41. Типы наблюдения. Этнографический метод

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Социология общая
  • 11 11 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 20.06.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Метод наблюдения
Глава 2. Этнологический метод в наблюдении
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Возвращаясь к обсуждению выбора теоретической проблемы и предмета включенного наблюдения, заметим, что описанные различия между группами, культурами и системами значений делают особенно важной проблему сравнения, т.е. выбора групп, ситуаций, условий для проведения этнографического исследования.
Самой успешной попыткой справиться с проблемой отбора в этнографическом методе стала последовательная разработка понятия теоретической выборки (Б. Глезер, А. Стресс; 1967). Выбор исследуемого явления здесь обосновывается через логику проверяемой теории, определяющей, какие особенности данного явления (случая, группы и т. п.) существенны с точки зрения содержательных, теоретических соображений, а также к отбору внутри случаев, т. е. к отбору времени, места и людей для наблюдения.
Преимуществом этнографического метода является то, что исследователь в своей работе наиболее близко подходит в понимании того (скорее разделяя точку зрения исследуемых), что сами члены группы считают существенным и определяющим в своей жизни (не считая возможных терминологических и лексических расхождений).
Результатом предварительной стадии исследования станут - выбор исследовательской проблемы и ситуации наблюдения. Подитожив эту стадию, перед социологом возникает новая совокупность теоретических и практических вопросов, связанная с доступностью вовлечения в полевую ситуацию и непосредственным взаимодействием с интересующими его группами, что играет ключевую роль в этнографическом методе.
В использовании этнографического метода важное значение играет здравый смысл и знания, используемые в повседневной жизни, постольку, проблема вовлчения в полевые условия может быть разрешена только за счет личностных психологических и социальных ресурсов, практических стратегий социолога-наблюдателя. С другой стороны, более или менее эффективные попытки включиться в ситуацию наблюдения, в том числе трудности, с которыми социолог сталкивается на этом пути, часто оказывают существенное влияние на теоретическую логику и степень понимания ученым того, что он наблюдает.
Социологу, оказавшемуся в реальных полевых условиях, приходится играть и осмысливать самые разные роли в поисках общего знаменатилеся между объективностью, профессиональной отчужденностью, социальной вовлеченностью и интеллектуальной правдивостью.
Результатом включенного наблюдения, интервьюирования, неформализованных бесед с изучаемыми, становится большое количество данных, которые следует как-то организовать, описать и проанализировать. Именно в процессе анализа данных и написания отчета или статьи результаты этнографического исследования приобретают общезначимость и валидность, т.е. становятся чем-то большим, чем совокупность «здесь-и-сейчас» сделанных наблюдений.
Заключение
Наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях. При широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.
Однако не все явления и процессы доступны для наблюдения; поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным; наблюдение социальных процессов ограничено во времени; существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения. С учетом сказанного нельзя преувеличивать возможности метода этносоциологического наблюдения, лучше использовать его вместе с другими способами получения первичной информации.
Список литературы
Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. - 640 с.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 208 с.
Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004.- 592 с.
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 912 с.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 557 с.
Там же.- 560 с.
Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -335 с.
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - С. 561-563.
Бабосов Е. М. Там же. - С. 337-340.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 48 с.
Там же.- С. 51-59.
Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004.- 392 с.

1

Список литературы
1.Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. - 640 с.
2.Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 208 с.
3.Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004.- 592 с.
4.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 912 с.

Вопрос-ответ:

Какие типы наблюдения существуют?

Существуют различные типы наблюдения, включая непрерывное и прерывистое наблюдение, скрытое и явное наблюдение, участие и наблюдение, наблюдение "в полевых условиях" и в лабораторных условиях.

Что такое этнографический метод наблюдения?

Этнографический метод наблюдения - это метод исследования, который основан на наблюдении за людьми в их естественной среде обитания для изучения их культуры, поведения, обычаев и традиций. Он позволяет исследователям получить глубокое и практическое понимание жизни и образа мышления изучаемой группы или сообщества.

Каким образом выбираются группы и ситуации для проведения этнографического исследования?

Для проведения этнографического исследования важно выбрать группы, ситуации и условия, которые наиболее подходят для изучения конкретной проблемы или предмета исследования. Отбор осуществляется на основе анализа и сравнения различных групп, культур и систем значений, чтобы найти те, которые наиболее полно отражают исследуемую проблему и позволяют получить необходимые данные.

Какой метод наблюдения является наиболее успешной попыткой справиться с проблемой отбора в этнографическом исследовании?

Наиболее успешной попыткой справиться с проблемой отбора в этнографическом исследовании является метод сравнения. Путем анализа и сравнения различных групп, ситуаций и условий исследователи могут выбрать наиболее подходящие объекты для исследования, которые наиболее полно отражают исследуемую проблему.

Чем отличается этнографический метод от этнологического метода в наблюдении?

Этнографический метод наблюдения фокусируется на детальном изучении конкретной группы или сообщества, в то время как этнологический метод в наблюдении направлен на изучение шире понятий и общих закономерностей поведения и культуры различных групп и сообществ.

Что такое этнографический метод наблюдения?

Этнографический метод наблюдения - это метод исследования, основанный на непосредственном наблюдении и участии исследователя в повседневной жизни изучаемой группы или культуры. Исследователь наблюдает за людьми, их действиями, взаимодействиями, ритуалами, поведенческими нормами и записывает свои наблюдения для дальнейшего анализа.

Какие типы наблюдения существуют?

Существуют разные типы наблюдения, в зависимости от цели исследования. Например, наблюдение может быть непосредственным или опосредованным, наблюдение может быть участным или нучастным. Непосредственное наблюдение подразумевает непосредственное наблюдение исследуемых событий и действий, без использования посредников, в то время как опосредованное наблюдение предполагает использование различных видов технологий. Участное наблюдение подразумевает активное участие исследователя в жизни изучаемой группы, в то время как нучастное наблюдение подразумевает наблюдение извне, без активного участия.

Какие проблемы могут возникнуть при выборе группы для этнографического исследования?

При выборе группы для этнографического исследования могут возникнуть различные проблемы. Одна из главных проблем - это проблема сравнения. Исследователю нужно выбрать группы, ситуации и условия, которые позволят ему сравнить и проанализировать изучаемые явления. Также могут возникнуть проблемы с доступом к изучаемой группе, согласием участников исследования на наблюдение и другие организационные проблемы.

Какими критериями можно руководствоваться при выборе группы для этнографического исследования?

При выборе группы для этнографического исследования можно руководствоваться различными критериями. Например, можно выбирать группы, которые представляют интерес с точки зрения исследования определенного феномена или явления. Также можно выбирать группы, представляющие различные социальные классы, возрастные категории, половые группы и другие факторы, которые могут оказывать влияние на изучаемые явления.

Какие типы наблюдения существуют?

Существуют активное и пассивное наблюдение. В активном наблюдении исследователь активно участвует в исследуемом процессе, записывая наблюдения и задавая вопросы. В пассивном наблюдении исследователь наблюдает происходящее без вмешательства.