Уголовно-правовая политика и ее основные направления в борьбе с преступностью в современных условиях развития Российского государства

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Уголовное право
  • 61 61 страница
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 28.12.2007
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Состояние уголовной политики
1.1. Понятие и принципы уголовной политики
1.2. Дефекты и проблемы уголовной политики
1.3. Тенденции, приоритеты и основные направления уголовной политики
Глава 2. Конституционно-правовые основы уголовной политики
2.1. Конституционные основы уголовной политики
2.2. Уголовное законодательство как правовая основа уголовной политики
Заключение
Список источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Норма о прямом действии подчеркивает, что Конституция — не пропагандистский документ, а нормативный правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться, в том числе при рассмотрении уголовных дел в судах.
Важная особенность регулирования уголовной политики Конституцией состоит также и в том, что регламентации правосудия посвящена глава 7 «Судебная власть». В этой главе в органическом единстве сформулированы и закреплены как судоустройственные, так и судопроизводственные принципы применительно к гражданскому и уголовному судопроизводству исходя из единого подхода к правосудию в России. Это дает основание вернуться к идее судебного права.
Необходимо признать, что судебное право — объективно существующая реальность. В качестве составных частей в него входят судоустройственное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Предмет регулирования каждой из названных отраслей права является органической составной частью более широкого социального явлении — правосудия, которое в целом и должно быть предметом регулирования судебного права.
Прежде всего Конституция четко закрепляет, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом и что судебная система устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами (ч. 1, 3 ст. 118). Не допускается создание чрезвычайных судов.
Конституция не только провозгласила независимость судей (ст. 120), но и установила материальные гарантии, зафиксирован положение о том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124). Конституционное закрепление нашли такие важные принципы, как несменяемость судей (ст. 121) и их неприкосновенность (ст. 122), имеющие огромное правовое и политическое значение.
Конституция подтвердила открытое (гласное, публичное) разбирательство дел во всех судах за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственно Ии коммерческой тайны, а также по делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет, о половых преступлениях и по другим делам – для предотвращения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст. 123). Получил дальнейшее развитие принцип равноправия и состязательности сторон (ч. 3 ст. 123), введен институт присяжных заседателей (ч. 4 ст. 123).
Наконец, для уголовной политики имеет основополагающее значение принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действу как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. Реализация этого принципа дает возможность рационализации уголовной политики, постановки конкретных целей и задач для каждой ветви (уровня) государственной власти.
Таким образом, специфика конституционного регулирования уголовной политики состоит в том, что Конституция: 1) имеет высшую юридическую силу при формировании и реализации задач уголовной политики; 2) является исходной правовой базой для принципов правосудия, при этом конституционное регулирование распространяется на все формы правосудия; 3) обеспечивает единство уголовной политики; 4) устанавливает основные права и свободы человека и гражданина, которые служат правовым ориентиром для уголовной политики; 5) устанавливает разделение властей, рационализирует уголовную политику.


