Функциональная теория органицации П.К.Анохина.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория организации
  • 27 27 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 15.03.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Развитие теории функциональных систем в научной школе П.К.Анохина
2. Основные положения функциональной теории организации П.К.Анохина
3. Информационный анализ и синтез в теории функциональных систем П. К. Анохина
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Эта теория утверждает, что психологическое и физиологическое описание поведения и деятельности – это частные описания единых системных процессов.
Свойство восприятия окружающего мира, в котором отражаемые стимулы различаются как принадлежащие отдельным подмножествам систем модели субъективного мира человека или животного, называется уровнями восприятия окружающего мира.
Уровни восприятия окружающего мира человека – структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе общественного и индивидуального опыта человека семью подмножеством систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения.
Психологическими исследованиями выявлено семь уровней восприятия человека, графически изображаемых в форме пирамиды: миссия, самопредставление, убеждения, способности, поведение, люди моего окружения, окружение.
Последовательность пирамидального расположения уровней восприятия на модели субъективного мира человека соответствует последовательности формирования общественного и индивидуального опыта индивида. (подробнее)
Уровни восприятия окружающего мира человека – структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе общественного и индивидуального опыта человека семью подмножеством систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения.
Чтобы эффективно функционировать в сложном социальном окружении, у людей должны были развиться интеллектуальные способности к эффективной коммуникации, обучению, а главное — к пониманию не только поступков, но и мыслей и желаний своих соплеменников. Каким образом появились у людей эти способности?
Некоторые способности в ходе эволюции человека могли развиваться быстрее других — например, социальный интеллект. Ключевое значение имеет объем кратковременной памяти, измеряемый количеством идей или концепций, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно. Эту важнейшую характеристику рабочей памяти называют short-term working memory capacity (ST-WMC). Многочисленные эксперименты показали, что у человека ST-WMC = 7. Большинство животных не может обдумывать комплексно, как часть единой логической операции, более одной, максимум двух идей (ST-WMC = 2).
Речь идет, таким образом, о магистральном направлении эволюции нашего разума. Становились ли мы «вообще умнее», или у нас совершенствовались в первую очередь строго определенные, социально-ориентированные умственные способности. Экспериментальные данные свидетельствуют в пользу второй версии (подробнее). Основное направление эволюции нашего разума связано с формированием речевых навыков - употреблением у трехлетних детей предложений из более чем 3 слов. Далее этот процесс продолжает развиваться по прежней «траектории», достигая уровня около семи слов примерно к 12 годам и наконец, семи идей или концепций, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно у взрослых людей.
Общение в коллективе и обществе способствовали формированию и функционированию дополнительных функциональных систем, связанных с речью (подробнее). Одновременно с возникновением речи проходил процесс формирования внутреннего мира (субъективного мира) человека, и развивается социальное общение.
Социальное общение и индивидуальная биологическая уникальность индивидов являются необходимыми, но не достаточными признаками персонификации сообщества. Еще одно обязательное условие заключается в наличии «межиндивидуальных» отношений, т. е. отношений индивида к другим членам сообщества как к самостоятельным «персонам», имеющим не только собственный внешний облик, но и собственный внутренний мир. Способность к такого рода психофизической персонификации впервые появились у приматов и получила максимальное развитие у людей, которые могут «утонченно» воспринимать и оценивать внутренний мир (субъективный мир) окружающих как отличный от их собственного.
По современным представлениям, рабочая память имеет довольно сложную структуру. Центральное место в ней занимает «исполнительный компонент» (central executive component), локализованный в одном из участков префронтальной коры (а именно в полях Бродмана 9 и 46). Его главная задача — удерживать внимание на той информации, которая необходима субъекту для решения насущных задач. Сама эта информация может храниться где-то еще. Ее обычно называют кратковременной памятью (short-term memory) и рассматривают как компонент рабочей памяти.
Память, хранится не в каком-то специально выделенном для этой цели участке мозга, а распределяется по всем отделам, причем для запоминания используются те же нейроны, которые возбуждались при непосредственном переживании события .
Субъективный мир человека (СМЧ) – структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе общественного и индивидуального опыта человека семью подмножеством систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения. Что позволяет «исполнительному компоненту» рабочей памяти реализовать обработку информации одновременно (параллельно) по семи подмножествам систем, активизировать фактор новизны, и привело к усиленной активации ранних генов в клетках мозга человека (подробнее); в эволюции, эти адаптивные модификации функциональных систем, обеспечили дифференциальное выживание, привели к феномену человека и новой фазе нейроэволюции (подробнее).

