Критика буржуазных семейных отношений и общественная мораль в романе Галсуорси "Собственник"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 21 21 страница
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 23.05.2005
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Творческая биография писателя
Творчество Голсуорси в контексте английской литературы
Роман «Собственник»: критика буржуазных семейных отношений и общественная мораль
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

По мысли Голсуорси, назначение Босини в том, чтобы показать своей смертью, что «собственность - пустая оболочка». Можно признать, что автор таким путем показывает моральное поражение Форсайтов, но, по существу, Красота и Свобода сдаются без боя, конфликта между ними и собственниками не происходит. Поиски причин этого приводят нас к выводу, что они таятся в противоречивом отношении автора к Форсайтам. Об этих противоречиях свидетельствует в основном образ старого Джолиона.
Человек искусства - идеал Голсуорси, но он обречен на трагический конец, ибо искусство, столь почитаемое автором "Собственника", не играет никакой роли в мире Форсайтов. Может быть, поэтому образ Боснии и получился у писателя несколько схематичным, мало похожим на живого человека. Соме довел его до гибели и тем одержал победу, которая оказывается моральным поражением Форсайта, ибо «собственность, по словам Голсуорси, - пустая оболочка».
Памятником Босини остается Робин-Хилл, построенный по его проекту. Джордж недаром назвал архитектора «пиратом». Он явился нарушителем спокойствия клана. И не судебное разбирательство сломило Босини, а удар, нанесенный его любви Ирэн. Так «белые вороны» обламывают крылья, а Форсайты старательно оберегают от посягательств Свободы ту социальную систему, которая гарантировала им преуспевание и власть. Они навсегда остались потребителями, не имея способности создавать, ибо эстетические и денежные ценности, по их убеждению, находились в тесной взаимосвязи.
При строительстве виллы Сомса подлинное искусство и его творец вступили в ожесточенный конфликт с собственничеством. Хотя Форсайты оценили художественные достоинства дома, созданного Босини в единстве архитектурного и природного начал, он постоянно напоминает им, что есть иная, непонятная жизнь, в которой истинные произведения искусства приносят радость и эстетическое наслаждение людям. Так, Творчество торжествует над стяжательством и жаждой денег, что, естественно, было воспринято Форсайтами как бунт.
Дав трезвый и проницательный анализ форсайтизма, выраженного в образах большинства Форсайтов, Голсуорси возвышает над ними старого Джолиона - собственника по своей сущности - за то, что в нем есть и нефорсайтские свойства: сердечная теплота, чувство юмора, умение мыслить отвлеченно и понимать Красоту. Эти истинно человеческие черты старого Джолиона, противоречащие нормам форсайтизма, не являются, однако, в изображении автора источником внутренней дисгармонии. Здесь таится зерно развившейся позднее мысли о совместимости подлинно человеческих чувств с бытием собственников, облагороженных, лишенных «крайностей» чувства собственности. В основу этого образа, по словам автора, положены черты его отца. Противоположные качества даны здесь в «сбалансированном» виде. «Он пронес через всю жизнь стремление к самому лучшему и в области материальной и в области духовной», - говорит автор о своем герое. Отвращение к авантюризму, осторожность, умеренность, мудрый расчет в финансовых делах, умение наслаждаться красотой жизни - вот что автор определяет как «гармоничное существование». Вместе с тем автор именно с этим образом связывает мысль о положительном значении класса Форсайтов, отмечая в старом Джолионе «здравость ума, выдержку и жизнеспособность - все то, что делало его и многих других людей одного с ним класса ядром нации». Отмеченные им качества, необходимые для созидательной работы, Голсуорси находит только в Форсайтах, не видя их в английском народе; с другой стороны, он как будто забывает, что у старого Джолиона эти качества были подчинены целям стяжательства. Та же мысль о «ядре нации» проглядывает и у молодого Джолиона в его иронической лекции о «симптомах форсайтизма». Давая меткое определение этих симптомов, он в то же время гипертрофирует значение Форсайтов, как и автор, не видя в английской действительности сил, способных им противостоять. Таким образом, сатирическая линия, очень четкая в начале романа, не получает логического развития.
В то же время в романе проступает мысль, свидетельствующая об ощущении автором «духа времени».
Хотя Форсайты не воспринимают гибель Босини как свое поражение и все в форсайтском мире остается неизменным, автор дает понять, что с этой гибелью связана первая трещина в твердыне форсайтского благополучия. Свою мысль он выражает через символ: смерть Босини - удар молнии в семейное дерево Форсайтов, которое уходит корнями в закон собственности. «На взгляд посторонних оно еще будет цвести, как и прежде, но ствол его уже мертв». Предчувствием угрозы форсайтскому семейному очагу - этой основе основ собственнического бытия - проникнута и нарисованная в первой части книги сцена похорон тети Энн, старшей в роде Форсайтов. Сравнивая клан Форсайтов с деревом в разгар цветения, «почти отталкивающим в своей пышности», Голсуорси уже предчувствует, что дерево это должно засохнуть. Его предчувствие было порождено обстановкой, сложившейся в начале XX века, когда создавался «Собственник»; писатель ощущал, что стабильное существование Форсайтов, принадлежащих XIX веку, отходит в прошлое.

