1. Повествование о чине евхаристического богослужения в произведениях отцов и учителей Церкви IV в (Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоуст).
Заказать уникальное эссе- 9 9 страниц
- 2 + 2 источника
- Добавлена 03.08.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основная часть
Список литературы
Если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня приходятся на субботу или воскресенье, то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, а в сами праздники служится литургия Василия Великого, а в пятницу перед ними происходит отмена литургии.
В противном случае в навечерия Рождества и Крещения, а также в Великие четверг и субботу литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней [1].
В целом можно заключить, что в описаниях литургии, принадлежащим церковным писателям IV века, присутствует значительная детальность, разработанность, которая касается как всех действий, так и движений и жестов с оглашенными, кaющимися и др. или во время причащения или чтения Писания. Также очень хорошо разработаны сами выражения молитв.
В частности, важно заметить более подробное очерчивание в евхаристической молитве момента творения мира, искупительного подвига Христа, ангельского славословия, молитвы призывания Святого Духа и многих других.
Литургические формы стали отличаться большей отделанностью, выраженностью, они прочно укрепились в чине евхаристического богослужения. Произошло усложнение чина евхаристического богослужения за счет внесения различного рода подробностей. Прежняя харизматическая настроенность апостольского века ушла в прошлое. Это объясняется тем, что скорее всего уже существовал записанный формуляр службы, просто до нас он не дошел, однако он, как видимо, существенным образом ограничил свободу творчества в этой области. Вместе с тем, важно заметить, что появление формуляра службы не могло препятствовать дальнейшему развитию и усложнению чина евхаристического богослужения.
Таким образом, происходило дальнейшее развитие и усложнение литургии, причем, это касалось как Запада, Рима и других западных областей, так и поместных Церквей Востока. Евхаристические молитвы изменялись согласно разным поместным, национальным и историческим признакам. С этого времени мы можем говорить о начале систематизации евхаристических типов по группам или фамилиям.
Кстати, Брайтман также пришел к этим результатам, когда занимался схематической реконструкцией литургии, которая служилась в Понтском экзархате, в области Кесарии Каппадокийской. В данном случае использовались сочинения святого Григория Чудотворца, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина и святого Григория Нисского, a также и канонические правила Соборов IV века (Анкирского, Неокесарийского и Гангрского) [2].
Анафора включала в себя уже установившиеся и вышеобозначенные нами части: благодарение за творение, ангельское славословие, описание искупительного подвига, описание Вечери с установительными словами, анамнезисом и эпиклезой. Таким образом, существенных отличий от вышерассмотренного литургического материала здесь не наблюдается, соответственно, подробное её воспроизведение излишне. Наконец, стоит отметить и наличие отдельных деталей, однако их имеет смысл рассматривать более подробно при исследовании поместных литургий [2].Список литературы
Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. – М., 2000. [Ресурс локального доступа]
Киприан (Керн), архим. Евхаристия. - М., 1998./Электронный ресурс//http://www.holytrinitymission.org/books/russian/eucharist_k_kern.htm#_Toc8206074
4
Вопрос-ответ:
Какие произведения отцов и учителей Церкви описывают чин евхаристического богослужения в IV веке?
В произведениях отцов и учителей Церкви IV века, таких как Кирилл Иерусалимский, Василий Великий и Иоанн Златоуст, описывается чин евхаристического богослужения.
Какая литургия служится в навечерия праздников Рождества Христова и Крещения Господня в IV веке?
В навечерия праздников Рождества Христова и Крещения Господня в IV веке служится литургия Василия Великого.
Какая литургия служится в сами праздники Рождества Христова и Крещения Господня в IV веке?
В сами праздники Рождества Христова и Крещения Господня в IV веке служится литургия Иоанна Златоуста.
Какой чин происходит в пятницу перед праздниками Рождества Христова и Крещения Господня в IV веке?
В пятницу перед праздниками Рождества Христова и Крещения Господня в IV веке происходит отмена литургии.
Какие чины происходят в случае, если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня приходятся на субботу или воскресенье в IV веке?
В случае, если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня приходятся на субботу или воскресенье в IV веке, в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста.
Какое повествование о чине евхаристического богослужения можно найти в произведениях отцов и учителей Церкви IV века?
В произведениях отцов и учителей Церкви IV века можно найти повествование о чине евхаристического богослужения в произведениях Кирилла Иерусалимского, Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Какая литургия служится в навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня?
В навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня служится литургия Иоанна Златоуста.
Какая литургия служится в сами праздники Рождества Христова или Крещения Господня?
В сами праздники Рождества Христова или Крещения Господня служится литургия Василия Великого.
В какой день происходит отмена литургии перед навечериями Рождества и Крещения?
Отмена литургии перед навечериями Рождества и Крещения происходит в пятницу.