Влияние интеграционных процессов на международную миграцию

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 40 40 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 09.02.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Социально-психологический портрет подростка, склонного к наркомании.
1.1.Предрасположенность к употреблению психоактивных веществ
1.2.Психологическая готовность подростков к употреблению
наркотиков
1.3.Начало наркотизации
Выводы к главе 1
Глава 2. Проект программы работы социального педагога с
подростками, склонными к наркомании
2.1. Функции социального педагога в профилактической работе
2.2. Проект программы
2.2.1. Направления профилактической работы с подростками
2.2.2. Принципы профилактической работы с подростками
2.2.3. Задачи профилактической работы с подростками
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Упражнения для тренинговых занятий с подростками, склонными к наркомании
Приложение 2. Карта оценки риска наркотизации
(для социального педагога)
Фрагмент для ознакомления

Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
Глава 2. Интеграция.
Это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).
2.1. Признаки интеграции:
взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

2.2. Условия интеграции:
развитая инфраструктура;
наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база);
2.3. Уровни интеграции:
макроэкономический (государственный уровень);
микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.
2.4. Препятствия на пути интеграции развивающихся стран:
интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения;
не развита инфраструктура;
различия уровней и потенциалов развития;
политическая нестабильность.
II. Формы и этапы интеграционных процессов.
Эта система разработана ВТО и ГАТТ (две первые формы).

Тип интеграции Признаки 1 Зона свободной торговли Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. 2 Таможенный союз Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия.
Примером может служить ЕЭС. 3 Общий рынок Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. 4.1 Экономический союз Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. 4.2 Валютный союз Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:
согласованное (совместное) плавание национальных валют;
установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц;
создание единой региональной валюты;
формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.
В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. 5 Полная экономическая интеграция Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы.
Условия:
общая налоговая система;
наличие единых стандартов;
единое трудовое законодательство;
и т.д.
Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц.
Преимущества:
Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
Возрастает конкуренция между странами.
Обеспечение лучших условий торговли.
Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
Примечание к таблице по формам интеграции:
Признаки интеграции:
устранение ограничений
взаимопроникновение производственных систем
согласование законодательств и стандартов
межгосударственные (наднациональные) органы
единая валюта
инфраструктура
единая внешнеторговая политика
согласование внутренней политики (эконом, социальной и т.д.)
Вывод
В экономической литературе часто можно встретить утверждение, что «экономическая интеграция основана на интернационализации хозяйственной жизни». Но из тезиса, высказанного в такой форме, мало что можно уяснить. Чтобы понять закономерности развития МЭО, необходимо сопоставить содержание таких категорий, как международное разделение труда, международная кооперация производства, интернационализация производства и экономическая интеграция.
Начнем с международного разделения труда. МРТ – это система или способ организации производства, при которой страны специализируются на изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом международного разделения труда является развитие общественного характера производства в международном масштабе, международного обобществления производства, т.е. интернационализации производства. При этом интернационализация может идти между двумя – тремя – пятью или всеми странами мировой экономики.
Что касается международной кооперации производства, то она, как отмечалось выше, представляет собой такую форму организации производства, в которой люди совместно трудятся в одном и том же или разных процессах производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается общественный характер производства в международном масштабе через развитие самих международных предприятий – фирм, компаний, международных и транснациональных корпораций, т.е. усугубляется интернационализация производства.
