития и готов стать городской площадкой медико-педагогической и культурно-образовательной поддержки семьи, основанной на фундаменте отечественных традиций и современных научных знаний.
Решение перспективных задач впрямую зависит от состояния материально-технических условий деятельности клуба. В настоящее время «Радуга» нуждается в новом помещении (площадью не менее 1000 кв.м). На сегодняшний день клуб «Радуга» не может самостоятельно решить данную проблему и нуждается в помощи организаций и лиц, заинтересованных в повышении роли семьи в обществе и решении проблем воспитания маленьких граждан Отечества.
Для реализации программы необходим комплекс помещений (не ниже 1 этажа):
4 зала с ковровым покрытием.
Трапезная.
Гимнастический зал
Туалетные комнаты.
Методический кабинет.
Кабинет администрации.
Кабинеты для консультаций специалистов.
Помещения под мастерские.
Помещение для этнографической коллекции.
Игровая комната.
Библиотека.
2 - кладовые.
Направления досуговой деятельности.
Семейный клуб «Радуга» имеет многолетний опыт проведения семейных лагерей и выездных семинаров в различных уголках России и ближнего зарубежья. Их спецификой является направленность на отечественные традиции воспитания и родительской культуры с учетом разновозрастных потребностей каждого члена семьи - дошкольников, школьников, родителей.
Летние семейные выезды. Летние лагеря позволяют поближе узнать друг друга, найти новых друзей и единомышленников, формировать дружественную среду межсемейного общения.
Выездные семинары проводятся несколько раз в году, при участии «Фонда социальной поддержки» в Ленинградской области.
Педагогический коллектив клуба считает, что одним из выходов сложной культурной и духовной реальности, сложившейся вокруг детей и подростков в Санкт-Петербурге, является помощь в создании дружественной социально-культурной среды межсемейного общения. Поэтому по форме летние лагеря и выездные семинары клуба «Радуга» - всегда семейные.
Особое внимание в организации и проведении семейных лагерей и выездных семинаров специалисты центра уделяют программе мероприятий, проводимых в период выездов. Программа выездных семинаров и летних лагерей строится с учетом интересов всех возрастных категорий выезжающих.
В период с 1997 по 2008 год центром поддержки семьи были проведены следующие летние лагеря и выездные семинары:
Таблица 1.
План мероприятий для детей и родителей

