Свобода слова: атрибут демократии и "вызов" российскому обществу

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное право
  • 34 34 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 02.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Состояние масс-медиа в России
1.1 Иллюзия независимости СМИ
1.2 СМИ в контексте «Власть, Медиа, Демократия»
2. Деятельность российских СМИ в условиях развития демократии
2.1 Политическая ориентация деятельности масс-медиа: на примере материалов СМИ
2.2 Анализ влияния СМИ на электоральные предпочтения в ходе парламентских выборов 4 декабря 2011 года (на основе индекса популярности партий в СМИ)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Контекст же присутствия в информационном пространстве парламентариев, преимущественно, сводился к сюжетам о представляемых ими партиях. За исключением сообщений:
- о проведённом фракцией «Единая Россия» в Государственной Думе «круглом столе», посвящённом вопросу реформирования системы распределения средств государственного бюджета между «центром и периферией», а также между субъектами Российской Федерации;
- о разработанных фракцией ЛДПР поправках в Уголовный кодекс РФ, в части введения уголовной ответственности за незаконное пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, предусматривающей наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 тыс. рублей или исправительных работ до одного года, или лишения свободы до двух лет.
14 ноября лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования заняла КПРФ, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) вырос: с 97,9 (13 ноября) до 635,9.
Тем же образом складывалась ситуация в отношении «Справедливой России», чей ИИБ достиг 465,3 (против 144,7 – днём ранее). Напротив, «просел» ИИБ ЛДПР: с уровня в 87,1 (13 ноября) до -129,6 (день спустя). Вновь в «минус» ушла «Единая Россия»: -894,8 вместо 157,3 – 13 ноября.
Проведённый анализ позволяет заключить, что 14 ноября «Единая Россия» сохранила доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, однако её позиции немного ослабли. В итоге, партии власти удалось занять 45,2% медиа-поля (при 49,3% - днём ранее), чему соответствовало 270 публикаций: 241 - были посвящены ей как партии и 29 - как фракции в Государственной Думе. Имели же они, преимущественно, негативный характер, что выразилось в полученном индексе информационного благоприятствования (ИИБ) в -894,8 (при 157,3 - 13 ноября).
Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации заняла «Справедливая Россия»: ей было отдано 19,4% всех новостных сводок об активности парламентских партий (при 20% - днём ранее) или 116 информационных сообщений (106 - как партии и десять - как фракции в нижней палате российского парламента). Преобладал в них нейтральный и умеренно позитивный «оттенок», показателем чего служит полученный ИИБ в 465,3 (против 144,7 - 13 ноября).
Немного расширилась степень представленности в медиа-пространстве коммунистов: 18,3% (против 14,7% - 13 ноября) или 109 сюжетов, из которых в 108 - КПРФ представлялась как партия, а в одном - фигурировали депутаты её фракции в Госдуме. Выдержано большинство было в позитивном «ключе», что обусловило получение ИИБ, равного 635,9 (вместо 97,9 - в предыдущий день).
Чуть больший интерес информационное сообщество проявило к деятельности ЛДПР: 17,1% от всех партийных известий (при соответствующем показателе предыдущего дня - 16%) или 102 упоминания (97 - партии и пять - фракции). Обеспечили же они, в основном, нейтральное и негативное информационное сопровождение деятельности либерал-демократов при ИИБ в -129,6 (в противовес 87,1 -13 ноября).
В завершении главы стоит отметить, что степень освещенности в СМИ прямой показатель влияния партии на электоральные предпочтения, чем больше публикаций, тем больше о партии говорят, а, следовательно, больший шанс получить голос избирателя на выборах.
Заключение