Как видим, интернационализация производства есть закономерный результат развития МРТ и МКП. При этом интернационализация производства может иметь формальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет собой такое международное обобществление производства, когда экономические связи между странами устанавливаются на основе международного разделения труда или международной кооперации производства, не обусловленных при этом какими-либо параметрами по развитию производственных предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях разные.
В противоположность формальной реальная интернационализация предполагает выравнивание экономических параметров стран – участниц МЭО. В настоящее время реальная интернационализация осуществилась только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет более высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная интернационализация. Интеграцию может по экономическим показателям превзойти только реальная интернационализация. Но реальной интернационализации в мире пока не существует. Ее производственные предпосылки создаются развитием таких сообществ, как ЕС, ЕАСТ, НАФТА, общие рынки в Латинской Америке, в Африке и других местах. Но это лишь производственные предпосылки. Слияние всех этих сообществ в единую мировую экономику дело весьма отдаленного будущего, так как оно может произойти лишь при формировании единых социально-экономических систем во всех странах мира и при принятии ими соответствующего политического решения.
Заключение
Теоретически миграция рабочей силы имеет место до тех пор, пока в интеграционном пространстве не выравнивается предельная производительность труда и, таким образом, заработная плата. Предпосылка тому – отсутствие преград для миграции, взаимное признание уровня квалификации и условие, что культурные и языковые различия не являются решающими.
Значение социально-культурной принадлежности в принятии решения о миграции слабо учитывается в этой теории, хотя, как свидетельствуют различные миграционные модели, применяющиеся к гражданам ЕС, при определении размеров и направлений миграционных потоков очень важны традиционные отношения (историческое измерение).
Вопреки положениям теории интеграции движение капитала и товаров стало более важным инструментом сглаживания различий в уровне заработной платы и производительности, чем трудовая миграция.
До создания Общего рынка 44% иностранной рабочей силы составляли выходцы из региона, образовавшего позднее “шестерку” ЕЭС. В “девятке” ЕЭС в 1980 г. около 47% всей иностранной рабочей силы были выходцами из ЕЭС. Эта доля уменьшилась в конце 80-х – начале 90-х годов. В 1995 г. лишь 42% из примерно 6,5 млн иностранных рабочих, занятых в 15 странах ЕС, были выходцами из регионов ЕС.
Степень взаимоналожения рынков труда в ЕС (доля граждан стран – членов ЕС в общей численности занятых) очень низка и составляет в настоящее время около 2% (в Германии – 1,8%, Франции – 2,4, Великобритании – 1,6, Австрии – 0,9%). Доля всей иностранной рабочей силы в общей численности занятых в ЕС в 1996 г. составляла 5%. Подобная динамика соответствует намерениям ЕС: создание внутреннего рынка ЕС не должно увязываться с резким ростом трудовой миграции. Выравнивание межрегиональных различий в доходах и заработной плате должно в первую очередь осуществляться через потоки капитала и товаров и лишь затем через трудовую миграцию.
***
Либерализация потоков товаров и финансовых средств сокращает или заменяет потоки рабочей силы, т.е. выступает заменителем миграции. Эмпирические исследования этого положения едва ли имеются не только потому, что слаба статистическая база, но и потому, что отсутствует должное отслеживание этих процессов.
Дифференциация экономического развития, как следует из опросов экспертов, вызывает трансформационные процессы на рынке труда, которые по крайней мере в течение 10-15 лет усиливают динамику миграции. Содействие развитию – не альтернатива миграционной динамики, а ее дополнение. Оно способствует изменению характера миграции, но не упраздняет само явление. Либерализация торговых отношений и миграционные потоки часто дополняют, а не подменяют друг друга.
Модели торговых потоков соответствуют моделям миграционных потоков. При более высоком уровне экономического развития более дифференцированной становится структура обмениваемых товаров и повышается их качество, при этом параллельно происходит смещение миграционных потоков в направлении к более высокой интенсивности профессиональных навыков. На открытость для международной конкуренции экономика, по-видимому, реагирует ростом производительности и образованием структур, ускоряющих рост экономики и, таким образом, занятости и сокращающих разрыв в уровне заработной платы по сравнению с заграницей.
Одновременно интернационализация торговли повышает качество информации о возможностях труда за рубежом, а усиливающаяся специализация и повышение квалификации создает предпосылки к использованию имеющихся там возможностей. Изменение миграционных потоков происходит в результате структурных изменений в экономике и специализации в рамках международного разделения труда.
