"Закваска к Масленице " (выездной семинар для родителей с детьми) 29 февраля - 2 марта 2008г. "Погружение в осень" (выездной семинар для родителей с детьми) 26-29 октября 2007г. "Куликово поле" (летний семейный палаточный лагерь) 22-29 июля 2007г. "Поэзия Крыма " (летний семейный лагерь в Крыму) 16-30 июня 2007г. "Кухня и культура " (выездной семинар для родителей с детьми из цикла "Закваска к Масленице") 9-11 февраля 2007г. "Осень - щедрая пора" (выездной семинар для родителей с детьми) 6-8 октября 2006г. "Суздаль - город мастеров" (выездной летний семинар) осень 2006г. "Куликово поле " (летний семейный палаточный лагерь) июль 2006г. "Греческий след " (летний семейный лагерь в Крыму) 16-29 июня 2006г. "Масленичные забавы." (выездной семинар для родителей с детьми) 03-05 марта 2006г. "Потеха - делу не помеха." (выездной семинар для родителей с детьми) 28-30 октября 2005г. "Крым - города герои" (летний семейный лагерь) 16-30 июня 2005г. "Кукла - лицо народа" (кукла в жизни наших детей: наши первые игрушки). 25-27 февраля 2005г. "Дитя под сердцем" (выездной обучающий семинар для молодых семей, ожидающих ребенка) 22-28 ноября 2004г. "Сказки осеннего леса" (оздоровительные и познавательные прогулки и "сказочные вечера" для детей и их родителей) 15-17 октября 2004г. "Суздаль - город мастеров" (выездной летний семинар для родителей с детьми 4-5 лет). 27-29 августа 2004г. "Загадки Крыма" (летний семейный лагерь) 13-26 июня 2004г. "Весенние дорожки" (оздоровительные и закаливающие методики для всей семьи). 23-25 апреля 2004г. "Игра - дело серьезное" (игровой тренинг для родителей, подвижные игры с детьми, масленичные забавы, реконструкция "взятия снежной крепости") 13-15 февраля 2004г. "Краски осени" (художественное восприятие окружающего мира - открываем в себе художников). осень 2003г. "Суздаль - суженная даль" (летний семейный лагерь) 22-29 июня 2003г. "Летние праздники" (как можно весело и интересно провести летний период). 23-25 мая 2003г. "Закваска к Масленице" (традиция празднования Масленицы на Руси). 28 февраля-2 марта 2003г. "Тропа здоровья" (оздоровительные и закаливающие методики для всей семьи). 11-13 октября 2002г. "Суздаль - город мастеров" (семейный летний лагерь) 29 июня-13 июля 2002г. "Свет Пасхи" (готовимся к празднованию Пасхи). 19-21 апреля 2002г. "Ключи к русской сказке" (психолого-педагогическое наследие русских сказок). 25-27 января 2002г. "Оздоровительный семинар" осень 2001г. "Загадочный мир русской традиции" (масленичные обряды и фольклорная традиция). 25-27 января 2001г. Путешествие в Балаклавскую долину" (летний семейный палаточный лагерь на берегу Черного моря) июль 1997г. "Закваска к Масленице " (выездной семинар для родителей с детьми) 29 февраля - 2 марта 2008г. "Погружение в осень" (выездной семинар для родителей с детьми) 26-29 октября 2007г. "Куликово поле" (летний семейный палаточный лагерь) 22-29 июля 2007г. "Поэзия Крыма " (летний семейный лагерь в Крыму) 16-30 июня 2007г. "Кухня и культура " (выездной семинар для родителей с детьми из цикла "Закваска к Масленице") 9-11 февраля 2007г. "Осень - щедрая пора" (выездной семинар для родителей с детьми) 6-8 октября 2006г. "Суздаль - город мастеров" (выездной летний семинар) осень 2006г. "Куликово поле " (летний семейный палаточный лагерь) июль 2006г. "Греческий след " (летний семейный лагерь в Крыму) 16-29 июня 2006г. "Масленичные забавы." (выездной семинар для родителей с детьми) 03-05 марта 2006г. "Потеха - делу не помеха." (выездной семинар для родителей с детьми) 28-30 октября 2005г. "Крым - города герои" (летний семейный лагерь) 16-30 июня 2005г. "Кукла - лицо народа" (кукла в жизни наших детей: наши первые игрушки). 25-27 февраля 2005г. "Дитя под сердцем" (выездной обучающий семинар для молодых семей, ожидающих ребенка) 22-28 ноября 2004г. "Сказки осеннего леса" (оздоровительные и познавательные прогулки и "сказочные вечера" для детей и их родителей) 15-17 октября 2004г. "Суздаль - город мастеров" (выездной летний семинар для родителей с детьми 4-5 лет). 27-29 августа 2004г. "Загадки Крыма" (летний семейный лагерь) 13-26 июня 2004г. "Весенние дорожки" (оздоровительные и закаливающие методики для всей семьи). 23-25 апреля 2004г. "Игра - дело серьезное" (игровой тренинг для родителей, подвижные игры с детьми, масленичные забавы, реконструкция "взятия снежной крепости") 13-15 февраля 2004г. "Краски осени" (художественное восприятие окружающего мира - открываем в себе художников). осень 2003г. "Суздаль - суженная даль" (летний семейный лагерь) 22-29 июня 2003г. "Летние праздники" (как можно весело и интересно провести летний период). 23-25 мая 2003г. "Закваска к Масленице" (традиция празднования Масленицы на Руси). 28 февраля-2 марта 2003г. "Тропа здоровья" (оздоровительные и закаливающие методики для всей семьи). 11-13 октября 2002г. "Суздаль - город мастеров" (семейный летний лагерь) 29 июня-13 июля 2002г. "Свет Пасхи" (готовимся к празднованию Пасхи). 19-21 апреля 2002г. "Ключи к русской сказке" (психолого-педагогическое наследие русских сказок). 25-27 января 2002г. "Оздоровительный семинар" осень 2001г. "Загадочный мир русской традиции" (масленичные обряды и фольклорная традиция). 25-27 января 2001г. Путешествие в Балаклавскую долину" (летний семейный палаточный лагерь на берегу Черного моря) июль 1997г. В каждом семинаре и летнем лагере приняло участия около 120 человек. Слушатели получили возможность отдохнуть семьями, получить различную информацию по вопросам воспитания и развития детей, и, конечно, встретить новых друзей.
Специальный курс для родителей «Семейная педагогика».
Цель настоящей программы — вернуть в жизнь семьи активное творческое начало, черпающее силу из народной традиции воспитания: умение матери и отца самостоятельно пестовать своего малыша, быть творцами развивающей среды в доме, грамотно сопровождать естественное развитие ребёнка.
Данная программа обобщает и представляет опыт многолетней работы клуба «Радуга» по возрождению российских педагогических традиций, основанных на православном опыте воспитания. Лекционно-практический курс, прежде всего, предназначен для родителей детей от 0 до 7 лет, осознающих значение активной позиции семьи для становления ребёнка в современном мире. Практика творческих семейных студий клуба «Радуга» (для детей и родителей по возрастным группам от 1,5 до 7 лет), массовых и домашних праздников, опыт создания внутрисемейного пространства сотворчества с ребёнком оказал влияние на методическую основу данной программы. Содержательное наполнение её основано на авторских разработках, опирающихся на народные традиции, педагогическое наследие выдающихся российских подвижников и учёных - Пирогова, Ушинского, Зеньковского и др., а так же на современный опыт возрождения нравственной педагогики.
Лекционно-практический курс состоит из 12 занятий, каждое продолжительностью 3-3,5 часа. Периодичность занятий - 1 раз в неделю, в течение 3-х месяцев.
Основные направления и содержание курса:
раскрытие творческого потенциала родителей;
раскрытие понятия "традиция", как способа передачи ценностно-значимого в культуре и жизни семьи;
психолого-педагогическое обоснование особенностей детского восприятия и видения мира, значения педагогического сопровождения родителями естественного развития ребёнка;
возрождение, осмысление и овладение традициями устного, прикладного, игрового и музыкального народного творчества;
приобщение родителей к секретам создания домашней и студийной творческой атмосферы, развивающей в ребёнке образное видение, личную активность и способность к сотрудничеству, внимание к миру природы и исконной жизнедеятельности человека, интереса к отечественной и христианской истории.
Формы деятельности
лекции;
беседы в кругу;
психологические игры;
детские календарные игры;
пальчиковые игры и сказки, потешки, пестушки;
рисование и "прочтение" детского рисунка;
лепка из различных материалов;
шитьё кукол и интерьерных деталей, трактовка сказок;
создание театральной формы сказки;
"театр в интерьере" (кукольная сказка);
пение, работа с голосом;
основы музыкального движения;
создание сценарного плана семейного праздника;
просмотр видеозаписей детских праздников и студийных занятий в клубе «Радуга»;
обсуждение домашних заданий.
Особенностью создания данной программы является не только ознакомление с готовым игровым и пр. материалом, но, прежде всего, установка на самостоятельное создание пальчиковых и подвижных игр, сказок, сценариев и т.п. на основе фольклорных и других текстов, ориентированных на конкретного ребёнка.