показатели политического участия положительно связаны с индикаторами потребления материалов средств массовой информации. Активность в потреблении печатных средств массовой информации и радио является более значимым дифференцирующим фактором политического участия, чем включенность в аудиторию телевидения. Не подтвердилась наша первоначальная гипотеза о том, что длительность просмотра передач телевидения в целом положительно коррелирует прежде всего с политическими ориентациями либерально-демократического характера. Связь здесь оказывается более сложной. В частности, большая длительность просмотра телевидения характерна не только для респондентов, поддерживающих политические силы либерально-демократической направленности.
Полученные данные свидетельствуют, что признак образования, в отличии от признака пола, является значимым детерминирующим фактором формирования типов включенности в массовые информационные каналы в их взаимосвязи с политическими ориентациями респондентов. Отчасти эта зависимость оказывается справедливой и в отношении признака дохода.
Если взять за основу утверждение о том, что публичная власть – это власть, которая все свои действия вольно или невольно пропускает через призму общественного мнения, то по данным социологического опроса можно рассмотреть и обозначить основные аспекты, по которым публичная власть обеспечивает себе зону влияния. Путем «засвечивания» себя через СМИ сегодняшние политические лидеры завоевывают определенные иерархические ступени в вертикали власти. На сегодняшний день складывается тенденция захвата информационного пространства, монополизация информации финансово-политическими группами. Равный доступ к власти оказывается фикцией. В СМИ информационная прозрачность заменяется заказными материалами о достижениях администраций публичности».
Журналисты, в силу дифференцированности, не демонстрируют четко очерченных позиций. Они имеют целостный взгляд на политическую систему, т.к. собирают материал и исследуют проблемы на разных уровнях вертикали власти и в разных социальных стратах – от рабочего до губернатора. Причем чем глубже выражается кризис ситуации в СМИ, тем в большей мере журналисты нацелены на созидательные установки и ориентации.
Если рассматривать в данной работе выяснение соотношения между сознательным формированием массовых политических настроений или по принципу: стихийно = объективно, скорее всего, сфера публичности воплощает общее и частное.
Общее – это влияние СМИ, сознательное использование манипулятивных технологий со стороны власти. Частное – это разделение источников поступающей информации на публичную и приватную сферы. Причем в данном исследовании необходимо отметить тот факт, что переход к приватной сфере получения информации возник в условиях недостатка соответствующей достоверной информации. То есть в условиях дефицита информации, что не позволяет гражданам принимать оптимальные для них решения, а в более широком контексте – отчуждение индивида от управления обществом. У старшего поколения, как отмечают ученые, массовые политические настроения формируются сознательно, и здесь в большей степени отмечается влияние приватной сферы, тогда как у молодого поколения политические настроения формируются стихийно-объективно.
В этой связи необходимо отметить наибольшее влияние публичной сферы телевидения и других СМИ. Общественность подсознательно готова реагировать сходным образом на действие психологических механизмов, таких как: заражение, внушение, подражание. Это дает возможность властной элите управлять не только мнением, но и поведением масс. Ангажированность властью СМИ – это основная тенденция. Ее отмечают все респонденты. Различие возникло только среди ученых. Одни видят на первом месте Интернет и только потому, что большую часть информации черпают для себя оттуда. Тот факт, что у рядового субъекта нет возможности проконтролировать источник информации, переданной через Интернет, позволяет причислить Интернет к приватной сфере распространения информации (Интернет – это то пространство, где свобода самовыражения выше, а контроль минимален).
Смешение двух сфер, приватной и публичной, – это прежде всего состояние эмоционального напряжения, возникшее в результате кризиса социально-политического. Выражается оно в состоянии постоянного тревожного ожидания. Очевидно, что в таких условиях слухи, циркулирующие в определенной общности людей, могут дать богатую информацию о господствующих в ней представлениях, ожиданиях, остепени доверия к власти и СМИ. Наконец, нельзя не отметить и того влияния, которое слухи в России оказали на формирование общественного мнения. Поэтому свобода слова является атрибутом демократии и «вызовом» российскому обществу.

Список литературы

Ачкасов В.А Россия как разрушающееся традиционное общество// Полис. 2010, №3, 8с.
Баранов А.Н., Михайлова О.В., Сатаров Г.А., Шипова Е.А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики, М.:2004, - 96с.
Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб., 2008. - 253 с.
Володин А.Г Гражданское общество и модернизация в России (Истоки и современная проблематика) // Политические исследования. 2010, №3, 110с.
Вудов Е.Г Восприятие россиянами демократии //Аналитические исследования Левада, Левада-Центр, М.: 2012, 39 с.
Глобализация и информационные войны // Информационная политика. – М.: РАГС. 2008.-21-34с.
Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полит. исслед. - 2010. - №3. - С. 154-161.
Забузов О.Н. Связи с общественностью - средства массовой коммуникации: системный фактор политического управления обществом. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №1, 63 – 68с.
Загадочные СМИ, загадочной страны, журнал «Журналист» , 2007 http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200701311
Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М. – 2009- 240с.
Ершов Ю.М Средства массовой информации в политической перспективе России//Вестник Томского государственного университета, 2008, №1, 86-95с.
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 28 ноября 2011 года http://kprf.ru/politindx/99654.htm
Ковлер А.И Кризис демократии? Демократия на рубеже 21 века. М., 2008, 206с.
Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. СПб. "Питер", 2011, 241с.
Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. - СПб. 2009. - 318 с.
Краснов Д.А Современный этап развития политической журналистики// Исследовано в России: Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А.Добролюбова, 2010, 12-18с.
Лукашев А.В., Пониделко А.В. Анатомия демократии, или черный PR как институт гражданского общества. - М.: Издательство. Бизнес-Пресса – 2007, 187с.
Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 541 с.
Панарин А.С Все дело в одном человеке // Литературная газета. Читальный зал. Вып. 5, 19 марта 2009 г. – 18-21с.
Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б.Перелыгиной и др. - М.: Аспект Пресс, - 2008, 314с.
Политические коммуникации/ Отв. ред. А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 141с.
Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 2006, 181с.
Сафронов В.В Потенциал протеста и демократическая перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011, №4, 47-51с.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 559 с.
Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - СПб., 2009. - С. 99-100.
Тульчинский. Г. PR фирмы: технология и эффективность. - С.-Петербург: Алетейя. – 2009, 187с.
Холодовский К.Г Демократия - скорее перспектива, чем реальность // Россия и современный мир. 2006, №3, с.21-23
Шейнин А.Н Современные российские СМИ в контексте «Власть. Демократия. Общество»//Вестник Удмуртского университета, 2005, 99-105с.

