Взаимосвязь общих и специальных способностей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 38 38 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 21.03.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи общих и специальных способностей
1.1. Понятие способностей в психологии: определение и основные подходы к изучению
1.2 Соотношение общих и специальных способностей. Возрастная динамика развития способностей
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи общих и специальных способностей
2.1 Программа эмпирического исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
2.2.1 Выявление взаимосвязи между общими и специальными способностями по выборке в целом и внутри групп респондентов разного пола и возраста
2.2.2 Выявление достоверных различий в уровне развития общих и специальных способностей между группами респондентов разного пола и возраста
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

В таблице 4 представлены данные о значимых коэффициентах корреляции между общими и специальными способностями в группе респондентов мужского пола. Связь между общим интеллектом и креативностью характеризуется той же силой, что и в обощенной выборке, а связи между пространственым интеллектом и общим интеллектом и креативностью являются более сильными. В таблице 5 представлены данные о значимых коэффициентах корреляции между общими и специальными способностями в группе респондентов женского пола.Таблица 4Значения коэффициента корреляции Спирмена, полученные при выявлении взаимосвязи между общими и специальными способностями в группе респондентов мужского полаПары переменныхЧислонаблюденийКоэффициенткорреляцииСпирменаУровень значимостиОбщий интеллект & Креативность300,550,01Общий интеллект & Пространственный интеллект30-0,540,01Креативность & Пространственный интеллект30-0,650,01Таблица 5Значения коэффициента корреляции Спирмена, полученные при выявлении взаимосвязи между общими и специальными способностями в группе респондентов женского полаПары переменныхЧислонаблюденийКоэффициенткорреляцииСпирменаУровень значимостиОбщий интеллект & Креативность300,530,01Общий интеллект & Пространственный интеллект30-0,440,02Креативность & Пространственный интеллект30-0,240,20Согласно полученным данным, в группе деушек общий интеллект взаимосвязан со специальными способностями примерно на то же уровне, что и обощенной выборке, а связь между креативностью и пространственным интеллектом не является значимой. Следовательно, развитие данных способностей у девушек не является взаимообусловленным. Для мужчин развитие специальных способностея является залогом успешной самореализации, в частности - получения профессии, дальнейшего трудоустройства и т.п. Поэтому развитию специальных способностей у юношей традиционно уделяется больше внимания, тогда как успешная социализация женщины связана в традиционном понимании с хорошо развитыми коммуникативными навыками, возможно, эмоциональным интеллектом. Мы можем предположить, что развитие общих способностей у девушек будет связано именно с этими показателями, поскольку связи со специальными способностями в нашем исследовании не выявлено.2.2.2 Выявление достоверных различий в уровне развития общих и специальных способностей между группами респондентов разного пола и возрастаСредние значения общих и специальных способностей в группах респондентов разного пола представлены в таблице 6.Согласно полученным данным, девушки демонстрируют наименьший уровень развития общего интеллекта, учащиеся старшей школы – наименьшй уровень развития креативности и пространственного интеллекта. Студенты вуза характеризуются наивысшим уровнем развития креативности и пространственного интелекта. Таблица 6Средние значения показателей общих и специальных способностей в группах респондентов разного пода и возрастаПоказательСреднее значение по выборкеСреднее значение в группе учащихся старшей школыСреднее значение в группе студентов вузаСреднее значение в группе юношейСреднее значение в группе девушекОбщий интеллект97,9398,7097,1798,8097,07Креативность7,276,577,977,736,80Пространственный интеллект5,735,216,255,815,65Для получения данных о достоверности различий в уровне развития общих и специальных способностей между представителями разных групп нами использовалось вычисление U-критерия Манна-Уитни. Нами были выявлены достоверные различия между представителями групп с разным уровнем образования по показателю креативности (U=318; р=0,05) и между респондентами женского пола с разным уровнем образования по показателю пространственного интеллекта (U=50; р=0,01). Полученные результаты наглядно представлены на диаграммах 1-2. Диаграмма 1Размах значений переменной «Креативность» в группах респондентов с разным уровнем образованияПримечание: 1 – группа учащихся старшей школы, 2 – группа студентов вуза.Диаграмма 2Размах значений переменной «Пространственный интеллект» в группах девушек с разным уровнем образованияПримечание: 1 – группа девушек-учащихся старшей школы, 2 – группа студенток вуза.Таким образом, специальные способности, по-видимому, получают преимущественое развитие в условиях высшего образования. Это можно объяснить, исходя из повышенных требований именно к специальным способностям в вузах, поскольку высшее образование является более узко направленным, чем общее школьное образование. Особенно это касается девушек, поскольку вне условий специализированного учебного заведения их пространственный интеллект разивается на значительно более низком уровне. Выводы по главе 2Итак, во второй главе данной работы мы осветили результаты эмпирического исследования взаимосвязи общих и специальных способностей. На их основании мы можем сделать следующие выводы:Общие способности положительно взаимосвязаны со специальными способностями: чем более развит общий интеллект, тем более развиты такие специальные способности, как креативность и пространственный интеллект.Существуют достоверные различия в уровне развития специальных способностей между учащимися старшей школы и студентами вузов. У последних специальные способности развиты на более выоском уровне. Особенно это касается девушек. Мы можем предположить, что полоролевое воспитание оказывает значительное влияние на развитие специальных способностей, в частности – пространственного интеллекта. Данное предположение нуждается в дальнейшей проверке в рамках других исследований. ЗаключениеНами проведено эмпирическое исследование взаимосвязи общих и сециальных способностей. Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия во взаимосвязи между общими и специальными способностями у учащихся старшей и высшей школ в зависимости от возраста и пола. Полученные реузльтаты позволяют сделать следующие выводы:Способность представляет собой возможность, потенциальную или реализованную предрасположенность к чему-либо. Она обнаруживается только в деятельности, которая не может быть осуществлена без участия данных способностей. Способности не могут быть сведены к наличным знаниям, умениям, навыкам, они должны рассматриваться в динамике их приобретения.Общие и специальные способности едины и взаимосвязаны, обуславливая влияние друг друга на эффективность деятельности. Возрастная динамика развития способностей обусловлена особенностями сензитивного периода и социальной ситуацией развития. Так, связь между различными проявлениями творческих способностей возникает только к подростковому возрасту. Единство вербальных и невербальных проявлений креативности не является исходной характеристикой, а есть результат познавательного развития школьника. Связь же вербальных и невербальных составляющих интеллекта с возрастом снижается. Исходное единство умственных возможностей ребенка, обусловленное существованием единого фактора интеллекта, по мере специализации познавательной деятельности ослабевает. Кроме того, с возрастом происходит усиление связи интеллекта и креативности, которое у школьников достигается в основном за счет вербальных составляющих интеллекта. Развитие способностей взрослого человека обусловлено содержанием и психологическими особенностями его труда.Общие способности положительно взаимосвязаны со специальными способностями: чем более развит общий интеллект, тем более развиты такие специальные способности, как креативность и пространственный интеллект.Существуют достоверные различия в уровне развития специальных способностей между учащимися старшей школы и студентами вузов. У последних специальные способности развиты на более выоском уровне. Особенно это касается девушек, у них специальные способности (пространственный интеллект) получают значительное развитие только в условиях высшего образования. Полученные результаты могут быть эффективно использованы для разработки программ развития общих и специальных способностей у учащихся средней и высшей школ.Список литературыАрцишевская Е.В. Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными и языковыми способностями: дисс. … канд.психол.наук. - М., 2008. - 150 с. Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.-688 сАнаньев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность: Проблемы возрастной и дифференциальной психологии. - М., 2008. - 209 с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. - 288 с.Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности// Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. -С.275-294.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002. – 320 с. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб, 2006. – 672 с.Васанов А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования. - М., 2006. – 56 с.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2011. – 640 с.Вяткина Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы: дисс. … канд.психол.наук. - Пермь, 2004. - 140 с. Динерштейн И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте: дисс. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 142 с. Дружинин В. Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений// Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М., 1997. - С.161-185.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб, 2007. - 368 с. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб, 2007. – 320 с.Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. - СПб, 2002. – 134 с.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2008. – 583 с.Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 2011. - 400 с. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб, - 2004, - 392 с.Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля. - Новосибирск, 2011. - 317 с. Попова Л.В. Социально-психологические особенности реализации одаренных женщин/ Материалы I Всероссийской конференции по психологии Российского психологического общества "Психология сегодня". - М., 1996.- С. 168-169.Платонов К.К. Проблемы способностей. - М, 1972. - 312 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2007. - 720 с. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2001. – 350 с.Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков. – М., 2008. – 319 с.Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. - СПб, 2004. - 188 с. ПриложениеПриложение 1Сводная таблица данных исследования взаимосвязи общих и специальных способностей№ПолВозрастОбразованиеОбщий интеллектКреативностьПространственныйинтеллект11161101114,532116110895,47311619954,70411618746,57511619537,57611619976,777117110174,57811719363,7391171115163,4010117110655,1311117110445,871211719976,0313118110164,701411818839,5315118110186,671621619955,1017216110174,4018216110284,5019216111094,072021618957,172121619455,002221619563,832321719735,9024217110083,4325217110172,702621719985,132721719554,332821719244,832921718976,1730218110194,5331119291104,703211929185,0033119294115,03341202101172,833512029986,93361202110113,70371202111123,603812028947,333912029787,534012129358,5041121210294,0042121210494,404312128748,404412129568,5745122210398,4746219210195,5747219299114,604821928948,3749219210296,27502192101123,4351220287810,935222029397,405322029359,1054220299115,475522029242,475622128938,9057221210365,3058222210056,175922229948,8760222210185,60Приложение 2Проверка данных на нормальность распределенияПриложение 3Описание методики «Лев»Данная методика используется для оценки продуктивности и оригинальности мышления человека, его способности к включению проблемы в более широкий контекст. Стимульный материал представляет собой рисунок, на котором максимально неопределённо изображен следующий сюжет: на дереве сидит человек, под деревом сидит животное, напоминающее льва. Пейзаж вокруг, выражение лица человека и морды льва, видимые вокруг предметы прорисованы максимально неопределенно.При подаче инструкции требуется, не произнося название методики, предложить респонденту придумать как можно больше вариантов выхода из сложившейся ситуации, включая самые фантастические, не акцентируя при этом, с точки зрения кого из персонажей должны быть предложены придуманные выходы. При обработке теста мы учитывали толькопараметр оригинальности - количество оригинальных ответов от общего количества ответов. Оригинальным считается ответ, который не повторяется больше среди ответов других респондентов этой выборки.