Выводы по главе 2:
Итак, результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является организация культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения и их родителей.
Семейный досуг - это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.
Сложившиеся противоречия между традиционными формами организации семейного досуга в учреждениях культуры и духовными потребностями современной российской семьи обуславливают необходимость выявления условий, способствующих совершенствованию деятельности клубных учреждений в процессе организации культурно-досуговой деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей современной российской семьи.
Основными направлениями деятельности семейных клубов являются:
внедрение комплекса методик, ориентированных на психологическую поддержку семьи, самопознание, раскрытие духовного и творческого потенциала ее членов, гармонизацию внутреннего состояния человека, оздоровление внутрисемейных и межличностных отношений;
обеспечение методологии организации занятий групп совместного творчества детей и взрослых с целью развития художественно-эстетического восприятия участников,
создание новых форм общения, совместного творчества и проведения семейного досуга. Занятия позволяют выразить себя и сформировать уважительное отношение к продуктам творчества других через переживание своего собственного опыта.
Программа семейного клуба «Радуга» представляет комплексный подход к процессу формирования и становления семьи, развитию ребенка и его отношений с окружающим миром с момента зачатия до школьного периода. По сути дела, «Радуга» – один из немногих в Санкт-Петербурге детско-родительских клубов, программа которого концептуально ориентирована на отечественные традиции семейной и родительской культуры.
Многолетний опыт реализации программы показывает, что для семей, посещающих клуб «Радуга», становится характерно:
общий оздоровительный эффект в отношении всех членов семьи;
активная педагогическая позиция родителей в семье, вдумчивое и избирательное отношение к образовательным технологиям;
углубление и расширение дошкольного образования силами семьи при поддержке Клуба «Радуга» на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и культурно-исторических традиций.
Семейный клуб «Радуга» обладает большим потенциалом творческого развития и готов стать городской площадкой медико-педагогической и культурно-образовательной поддержки семьи, основанной на фундаменте отечественных традиций и современных научных знаний.
Практическая часть.
Ознакомившись с программой работы семейного клуба «Радуга» нам необходимо приступить к практической работе:
1. Для начала работы мы взяли экспертное интервью у директора детского сада Романенко Людмилы Алексеевны:
Интервью с директором ДОУ № 8 «Радуга» Московского района г. С.-Петербурга. Директор Детского сада Людмила Алексеевна Романенко работает в данном учреждении уже 30 лет, из них 6 лет директором. Вот что она рассказала о своем Детском садике: по словам Людмилы Алексеевны Романенко - садик существует с 1965 года, в сентябре – октябре будет отмечаться сорокалетие. До 2003 года Детский сад был общеразвивающим. В 2007 году стал «Центром развития ребенка» — это высшая категория оценки детского сада. В садике работают различные специалисты: психолог, музыкальный руководитель, физрук, логопеды, специалисты изобразительной деятельности, эколог. Такое количество специалистов работает в семи группах. Группы переполнены, существует очередь для того чтобы попасть в садик. В виду того, что все специалисты имеют высшую категорию, то с детьми проводятся занятия согласно типовой программе для дошкольного развития. Помимо этого есть социальная программа, которая берется конкретно для нашего сада. Поскольку «Центр развития», требует особых усилий преподаватели работают сверх нормы, т.е. превышать стандарты. По оценке Департамента и экспертной группе Министерства образования очень высокого мнения о работе дошкольного учреждения. То есть детский сад на хорошем счету и высоком уровне в нашем районе. Они участвуем во всех конкурсах, которые проводятся администрацией нашего района среди детских дошкольных заведений. Неоднократно занимали призовые и даже первые места среди всех детских садов Московского района. Воспитанники идут учиться в школы Спб где высоко оцениваются преподавателями. Педагогический состав получает благодарности от руководства школ, где учатся выпускники детского сада.
Воспитательный процесс в Детском саду основывается на Васильевой «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». Это типовая программа, рассчитанная на конкретный возрастной уровень, включающая в себя: закаливающие мероприятия, физическое, устное, нравственное развитие и т. д. Эта программа охватывает все стороны жизни ребенка. Еще в 2007 году, мы начинали работать по ней, но время идет вперед, и детский сад работает сверх этой программы, потому что она издана очень давно. Хотя ее и переиздали в прошлом году, но существенных нововведений мы не видим. Существует пять приоритетных направлений работы: экологическое воспитание, охрана жизни и здоровья, физическое развитие, коррекционно-развивающее (существуют две логопедические группы для детей с нарушением речи), приобщение детей к художественной культуре. Отдельно в нашем саду существует экологическая лаборатория, где дети проводят опытно — экспериментальную работу, согласно своим индивидуальным возможностям, уровню развития, возрасту. Действует изостудия, оборудована комната сказок. Отдельно функционирует кабинет драматизации театрализованной деятельности. Все уголки детского сада используются с пользой.
По программе дети знакомятся с произведениями различных композиторов, слушают музыку, а также обучаются игре на простейших инструментах, таких как: металлофон, трещотки, бубны, металлические треугольники. Дети выступают оркестром на утренниках.
Особый аспект это охрана здоровья проходит согласно требованиям Санэпидемнадзора: облегченная одежда, прогулки, соблюдение режима, сухое массирующее обтирание твердыми варежками. Из оздоровительных мероприятий мы проводим, помимо закаливания, фитотерапию, витаминизацию третьего блюда аскорбиновой кислотой, точечные массажи и ежедневный контроль со стороны медицинского персонала.
Особое значение преподаватели уделяют нравственному воспитанию. В основном, общение детей друг с другом, с взрослыми, любовь к родному краю, селу, поселку — все это входит в понятие нравственное воспитание. В прошлом году мы провели методобъединение для заведующих детскими садами всего района именно по теме: «Воспитание гражданина».
В программе приобщения детей к истокам русской культуры, подразумевается программа Князевой О. Л. и Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры». В эту программу входит: ознакомление со стариной, предметами быта, образом жизни людей в деревне. Мы оборудовали специальную русскую избу, куда внесли все старые вещи: прялки, ушаты, есть даже русская печка. В горнице мы учим детей разным русским народным играм.
Задача подготовить руку к письму. Поэтому, по программе подготовки детей к школе, дети прорисовывают печатные буквы и занимаются изобразительной деятельностью: лепка, конструирование, рисование. Дети идут в школу подготовленными, все читают. Главное научить детей логически мыслить. У нас есть специалист, пока нештатный, дает дополнительные занятия по развитию логического мышления. Мы считаем, что главное подготовить детей именно в этом плане. В детском саду есть материалы, пособия, специальные программы, по которой она работает.
Возрастной ценз детей на воспитание и обучение в детский сад с полуторалетнего возраста. В саду несколько возрастных групп: две ясельные группы, две логопедические (для детей с нарушением речи) и дошкольные группы. В ясельных группах занимаются дети до трех лет, в дошкольных с трех до семи лет. В случае обнаружения нарушений речи у ребенка с пяти летнего возраста мы переводим его в логопедическую группу.
Группы комплектуются по санитарным нормам: в ясельных группах — до пятнадцати человек, мы стараемся не превышать, в дошкольных — до двадцати и логопедических — до пятнадцати человек.
Педагоги работают на пару с воспитателем. Одну группу ведут два педагога и младший воспитатель. Для занятий со специалистами группы разбиваются на подгруппы. Например, одна подгруппа занимается со специалистом по физкультуре или экологическому воспитанию, а другая подгруппа занимается с воспитателем другими занятиями. Сейчас готовится редакцию устава, куда внесут платные дополнительные услуги, выходящие за рамки нашего обучения: обучение иностранному языку, танцам и т. д.
Детский сад работаем пять дней в неделю с 07.00 до 19.00 часов, где- двенадцати часовой рабочий день, четырехразовое питание. Министерством здравоохранения и образования РФ нам рекомендовано определенное сбалансированное меню.
В ходе данного интервью мы выяснили интересующие нас вопросы и пришли к выводам, что:
Детский сад № 8 «Радуга» посещают 8 детей из многодетных семей. Кроме того, для эксперимента взяты еще 5 многодетных семей, дети которых по тем или иным причинам не посещают детский сад.
ВЫВОД:
Для дифференцированной организации форм работы в детском саду необходимо разделение родителей на категории.
Для привлечения родителей используются нетрадиционные формы работы.
В ДОУ совершенствуются и повышают свою квалификацию работники ДО.
Существует проблема детей с группой риска.
На основании сделанных выводов проводим анализ.
Анализ опытно-экспериментальных исследований по дифференциации форм работы с родителями.
Эффективность нетрадиционных форм работы и использование новых методов я решила проверить, используя их в другом дошкольном учреждении - детском саду № 8 «Радуга» г. С.-Петербурга.
Так как для дифференцированной организации форм работы в детском саду необходимо разделение родителей на категории, я провела тестирование родителей детей старшей группы детского сада с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе, используя тест, разработанный на базе ДОУ № 8 «Радуга» ( см. пр.№ 3).
В нашем исследовании принимали участие 140 детей и 140 родителей. По результатам анкет можно провести срез:

