Влияние интеграционных процессов на международную миграцию
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 09.02.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Социально-психологический портрет подростка, склонного к наркомании.
1.1.Предрасположенность к употреблению психоактивных веществ
1.2.Психологическая готовность подростков к употреблению
наркотиков
1.3.Начало наркотизации
Выводы к главе 1
Глава 2. Проект программы работы социального педагога с
подростками, склонными к наркомании
2.1. Функции социального педагога в профилактической работе
2.2. Проект программы
2.2.1. Направления профилактической работы с подростками
2.2.2. Принципы профилактической работы с подростками
2.2.3. Задачи профилактической работы с подростками
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Упражнения для тренинговых занятий с подростками, склонными к наркомании
Приложение 2. Карта оценки риска наркотизации
(для социального педагога)
Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
Глава 2. Интеграция.
Это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).
2.1. Признаки интеграции:
взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).
2.2. Условия интеграции:
развитая инфраструктура;
наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база);
2.3. Уровни интеграции:
макроэкономический (государственный уровень);
микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.
2.4. Препятствия на пути интеграции развивающихся стран:
интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения;
не развита инфраструктура;
различия уровней и потенциалов развития;
политическая нестабильность.
II. Формы и этапы интеграционных процессов.
Эта система разработана ВТО и ГАТТ (две первые формы).
Тип интеграции Признаки 1 Зона свободной торговли Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. 2 Таможенный союз Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия.
Примером может служить ЕЭС. 3 Общий рынок Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. 4.1 Экономический союз Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. 4.2 Валютный союз Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:
согласованное (совместное) плавание национальных валют;
установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц;
создание единой региональной валюты;
формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.
В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. 5 Полная экономическая интеграция Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы.
Условия:
общая налоговая система;
наличие единых стандартов;
единое трудовое законодательство;
и т.д.
Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц.
Преимущества:
Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
Возрастает конкуренция между странами.
Обеспечение лучших условий торговли.
Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
Примечание к таблице по формам интеграции:
Признаки интеграции:
устранение ограничений
взаимопроникновение производственных систем
согласование законодательств и стандартов
межгосударственные (наднациональные) органы
единая валюта
инфраструктура
единая внешнеторговая политика
согласование внутренней политики (эконом, социальной и т.д.)
Вывод
В экономической литературе часто можно встретить утверждение, что «экономическая интеграция основана на интернационализации хозяйственной жизни». Но из тезиса, высказанного в такой форме, мало что можно уяснить. Чтобы понять закономерности развития МЭО, необходимо сопоставить содержание таких категорий, как международное разделение труда, международная кооперация производства, интернационализация производства и экономическая интеграция.
Начнем с международного разделения труда. МРТ – это система или способ организации производства, при которой страны специализируются на изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом международного разделения труда является развитие общественного характера производства в международном масштабе, международного обобществления производства, т.е. интернационализации производства. При этом интернационализация может идти между двумя – тремя – пятью или всеми странами мировой экономики.
Что касается международной кооперации производства, то она, как отмечалось выше, представляет собой такую форму организации производства, в которой люди совместно трудятся в одном и том же или разных процессах производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается общественный характер производства в международном масштабе через развитие самих международных предприятий – фирм, компаний, международных и транснациональных корпораций, т.е. усугубляется интернационализация производства.
Как видим, интернационализация производства есть закономерный результат развития МРТ и МКП. При этом интернационализация производства может иметь формальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет собой такое международное обобществление производства, когда экономические связи между странами устанавливаются на основе международного разделения труда или международной кооперации производства, не обусловленных при этом какими-либо параметрами по развитию производственных предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях разные.
В противоположность формальной реальная интернационализация предполагает выравнивание экономических параметров стран – участниц МЭО. В настоящее время реальная интернационализация осуществилась только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет более высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная интернационализация. Интеграцию может по экономическим показателям превзойти только реальная интернационализация. Но реальной интернационализации в мире пока не существует. Ее производственные предпосылки создаются развитием таких сообществ, как ЕС, ЕАСТ, НАФТА, общие рынки в Латинской Америке, в Африке и других местах. Но это лишь производственные предпосылки. Слияние всех этих сообществ в единую мировую экономику дело весьма отдаленного будущего, так как оно может произойти лишь при формировании единых социально-экономических систем во всех странах мира и при принятии ими соответствующего политического решения.
Заключение
Теоретически миграция рабочей силы имеет место до тех пор, пока в интеграционном пространстве не выравнивается предельная производительность труда и, таким образом, заработная плата. Предпосылка тому – отсутствие преград для миграции, взаимное признание уровня квалификации и условие, что культурные и языковые различия не являются решающими.