Наша гипотеза поясняет возникновение функции безопасности в социальном общении (подробнее).
У животных все основные функциональные системы представлены на двух (для обезьян не более 3) нижних уровнях модели восприятия окружающего мира, соответственно уровень окружения (с ключевым вопросом, что вокруг?) и уровень поведения (ключевой вопрос, что делаю?). Эти уровни модели восприятия окружающего мира отражают основную способность животных - приспособится к окружающей среде и тем самым выжить (подробнее). При этом системы, сформированные в естественной природной среде, становятся для животных основными и необходимыми для сосуществования в естественных природных условиях. Поэтому взрослое высшее животное с системами, сформированными в искусственной среде обитания при участии человека, как правило, погибает, при помещении его в как будто бы привычные и естественные природные условия его обитания. Это, конечно, не находит объяснения у некоторых ученых, которых считают, что у животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врожденных, наследственно обусловленных инстинктах, закрепленных в генетической программе на протяжении всей эволюции.
Человек приспособлен к резким изменениям окружающей среды и его функциональные системы помимо двух нижних уровней восприятия представлены еще на пяти уровнях восприятия.
Уровни восприятия модели субъективного мира человека и соответствующие им системы, непрерывно поддерживая активным фактор новизны, позволили осуществить положительную обратную связь генерации процесса возникновения и развития языка и речи (подробнее).
За счет генерации процесса возникновения и развития языка и речи, более объективной оценки окружающей среды, в процессе общественного и индивидуального опыта человека происходит выделение все большего количества подмножеств систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения. Эти подмножества систем качественно улучшают объективную оценку окружающей среды и результатов собственной деятельности, что обеспечивает не только дифференциальное выживание, но обуславливает феномен человека и новую фазу эволюционного цикла.
Таким образом, обработка информации из внешней среды у человека идет одновременно и параллельно по семи подмножествам систем.
У большинства животных обработка информации из внешней среды идет также параллельно, но с участием не более 2 подмножеств систем. В обоих случаях этот процесс связан с реализацией встроенных систем безопасности (подробнее).
Основные положения ТФС П.К. Анохина отражают представления П. К. Анохина о том, что психика возникла в эволюции потому, что психические переживания содержат обобщенную оценку ситуации, благодаря чему они выступают в качестве важных факторов поведения. Вопрос о функциональном смысле субъективного опыта и переживаний, их роли в поведении – одна из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрированную оценку ситуации, способствуя тем самым нахождению поведенческого ответа. Элементы обобщения содержатся в самых простых психических феноменах, таких как ощущение. При мышлении информационный синтез включает не только соединение, но и перекомбинацию уже известных сведений, что лежит в основе нахождения решения. Это относится как к перцептивному решению, т. е. опознанию стимула, так и к выдвижению и селекции гипотез, построению моделей будущих событий (подробнее).
Комплексная функциональная система – комплекс избирательно вовлеченных компонентов - множество систем, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата в соотношении «организм – среда» (подробнее).

Заключение

Теория функциональных систем в свое время первой ввела понятие целенаправленности поведения за счет сравнения предсказания результата с фактическими его параметрами, а также обучение как способ устранения рассогласования организма со средой. Многие положения данной теории уже сейчас нуждаются в существенном пересмотре и адаптации с учетом новых экспериментальных данных. Однако на сегодняшний момент данная теория входит в число наиболее проработанных и биологически адекватных.
Хотелось бы еще раз отметить, что с моей точки зрения дальнейшее развития области ИИ невозможно без тесного сотрудничества с нейробиологами, без построения новых моделей на основе мощных теорий.
Соответственно вышесказанному, функциональная система по П. К. Анохину это - законченная единица деятельности любого живого организма и состоящая из целого ряда узловых механизмов, которые обеспечивают логическое и физиологическое формирование поведенческого акта. Образование функциональной системы характеризуется объединением частных физиологических процессов организма в единое целое, обладающее своеобразием связей, отношений и взаимных влияний именно в тот момент, когда все эти компоненты мобилизованы на выполнение конкретной функции. Однако, мне хотелось бы обратить внимание читателя на одно из высказываний гения: «Как целостное образование любая функциональная система имеет вполне специфические для нее свойства, которые в целом придают ей пластичность, подвижность и в какой-то степени независимость от готовых жестких конструкций различных связей как в пределах самой центральной системы, так и в масштабе целого организма».



Список литературы

Александров Ю.И. «Введение в системную психофизиологию». // Психология XXI века. М.: Пер Се, стр. 39-85 (2003).
Александров Ю.И. «Научение и память: системная перспектива». // Вторые симоновские чтения. М.: Изд. РАН, стр. 3-51 (2004).
Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд. Спб.: Питер (2003).
Александров Ю.И., Анохин К.В. и др. Нейрон. Обработка сигналов. Пластичность. Моделирование: Фундаментальное руководство. Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета (2008).
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968.- 540 с.
Анохин П. К. Внутреннее торможение как проблема физиологии.- М: Медгиз, 1956.- 378 с.
Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 2004. - 446 с.
Анохин П.К. «(Идеи и факты в разработке теории функциональных систем». // Психологический журнал. Т.5, стр. 107-118( (2004).
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина (2005).
Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2008. Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта // Физиология поведения. Л., 2007.
Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 2005.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 2007.
Судаков К. В. Избранные лекции по нормальной физиологии. - М.: Эрус, 2002.- 243 с.
Судаков К. В. Общая теория функциональных систем. - М.: Медицина,2004. - 224 с.
Судаков К. В. Теория функциональных систем. Под ред. Нувахова Б.Ш. - М.,2006.- 89 с.
Судаков К. В. Функциональные системы организма. - М: Медицина, 2007.- 432 с.
Судаков К.В. Биологические мотивации. -М.:Медицина, 2001.-303 с.
Теория системогенеза. Под. ред. К.В.Судакова. М.: Горизонт (2007).
Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Институт психологии РАН (2005).