Срез ответов на вопросы: 1. Нравится ли Вам Ваш малыш? Ответили положительно 80 % опрошенных, из чего мы делаем вывод, что дети представляют особую ценность в семье и к ним относятся как к полноправным членам семьи. Отрицательных ответов не было, но 20 % опрошенных затруднились дать какой либо ответ. 2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? 35 % родителей ответили на вопрос «Да», «нет» - 65 % , что значит, в семье существует недопонимание детей и их мнение не является одним из важных в структуре при решении семейных вопросов. 3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит? На вопрос «положительно» ответили 65 % опрошенных, дети же на своих рисунках семьи рисовали родителей с открытыми глазами, лишь 25 %. Что позволяет сделать вывод о том, что родителям кажется, что они принимают участие в жизни детей, тогда как дети не воспринимают этого. 4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? – 97 % родителей ответили отрицательно на этот вопрос, предполагая, что данный аспект не характерен для их детей, а соответственно и не является проблемой. 5. Поправляете ли Вы речь ребенка? – 50% ответили «Да», 27%- «Нет» и 23% - не считаю нужным этого делать. Соответственно, исходя из данных, делаем вывод о второстепенном влиянии на становление речевых и культурных начинаний. 6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?- 60 % родителей считают ошибки не позволительными и позволяют себе ругать детей за неточности, что предполагает в развитии характера ребенка неустойчивости и нетерпимости в аспекте социальной значимости. 7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его? – 54% ответили «Да», 36% считают, что в этом нет необходимости и данный аспект выражает излишнюю эмоциональность и не способствует сближению родителей с ребёнком. 8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом? – 25% ответили «Да», что позволяет сделать вывод о незначительном положительном фоне, существующем в различных разноуровневых семьях. 9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? -45% ответ «Да», 55% ответ «Нет». 10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры? – 65% «Да», 35%- «Нет». 11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях? – 75% «Да», 25%- «Нет». 12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги? -99 % ответили «положительно». 13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему? -56 % ответили «Да», 44% - ответили, что это место уголок на кухне или в комнате родителей. Что соответственно говорит о недостаточно самостоятельном месте ребенка в собственной квартире родителей. 14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?30 % - ответили «Да», 50% -нет, 20 % воздержались. 15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком? 76 % - ответили «Да». 16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком? 100 % ответ –Да!