Значение социально-культурной принадлежности в принятии решения о миграции слабо учитывается в этой теории, хотя, как свидетельствуют различные миграционные модели, применяющиеся к гражданам ЕС, при определении размеров и направлений миграционных потоков очень важны традиционные отношения (историческое измерение).
Вопреки положениям теории интеграции движение капитала и товаров стало более важным инструментом сглаживания различий в уровне заработной платы и производительности, чем трудовая миграция.
До создания Общего рынка 44% иностранной рабочей силы составляли выходцы из региона, образовавшего позднее “шестерку” ЕЭС. В “девятке” ЕЭС в 1980 г. около 47% всей иностранной рабочей силы были выходцами из ЕЭС. Эта доля уменьшилась в конце 80-х – начале 90-х годов. В 1995 г. лишь 42% из примерно 6,5 млн иностранных рабочих, занятых в 15 странах ЕС, были выходцами из регионов ЕС.
Степень взаимоналожения рынков труда в ЕС (доля граждан стран – членов ЕС в общей численности занятых) очень низка и составляет в настоящее время около 2% (в Германии – 1,8%, Франции – 2,4, Великобритании – 1,6, Австрии – 0,9%). Доля всей иностранной рабочей силы в общей численности занятых в ЕС в 1996 г. составляла 5%. Подобная динамика соответствует намерениям ЕС: создание внутреннего рынка ЕС не должно увязываться с резким ростом трудовой миграции. Выравнивание межрегиональных различий в доходах и заработной плате должно в первую очередь осуществляться через потоки капитала и товаров и лишь затем через трудовую миграцию.
***
Либерализация потоков товаров и финансовых средств сокращает или заменяет потоки рабочей силы, т.е. выступает заменителем миграции. Эмпирические исследования этого положения едва ли имеются не только потому, что слаба статистическая база, но и потому, что отсутствует должное отслеживание этих процессов.
Дифференциация экономического развития, как следует из опросов экспертов, вызывает трансформационные процессы на рынке труда, которые по крайней мере в течение 10-15 лет усиливают динамику миграции. Содействие развитию – не альтернатива миграционной динамики, а ее дополнение. Оно способствует изменению характера миграции, но не упраздняет само явление. Либерализация торговых отношений и миграционные потоки часто дополняют, а не подменяют друг друга.
Модели торговых потоков соответствуют моделям миграционных потоков. При более высоком уровне экономического развития более дифференцированной становится структура обмениваемых товаров и повышается их качество, при этом параллельно происходит смещение миграционных потоков в направлении к более высокой интенсивности профессиональных навыков. На открытость для международной конкуренции экономика, по-видимому, реагирует ростом производительности и образованием структур, ускоряющих рост экономики и, таким образом, занятости и сокращающих разрыв в уровне заработной платы по сравнению с заграницей.
Одновременно интернационализация торговли повышает качество информации о возможностях труда за рубежом, а усиливающаяся специализация и повышение квалификации создает предпосылки к использованию имеющихся там возможностей. Изменение миграционных потоков происходит в результате структурных изменений в экономике и специализации в рамках международного разделения труда.
Список литературы
Башкатов Б.И., Карпухина Л.А. Международная статистика труда. Учебник. М.: Дело и сервис, 2001.
Закон “о налогах и пошлинах” от 02.02.1995, с последними изменениями от 13.04.2000.
Ефимова Е.Г., С.А.Бордунова: Мировая экономика: Учебное пособие. М.: МГИУ, 1998. 86 – 93.
Киреев А.П., Международная экономика. в 2-х ч. Ч.1. Международная экономика: движение товаров и факторов производства. Уч. пос. для ВУЗов. – М.: Международные отношения, 1998.– с 283 – 320.
Киреев А.П. Международная экономика. Часть 1. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Красинец Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. – М.: Наука, 1995.
Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998.
Миграционная ситуация в странах СНГ/Под редакцией Зайончковской Ж.А. – М.: Комплекс-Прогресс, 1999.
Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарики, 1999.
Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 1999.
Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие // МЭиМО, 1998, № 7.
Цапенко И. Социально-политические последствия международной миграции населения. – МЭиМО, 2000, № 3.
Экономика: Учебник. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,1999.
Экономика: Учебник. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,1999, с 32
Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 1998, с 45
Башкатов Б.И., Карпухина Л.А. Международная статистика труда. Учебник. М.: Дело и сервис, 2001. с.57
Киреев А.П., Международная экономика. в 2-х ч. Ч.1. Международная экономика: движение товаров и факторов производства. Уч. пос. для ВУЗов. – М.: Международные отношения, 1998.– с 283
1
2.Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. Самара. Изд-во СИУ, 2001.