Заключение
С выходом «Собственника» Голсуорси прочно занял одно из первых мест в английской литературе своего времени. Правда, реакционная критика, тотчас же почувствовавшая, что в «Собственнике» изображены «вещи как они есть», выразила свое недовольство романом. В частности, автор рецензии в журнале «Спектейтор» сожалел, что Голсуорси нашел такое применение своему таланту, предупреждал, что к книге надо подходить с большой осторожностью, ибо из-за «уродливых мест» она производит «гнетущее впечатление» и это делает ее неприемлемой для широкого читателя.
«Собственник» по праву считается лучшим романом Д. Голсуорси, любимым его произведением. Богатство реализма писателя проявилось в создании системы особого типа характеров, каждый из которых обладает особой индивидуальностью, в многолинейности сюжета и стройности композиционных решений, в использовании образов-символов, в богатстве пейзажных зарисовок, несущих в себе особое лирическое начало и в своей основе противоположных жесткому миру человека-собственника. «Пусть среднему классу суждено перейти в небытие, я сберег его на страницах, как под стеклом, и любопытный может найти его в великом, плохо организованном музее литературы, - рассуждает автор. Здесь он лежит, сохраняясь в собственном соку. Сок этот - чувство собственности».
Литература

Воропанова М.И. Джон Голсуорси. Красноярск, 1968.
Домбровская Е.Я. Д. Голсуорси// История зарубежной литературы ХХ века. М.: Просвещение, 1984. 304 с.
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962
Кириллова Т.Д. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века// Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997.

Воропанова М.И. Джон Голсуорси. Красноярск, 1968. – С. 12
Там же

Воропанова М.И. Джон Голсуорси. Красноярск, 1968. – С. 20
Там же
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 17
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 18
Там же
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 19
Домбровская Е.Я. Д. Голсуорси// История зарубежной литературы ХХ века. М.: Просвещение, 1984. – С. 147
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 20
Домбровская Е.Я. Д. Голсуорси// История зарубежной литературы ХХ века. М.: Просвещение, 1984. – С. 149
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 20
Домбровская Е.Я. Д. Голсуорси// История зарубежной литературы ХХ века. М.: Просвещение, 1984. – С. 149
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 21
Там же, С. 22
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 22
Кириллова Т.Д. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века// Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. – C. 179
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 22
Кириллова Т.Д. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века// Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. – C. 179
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 22 – 23
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 23
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 24
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 25
Кириллова Т.Д. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века// Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. – C. 179
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 25
Кириллова Т.Д. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века// Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. – C. 180
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 26
Кириллова Т.Д. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века// Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. – C. 181
Домбровская Е.Я. Д. Голсуорси// История зарубежной литературы ХХ века. М.: Просвещение, 1984. – С. 150
Там же, С. 151
Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962. – С. 26
Кириллова Т.Д. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века// Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997. – C. 184












2

1.Воропанова М.И. Джон Голсуорси. Красноярск, 1968.
2.Домбровская Е.Я. Д. Голсуорси// История зарубежной литературы ХХ века. М.: Просвещение, 1984. 304 с.
3.Жантиева Д. Джон Голсуорси (1867-1933)// Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1. Библиотека "Огонек". М., "Правда", 1962
4.Кириллова Т.Д. Английская литература конца ХIX - начала ХХ века// Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века). Минск: Завигар, 1997.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет критика буржуазных семейных отношений и общественной морали в романе "Собственник" Голсуорси?

Критика буржуазных семейных отношений и общественной морали является одной из центральных тем романа "Собственник". Голсуорси рассматривает буржуазные семейные ценности, не только внешние проявления общественной морали, но и внутренние противоречия и проблемы, связанные с ними. Он осуждает семейное владение как пустую оболочку, которая не приносит счастья и истинного удовлетворения человеку.

Какое моральное поражение автор показывает Форсайтам?

Автор показывает моральное поражение Форсайтов, покажет своей смертью, что "собственность - пустая оболочка". Он подвергает критике буржуазную мораль, которая сводится к преследованию материальной выгоды и индивидуальных интересов, а не высоким духовным ценностям и этическим принципам.

Какое место занимает роман "Собственник" Голсуорси в его творчестве?

Роман "Собственник" занимает важное место в творчестве Голсуорси. Он является одним из самых известных произведений писателя и считается одним из лучших образцов английской литературы XX века. В романе Голсуорси развивает свою характерную тему критики буржуазии и общества начала XX века.

Что особенного в творчестве Голсуорси в контексте английской литературы?

Творчество Голсуорси имеет свою уникальность в контексте английской литературы. Его произведения отличаются тонким психологизмом, глубоким изучением человеческой природы и яркой характеристикой персонажей. Он особым образом воссоздает общественные условия и нравы своего времени, влияющие на судьбы героев.

Какая тема освещается в романе Голсуорси "Собственник"?

В романе "Собственник" Голсуорси освещается тема критики буржуазных семейных отношений и общественной морали.

Каким образом автор показывает моральное поражение Форсайтов в романе "Собственник"?

Автор, по мысли Голсуорси, показывает моральное поражение Форсайтов через смерть Босини, чтобы показать, что "собственность - пустая оболочка".

Какую функцию выполняет персонаж Босини в романе "Собственник"?

По мысли Голсуорси, назначение Босини в том, чтобы показать своей смертью, что "собственность - пустая оболочка".

В чем заключается основное противоречие в романе "Собственник"?

Основное противоречие в романе "Собственник" заключается в противопоставлении буржуазных семейных отношений и общественной морали.

Какое место занимает роман "Собственник" в творчестве Голсуорси и английской литературе в целом?

Роман "Собственник" занимает важное место в творчестве Голсуорси и отражает актуальные проблемы социальных и семейных отношений, что делает его важным произведением в контексте английской литературы.

Кто является главным критиком в романе "Собственник"?

Главным критиком буржуазных семейных отношений и общественной морали в романе "Собственник" является писатель Голсуорси. Он представляет свою критику через разные персонажи, особенно через главного героя, Босини. Он показывает, что собственность и богатство не приносят счастья и не способны заменить истинные ценности в жизни людей.