Немецкий романтизм. Шлегель

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История журналистики
  • 28 28 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 12.12.2007
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Социокультурные предпосылки становления философии немецкого романтизма
1.1. Истоки немецкого романтизма
1.2. Расцвет немецкого романтизма
Глава 2. Фридрих Шлегель, трактовка романтизма как высшей формы искусства
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

В состав диалога входили: статья о различных эпохах поэзии, речь о мифологии, письмо о романе и очерк о различных стилях в произведениях Гёте. Основные положения диалога заключаются в следующем: изучение искусства сводится к изучению его истории. Все искусства и науки образуют как бы организм, развивающийся в их истории; истинный художник есть составной член всей совокупности искусства; каждое отдельное произведение может быть, поэтому, верно оценено лишь в связи со всеми остальными произведениями художника и со всей историей искусства. Шлегель мечтает об универсальной энциклопедии наук и искусств в связи с историей человеческого духа. Эта мысль осуществлена была впоследствии Гегелем. В очерке о развитии поэзии он особенно восхваляет Данте, Боккаччо, Петрарку, Шекспира и Гёте. В статье о различных стилях у Гёте он устанавливает три эпохи развития поэта, олицетворяющиеся в «Геце», «Тассо» и «Германе и Доротее». В «Фаусте» и «В. Мейстере» гений поэта проявился во всей целостности. Переворот, совершенный Гёте, заключается в гармоничном слияний классического с романтичным. В «Письме о романе» Шлегель, исходя из произведений Сервантеса, Шекспира, а также из романов Жана Поля, Рихтера выводит определение романа и романтической поэзии; по его мнению, роман есть смесь рассказа, песни и других литературных форм, роман состоит из арабесок. Догмат иронии мало-помалу уступает место учению об аллегории и дидактическом назначении поэзии. По новому воззрению Шлегеля, все поэтические произведения суть далекие подражания беспредельной игре мировых сил; но так как высшее непосредственно невыразимо, то его мысли и должно выражать лишь при помощи аллегории. Всякое поэтическое произведение должно быть, таким образом, дидактическим в том широком смысле слова, который обозначает стремление в глубокому беспредельному смыслу.
В «Речи о мифологии» Шлегель сожалеет, что у нового времени нет мифологии, в которой древние находили почву для своей поэзии, но предсказывает наступление времени, когда и у новых народов будет мифология, которую следует выработать из самой глубины нового духа. Он уже видит зачатки такой мифологии в новейшей натурфилософии, а также в произведениях романтической школы. Следует также вызвать к жизни мифологию древних греков и Востока, в особенности Индии, в поэзии которой скрываются еще неведомые для европейцев сокровища. Одновременно он занимался изучением Шекспира, Сервантеса, Данте и Боккаччо и поместил в «Характеристиках и критиках» обзор поэтических произведений Боккаччо.
В 1800 г. Шлегель задумал прочесть в йенском университете курс лекций по философии. Он был допущен к чтению лекций без строгого экзамена, после одной вступительной лекции. Диспут его на тему «Non critice, sed historice est philosophandum» сопровождался скандалом. Тем не менее он получил учетную степень и объявил курс лекций о трансцендентальной философии. Но лекции его, наполненные лишь парадоксами и полемикой, привлекали все меньше и меньше слушателей, и он с трудом дочитал до конца года.
В 1802 г. Фридрих Шлегель вместе с братом был в Дрездене, где изучал сокровища местной галереи. Оттуда он переселился вместе с Доротеей Фейт в Париж, где посвятил себя изучению персидской и индийской словесности и начал издавать журнал «Европа». В этом журнале он поместил, между прочим, статью «Литература», где делил поэзию на экзотерическую и эзотерическую; к последней он относил дидактические и аллегорико-мифологические произведения.
Там же были помещены статьи его: «Приложение к истории новейшей поэзии» и «Сведения о картинах», в которых не было ничего нового по сравнению с прежними его статьями. В них заметно только все более усиливавшееся тяготение его к мистицизму, приведшее его, наконец, к католицизму и к реакционному настроению. Но в статье «Путешествие во Францию» высказываются странные парадоксальные идеи о разъединении, как об общем характере Европы, и о возможности найти примирение, обратившись за примером к Востоку, в особенности к Индии. В общем, новый журнал отличался гораздо более умеренным духом, чем «Атенеум», и Фридрих Шлегель отказался от своей прежней резкости в суждениях и от большинства своих ранних революционных идей. В 1804 г. он вступил в законный брак с Доротеей Фейт, которая незадолго перед тем приняла христианство. Из Парижа они переселились, по приглашению братьев Буассере, в Кельн, где Фридрих Шлегель читал лекции по философии.