2.2. Уголовное законодательство как правовая основа уголовной политики

Центральное место в выражении государственной уголовной политики занимает уголовный закон, поскольку он согласно ч. 2 ст. 2 УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениям и, устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
В уголовном законе выражаются и закрепляются уголовная политика и те ее направления, которые связаны с материальным уголовным правом. Поскольку действующее уголовное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ 1996 г. состоит из этого Уголовного кодекса, постольку направления уголовной политики, относящиеся к материальному уголовному праву, выражаются и закрепляются именно и исключительно в данном Кодексе, причем с непременным учетом положений, определенных в ч. 2 ст. 1 УК РФ и ч. 1 и 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 1 УК РФ 1996 г. Кодекс «основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права». В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а с ч. 4 этой статьи — общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой основы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В связи со сложностью, многообразием и разноуровневостью направлений уголовной политики выражение и закрепление в уголовном законе каждого из них неодинаково и зависит от многих обстоятельств. Основными из последних представляются 1) степень обобщения; 2) содержание; 3) соотношение с другими отраслями действующего российского законодательства. Эти обстоятельства и могут быть приняты за критерии для классификации направлений уголовной политики с позиции их выражения и закрепления в уголовном законе.
По степени обобщения направления уголовной политики в юридической литературе подразделяются на общие и специальные. К общим причисляются следующие: 1) коренная перестройка уголовного законодательства, состоящая в приведении его в соответствие с новыми общественными отношениями; 2) формирование правового государства, в том числе в части, относящиеся к уголовному праву; 3) установление оптимального соотношения уголовно-правовых и иных правовых мер борьбы с правонарушениями, обеспечивающего эффективность этой борьбы в новых социально-экономических условиях. К специальным относятся: 1) декриминализация деяний, ранее признававшихся преступлениями; 2) криминализация деяний, ранее не считавшихся преступлениями; 3) депенолизация наказания, т. е. отмена отдельных видов наказаний либо смягчение строгости наказаний за некоторые виды преступлений и т. д.; 4) пенолизация, т. е. установление более строгих наказаний, либо усиление строгости наказаний, либо отмена менее строгих видов наказаний; 5) изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства, а в УК РФ 1996 г. — еще и изменение (в сравнении с УК РСФСР 1960 г) его структуры; 6) борьба с организованной преступностью и коррупцией.
Приведенная классификация, несомненно, может рассматриваться в качестве добротной основы системного деления направлений уголовной политики по степени обобщения, хотя применительно к общим направлениям представляется несколько односторонней, а к специальным — неполной.
Односторонность классификации общих направлений состоит в том, что к ним отнесены лишь те, которые характеризуют преимущественно правовой, или формально-юридический аспект, и фактически проигнорирован социальный, или социально-правовой аспект. По нашему мнению, к общим направлениям уголовной политики, (в социальном же аспекте) следует отнести по меньшей мере три.
1. Охрана экономических отношений новой социально-экономической формации посредством создания и развития всех отраслей отечественного законодательства, в том числе уголовного, что проявляется в детальном законодательном регулировании, сопровождаемом расширением его сфер, и защите указанных отношений, основу которых составляют признание и защита в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных формы собственности, а также положения о том, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и юной не запрещенной законом экономической деятельности».
2. Провозглашение в ст. 2 Конституции постулата о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, и конкретизированное закрепление этих прав и свобод в ст. 17-64 Конституции РФ.
3. Установление прямого действия Конституции РФ, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, что закреплено в ч. 1 и 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 2 ст. 1 УК РФ 1996 г.
Важно подчеркнуть, что общие направления уголовной политики основаны на нормах Конституции РФ и распространяются на все случаи применения уголовного закона, а специальные – соответственно на нормах УК РФ и нормах, содержащихся в других отраслях законодательства и иных нормативных правовых актах, на которые сделаны ссылки в бланкетных диспозициях статей Особенной части УК, и касаются в подавляющем большинстве случаев применения отдельных институтов в УК РФ.
По содержанию направления уголовной политики подразделяются на относящиеся к установлению: 1) общих положений уголовной ответственности; 2) преступности деяний и 3) наказуемости деяний. Данный критерий лежит в основе классификации лишь специальных направлений уголовной политики, отражаемых в материальном уголовном праве.
Третья группа охватывает депенолизацию и пенолизацию наказаний, причем депенолизация весьма отчетливо проявляется в значительном увеличении числа альтернативных санкций.
В соответствии с третьим критерием – соотношением с другими отраслями действующего отечественного законодательства – направления уголовной политики, отражаемые в материальном уголовном праве, могут быть классифицированы на три группы: 1) непосредственно вытекающие из норм, содержащихся в Конституции РФ; 2) закрепленные только в УК РФ 1996 г.; 3) взаимосвязанные с другими отраслями законодательства и иными нормативными правовыми актами. Первой из вычлененных групп охватываются те направления уголовной политики, которые, с одной стороны, зафиксированы в Конституции РФ, с другой – воспроизведены в УК РФ 1996 г. Ими являются охрана экономических отношений новой социально-экономической формации; провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью; закрепление в качестве основы УК РФ 1996г. Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права. Вторая группа – это те направления уголовной политики, которые выражаются только в УК РФ 1996 г. К ним относятся декриминализация, криминализация, депенолизация, пенолизация, изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства и борьба сорганизованной преступностью. Наконец, к третьей группе относится расширение влияния на сферу уголовной ответственности других отраслей законодательства и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, уголовная политика и ее направления, относящиеся к материальному праву, всегда выражается в уголовном законе, который является либо конкретизацией и детализацией конституционных установлений, либо единственным источником, содержащим как общие, так и конкретизированные положения, либо промежуточным звеном, определяющим контуры направлений уголовной политики, конкретизируемых в других (неуголовных) законах и (или) иных нормативных правовых актах.

Заключение
В данной части работы мы подведем общие итоги исследования и предложим некоторые рекомендации направлений уголовной политики в борьбе с преступностью в современных условиях развития Российского государства.
1. Уголовная политика, являясь элементом правовой политики, представляет собой организованную и реализуемую государством деятельность, направленную на выработку и реализацию совокупности мер как специального характера, в том числе норм уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, так и общесоциального характера в целях защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, и возмещения принесенного преступлением вреда.
К числу принципов уголовной политики можно отнести: законность, равенство граждан перед законом; демократизм; справедливость; гуманизм; неотвратимость ответственности; научность.
2. Специфика конституционного регулирования уголовной политики состоит в том, что Конституция: 1) имеет высшую юридическую силу при формировании и реализации задач уголовной политики; 2) является исходной правовой базой для принципов правосудия, при этом конституционное регулирование распространяется на все формы правосудия; 3) обеспечивает единство уголовной политики; 4) устанавливает основные права и свободы человека и гражданина, которые служат правовым ориентиром для уголовной политики; 5) устанавливает разделение властей, рационализирует уголовную политику.
3. Уголовная политика и ее направления, относящиеся к материальному праву, всегда выражается в уголовном законе, который является либо конкретизацией и детализацией конституционных установлений, либо единственным источником, содержащим как общие, так и конкретизированные положения, либо промежуточным звеном, определяющим контуры направлений уголовной политики, конкретизируемых в других (неуголовных) законах и (или) иных нормативных правовых актах.
4. Можно выявить следующие проблемы современной уголовной политики:
1) изменения, внесённые в УК РФ в декабре 2003 г., продемонстрировали вопиющее пренебрежение исполнительной властью и законодателем рекомендациями учёных-экспертов. Под флагом дальнейшей гуманизации уголовной политики, против чего в принципе не может быть возражений, на самом деле была осуществлена либерализация, в результате которой произошло ослабление наказуемости деяний главным образом богатых или высокопоставленных преступников, тех, кто совершает экономические, должностные и коррупционные преступления.
2). В реальной уголовной политике мы видим разрыв между декларируемыми целями и задачами и реальным практическим результатом. Современная уголовная политика пока в самой малой степени обусловлена реальной криминальной обстановкой, складывающейся в стране и её регионах.
3). Представляется криминологически необоснованной ликвидация понятия особо опасного рецидивиста в новом УК РФ, т.к. общественная деяния прямо зависит (хотя и не совпадает с ней) и от опасности лица, совершившего преступление.
Вопреки всем канонам прежняя судимость в - случае совершения нового тождественного или однородного преступления перестала быть квалифицирующим обстоятельством. Тем самым значительно ослаблена ответственность за рецидив преступлений.
4) Федеральным законом от 9 марта 2001 г. было проведено в жизнь еще одно весьма спорное в свете криминологических реалий решение о том, что осужденные за особо тяжкие преступления (в их числе убийцы, насильники, разбойники, бандиты, террористы) могут претендовать на условно-досрочное освобождение по отбытии не трех четвертей срока наказания (как это раньше предусматривала ст.79 УК РФ), а по отбытии двух третей такого срока.
5) Не предусмотрел законодатель в Особенной части УК и специальной нормы, предусматривающей ответственность за «создание и руководство организованной группой, а также участие в ней». В результате положения ч. 5 ст. 35 УК РФ частично «повисают в воздухе».
6) Не способствует борьбе с организованной и профессиональной преступностью отсутствие в нормах Особенной части УК РФ такого квалифицирующего признака, как «совершение преступления в виде промысла».
7) «Ахиллесова пята» Уголовного кодекса России — это проблема санкций; вопрос о санкциях норм Особенной части проработан в нем откровенно слабо.
Таков далеко не полный перечень замечаний относительно некоторых аспектов современной российской уголовной политики на законодательном уровне.
5. Для исправления сложившейся ситуации, считаем необходимым принятие следующих мер:
1) Нуждаются в уточнении пределы криминализации и пенализации общественно опасных деяний.
2). Следует уточнить понятие преступления и критерии его разграничения с иными правонарушениями.
Представляется, что таким критерием должен быть существенный вред (или угроза его причинения) личности, обществу или государству.
3). Необходимо на законодательном уровне разобраться с местом условного осуждения в системе мер уголовно-правового воздействия и основаниями его применения. Исходя из действительной юридической природы названной меры как вида освобождения от наказания, последнюю следовало бы перенести из главы 10 (назначение наказания) в гл. 11 (освобождение от наказания). В противном случае лица, к которым применялось условное осуждение, выглядят как вроде бы наказанные, что не соответствует действительности.
4) Целесообразно включить в УК РФ норму об ответственности создателей, руководителей и участников организованных преступных групп (примерно такого содержания как ст. 210 УК РФ).
5) Необходимо включить в УК РФ такой квалифицирующий признак как «совершение преступления в виде промысла».
6) Необходимо проработать систему наказаний Особенной части УК РФ, в частности:
- ужесточить наказания за преступления против личности. Например: в случае рецидива совершения насильственных действий сексуального характера или изнасилования несовершеннолетнего применять повышенную меру ответственности вплоть до пожизненного лишения свободы. Общество не может рисковать жизнями своих детей ради исправления одного осужденного;
- лишить права на досрочное освобождение лиц, совершивших особо тяжкие преступления.
7) Полагаем, что нуждается в переоценке традиционное неприятие большинством отечественных специалистов идеи уголовной ответственности юридических лиц, особенно причастных к организованной преступности.
8) В качестве некоторых мероприятий, которые могли бы войти в комплекс социальных мер безопасности государства, предлагается предусмотреть следующие.
А. Форму взаимодействия общественности с правоохранительными органами как участие граждан в ДНД или воинских казачьих формированиях считать мерой временной и вынужденной.
Б. Необходимо привлекать сотрудников правоохранительных органов и юридических подразделений и других органов государственной власти к правовому просвещению населения.
В. Целесообразно обеспечить правовое регулирование такого направления деятельности общественных палат, как общественный контроль, в положениях соответствующих соглашений между общественными палатами и правоохранительными органами о взаимодействии.
Г. Правоохранительным органам рекомендуется издать серию брошюр для населения, разъясняющих их права и обязанности, способствующих повышению правовой грамотности и культуры населения при содействии высококвалифицированного потенциала Ассоциации юристов России.
Д. В программах взаимодействия правоохранительных органов с общественными институтами (общественными палатами, партиями, общественными организациями) включать мероприятия, направленные на адаптацию сотрудников правоохранительных органов, дружинников, прекративших свою деятельность по тем или иным основаниям.
Е. Представляется целесообразным разработать правовой механизм страхования профессиональной ответственности сотрудников органов внутренних дел и компенсации морального вреда.
Ж. Необходимо активизировать проведение совместных мероприятий общественности и правоохранительных органов, направленных на социальную адаптацию осужденных и отбывших наказание.