Характеристика родительских групп:
По результатам изучения родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа - со средним уровнем образованности и культуры родителей. Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности.
Так как, родители третьей категории имеют низкий уровень педагогической подготовки и психолого-педагогических знаний, именно на них была направлена коррекционная работа.
Конечно же, нельзя за одну встречу или беседу изменить отношение и поведение родителей. Поэтому наблюдение за этими родителями велось в течение четырех месяцев.
Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы с родителями мною использовались следующие активные формы работы:
1. Встреча с родителями “Педагогический калейдоскоп”;
2. “Вечер вопросов и ответов”;
3. Беседа-лекция на тему “Как воспитать своего ребенка удачником”.
Встреча с родителями “Педагогический калейдоскоп” проходила по следующему плану:
1. Решение педагогических ситуаций.
2. «Отгадайка».
3. Игра со зрителями.
4. Экспресс-опрос.
5. Узнай своего ребенка.
Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии, также были предложены ситуации, которые можно было решить только совместно с детьми. Подобные занятия позволяют лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, обратить внимание на недостатки в воспитании, принять дополнительные коррекционные меры воздействия, направить действия родителей в нужное русло. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера в нашем случае было обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых. На мой взгляд, подобные вечера приносят большую пользу, разрешая конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми, обучая родителей правильным путям решения проблем. «Вечер вопросов и ответов» проведенный в детском саду «Радуга», был построен следующим образом. Темой была выбрана актуальная проблема общения детей и взрослых в семье. Заранее, на родительском собрании, посвященному общению, были собраны интересующие родителей вопросы. На «Вечере...» родители услышали развернутые ответы.
План проведения этого занятия таков:
1. Консультация психолога «Общение взрослых и детей. Культура поведения».
2. Ответы на вопросы родителей.
3. Экспресс-опрос родителей.
4. Обыгрывание педагогических ситуаций детьми, решение педагогических ситуаций родителями.
5. Памятки для родителей.
Завершающим этапом работы было проведение лекции-беседы на тему «Как воспитать своего ребенка удачником». Это подвело заключительную черту под четырехмесячным наблюдением и исследованием категорий родителей и их поведения в зависимости от принадлежности к определенной категории.
По результатам исследований и наблюдений был составлен социальный паспорт детского сада № 8 «Радуга»:
1. Всего детей – 140.
2. Количество многодетных семей – 4;
в них детей – 12, в школе – 6, в д/с – 6.
3. Количество неполных семей – 19;
Матери-одиночки – 6, родители разведены – 13.
4. Количество малообеспеченных семей – 5;
в них детей – 7, в школе – 2, в детском саду – 5.
5. Неблагополучные семьи – 2;
в них детей – 2.
6. Семьи с детьми-инвалидами –4;
в них детей – 6, дети-инвалиды – 4.
7. Образование:
- высшее – 77;
- средне-специальное – 144;
- среднее – 21.
8. Безработных родителей – 18.
Завершил работу контрольный срез. Был предложен тот же самый тест, что и вначале исследования. Результаты повторного тестирования превзошли все ожидания. Они показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дифференцированный подход и использование нетрадиционных форм работы себя оправдывает. Если строить педагогическую и воспитательную работу с родителями в зависимости от категорий, то можно добиться высоких результатов. Самое главное — не останавливаться на достигнутом, а, совершенствуя и повышая квалификацию самих работников дошкольных учреждений, внедрять все новые и новые активные формы в работу с родителями в детские сады города. Использование новых форм и методов работы оправдали себя, и многие дошкольные учреждения города с успехом используют их в работе. Но остается проблема детей групп риска. И здесь главную роль должны сыграть социальные педагоги дошкольных образовательных учреждений. Но до сих пор, когда в систему образования давно вошли и укрепились в своем положении новые, и главное необходимые, профессии социального педагога, педагога дополнительного образования, педагога-организатора, многие дошкольные учреждения не имеют в штате сотрудников такой должности. Так из 60 дошкольных учреждений города С.Петербурга только 10 имеют в штате социального педагога. В остальных детских садах функции социального педагога выполняют методисты, воспитатели, заведующие. Но ведь для выполнения всех функций социального педагога на этой должности просто необходим квалифицированный специалист, который должен организовать работу в социуме: в учебно-воспитательном учреждении, по месту жительства, а главное — в семье. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, социальный педагог должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.
ВЫВОД:
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др.
Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.
Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты. Это было выявлено в ходе проводимой исследовательской работы. А если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего. На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, укрепит связь детских садов и микрорайонов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять социальный педагог, используя все полученные в ВУЗе знания на практике в работе с педагогами дошкольных учреждений, а главное — с родителями детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из основных целей, поставленных в дипломной работе, мы можем, учитывая результаты проведенного исследования сформулировать следующие выводы:
Во-первых, в настоящее время наиболее актуальной проблемой является организация культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения и их родителей; семейный досуг - это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.
Во-вторых, сложившиеся противоречия между традиционными формами организации семейного досуга в учреждениях культуры и духовными потребностями современной российской семьи обуславливают необходимость выявления условий, способствующих совершенствованию деятельности клубных учреждений в процессе организации культурно-досуговой деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей современной российской семьи.
В-третьих, основными направлениями деятельности семейных клубов являются:
внедрение комплекса методик, ориентированных на психологическую поддержку семьи, самопознание, раскрытие духовного и творческого потенциала ее членов, гармонизацию внутреннего состояния человека, оздоровление внутрисемейных и межличностных отношений;