Список литературы

Башкатов Б.И., Карпухина Л.А. Международная статистика труда. Учебник. М.: Дело и сервис, 2001.
Закон “о налогах и пошлинах” от 02.02.1995, с последними изменениями от 13.04.2000.
Ефимова Е.Г., С.А.Бордунова: Мировая экономика: Учебное пособие. М.: МГИУ, 1998. 86 – 93.
Киреев А.П., Международная экономика. в 2-х ч. Ч.1. Международная экономика: движение товаров и факторов производства. Уч. пос. для ВУЗов. – М.: Международные отношения, 1998.– с 283 – 320.
Киреев А.П. Международная экономика. Часть 1. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Красинец Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. – М.: Наука, 1995.
Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.
Миграционная ситуация в странах СНГ/Под редакцией Зайончковской Ж.А. – М.: Комплекс-Прогресс, 1999.
Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарики, 1999.
Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 1999.
Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие // МЭиМО, 1998, № 7.
Цапенко И. Социально-политические последствия международной миграции населения. – МЭиМО, 2000, № 3.
Экономика: Учебник. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,1999.

Экономика: Учебник. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,1999, с 32
Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998, с 45
Башкатов Б.И., Карпухина Л.А. Международная статистика труда. Учебник. М.: Дело и сервис, 2001. с.57
Киреев А.П., Международная экономика. в 2-х ч. Ч.1. Международная экономика: движение товаров и факторов производства. Уч. пос. для ВУЗов. – М.: Международные отношения, 1998.– с 283












1

1.Абшаихова У.А., Сирота Н.А. Клинико-катамнестическое исследование поведения подростков, больных гашишной наркоманией. Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического ин-та, 1991. С. 72-74.
2.Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. Самара. Изд-во СИУ, 2001.
3.Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Под общ. ред. М.С. Мацковского М.: Прогресс, 1988.
4.Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков. //Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 4. С. 87-93.
5.Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 1989. 301с.
6.Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.
7.Генайло С.П. Особенности премобида больных наркоманиями // Журнал невропатологии и психиатрии. 1990. № 2. С. 42-47.
8.Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 1994. №2; 57-65.
9.Грабовская Н.Г. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних // В мире подростка. М.,1980.
10.Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам//Вопросы наркологии. 1990. С.40-44.
11.Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. — «Врачи предупреждают». — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф 2001. - 348 с.
12.Захаров А. И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям. - СПБ.,1995.
13.Кириченко А.А. Психиатрия: Учеб. Для мед. Институтов. Минск: Высш.школа,1996. С. 297.
14.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков. Минск, 1988.
15.Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.
16.Курек Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями //Вопросы наркологии. 1992. № 1. С. 39-43.
17.Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина. 1991
18.Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара, 1996.
19.Личко А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л., 1977. С. 61-70.
20.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. Л.: Медицина, 1991.
21.Магомедов Н.М. Методология и методика свободного воспитания. Самара, 1995.
22.Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддитивному поведению // Психолог. журнал. 1996. Т. 17. №3. С. 149-152.
23.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: изд-во Института Психиатрии, 2000.
24.Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними // Под ред. М. Госсон, М.: Грант; Медицина, 1993. 100 с.
25.Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. - 148с.
26.Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1999.- 200с.
27.Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. Л.: Медицина, 1994.
28.Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Исследование образа "Я" у подростков с аддитивным поведением //Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического ин-та. 1989. С. 74-79.

Вопрос-ответ:

Какие факторы определяют предрасположенность подростка к употреблению наркотиков?

Предрасположенность подростка к употреблению наркотиков может зависеть от таких факторов, как генетическая предрасположенность, социальная среда, в которой ребенок воспитывается, психологические особенности, доступность наркотиков и некоторые другие факторы.

Какая роль социального педагога в профилактической работе с подростками, склонными к наркомании?

Социальный педагог играет важную роль в профилактической работе с подростками, склонными к наркомании. Он может предоставить им информацию о вреде наркотиков, помочь развить у них навыки управления стрессом, поддержать их в сложных жизненных ситуациях, организовать профилактические мероприятия и деятельность, направленную на развитие альтернативных интересов и хобби.

Какова психологическая готовность подростков к употреблению наркотиков?

Психологическая готовность подростков к употреблению наркотиков может зависеть от различных факторов, включая низкую самооценку, стремление к новым ощущениям, неадекватное восприятие риска и другие. Однако каждый подросток индивидуален, и его психологическая готовность может быть разной.

Каким образом происходит начало наркотизации?

Начало наркотизации может происходить по разным сценариям. Это может быть случайное употребление наркотиков в качестве эксперимента, попытка "подхватить" статус или уважение в группе, постепенное скольжение в наркотики из-за психологических или эмоциональных проблем, а также влияние окружения и погружение в преступный мир. Все это может привести к началу наркотизации.

Какие могут быть причины предрасположенности подростка к употреблению психоактивных веществ?

Причины предрасположенности подростка к употреблению психоактивных веществ могут быть различными: семейная ситуация, негативный социальный окружающий фактор, генетическая предрасположенность, низкая самооценка и пр.

Какая роль социального педагога в профилактической работе с подростками, склонными к наркомании?

Социальный педагог выполняет ряд функций в профилактической работе с подростками, склонными к наркомании, включая информационно-просветительскую работу, социально-психологическую поддержку, разработку и реализацию программ и мероприятий по профилактике наркотиков и многое другое.

Какие направления предлагает проект программы работы социального педагога с подростками, склонными к наркомании?

Проект программы работы социального педагога с подростками, склонными к наркомании предлагает несколько направлений, включая психологическую помощь и консультирование, организацию групповых занятий по профилактике наркотиков, сотрудничество с семьями подростков и пр. Все эти направления совместно направлены на предотвращение наркотической зависимости и формирование здорового образа жизни.

Какими могут быть причины начала наркотизации у подростка?

Причины начала наркотизации у подростка могут быть связаны с желанием испытать новые ощущения, подражанием или принадлежностью к определенной группе, желанием снятия негативных эмоций или даже социальным давлением. Также важным фактором может быть недостаток родительского контроля и низкий уровень информированности о вреде наркотиков.