В 1808 г. Шлегель принял католицизм. В этом же году вышло в свет его сочинение «О языке и мудрости индийцев», имевшее значение для сравнительного языкознания.
Шлегель пытается по-своему трактовать проблему устранения индивидуальности, которая характерна для восточных религий. Сторонник ориентальных учений и культов воспитывается в убеждении, что его собственная индивидуальная жизнь не столь самоценна. Ведь он многократно возвращается в этот мир в разных воплощениях. Поэтому его задача состоит в том, чтобы стереть в себе уникальные черты, прислушаться к зову бытия, раствориться в нем. Отсюда – проповедь пассивности, аскетизма и безучастности, которую европейцы воспринимали как разрушение личности, безразличие к ее самобытности.
Европейски ориентированное сознание не может воспринять эту сторону восточных религий как нечто соблазнительное, прельстительное. Ведь западный человек привык к мысли о конечности своего существования. Поэтому он воспринимает свою индивидуальность как нечто уникальное, неповторимое. Возвеличивание вселенского бытия европейский индивид оценивает с опаской, с внутренней настороженностью.
И вот как бы пытаясь снять это недоразумение, раскрыть привлекательные стороны восточных религий, Шлегель утверждает, что в древнеиндийском учении не упраздняется и не отрицается индивидуальность. Напротив, он убежден, что именно ориентальные учения проникнуты вниманием к индивидуальности, что они содержат методику пробуждения духа, развития телесных и духовных способностей личности.
В 1808 г. Шлегель переселился в Вену, где в марте 1809 г. он получил место секретаря при императорской придворной и государственной канцелярии. В 1809 г. он в высокопарных прокламациях предсказывал возвышение Австрии и редактировал «Австрийскую Газету». После печального для Австрии мира 1809 г. он впал в покорность судьбе, и пессимизм и начал все более и более сближаться с господствующей церковью. В 1812 г. он читал в Вене лекции по истории древней и новой литературы.
В 1814 г. он был сделан кавалером папского ордена Христа. В 1819 г. был с Меттернихом в Италии. Вернувшись в Вену, Фридрих Шлегель вновь посвятил себя публицистическим трудам, издавая газету «Concordia» (1820-1823 гг.), с целью содействовать объединению всех вероисповеданий под эгидой папства. Таким образом, из убежденного новатора и прогрессиста он постепенно сделался одним из деятелей реакции, наступившей после наполеоновского режима. В 1827 г. он читал в Вене лекции по философии истории, а осенью 1828 г. начал в Дрездене курс лекций по философии языка и слова, прерванный его внезапной смертью 12 января 1829 г.
Шлегель сам издал собрание своих сочинений в 10 т. в 1822-25 гг. (Вена). В 1829 г. была издана отдельно «Philosophie der Geschichte».
Заключение
Германия конца XVII начала XIX века – это начало восхождение новых имен и новых направлений.
Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).
Германию можно считать страной классического романтизма. Немецкий романтизм прошел в своем развитии три этапа: йенский (1797-1804 гг), гейдельбергский (после 1804 г.) и поздний.
Во главе йенского круга романтиков стояли братья Шлегели - Фририх и Август Вильгельм. В эту группу входили писатели Новалис, Л. Тик, В. Вакенродер. К ним были близки философы - на раннем этапе Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), позднее - Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) и теолог Фридрих Шлейермахер. Большую роль в этом сообществе играли талантливые и образованные женщины: Каролина Михаэлис, Доротея Менкельсон, писательница Беттина Арним-Брентано. Йенские романтики были устремлены к прекрасному и универсальному, их еще не мучает «раздвоенность» и противоречивость мира, которая станет предметом творческого исследования гейдельбергских романтиков.
Гейдельбергская школа – второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806–08), составленного Л. Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812–1814) братьев Я. и В.Гримм. В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.
Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст, Гофман). К этому поколению относятся А.Шамиссо, Г.Мюллер и Г.Гейне, назвавший себя «последним романтиком».
Таковы социально-исторические рамки, в которых возник и развивался романтизм.
Список литературы
Архимович Н. Проблема мифологизации сознания в немецком романтизме // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Материалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.- С. 11-24.
Берковский Н. Я. Романтизм в Германии: [Сб.] / Наум Берковский.- СПб.: Азбука-классика, 2001.- 510 с.
Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А. Б. Ботникова; [М-во образования и науки Рос. Федерации, ИНОЦЕНТР (Информация. Наука. Образование.) и др.].- Москва: Аспект Пресс, 2005.- 347 с.
Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1995.- 268 с.
Габитова Р. М. Человек в философии романтизма // Человек. Ч. II., М., 1994.- С . 94 – 98.
Грешных В. И. Немецкий романтизм: структура художественного мышления: учебное пособие / В.И. Грешных; Рос. гос. ун-т им. И. Канта.- Калининград: Изд-во Российского государственного университета, 2005.- 87 с.
Грешных В. И. В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т.- Калининград: КГУ, 1995.- 88 с.
Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / [Предисл., с. VIII-XL, и коммент. А. Г. Аствацатурова].- СПб.: Аксиома, 1996.- 230 с.
Милиев В. А. Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: специальность 09.00.03 <История философии> / Милиев Вадим Анварович; [Мурм. гос. техн. ун-т].- Мурманск,2006.- 21 с.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3., СПб.: ТК Петрополис,1996.- 647 с.
Архимович Н. Проблема мифологизации сознания в немецком романтизме // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Материалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.- С. 11-24.
Берковский Н. Я. Романтизм в Германии: [Сб.] / Наум Берковский.- СПб.: Азбука-классика, 2001.- 510 с.
Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А. Б. Ботникова; [М-во образования и науки Рос. Федерации, ИНОЦЕНТР (Информация. Наука. Образование.) и др.].- Москва: Аспект Пресс, 2005.- 347 с.
Грешных В. И. Немецкий романтизм: структура художественного мышления: учебное пособие / В.И. Грешных; Рос. гос. ун-т им. И. Канта.- Калининград: Изд-во Российского государственного университета, 2005.- 87 с., В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т.- Калининград: КГУ, 1995.- 88 с.
Милиев В. А. Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: специальность 09.00.03 <История философии> / Милиев Вадим Анварович; [Мурм. гос. техн. ун-т].- Мурманск,2006.- 21 с.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3., СПб.: ТК Петрополис,1996.- 647 с.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3., СПб.: ТК Петрополис,1996.- 65 с.
Там же.- 69 с.
Там же.- 70 с.
Грешных В. И. Немецкий романтизм: структура художественного мышления: учебное пособие / В.И. Грешных; Рос. гос. ун-т им. И. Канта.- Калининград: Изд-во Российского государственного университета, 2005.- 12 с.
Габитова Р. М. Человек в философии романтизма // Человек. Ч. II., М., 1994.- 95 с.
Там же.- 96 с.
Архимович Н. Проблема мифологизации сознания в немецком романтизме // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Материалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.- С. 12-14.
Милиев В. А. Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: специальность 09.00.03 <История философии> / Милиев Вадим Анварович; [Мурм. гос. техн. ун-т].- Мурманск,2006.- 9 с.
Габитова Р. М. Человек в философии романтизма // Человек. Ч. II., М., 1994.- 97 с.
Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / [Предисл., с. VIII-XL, и коммент. А. Г. Аствацатурова].- СПб.: Аксиома, 1996.- С. 221-224.
Берковский Н. Я. Романтизм в Германии: [Сб.] / Наум Берковский.- СПб.: Азбука-классика, 2001.- 117 с.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3., СПб.: ТК Петрополис,1996.- С. 98-99.
Там же.- С. 101-103.
Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А. Б. Ботникова; [М-во образования и науки Рос. Федерации, ИНОЦЕНТР (Информация. Наука. Образование.) и др.].- Москва: Аспект Пресс, 2005.- 11 с.
Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1995.- 43 с.
Грешных В. И. В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т.- Калининград: КГУ, 1995.- С. 23-24.
Там же.- С. 24-29.