обеспечение методологии организации занятий групп совместного творчества детей и взрослых с целью развития художественно-эстетического восприятия участников,
создание новых форм общения, совместного творчества и проведения семейного досуга. Занятия позволяют выразить себя и сформировать уважительное отношение к продуктам творчества других через переживание своего собственного опыта.
В-четвертых, важнейшей задачей современного дошкольного воспитания является создание нового типа свободной и ответственной личности, социально адаптированной к современным условиям, (т. е. социализированной), способной эффективно строить свою жизнь в демократическом обществе. В основе развития личности лежит становление индивидуальной системы отношений к миру. Человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей и интересов. В зависимости от оценок формируется определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельности личности. Складывается, таким образом, ценностное отношение — реальный стержень фактически всех жизненных устремлений личности. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос формирования у дошкольников ценностного отношения к семье.
Анализ литературы позволил выявить, прежде всего, духовно-нравственные основы ценностного отношения к семье. Ценностное отношение человека к миру — это одновременно процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса — познавательно-эмоционально-волевая позиция субъекта по отношению к определённым объектам действительности как к личностным ценностям. Было установлено, что процесс формирования ценностного отношения к знаниям, наиболее полно реализуется в концепции гуманистического воспитания и в технологии личностно-ориентированного обучения.
Концепция гуманистического воспитания помогла установить, что процесс формирования ценностного отношения к историческим знаниям возможен только при учёте личностных особенностей учеников и отказе в ориентировании на среднего ученика. Главная цель технологии личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей дошкольников. Основой личностно-ориентированного обучения является самостоятельность мышления и способ творческой работы, которую реализует сам дошкольник и родители. Постоянная активизация этих способов в ходе учения — основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления, что и показали результаты исследования. Анкетирование воспитателей показало, что они осознают важность формирования на занятиях у дошкольников ценностного духовно-нравственного отношения к семье, но, в тоже время, они сталкиваются с определёнными затруднениями.
Основываясь на анализе научной литературе по данной проблеме и результатах педагогического исследования, мы предложили следующие методы, способствующие формированию ценностного отношения к семье. Это — культурно-досуговые методы.
Таким образом, на основании проведенного нами исследования, можно утверждать, что формирование духовно-нравственного отношения к семье является необходимым компонентом в использовании методов культурно-досуговой деятельности в контексте личной значимости для каждого дошкольника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Àмонашвили Ш. À. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.
2. Àриарский М. À. Прикладная культурология. СПб., 1999.
3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М., 1991. – 300 с.
4. Бочаров В.Г. и др. Воспитательная работа со школьниками по месту жительства. М.: ВНШ, 1984.
5. Внешкольные учреждения / Под ред. Л.К. Балясной. М.: Просвещение, 1973.
6. Воспитание учащихся по месту жительства / Под ред. В. Г. Бочарова, М. И. Плоткина. М.: Просвещение, 1987.
7. Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1980.
8. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
9. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Педагогика, 1998. – 180 с.
10. Волощенко Г. Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск: Генезис, 2005. – 218 с.
11. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. № 5/6. — С.45-49.
12. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2. с. 114 — 123.
13. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. — № 11/12. — С.28-29.
14. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
15. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
16. Детская практическая психология / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.
17. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками: Учебное пособие. М., 2001.
18. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 231 с.
19. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.
20. Исаенко В. П. Детские объединения в клубах. М.: Советская Россия, 1987.
21. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
22. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2001.
23. Ковалёв С. В. Психология современной семьи.— М.: Сфера, 2006. 345с.
24. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Импульс, 2004. – 610 с.
25. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59.
26. Мудрик À. В. Социальная педагогика. М., 1999.
27. Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
28. Овчарова Р. Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Гардарика, 2006. – 460 с.
29. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2002.
30. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Т. 2. — М.: Владос, 2001.
31. Разумный В. À. Эстетическая деятельность клуба. М.: Советская Россия, 1988.
32. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М.: Мысль, 2004. – 301 с.
33. Сазонов Ю. Е. Город мастеров. М.: Педагогика, 1984.
34. Сатир В. Как устроить себя и свою семью. — М.: Дело, 2002. – 310 с.
35. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М. И.Кондакова. — М.: Педагогика, 1972.
36. Системный подход к организации воспитательной работы. — Н. Новгород, 2001.
37. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2003. – 377 с.
38. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
39. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
40. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
41. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
42. Социальная психология. М., 1975.
43. Социальная психология классов. М., 1985.
44. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
45. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М.:1987.
46. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с.
47. Фролова Г. И. Организация и методика работы советского детского клуба. Л.: ЛГИК, 1979.
48. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986.
49. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. – Пер. с англ. М., 1993.
50. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга: Монография. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.