Список источников и литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 г. // Российская газета. 25 дек. 1993 г.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. №1-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 2. Ст.198.
Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (с изм. от 24.07.2007 г.) // СЗ РФ. - N 52 (I часть). 24.12.2001. ст.4921.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954.

Книги, монографии, комментарии:
Аванесов Г.А., Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. - М.: Знание, 1972. – 32 с.
Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 562 с.
Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. - М.: Норма, 2006. – 144 с.
Бабаев М.М., Рахманова Е.Н. Права человека и криминологическая безопасность. – М.: Логос, 2003. – 153 с.
Бажанов С.В. Уголовно-процессуальная политика, экономика и право: Моногр. Владимир: ВНЮИ Минюста России, 2003.
Беляев Н.А. Избранные труды. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 520 с.
Бородин С.В. Преступления против жизни. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 780 с.
Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. - М.: ЮринфоР, 1999. – 303 с.
Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1987. – 268 с.
Малько А.В., Жильцов С.В. Смертная казнь в России. – М.: Норма, 2003. – 224 с.
Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1988.
Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайо. – М.: Норма, 2001. – 864 с.
Ревин В.П. Правовое и организационное обеспечение уголовной политики. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел. – М., 1995. – 215 с.
Сальникова С.В., Шульга В.И. Социо-криминологическая и правовая оценка деятельности организованных группировок криминальной направленности. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. – 212 с.
Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Социально-правовые основы. - М.: Норма, 2005. – 252 с.
Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. - М.: Академия МВД России, 2003. – 258 с.
Уголовное право: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 2006. – 535 с.


Статьи:
Версия. - 2000. - №33. – С. 20.
Волженкин Б.В. Модельный уголовный кодекс и его влияние на формирование уголовного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств // Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии. – М., 2002. – С. 27-30.
Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России в цифрах и фактах // Юридический Консультант. – 2007. - №4. – С. 5.
Галиакбаров Р.Р., Соболев В.В. Уголовный кодекс РФ: поправки с пробелами // Уголовное право. – 2004. - №2. – С. 15.
Голик Ю.В. Самый гуманный УК в мире // Известия. - 2004. – 6 марта.
Гречко П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // социально-политический журнал. – 1998. - №3. – С. 94-95.
Жалинский А.Э. О современном состоянии уголовно-правовой науки // Уголовное право. – 2005. - №1. – С. 21-24.
Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Сов. гос-во и право. - 1981. - N 7. - С. 49.
Игнатов А.Н. Некоторые аспекты реформирования уголовного законодательства // Журнал российского права. – 2003. - №9. – С. 25-27.
Корецкий Д.А. Идеологические проблемы борьбы с преступностью // Законность. – 2004. - №5. – С. 3-5.
Миньковский Г.М. О понятии и системе уголовной политики в свете положений Конституции СССР // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1982. - С. 82 - 83.
Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы // Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел. - М., 1995. - С. 32-35.
Панченко П.Н. Борьба с преступностью как предмет уголовной политики // XXVI съезд КПСС и укрепление законности и правопорядка. - М., 1982. - С. 27-30.
Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное право. – 2004. - №4. – С. 112-117.
Побегайло Э.Ф. Проблема смертной казни в свете криминологической ситуации в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра / Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. – 2002. - №3(4). – СПб., 2002. – С. 54-61.
Побегайло Э.Ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд. – 2005. - №1. – С. 23-36.
«Час пик» (Санкт-Петербург). – 2004. - №23. – 26.06.
Чучаев А. Конфискация возвращена в уголовный кодекс, но в другом качестве // Законность. – 2006. - №9. – С. 12-13.
Эстрин А.Я. Эволюция советской уголовной политики // Основы и задачи советской уголовной политики. - М.; Л., 1929. - С. 3.


См., напр.: Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. - М.: Академия МВД России, 2003. - С. 27.
Гальберг Д.Г. Русское уголовное судопроизводство. Т. 1. Киев, 1889. - С. 19.
Бажанов С.В. Уголовно-процессуальная политика, экономика и право: Моногр. Владимир: ВНЮИ Минюста России, 2003. - С. 30.
Гогель С.К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб: Типография А.Г. Розена, 1910.
Эстрин А.Я. Эволюция советской уголовной политики // Основы и задачи советской уголовной политики. - М.; Л., 1929. - С. 3.
Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. - М.: Академия МВД России, 2003. - С. 4 - 5.
Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы // Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел. - М., 1995. - С. 32.
Гаухман Л.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской уголовной политики и ее основные направления. - М.: Академия МВД СССР, 1980. - С. 4.
Аванесов Г.А., Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. - М.: Знание, 1972. - С. 15.
Панченко П.Н. Борьба с преступностью как предмет уголовной политики // XXVI съезд КПСС и укрепление законности и правопорядка. - М., 1982. - С. 27.
Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Сов. гос-во и право. - 1981. - N 7. - С. 49.
Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1987. - С. 47 - 48.
Герцензон А.А. Уголовное право и социология. - М., 1970. - С. 179.
Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1988. - С. 64.
Уголовное право: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 2006. – С. 11.
Программа курса "Уголовная политика". - М.: Академия МВД СССР, 1981. - С. 8.
Миньковский Г.М. О понятии и системе уголовной политики в свете положений Конституции СССР // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1982. - С. 82 - 83.
Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. - М.: ЮринфоР, 1999. - С. 32.
Беляев Н.А. Избранные труды. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - С. 20.
Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. - М.: ЮринфоР, 1999. – С. 36.
Босхолов С.С. Указ. соч. – С. 38.
Босхолов С.С. Указ. соч. – С. 38.
См.: Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. – М.: Академия управления МВД России, 2003. – С. 27; Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – С. 57-71.
См.: Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. – М.: Норма, 2006. – С. 144.
См.: Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное право. – 2004. - №4. – С. 112-117.
См.: Жалинский А.Э. О современном состоянии уголовно-правовой науки // Уголовное право. – 2005. - №1. – С. 21-24.
Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России в цифрах и фактах // Юридический Консультант. – 2007. - №4. – С. 5.
Там же.
Пример приведен по: Побегайло Э.Ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд. – 2005. - №1. – С. 29.
Побегайло Э.Ф. Проблема смертной казни в свете криминологической ситуации в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра / Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. – 2002. - №3(4). – СПб., 2002. – С. 54-61.
Версия. - 2000. - №33. – С. 20.
Бородин С.В. Преступления против жизни. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – С. 428.
Малько А.В., Жильцов С.В. Смертная казнь в России. – М.: Норма, 2003. – С. 6, 209.
Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайо. – М.: Норма, 2001. – С. 6.
Галиакбаров Р.Р., Соболев В.В. Уголовный кодекс РФ: поправки с пробелами // Уголовное право. – 2004. - №2. – С. 15.
Побегайло Э.Ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд. – 2005. - №1. – С. 30.
Игнатов А.Н. Некоторые аспекты реформирования уголовного законодательства // Журнал российского права. – 2003. - №9. – С. 25.
Корецкий Д.А. Идеологические проблемы борьбы с преступностью // Законность. – 2004. - №5. – С. 3.
Голик Ю.В. Самый гуманный УК в мире // Известия. - 2004. – 6 марта.
«Час пик» (Санкт-Петербург). – 2004. - №23. – 26.06.
Там же.
Бабаев М.М., Рахманова Е.Н. Права человека и криминологическая безопасность. – М.: Логос, 2003. – С. 41.
См., напр.: Волженкин Б.В. Модельный уголовный кодекс и его влияние на формирование уголовного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств // Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии. – М., 2002. – С. 27; Сальникова С.В., Шульга В.И. Социо-криминологическая и правовая оценка деятельности организованных группировок криминальной направленности. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. – С. 160.
См.: Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 1999. – С. 55, 186.
Уголовный кодекс Украины. – Киев, 2001. – С. 127.
Правоведение. – 1998. - №2. – С. 212-213.
См. подробнее: Чучаев А. Конфискация возвращена в уголовный кодекс, но в другом качестве // Законность. – 2006. - №9. – С. 12-13.
Объявлена Указом Президента РФ №24 от 10.01.2000 г.
Гречко П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // социально-политический журнал. – 1998. - №3. – С. 94.
Ревин В.П. Правовое и организационное обеспечение уголовной политики. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел. – М., 1995. – С. 68.
Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. - М.: Норма, 2006. - С. 9.
Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Социально-правовые основы. - М.: Норма, 2005. - С. 30.
Босхолов С.С. Указ. соч. – С. 65.
Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. - М.: ЮринфоР, 1999. – С. 64.
Босхолов С.С. Указ. соч. – С. 65.
Босхолов С.С. Указ. соч. – С. 92.
Босхолов С.С. Указ. соч. – С. 95.
Босхолов С.С. Указ. соч. – С. 95.
Там же.












57

1.Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 г. // Российская газета. 25 дек. 1993 г.
2.Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. №1-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 2. Ст.198.
3.Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (с изм. от 24.07.2007 г.) // СЗ РФ. - N 52 (I часть). 24.12.2001. ст.4921.
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954.

Книги, монографии, комментарии:
1.Аванесов Г.А., Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. - М.: Знание, 1972. – 32 с.
2.Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 562 с.
3.Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. - М.: Норма, 2006. – 144 с.
4.Бабаев М.М., Рахманова Е.Н. Права человека и криминологическая безопасность. – М.: Логос, 2003. – 153 с.
5.Бажанов С.В. Уголовно-процессуальная политика, экономика и право: Моногр. Владимир: ВНЮИ Минюста России, 2003.
6.Беляев Н.А. Избранные труды. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 520 с.
7.Бородин С.В. Преступления против жизни. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 780 с.
8.Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. - М.: ЮринфоР, 1999. – 303 с.
9.Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1987. – 268 с.
10.Малько А.В., Жильцов С.В. Смертная казнь в России. – М.: Норма, 2003. – 224 с.
11.Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1988.
12.Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайо. – М.: Норма, 2001. – 864 с.
13.Ревин В.П. Правовое и организационное обеспечение уголовной политики. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел. – М., 1995. – 215 с.
14.Сальникова С.В., Шульга В.И. Социо-криминологическая и правовая оценка деятельности организованных группировок криминальной направленности. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. – 212 с.
15.Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Социально-правовые основы. - М.: Норма, 2005. – 252 с.
16.Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. - М.: Академия МВД России, 2003. – 258 с.
17.Уголовное право: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 2006. – 535 с.