Список литературы

1.Арцишевская Е.В. Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными и языковыми способностями: дисс. … канд. психол. наук. - М., 2008. - 150 с.
2.Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.-688 с
3.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность: Проблемы возрастной и дифференциальной психологии. - М., 2008. - 209 с.
4.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2000. - 288 с.
5.Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - С.275-294.
6.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002. – 320 с.
7.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб, 2006. – 672 с.
8.Васанов А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования. - М., 2006. – 56 с.
9.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2011. – 640 с.
10.Вяткина Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы: дисс. … канд.психол.наук. - Пермь, 2004. - 140 с.
11.Динерштейн И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте: дисс. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 142 с.
12.Дружинин В. Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской.- М., 1997. - С.161-185.
13.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб, 2007. - 368 с.
14.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб, 2007. – 320 с.
15.Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. - СПб, 2002. – 134 с.
16.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2008. – 583 с.
17.Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 2011. - 400 с.
18.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб, - 2004, - 392 с.
19.Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля. - Новосибирск, 2011. - 317 с.
20.Попова Л.В. Социально-психологические особенности реализации одаренных женщин / Материалы I Всероссийской конференции по психологии Российского психологического общества "Психология сегодня". - М., 1996. - С. 168-169.
21.Платонов К.К. Проблемы способностей. - М, 1972. - 312 с.
22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2007. - 720 с.
23.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2001. – 350 с.
24.Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков. – М., 2008. – 319 с.
25.Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. - СПб, 2004. - 188 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы существуют к изучению понятия способностей в психологии?