3.Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Под общ. ред. М.С. Мацковского М.: Прогресс, 1988.
4.Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков. //Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 4. С. 87-93.
5.Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 1989. 301с.
6.Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.
7.Генайло С.П. Особенности премобида больных наркоманиями // Журнал невропатологии и психиатрии. 1990. № 2. С. 42-47.
8.Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 1994. №2; 57-65.
9.Грабовская Н.Г. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних // В мире подростка. М.,1980.
10.Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам//Вопросы наркологии. 1990. С.40-44.
11.Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. — «Врачи предупреждают». — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф 2001. - 348 с.
12.Захаров А. И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям. - СПБ.,1995.
13.Кириченко А.А. Психиатрия: Учеб. Для мед. Институтов. Минск: Высш.школа,1996. С. 297.
14.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков. Минск, 1988.
15.Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.
16.Курек Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями //Вопросы наркологии. 1992. № 1. С. 39-43.
17.Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина. 1991
18.Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара, 1996.
19.Личко А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л., 1977. С. 61-70.
20.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. Л.: Медицина, 1991.
21.Магомедов Н.М. Методология и методика свободного воспитания. Самара, 1995.
22.Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддитивному поведению // Психолог. журнал. 1996. Т. 17. №3. С. 149-152.
23.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: изд-во Института Психиатрии, 2000.
24.Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними // Под ред. М. Госсон, М.: Грант; Медицина, 1993. 100 с.
25.Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. - 148с.
26.Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1999.- 200с.
27.Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. Л.: Медицина, 1994.
28.Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Исследование образа "Я" у подростков с аддитивным поведением //Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического ин-та. 1989. С. 74-79.
Вопрос-ответ:
Какие факторы определяют предрасположенность подростка к употреблению наркотиков?
Предрасположенность подростка к употреблению наркотиков может зависеть от таких факторов, как генетическая предрасположенность, социальная среда, в которой ребенок воспитывается, психологические особенности, доступность наркотиков и некоторые другие факторы.
Какая роль социального педагога в профилактической работе с подростками, склонными к наркомании?
Социальный педагог играет важную роль в профилактической работе с подростками, склонными к наркомании. Он может предоставить им информацию о вреде наркотиков, помочь развить у них навыки управления стрессом, поддержать их в сложных жизненных ситуациях, организовать профилактические мероприятия и деятельность, направленную на развитие альтернативных интересов и хобби.
Какова психологическая готовность подростков к употреблению наркотиков?
Психологическая готовность подростков к употреблению наркотиков может зависеть от различных факторов, включая низкую самооценку, стремление к новым ощущениям, неадекватное восприятие риска и другие. Однако каждый подросток индивидуален, и его психологическая готовность может быть разной.
Каким образом происходит начало наркотизации?
Начало наркотизации может происходить по разным сценариям. Это может быть случайное употребление наркотиков в качестве эксперимента, попытка "подхватить" статус или уважение в группе, постепенное скольжение в наркотики из-за психологических или эмоциональных проблем, а также влияние окружения и погружение в преступный мир. Все это может привести к началу наркотизации.
Какие могут быть причины предрасположенности подростка к употреблению психоактивных веществ?
Причины предрасположенности подростка к употреблению психоактивных веществ могут быть различными: семейная ситуация, негативный социальный окружающий фактор, генетическая предрасположенность, низкая самооценка и пр.
Какая роль социального педагога в профилактической работе с подростками, склонными к наркомании?
Социальный педагог выполняет ряд функций в профилактической работе с подростками, склонными к наркомании, включая информационно-просветительскую работу, социально-психологическую поддержку, разработку и реализацию программ и мероприятий по профилактике наркотиков и многое другое.
Какие направления предлагает проект программы работы социального педагога с подростками, склонными к наркомании?
Проект программы работы социального педагога с подростками, склонными к наркомании предлагает несколько направлений, включая психологическую помощь и консультирование, организацию групповых занятий по профилактике наркотиков, сотрудничество с семьями подростков и пр. Все эти направления совместно направлены на предотвращение наркотической зависимости и формирование здорового образа жизни.
Какими могут быть причины начала наркотизации у подростка?
Причины начала наркотизации у подростка могут быть связаны с желанием испытать новые ощущения, подражанием или принадлежностью к определенной группе, желанием снятия негативных эмоций или даже социальным давлением. Также важным фактором может быть недостаток родительского контроля и низкий уровень информированности о вреде наркотиков.