Статьи:
1.Версия. - 2000. - №33. – С. 20.
2.Волженкин Б.В. Модельный уголовный кодекс и его влияние на формирование уголовного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств // Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии. – М., 2002. – С. 27-30.
3.Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России в цифрах и фактах // Юридический Консультант. – 2007. - №4. – С. 5.
4.Галиакбаров Р.Р., Соболев В.В. Уголовный кодекс РФ: поправки с пробелами // Уголовное право. – 2004. - №2. – С. 15.
5.Голик Ю.В. Самый гуманный УК в мире // Известия. - 2004. – 6 марта.
6.Гречко П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // социально-политический журнал. – 1998. - №3. – С. 94-95.
7.Жалинский А.Э. О современном состоянии уголовно-правовой науки // Уголовное право. – 2005. - №1. – С. 21-24.
8.Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Сов. гос-во и право. - 1981. - N 7. - С. 49.
9.Игнатов А.Н. Некоторые аспекты реформирования уголовного законодательства // Журнал российского права. – 2003. - №9. – С. 25-27.
10.Корецкий Д.А. Идеологические проблемы борьбы с преступностью // Законность. – 2004. - №5. – С. 3-5.
11.Миньковский Г.М. О понятии и системе уголовной политики в свете положений Конституции СССР // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1982. - С. 82 - 83.
12.Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы // Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел. - М., 1995. - С. 32-35.
13.Панченко П.Н. Борьба с преступностью как предмет уголовной политики // XXVI съезд КПСС и укрепление законности и правопорядка. - М., 1982. - С. 27-30.
14.Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное право. – 2004. - №4. – С. 112-117.
15.Побегайло Э.Ф. Проблема смертной казни в свете криминологической ситуации в России // Криминология: вчера, сегодня, завтра / Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. – 2002. - №3(4). – СПб., 2002. – С. 54-61.
16.Побегайло Э.Ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики // Российский криминологический взгляд. – 2005. - №1. – С. 23-36.
17.«Час пик» (Санкт-Петербург). – 2004. - №23. – 26.06.
18.Чучаев А. Конфискация возвращена в уголовный кодекс, но в другом качестве // Законность. – 2006. - №9. – С. 12-13.
19.Эстрин А.Я. Эволюция советской уголовной политики // Основы и задачи советской уголовной политики. - М.; Л., 1929. - С. 3.

Вопрос-ответ:

Каковы основные направления уголовной политики России?

Основными направлениями уголовной политики России являются предупреждение преступности, защита прав и интересов граждан, реабилитация и социальная адаптация осужденных, обеспечение безопасности общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека.

Какие проблемы существуют в уголовной политике России?

Среди основных проблем уголовной политики России можно выделить недостаточную эффективность уголовного преследования, низкую долю разрешенных уголовных дел, проблемы в сфере правосудия, коррупцию в правоохранительных органах, недоверие граждан к уголовной системе, несоблюдение прав и свобод человека и др.

Что является конституционными основами уголовной политики России?

Конституционными основами уголовной политики России являются закрепленные в Конституции РФ принципы правового государства, возложение обязанности государства охранять права и свободы человека, равенство перед законом и т.д.

Какие принципы лежат в основе уголовной политики России?

Основными принципами уголовной политики России являются презумпция невиновности, справедливость, гуманизм, пропорциональность наказания, правовая защита прав и интересов граждан, предупреждение преступности и т.д.

Какие тенденции и приоритеты существуют в уголовной политике России?

В уголовной политике России наблюдается тенденция к строгому наказанию преступников, повышению эффективности уголовного преследования, развитию превентивных мер и социально-ориентированной реабилитации осужденных. Приоритетами являются обеспечение безопасности граждан, защита прав и свобод человека, предотвращение коррупции и преступной деятельности и др.

Какие принципы лежат в основе уголовной политики?

В основу уголовной политики положены такие принципы, как принцип законности, принцип общественной опасности преступления, принцип справедливости и принцип социальной защищенности.

Какие дефекты и проблемы существуют в уголовной политике?

В уголовной политике существуют такие дефекты и проблемы, как недостаточная эффективность мер противодействия преступности, неравномерность применения уголовного закона, нарушение прав и свобод граждан при применении уголовной ответственности.

Какие тенденции и приоритеты прослеживаются в уголовной политике?

В уголовной политике прослеживается тенденция к усилению борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, приоритетом является снижение уровня преступности и обеспечение безопасности граждан.

Какие конституционные основы лежат в основе уголовной политики?

В основе уголовной политики лежат конституционные принципы, такие как принцип юридической ответственности, принцип защиты прав и свобод граждан, принцип судебной власти и др.

Какое значение имеет уголовное законодательство для уголовной политики?

Уголовное законодательство является правовой основой уголовной политики. Оно определяет составы преступлений, наказания, порядок применения уголовной ответственности и другие важные нормы, регулирующие борьбу с преступностью.