Приложение № 1.
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?
а) слушаете передачи по радио и телевидению;
б) посещаете лекции для родителей;
в) на основе рекомендаций педагогов;
г) используете жизненный опыт.
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) приучение.
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?
а) словесная похвала;
б) подарки;
в) ласки.
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании?
а) физическое наказание;
б) словесная угроза;
в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды.
С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты следующего типа:
1. Нравится ли Вам ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры? и т.п.


Приложение 2.

Корреспондент: - Расскажите подробнее о нем?
Людмила Алексеевна: Наш садик существует с 1965 года, в сентябре – октябре будет отмечаться сорокалетие детского сада. До 2003 года наш Детский сад был общеразвивающим. В 2003 году мы стали «Центром развития ребенка» — это высшая категория оценки детского сада. У нас работают различные специалисты: психолог, музыкальный руководитель, физрук, логопеды, специалисты изобразительной деятельности, эколог. В садике семь групп. Группы переполнены, существует очередь. С детьми проводятся занятия согласно типовой программе для дошкольного развития. Помимо этого есть социальная программа, которая берется конкретно для нашего сада. Поскольку у нас «Центр развития», мы должны работать сверх нормы, превышать стандарты. Буквально на днях состоялась аттестация меня, как руководителя, а недавно со мной связалась начальник Департамента и сообщила, что экспертная группа Министерства образования очень высокого мнения о работе дошкольного учреждения, поблагодарила. То есть мы на хорошем счету и высоком уровне в нашем районе. Мы участвуем во всех конкурсах, которые проводятся администрацией нашего района среди детских дошкольных заведений. Неоднократно занимали призовые и даже первые места среди всех детских садов Московского района. Наши воспитанники идут учиться в школы Спб где высоко оцениваются преподавателями. Мы получаем благодарности от руководства школ, где учатся наши выпускники.
Корреспондент: — Вы упомянули программу М. А. Васильевой, в чем она заключается?
Людмила Алексеевна: Воспитательный процесс в Детском саду основывается на Васильевой «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». Это типовая программа, рассчитанная на конкретный возрастной уровень, включающая в себя: закаливающие мероприятия, физическое, устное, нравственное развитие и т. д. Эта программа охватывает все стороны жизни ребенка. Еще в 60-е годы, мы начинали работать по ней, но время идет вперед, и мы работаем сверх этой программы, потому что она издана очень давно. Хотя ее и переиздали в прошлом году, но существенных нововведений мы не видим. У нас пять приоритетных направлений работы: экологическое воспитание, охрана жизни и здоровья, физическое развитие, коррекционно-развивающее (существуют две логопедические группы для детей с нарушением речи), приобщение детей к художественной культуре. Отдельно в нашем саду существует экологическая лаборатория, где дети проводят опытно — экспериментальную работу, согласно своим индивидуальным возможностям, уровню развития, возрасту. Действует изостудия, оборудована комната сказок. Отдельно функционирует кабинет драматизации театрализованной деятельности. Все уголки детского сада используются с пользой.
Корреспондент: — Как проходят музыкальные занятия с детьми? На каких музыкальных инструментах занимаются дети?
Людмила Алексеевна: По программе дети знакомятся с произведениями различных композиторов, слушают музыку, а также обучаются игре на простейших инструментах, таких как: металлофон, трещотки, бубны, металлические треугольники. Дети выступают оркестром на утренниках.
Корреспондент: — Вы говорили об охране здоровья. А какие мероприятия проводятся по этому направлению?
Людмила Алексеевна: Охрана здоровья проходит согласно требованиям Санэпидемнадзора: облегченная одежда, прогулки, соблюдение режима, сухое массирующее обтирание твердыми варежками. Из оздоровительных мероприятий мы проводим, помимо закаливания, фитотерапию, витаминизацию третьего блюда аскорбиновой кислотой, точечные массажи и ежедневный контроль со стороны медицинского персонала.
Корреспондент: — Что вы имеете в виду под нравственным воспитанием детей?
Людмила Алексеевна: В основном, общение детей друг с другом, с взрослыми, любовь к родному краю, селу, поселку — все это входит в понятие нравственное воспитание. В прошлом году мы провели методобъединение для заведующих детскими садами всего района именно по теме: «Воспитание гражданина».
Корреспондент: — Вы говорили о программе приобщения детей к истокам русской культуры. Расскажите подробнее.
Людмила Алексеевна: Здесь подразумевается программа Князевой О. Л. и Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры». В эту программу входит: ознакомление со стариной, предметами быта, образом жизни людей в деревне. Мы оборудовали специальную русскую избу, куда внесли все старые вещи: прялки, ушаты, есть даже русская печка. В горнице мы учим детей разным русским народным играм.
Корреспондент: — Что делается в плане подготовки детей к школе?
Людмила Алексеевна: Наша задача подготовить руку к письму. Поэтому, по программе подготовки детей к школе, дети прорисовывают печатные буквы и занимаются изобразительной деятельностью: лепка, конструирование, рисование. Дети идут в школу подготовленными, все читают. Главное научить детей логически мыслить. У нас есть специалист, пока нештатный, дает дополнительные занятия по развитию логического мышления. Мы считаем, что главное подготовить детей именно в этом плане. У нас есть материалы, пособия, специальные программы, по которой она работает.
Корреспондент: — С какого возраста дети посещают детский сад?
Людмила Алексеевна: Мы принимаем детей на воспитание и обучение с полуторалетнего возраста. В нашем саду несколько возрастных групп: две ясельные группы, две логопедические (для детей с нарушением речи) и дошкольные группы. В ясельных группах занимаются дети до трех лет, в дошкольных с трех до семи лет. В случае обнаружения нарушений речи у ребенка с пяти летнего возраста мы переводим его в логопедическую группу.
Корреспондент: — Сколько человек в группе?
Людмила Алексеевна: Группы комплектуются по санитарным нормам: в ясельных группах — до пятнадцати человек, мы стараемся не превышать, в дошкольных — до двадцати и логопедических — до пятнадцати человек.
Корреспондент: — Сколько педагогов обычно ведут одну группу?
Людмила Алексеевна: Наши педагоги работают на пару с воспитателем. Одну группу ведут два педагога и младший воспитатель. Для занятий со специалистами группы разбиваются на подгруппы. Например, одна подгруппа занимается со специалистом по физкультуре или экологическому воспитанию, а другая подгруппа занимается с воспитателем другими занятиями. Мы сейчас готовим редакцию устава, куда хотим внести платные дополнительные услуги, выходящие за рамки нашего обучения: обучение иностранному языку, танцам и т. д.
Корреспондент: — Сколько дней в неделю вы работаете? Работаете ли вы в субботу?
Людмила Алексеевна: Мы работаем пять дней в неделю с 07.00 до 19.00 часов. У нас двенадцати часовой рабочий день, четырехразовое питание. Министерством здравоохранения и образования РФ нам рекомендовано определенное сбалансированное меню.

Приложение 3.
Вопросы Почти
всегда 1. Нравится ли Вам Ваш малыш?   2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?   3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?   4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?   5. Поправляете ли Вы речь ребенка?   6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?   7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?   8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?   9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?   10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры?   11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?   12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги?   13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка и пр.), которое отведено только ему?   14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?   15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком?   16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?   17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору?   18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?   19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием?   20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку?   21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха?  



Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Сфера, 2006.–345 с.
Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Гардарика, 2006. – 460 с.
Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Гардарика, 2006. – 460 с.
Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Сфера, 2006.–345 с.
Там же.
Там же.
Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Сфера, 2006.–345 с.
Там же.
Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Сфера, 2006.–345 с.
Там же.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Импульс, 2004. – 610 с.
Там же.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Импульс, 2004. – 610 с.
Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М.: Сфера, 2006.–345 с.
Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1991. – 300 с.
Детская практическая психология / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.
Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2. с. 114 — 123.
Там же.
Детская практическая психология / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.
Там же.
Детская практическая психология / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.
Там же.
Детская практическая психология / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.
Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1991. – 300 с.
Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1991. – 300 с.
Там же.
Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1991. – 300 с.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 231 с.
Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск: Генезис, 2005. – 218 с.
Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск: Генезис, 2005. – 218 с.
Там же.
Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск: Генезис, 2005. – 218 с.
Там же.
Волощенко Г.Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск: Генезис, 2005. – 218 с.
Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. № 5/6. — С.45-49.
Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
Детская практическая психология / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.
Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л.К. Балясной. М.: Просвещение, 1980.
Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками: Учебное пособие. М., 2001.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с.
Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2003. – 377 с.
. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. - М.: Сфера, 2006.–345 с.
. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. - М.: Сфера, 2006.– 321 с.
Ковалёв С. В. Психология современной семьи. - М.: Сфера, 2006.– 354 с.
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. С. 38.
Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. С. 118.
Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. С. 34.
Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. – Пер. с англ. М., 1993. С. 56.
Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. – Пер. с англ. М., 1993. С. 27.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Импульс, 2004. – 69 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Импульс, 2004. – 75 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Импульс, 2004. – 53 с.
. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – с. 42
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – с.39.
.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – с. 41.