Панкратов Ф., Баженов Ю, Серёгина Т, Шахурин В. Рекламная - деятельность (учебник для вузов). М., 2007. – 103с.
Качалов М. Трансформация РR-рынка и РR-индустрии в путинские времена. "Советник", 2006, N 1.,25с.
Лукашев А.В., Пониделко А.В. Анатомия демократии, или черный PR как институт гражданского общества. - М.: Издательство. Бизнес-Пресса – 2009 - 104с.
Качалов М. Трансформация РR-рынка и РR-индустрии в путинские времена. "Советник", 2006, N 1., 18с.
Цуладзе А. Отечественные политики не выживут без «раскрутки». Политические технологии в эпоху Путина. - Сегодня, - 27.04.06.-8с.
Загадочные СМИ, загадочной страны, журнал «Журналист» , 2007 http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200701311
Глобализация и информационные войны // Информационная политика. – М.: РАГС. 2008.-26с.
Шейнин А.Н Современные российские СМИ в контексте «Власть. Демократия. Общество»//Вестник Удмуртского университета, 2005, 99с.
Ершов Ю.М Средства массовой информации в политической перспективе России//Вестник Томского государственного университета, 2008, №1, 86с.
Ершов Ю.М Средства массовой информации в политической перспективе России//Вестник Томского государственного университета, 2008, №1, 88с.
Ершов Ю.М Средства массовой информации в политической перспективе России//Вестник Томского государственного университета, 2008, №1, 91с.
Политические коммуникации/ Отв. ред. А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 59с.
Краснов Д.А Современный этап развития политической журналистики// Исследовано в России: Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А.Добролюбова, 2010, 12с.
Баранов А.Н., Михайлова О.В., Сатаров Г.А., Шипова Е.А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики, М.:2004, - 28с.
Сафронов В.В Потенциал протеста и демократическая перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011, №4, 49с.
Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. СПб. "Питер", 2011, 145с.
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 28 ноября 2011 года http://kprf.ru/politindx/99654.htm









