ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЦОВСТВА.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 36 36 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 27.06.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Доклад
Список литературы и источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Фрагмент для ознакомления

86. Мои родители считают, что в моих недостатках виноваты они сами, потому что неумело меня воспитывали. 87. Мои родители говорят, что моя жизнь и здоровье стоило им огромных усилий. 88. Мои родители считают, если бы у них не было детей, они бы жили лучше. 89. Мои родители считают, что если они предоставят мне свободу, то я немедленно использую это во вред себе и окружающим. 90. Нередко бывает, что если мать говорит мне одно, то отец говорит другое, и наоборот. 91. Мои родители говорят, что тратят на меня больше сил и времени, чем на себя. 92. Мои родители мало знают о моих делах. 93. Мои желания – закон для моих родителей. 94. Когда я был маленький, то очень любил спать с родителями (или с одним из них). 95. Мои родители считают, что у меня плохой желудок. 96. Мои родители говорят, что они нужны мне, лишь пока я не вырос, а потом я все реже буду вспоминать о них. 97. Иногда мне кажется, что ради меня родители пошли бы на любую жертву. 98. Мои родители считают, что мне нужно уделять значительно больше времени, чем они могут. 99. Когда я ласков с родителями, они мне все прощают. 100. Мои родители хотели бы, чтобы я обзавелся семьей как можно позже – после 30 лет. 101. Мои родителей беспокоит, что мои руки и ноги часто бывают очень холодными. 102. Мои родители говорят, что я маленький эгоист и совсем не думаю об их здоровье и чувствах и т.д. 103. Мои родители считают, что если бы они не отдавали мне все время и силы, то я плохо бы кончил. 104. Когда у меня все благополучно, родители меньше интересуются моими делами. 105. Мои родителям трудно сказать мне «нет». 106. Мои родители огорчены, что я все меньше в них нуждаюсь. 107. Мои родители считают, что мое здоровье хуже, чем у большинства моих сверстников. 108. Мои родители считают, что я испытываю по отношению к ним слишком мало благодарности. 109. Мои родители считают, что я не могу обходиться без их постоянной помощи. 110. Большую часть своего свободного времени я провожу вне дома. 111. Обычно у меня очень много времени для развлечений. 112. Я часто слышу от родителей, что кроме меня им больше никто на свете не нужен. 113. Моих родителей волнует мой беспокойный и прерывистый сон. 114. Нередко я слышу от родителей сожаления, что они слишком рано поженились. 115. Мои родители считают, что всего, чего я добился к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), я добился только благодаря их постоянной помощи. 116. Моими делами в семье в основном занимается кто-то один из родителей. 117. Кончив уроки, я обычно занимаюсь тем, чем мне нравится. 118. Когда я иду на свидание, у моих родителей портится настроение. 119. Мои родители обеспокоены тем, что я часто болею. 120. Мои родители не помогают, а усложняют мою жизнь. Приложение 5Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»(Е. Бене и Д. Антони)Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.Описание методикиМетодика имеет две формы:для детей 4 – 6-8 лет; для детей 6-8 – 10 лет и подростков. Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других; отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других; зависимость от других. Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений: 1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные - с "сексуализированными" переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа "этого члена семьи мама слишком балует";4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа "мама беспокоится, что этот человек может простудиться".Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: "я люблю прижиматься к этому члену семьи". А примером второй: "этот человек любит крепко обнимать меня".Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.Тестовый материалТестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от "дедушек" и "бабушек" до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина "Никто". Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью.Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину "Никто". Более того, чувства, "брошенные" в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.Вопросы тестаФорма для маленьких детей(... — место для имени ребенка)Положительные чувства, исходящие от ребенка 1. ... думает, что ты хороший. Кто хороший?2. ... любит тебя. Кого любит ...?3. ... нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть ...?4. ... любит целовать тебя. Кто любит целовать ...?5. ... любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть ...?6. ... нравится быть твоим малышом. Чей малыш ...?7. ... любит играть с тобой. С кем любит играть ...?8. ... нравится гулять с тобой. Кто должен брать ... на прогулки?Отрицательные чувства, исходящие от ребенка 10. ... думает, что ты непослушный. Кто непослушный?11.... не любит тебя. Кого не любит ...?12. ... думает, что ты плохой. Кто плохой?13. ... хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать ...?14. ... хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать ...?15. ... ненавидит тебя. Кого ненавидит ...?16. ... думает, что ты гадкий. Кто гадкий?17. Ты злишь ... Кто злит...?Положительные чувства, получаемые ребенком 20. Ты любишь играть с ... Кто любит играть с ...?21. Ты любишь целовать ... Кто любит целовать ...?22. Ты улыбаешься ... Кто улыбается ...?23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?24. Ты любишь обнимать ...? Кто любит обнимать ...?25. Ты любишь ... Кто любит ...?26. Ты милый с ... Кто мил с ...?27. Ты думаешь, что ... — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что ... милый(ая) мальчик (девочка)?Отрицательные чувства, получаемые ребенком 30. Ты шлепаешь ... Кто шлепает ...?31. Ты делаешь ... грустным. Кто делает ... грустным?32. Ты бранишь ... Кто бранит ...?33. Ты доводишь ... до слез. Кто доводит ... до слез?Форма для старших детейНежные чувства, исходящие от ребенка0. Этот член семьи очень хороший.1. Этот член семьи очень веселый.2. