Современное состояние мусульманской правовой системы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 21 21 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.02.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Источники мусульманского права
2. Особенности мусульманской правовой системы
3. Страны с мусульманской правовой системой
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Как и в Саудовской Аравии в Иране существуют организации хисба, которые имеют право привлечь к ответственности за нарушении правил общественного порядка, норм морали, правил торговли.
Правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Мусульманское право в этих странах менее выражено чем в Иране и Саудовской Аравии, но все же занимает достаточно большую нишу, и в последнее время пытается расшириться.
Нормы мусульманского права влияют на конституционное право и государственный механизм. Например, в Пакистане военный режим при отказе от всеобщих выборов обосновал это тем, что выбор не соответствуют основам ислама. В Ливии в 1977г. Коран заменил конституцию.
Правовая система Пакистана носит сложный характер. Большинство отраслей основано на английском общем праве, которое было принесено в период колониализма. Вопросы личного статуса, многие вопросы уголовного права регулируются кодифицированным мусульманским правом. У немусульманских общин в этой сфере действует их религиозное право (индуистское, каноническое). Население федерально-управляемой полосы племен во многом руководствуется обычным правом.
Судебная система Пакистана состоит из различных судов: общие гражданские, военные, административные, чрезвычайные и шариатские.
Во главе судебной системы Пакистана стоит Верховный суд, решения которого обязательны для всех судебных органов страны.
Суды низших инстанций организованы по округам и делятся на уголовные и гражданские.
Самостоятельную систему образуют постоянные военные суды.
В законодательном порядке могут быть учреждены административные суды или трибуналы, в основном для разбора дел государственных служащих (ст. 212 Конституции).
Пакистан имеет сложную систему мусульманского контроля и правосудия, представленную как самостоятельными органами, так и специальными подразделениями гражданских судов. В стране существует два органа, осуществляющие религиозный контроль за нормативными актами.
И в первой и во второй группах, мусульманское право продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.
3. Правовые системы Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).
Конституции этих стран устанавливает особое место ислама и мусульманского права в государстве. Например, устанавливается, что главой государства может быть только мусульманин. Источник законодательства – мусульманское право. Но все же наблюдается демократизация семейного законодательства в Ираке и Сирии.
В Конституции Афганистана в ст.3 говорится что в Афганистане не может быть принят ни один закон, противоречащий священной религии Ислам и ценностям, установленным Конституцией. Однако требования ислама нормы поставлены раньше, а значит, и выше по своему значению, чем даже ценности, установленные самой Конституцией.
В правовой системе Афганистана несмотря на преобладание элементов континентального права (нормативное правовое регулирование происходит в основном посредством законов и подзаконных правовых актов; присутствуют элементы кодификации законодательства т.д.), определенное место занимают и институты мусульманского права, а также институты обычного права.
Одной из особенностей афганского конституционного права является наличие института делегированного законодательства, которое выражается в наличии у высших органов исполнительной власти права издания законодательных указов.
В действующей Конституции институт делегированного законодательства реализуется следующим образом. Правительство в ситуации перерыва в работе Вулуси Джирги (нижней палаты Национального совета - парламента) в случае срочной необходимости может издавать законодательные указы, за исключением вопросов, связанных с бюджетом и финансовыми вопросами, которые после подписания их Президентом приобретают силу законов. Законодательные указы в 30-дневный срок со дня проведения первого заседания Национального совета должны быть направлены в него. Если данный законодательный указ будет отклонен Национальным Советом, он теряет законную силу.
Ввиду того, что в стране с 2001 до 2005 гг. отсутствовал парламент, в стране было развито «указное законотворчество», когда указом главы Временной (Переходной) администрации вводились новые законодательные положения или изменялись ранее действовавшие.
С избранием нового парламента (Национального совета), несомненно, будет переход от "указного законотворчества" к полноценному законодательному процессу, закрепленному Конституцией 2004г. В то же время можно предположить, что определенную роль будет играть институт делегированного законодательства - законодательных указов правительства.
Таким образом, в Афганистане соотношение элементов светского и религиозного права в настоящее время отражает результаты взаимного противостояния между светской государственной властью и духовенством и определялось логикой политического, а не правового развития. Можно говорить о наличии тенденции перехода от включения шариата в национальную правовую систему как самостоятельной части данной системы к «растворению» шариата в ней, учету в светском законодательстве лишь общих принципов, духа мусульманского права.
Несмотря на некоторое увеличение роли мусульманского права в настоящее время в Афганистане в перспективе можно говорить об усилении элементов светского права. Однако вполне возможно, что, учитывая мусульманские традиции страны, само светское право будет формироваться с учетом духа шариата и, возможно, закреплять некоторые юридические нормы (букву) шариата.
В то же время исторически сложившаяся неоднородность национальной правовой системы, включающей в себя элементы континентального светского права, мусульманского и обычного права, несомненно, в краткосрочной и среднесрочной перспективе не будет преодолена. В долгосрочной же перспективе под влиянием Запада возможна утрата афганской национальной правовой системой в своем содержании элементов мусульманского права и сохранение лишь упоминания о них на уровне деклараций, что будет характеризоваться как «форма без содержания.
4. Правовые системы Туниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Брачно-семейное законодательство этих стран отказалось от ряда норм мусульманского права: например, в Тунисе запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.
Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией, которая в свою очередь оказывает большое воздействие на общество.

