2

1. Aмонашвили Ш. A. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1990.
2. Aриарский М. A. Прикладная культурология. СПб., 1999.
3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М., 1991. – 300 с.
4. Бочаров В.Г. и др. Воспитательная работа со школьниками по месту жительства. М.: ВНШ, 1984.
5. Внешкольные учреждения / Под ред. Л.К. Балясной. М.: Просвещение, 1973.
6. Воспитание учащихся по месту жительства / Под ред. В. Г. Бочарова, М. И. Плоткина. М.: Просвещение, 1987.
7. Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1980.
8. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
9. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Педагогика, 1998. – 180 с.
10. Волощенко Г. Г. Досуг: происхождение и развитие. – Омск: Генезис, 2005. – 218 с.
11. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. № 5/6. — С.45-49.
12. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2. с. 114 — 123.
13. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. — № 11/12. — С.28-29.
14. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
15. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.
16. Детская практическая психология / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Сфера, 2004. – 411 с.
17. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками: Учебное пособие. М., 2001.
18. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 231 с.
19. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.
20. Исаенко В. П. Детские объединения в клубах. М.: Советская Россия, 1987.
21. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
22. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2001.
23. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. — М.: Сфера, 2006.–345 с.
24. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Импульс, 2004. – 610 с.
25. Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59.
26. Мудрик A. В. Социальная педагогика. М., 1999.
27. Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
28. Овчарова Р. Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Гардарика, 2006. – 460 с.
29. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2002.
30. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Т. 2. — М.: Владос, 2001.
31. Разумный В. A. Эстетическая деятельность клуба. М.: Советская Россия, 1988.
32. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М.: Мысль, 2004. – 301 с.
33. Сазонов Ю. Е. Город мастеров. М.: Педагогика, 1984.
34. Сатир В. Как устроить себя и свою семью. — М.: Дело, 2002. – 310 с.
35. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М. И.Кондакова. — М.: Педагогика, 1972.
36. Системный подход к организации воспитательной работы. — Н. Новгород, 2001.
37. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2003. – 377 с.
38. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
39. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
40. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
41. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
42. Социальная психология. М., 1975.
43. Социальная психология классов. М., 1985.
44. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
45. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М.:1987.
46. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с.
47. Фролова Г. И. Организация и методика работы советского детского клуба. Л.: ЛГИК, 1979.
48. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986.
49. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. – Пер. с англ. М., 1993.
50. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга: Монография. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет культурно-досуговая деятельность в семейном воспитании детей дошкольного возраста?

Культурно-досуговая деятельность играет важную роль в семейном воспитании детей дошкольного возраста. Она способствует развитию познавательных, эмоционально-волевых и творческих способностей детей, формированию их культурных и моральных ценностей, а также укреплению семейных отношений.

Какие психолого-возрастные особенности детей дошкольного возраста должны быть учтены при организации культурно-досуговой деятельности?

При организации культурно-досуговой деятельности для детей дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности, такие как быстрое развитие речи, повышенная активность, интерес к игровой деятельности, стремление к самостоятельности и т.д. Такие особенности помогут создать условия для эффективного восприятия и усвоения культурных ценностей.

Какие формы культурно-досуговой деятельности могут использоваться в семейном воспитании детей дошкольного возраста?

В семейном воспитании детей дошкольного возраста можно использовать различные формы культурно-досуговой деятельности, такие как чтение книг, посещение музеев и выставок, походы в театр, занятия художественной деятельностью, игры на свежем воздухе и многое другое. Важно выбирать такие формы, которые соответствуют интересам ребенка и позволяют ему развиваться и узнавать новое.

Какие выводы можно сделать по главе 1 "Теоретические основы семейного воспитания детей дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности"?

По главе 1 "Теоретические основы семейного воспитания детей дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности" можно сделать следующие выводы: культурно-досуговая деятельность играет важную роль в семейном воспитании детей дошкольного возраста, необходимо учитывать психолого-возрастные особенности детей при организации данной деятельности, а также можно использовать различные формы культурно-досуговой деятельности для развития детей.

Какая роль культурно-досуговой деятельности в системе семейного воспитания детей дошкольного возраста?

Культурно-досуговая деятельность играет важную роль в системе семейного воспитания детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать интересы ребенка, формировать его эстетическое восприятие и творческие способности, расширять его кругозор и обогащать его культурным опытом.

Какие особенности детей дошкольного возраста нужно учитывать при организации культурно-досуговой деятельности в семье?

При организации культурно-досуговой деятельности в семье для детей дошкольного возраста необходимо учитывать их психолого-возрастные особенности. Например, дети в этом возрасте охотно воспринимают игровую и творческую деятельность, поэтому важно предлагать им разнообразные игровые и творческие задания.

Какие формы культурно-досуговой деятельности подходят для детей дошкольного возраста в семейном воспитании?

Для детей дошкольного возраста в семейном воспитании подходят различные формы культурно-досуговой деятельности. Например, это могут быть походы в театр, музеи, выставки; чтение книг и просмотр мультфильмов; занятия художественным творчеством и музыкой; игры и развлечения на открытом воздухе.

Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи "Культурно-досуговая деятельность в системе семейного воспитания детей дошкольного возраста"?

По главе 1 статьи "Культурно-досуговая деятельность в системе семейного воспитания детей дошкольного возраста" можно сделать следующие выводы: культурно-досуговая деятельность играет важную роль в системе семейного воспитания детей дошкольного возраста, она способствует развитию интересов и творческих способностей ребенка, а также формированию его эстетического восприятия и культурного опыта.

Какая роль культурно-досуговой деятельности в системе семейного воспитания детей дошкольного возраста?

Культурно-досуговая деятельность играет важную роль в системе семейного воспитания детей дошкольного возраста. Она помогает развивать у детей творческие способности, формировать навыки социализации, развивать интеллектуальные и эмоциональные сферы. Кроме того, проведение разнообразных культурно-досуговых мероприятий в семье способствует укреплению взаимоотношений между членами семьи и создает положительную атмосферу в семье.

Какие формы культурно-досуговой деятельности используются в системе воспитания детей дошкольного возраста?

В системе воспитания детей дошкольного возраста с помощью культурно-досуговой деятельности используются различные формы. Это могут быть посещение музеев и выставок, театральные постановки, походы на природу, чтение книг и сказок, рисование, музыкальные занятия, игры и многое другое. Важно подбирать такие формы, которые развивают интересы ребенка и соответствуют его возрастным особенностям.