В психологии существуют различные подходы к изучению понятия способностей. Один из подходов основывается на теории факторов интеллекта, согласно которой способности могут быть представлены набором базовых факторов, таких как вербальные, математические, пространственные и т.д. Другой подход основывается на теории множественных интеллектов, согласно которой способности представляют собой различные формы интеллектуальной активности, такие как логическое мышление, музыкальная способность, кинестетическая способность и т.д. Третий подход связан с изучением конкретных способностей в рамках определенной области знания или деятельности, например, спортивных способностей или художественных способностей.

Каким образом развиваются общие и специальные способности?

Развитие общих и специальных способностей происходит взаимосвязано и взаимозависимо. Общие способности, такие как интеллект или память, являются основой и фундаментом для развития специальных способностей. В то же время, развитие специальных способностей, связанных с определенной областью деятельности, таких как музыкальные способности или спортивные способности, также влияет на развитие общих способностей. Таким образом, развитие общих и специальных способностей взаимосвязано и взаимозависимо, и оба аспекта требуют внимания и развития для достижения полной потенциальной способности человека.

Какова возрастная динамика развития способностей?

Возрастная динамика развития способностей может быть различной в зависимости от конкретного типа способностей. В общем случае, общие способности имеют тенденцию к более стабильному и постепенному развитию на протяжении всей жизни человека. Однако, специальные способности могут проявиться и достичь пика развития в определенные периоды жизни, такие как музыкальные способности у детей или спортивные способности у подростков. После достижения пика развития, специальные способности могут либо стабильно поддерживаться, либо постепенно снижаться с возрастом. Важно отметить, что развитие способностей может зависеть от различных факторов, таких как индивидуальные особенности, образование и опыт человека.

Какое определение понятия "способности" используется в психологии?

В психологии способности определяются как врожденные или приобретенные индивидуальные особенности психики, которые определяют способность выполнять определенные виды деятельности с высоким качеством.

Каковы основные подходы к изучению способностей в психологии?

Основные подходы к изучению способностей в психологии включают генетический, психофизиологический, структурно-функциональный и деятельностный подходы. Каждый из них позволяет рассмотреть способности с разных точек зрения и различными методами исследования.

Какова взаимосвязь между общими и специальными способностями?

В психологии признается, что общие способности являются основой для развития специальных способностей. Общие способности представляют собой универсальные интеллектуальные и психомоторные способности, которые лежат в основе различных видов деятельности. Специальные способности, в свою очередь, развиваются на базе общих способностей и позволяют проявиться в конкретных областях деятельности.

Как меняется развитие способностей с возрастом?

С возрастом развитие способностей происходит согласно определенной динамике. Например, в раннем детстве проявляются общие предпосылки к развитию способностей, затем с возрастом происходит более точное определение специальных способностей. В отличие от общих способностей, развитие специальных способностей может продолжаться вплоть до зрелого возраста, в зависимости от уровня специализации и индивидуальных особенностей.

Какие выводы можно сделать по результатам эмпирического исследования взаимосвязи общих и специальных способностей?

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи между общими и специальными способностями. Установлено, что развитие специальных способностей напрямую зависит от уровня развития общих способностей. Чем выше уровень общих способностей, тем больше возможностей для развития специализированных навыков и талантов.