Заключение
Сегодня мировая интеграция, общность экономических интересов также оказывает воздействие на правовую среду мусульманских государств. Ими признаются многие принципы международного права. Наряду с консервативным шариатом в этих странах широко применяется национальное право, основанное на нормативно-правовых актах, исходящих от государства. Имеют место заимствования из романо-германской и англо-саксонской правовых систем.
Однако еще рано говорить об окончательном отмирании принципов древней правовой доктрины мусульман. Под воздействием политических, социальных и иных факторов модернизация время от времени сменяется обратными тенденциями. Фундаментализм возвращает актуальность нормам шариата. Возрождаются шариатские суды.
Мусульманское право, как живой организм, подвержено влияниям внешнего воздействия и внутренним импульсам. Очевидно, что Западная цивилизация должна осознавать важность этих процессов и считаться с ними.














Список литературы
Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. М., Аванта+, Аль-Фуркан, 2002.
Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: основные институты общей части: Дис. канд. ... юрид. наук. М., 1999.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. Пер.: Туманов В.А. - М.: Междунар. отношения, 1996.
Журавский А.В. Ислам. М., Весь мир, 2004.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв.Ред.проф. А.Я. Сухарев. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа "НОРМА - ИНФРА-М"), 2001.
Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 1995.
Ясин Камел. Источники мусульманского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1999.
Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права. / Журнал российского права, 2007, № 3.
Виташов Д.С. Источники мусульманского права в общей системе источников права Афганистана. / Международное публичное и частное право, 2006, № 5.
Юнусов Э.А. Права и обязанности человека в мусульманском мире / Туризм: право и экономика, 2006, № 5.
Сюкияйнен Л. Модернизация с опорой на Ислам. Политико-правовая система мусульманских стран сегодня. / www.islam.ru/pressclub/ analitika/moposa/www.islam.ru/lib/forpeople/medij/hutba/kabinosaz (17.02.2009).











21

1.Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. М., Аванта+, Аль-Фуркан, 2002.
2.Амин Омар Ахмед. Развитие уголовного законодательства Судана: ос-новные институты общей части: Дис. канд. ... юрид. наук. М., 1999.
3.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современ-ности. Пер.: Туманов В.А. - М.: Междунар. отношения, 1996.
4.Журавский А.В. Ислам. М., Весь мир, 2004.
5.Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв.Ред.проф. А.Я. Сухарев. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа "НОРМА - ИНФРА-М"), 2001.
6.Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 1995.
7.Ясин Камел. Источники мусульманского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1999.
8.Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права. / Журнал российского права, 2007, № 3.
9.Виташов Д.С. Источники мусульманского права в общей системе ис-точников права Афганистана. / Международное публичное и частное право, 2006, № 5.
10.Юнусов Э.А. Права и обязанности человека в мусульманском мире / Туризм: право и экономика, 2006, № 5.
11.Сюкияйнен Л. Модернизация с опорой на Ислам. Политико-правовая система мусульманских стран сегодня. / www.islam.ru/pressclub/ analitika/moposa/www.islam.ru/lib/forpeople/medij/hutba/kabinosaz (17.02.2009).

Вопрос-ответ:

Какие источники права существуют в мусульманской правовой системе?

В мусульманской правовой системе существуют следующие источники права: Коран, Сунна (примеры поведения Пророка Мухаммада), Иджма (согласие юристов на определенное правовое предписание) и Кияс (аналогия с уже имеющимися правилами).

Какие особенности отличают мусульманскую правовую систему от других систем права?

Одной из основных особенностей мусульманской правовой системы является тесная связь с религиозными принципами и нормами Ислама. В отличие от других систем права, мусульманская правовая система стремится обеспечить социальную справедливость и подчиняется принципам Корана и Сунны.

В каких странах существует мусульманская правовая система?

Мусульманская правовая система преобладает в странах, где Ислам является государственной религией. Некоторые из таких стран включают в себя Саудовскую Аравию, Иран, Ливию, Пакистан и Судан. В этих странах мусульманское право играет важную роль в правосудной системе и моральных нормах общества.

Какие организации в Иране имеют право привлечь к ответственности за нарушение правил общественного порядка?

В Иране существуют организации хисба, которые имеют право привлечь к ответственности за нарушение правил общественного порядка, норм морали и правил торговли.

Каковы особенности мусульманской правовой системы в Пакистане?

Мусульманская правовая система в Пакистане основана на шариате и предусматривает применение исламских правовых норм. Однако, в последние годы правительство Пакистана начало проводить реформы, с целью снять некоторые ограничения, связанные с мусульманским правом, и урегулировать отношения между религиозным правом и гражданским законодательством.

Какие являются источниками мусульманского права?

Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна (примеры и наставления пророка Мухаммеда), Иджма (согласие мусульманских юристов) и Кийас (аналогия).

Какие особенности имеет мусульманская правовая система?

Мусульманская правовая система отличается тесной связью религии и права, преобладанием шариата, установленного Кораном и Сунной, а также особыми институтами, такими как мадххабы (юридические школы) и муфтиаты (органы принятия правовых решений).

Какие страны имеют мусульманскую правовую систему?

Мусульманская правовая система преобладает в странах, где ислам является государственной религией. К ним относятся, например, Саудовская Аравия, Иран, Ливия, Пакистан и Судан.

Какие организации в Саудовской Аравии и Иране имеют право привлекать к ответственности?

В Саудовской Аравии и Иране существуют организации хисба, которые имеют право привлечь к ответственности за нарушения правил общественного порядка, норм морали и правил торговли.

Какие особенности имеют мусульманские правовые системы Ливии, Пакистана и Судана?

Мусульманское право в этих странах менее выражено, чем в Иране и Саудовской Аравии, но оно все равно оказывает значительное влияние на правовую систему и регулирование общественных отношений.

Какие являются основными источниками мусульманского права?

Основными источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, Иджма и Кияс.

В чем особенности мусульманской правовой системы?

Особенности мусульманской правовой системы включают основной акцент на религиозных и моральных нормах, применение шариата и уважение к традициям и культуре мусульманской общины.