27

1.Архимович Н. Проблема мифологизации сознания в немецком романтизме // Бренное и вечное: образы мифа в пространствах современного мира: Материалы Всерос. науч. конф., посвященной 10-летию философского факультета Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 28-29 сентября 2004 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004.- С. 11-24.
2.Берковский Н. Я. Романтизм в Германии: [Сб.] / Наум Берковский.- СПб.: Азбука-классика, 2001.- 510 с.
3.Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А. Б. Ботникова; [М-во образования и науки Рос. Федерации, ИНОЦЕНТР (Информация. Наука. Образование.) и др.].- Москва: Аспект Пресс, 2005.- 347 с.
4.Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1995.- 268 с.
5.Габитова Р. М. Человек в философии романтизма // Человек. Ч. II., М., 1994.- С . 94 – 98.
6.Грешных В. И. Немецкий романтизм: структура художественного мышления: учебное пособие / В.И. Грешных; Рос. гос. ун-т им. И. Канта.- Калининград: Изд-во Российского государственного университета, 2005.- 87 с.
7.Грешных В. И. В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т.- Калининград: КГУ, 1995.- 88 с.
8.Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / [Предисл., с. VIII-XL, и коммент. А. Г. Аствацатурова].- СПб.: Аксиома, 1996.- 230 с.
9.Милиев В. А. Немецкий романтизм и формирование консервативной идеи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: специальность 09.00.03 <История философии> / Милиев Вадим Анварович; [Мурм. гос. техн. ун-т].- Мурманск,2006.- 21 с.
10.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3., СПб.: ТК Петрополис,1996.- 647 с.

Вопрос-ответ:

Какие были истоки немецкого романтизма?

Истоки немецкого романтизма можно найти в конце 18 и начале 19 века, когда в Германии происходили глубокие социокультурные изменения. В это время развивались новые идеи о природе искусства, литературы, философии, мифологии и религии. Романтики стремились найти новые пути самореализации и самовыражения, и их идеи стали основой для развития романтического движения в Германии.

Каким образом развивался немецкий романтизм?

Немецкий романтизм достиг своего расцвета в начале 19 века. В это время романтики создали своеобразный мир искусства и философии, исследовали различные эпохи и стили, выражали свои идеи через поэзию, мифологию и другие формы искусства. Их работы оказали значительное влияние на европейскую культуру и философию.

Как Фридрих Шлегель трактовал романтизм как высшую форму искусства?

Фридрих Шлегель считал, что романтизм является высшей формой искусства, так как объединяет все различные стили и жанры. Он видел в романтизме возможность объединить рациональное и эмоциональное, реальное и мифологическое, правдивое и вымышленное. Шлегель призывал к созданию искусства, которое было бы цельным и индивидуальным, отражающим всю многогранность человеческого опыта.

Какие предметы исследовали романтики?

Романтики исследовали широкий спектр предметов, включая искусство, литературу, философию, религию и мифологию. Они интересовались различными эпохами и стилями искусства, исследовали мифологические и религиозные символы, рассматривали различные философские концепции. Романтики стремились найти гармонию между разными сферами человеческого опыта и создать цельное представление о мире.

Какие истоки легли в основу немецкого романтизма?

Немецкий романтизм имеет свои истоки в многих факторах, включая философию, историю, религию и литературу. Один из главных истоков романтизма - это реакция на эпоху Просвещения и рационализм, характерные для XVIII века. Романтики стремились вернуться к эмоциям, фантазии, интуиции, противопоставляя их разуму и науке.

Как происходил расцвет немецкого романтизма?

Расцвет немецкого романтизма пришел на период конца XVIII века и начала XIX века. Он был связан с плодотворной творческой активностью группы немецких литераторов и философов, включая Шлегеля, Шлейермахера, Нойманна и др. В это время были написаны важные работы по теории романтизма и созданы множество литературных произведений, ставших классикой немецкой литературы.

Как Фридрих Шлегель трактовал романтизм?

Фридрих Шлегель рассматривал романтизм как высшую форму искусства. Он считал, что романтическое искусство выражает целостность и наполненность жизни, воплощает духовные идеалы и стремится к гармонии между человеком и миром. Шлегель подчеркивал важность эмоционального и чувственного восприятия и искусства, а также значимость индивидуальности и самовыражения в творчестве.

Какие темы и идеи романтики обычно были затронуты в работах немецких романтиков?

Романтики часто затрагивали такие темы, как природа, мифология, религия, любовь, искусство, идеалы и человеческое совершенство. Они интересовались тайнами вселенной, духовными исканиями человека и его связью с миром. Романтики стремились создать отдаленные от реальности миры, в которых могли бы реализоваться все их идеалы и фантазии.

Какие были социокультурные предпосылки становления философии немецкого романтизма?

Социокультурные предпосылки становления философии немецкого романтизма включают в себя такие факторы, как глубокие изменения в общественной жизни Германии после Французской революции и Наполеоновских войн, распространение идеи национальной истории и культуры, интерес к мифологии и древним традициям, а также влияние философских и литературных традиций предыдущих эпох.