2

1.Ачкасов В.А Россия как разрушающееся традиционное общество// Полис. 2010, №3, 8с.
2.Баранов А.Н., Михайлова О.В., Сатаров Г.А., Шипова Е.А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики, М.:2004, - 96с.
3.Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб., 2008. - 253 с.
4.Володин А.Г Гражданское общество и модернизация в России (Истоки и современная проблематика) // Политические исследования. 2010, №3, 110с.
5.Вудов Е.Г Восприятие россиянами демократии //Аналитические исследования Левада, Левада-Центр, М.: 2012, 39 с.
6.Глобализация и информационные войны // Информационная политика. – М.: РАГС. 2008.-21-34с.
7.Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полит. исслед. - 2010. - №3. - С. 154-161.
8.Забузов О.Н. Связи с общественностью - средства массовой коммуникации: системный фактор политического управления обществом. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009, №1, 63 – 68с.
9.Загадочные СМИ, загадочной страны, журнал «Журналист» , 2007 http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200701311
10.Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М. – 2009- 240с.
11.Ершов Ю.М Средства массовой информации в политической перспективе России//Вестник Томского государственного университета, 2008, №1, 86-95с.
12.Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 28 ноября 2011 года http://kprf.ru/politindx/99654.htm
13.Ковлер А.И Кризис демократии? Демократия на рубеже 21 века. М., 2008, 206с.
14.Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. СПб. "Питер", 2011, 241с.
15.Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. - СПб. 2009. - 318 с.
16.Краснов Д.А Современный этап развития политической журналистики// Исследовано в России: Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А.Добролюбова, 2010, 12-18с.
17.Лукашев А.В., Пониделко А.В. Анатомия демократии, или черный PR как институт гражданского общества. - М.: Издательство. Бизнес-Пресса – 2007, 187с.
18.Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 541 с.
19.Панарин А.С Все дело в одном человеке // Литературная газета. Читальный зал. Вып. 5, 19 марта 2009 г. – 18-21с.
20.Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б.Перелыгиной и др. - М.: Аспект Пресс, - 2008, 314с.
21.Политические коммуникации/ Отв. ред. А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2009. – 141с.
22.Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 2006, 181с.
23.Сафронов В.В Потенциал протеста и демократическая перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011, №4, 47-51с.
24.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 559 с.
25.Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - СПб., 2009. - С. 99-100.
26.Тульчинский. Г. PR фирмы: технология и эффективность. - С.-Петербург: Алетейя. – 2009, 187с.
27.Холодовский К.Г Демократия - скорее перспектива, чем реальность // Россия и современный мир. 2006, №3, с.21-23
28.Шейнин А.Н Современные российские СМИ в контексте «Власть. Демократия. Общество»//Вестник Удмуртского университета, 2005, 99-105с.

Вопрос-ответ:

Каково состояние масс-медиа в России?

Состояние масс-медиа в России можно охарактеризовать как сильно политизированное и контролируемое государством. Большая часть СМИ является контролируемыми или принадлежит государству или руководителям сильных политических и экономических структур. Это создает иллюзию независимости СМИ и ограничивает свободу слова и мнение разных групп и политических сил.

Как СМИ вписываются в контекст "Власть, Медиа, Демократия" в России?

СМИ в России играют сложную роль в контексте "Власть, Медиа, Демократия". С одной стороны, они должны быть независимыми и предоставлять объективную информацию для граждан. Однако, поскольку многие СМИ контролируются государством или крупными бизнесовыми структурами, они подвержены цензуре и манипуляциям. Это создает дисбаланс в распределении информации и ограничивает свободу слова и демократические процессы.

Какова политическая ориентация деятельности масс-медиа в России?

Политическая ориентация деятельности масс-медиа в России в большинстве случаев соответствует интересам государства или определенных политических сил. Многие из них поддерживают текущую власть и транслируют ее позицию, игнорируя или критикуя оппозицию. Это создает дисбаланс в разнообразии мнений и затрудняет формирование здоровой политической дискуссии.

Как СМИ влияют на электоральные предпочтения в ходе парламентских выборов 4 декабря 2011 года?

Анализ показал, что СМИ имели значительное влияние на электоральные предпочтения в ходе парламентских выборов 4 декабря 2011 года. Многие СМИ активно поддерживали правительственные партии и исключали возможность независимого представления оппозиции. Это способствовало формированию определенного образа политической реальности и ограничивало возможности для разнообразия мнений и политического выбора.

Каково состояние масс-медиа в России?

Состояние масс-медиа в России можно охарактеризовать как ограниченное и контролируемое. Власть влияет на независимость СМИ, что создает иллюзию независимости, но на самом деле многие средства массовой информации подчинены политическим и экономическим интересам определенных групп.

Как связаны СМИ, власть и демократия в России?

Связь между властью, СМИ и демократией в России сложная. Власть контролирует масс-медиа, что ограничивает свободу слова и доступ к информации. Это может быть вызовом для развития демократии, так как ограничение свободы СМИ может препятствовать свободному обмену информацией и мнениями, необходимыми для принятия осознанных политических решений.

Как политическая ориентация СМИ влияет на их деятельность в России?

Политическая ориентация СМИ в России имеет существенное влияние на их деятельность. Многие СМИ выступают как пропагандистские инструменты определенных политических сил, подчеркивая их успехи и скрывая их ошибки. Это может искажать общественное мнение и ограничивать достоверность информации, что является вызовом для развития демократии в стране.

Как влияние СМИ сказалось на электоральные предпочтения в России?

Анализ влияния СМИ на электоральные предпочтения в России показал, что определенные партии получили больше внимания и поддержку со стороны СМИ в ходе парламентских выборов 4 декабря 2011 года. Это может повлиять на результаты выборов, не давая одинакового представления о всех кандидатах и партиях, и представляет вызов для демократического процесса.