2

Список литературы

1.Александров Ю.И. «Введение в системную психофизиологию». // Психоло-гия XXI века. М.: Пер Се, стр. 39-85 (2003).
2.Александров Ю.И. «Научение и память: системная перспектива». // Вторые симоновские чтения. М.: Изд. РАН, стр. 3-51 (2004).
3.Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд. Спб.: Пи-тер (2003).
4.Александров Ю.И., Анохин К.В. и др. Нейрон. Обработка сигналов. Пла-стичность. Моделирование: Фундаментальное руководство. Тюмень: Изда-тельство Тюменского Государственного Университета (2008).
5.Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Меди-цина, 1968.- 540 с.
6.Анохин П. К. Внутреннее торможение как проблема физиологии.- М: Мед-гиз, 1956.- 378 с.
7.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Меди-цина, 2004. - 446 с.
8.Анохин П.К. «?Идеи и факты в разработке теории функциональных систем». // Психологический журнал. Т.5, стр. 107-118? (2004).
9.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина (2005).
10.Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2008.
Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта // Фи-зиология поведения. Л., 2007.
11.Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 2005.
12.Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 2007.
13.Судаков К. В. Избранные лекции по нормальной физиологии. - М.: Эрус, 2002.- 243 с.
14.Судаков К. В. Общая теория функциональных систем. - М.: Медицина,2004. - 224 с.
15.Судаков К. В. Теория функциональных систем. Под ред. Нувахова Б.Ш. - М.,2006.- 89 с.
16.Судаков К. В. Функциональные системы организма. - М: Медицина, 2007.- 432 с.
17.Судаков К.В. Биологические мотивации. -М.:Медицина, 2001.-303 с.
18.Теория системогенеза. Под. ред. К.В.Судакова. М.: Горизонт (2007).
19.Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Институт психологии РАН (2005).

Вопрос-ответ:

Какие основные положения функциональной теории организации П.К.Анохина?

Основные положения функциональной теории организации П.К.Анохина заключаются в том, что психологическое и физиологическое описание поведения и деятельности являются частными описаниями единых системных процессов.

Какие принципы лежат в основе функциональной теории организации П.К.Анохина?

Основными принципами функциональной теории организации П.К.Анохина являются принципы функциональности, иерархичности, динамичности и адаптивности. Эти принципы обуславливают взаимодействие различных функциональных систем в организме и адаптацию организма к изменяющимся условиям окружающей среды.

Какую роль играет информационный анализ и синтез в теории функциональных систем П. К. Анохина?

Информационный анализ и синтез являются ключевыми процессами в функциональной теории организации П.К.Анохина. Они позволяют организму получать, обрабатывать и использовать информацию о внешней среде для регуляции своей деятельности и поддержания гомеостаза. Данные процессы осуществляются с помощью различных функциональных систем организма, таких как нервная, эндокринная, иммунная и другие.

Что такое функциональность в контексте функциональной теории организации П.К.Анохина?

Функциональность в функциональной теории организации П.К.Анохина означает способность системы выполнять определенные функции и реализовывать свои потенциалы. Функциональность связана с соответствующим функциональным состоянием организма, которое позволяет ему эффективно функционировать в условиях изменяющейся среды.

Каково значение функциональной теории организации П.К.Анохина для понимания поведения и деятельности организма?

Функциональная теория организации П.К.Анохина имеет большое значение для понимания поведения и деятельности организма, поскольку она позволяет рассматривать их как единые системные процессы. Благодаря этой теории мы можем более глубоко понять, как организм воспринимает и взаимодействует с окружающей средой, как регулирует свою деятельность и как адаптируется к изменениям.

Какие основные положения функциональной теории организации П.К.Анохина?

Основные положения функциональной теории организации П.К.Анохина включают в себя представление о психологическом и физиологическом описании поведения и деятельности как частных описаний единых системных процессов.

Что утверждает функциональная теория организации П.К.Анохина?

Функциональная теория организации П.К.Анохина утверждает, что психологическое и физиологическое описание поведения и деятельности – это частные описания единых системных процессов.

Какие идеи развивает П.К.Анохин в теории функциональных систем?

П.К.Анохин развивает идеи о восприятии окружающего мира, информационном анализе и синтезе в функциональных системах.

Что изучает функциональная теория организации П.К.Анохина?

Функциональная теория организации П.К.Анохина изучает системные процессы, связанные с психологическим и физиологическим описанием поведения и деятельности.

Какие принципы функциональной теории организации П.К.Анохина?

Принципы функциональной теории организации П.К.Анохина включают в себя информационный подход, идею о восприятии окружающего мира, а также анализ и синтез в функциональных системах.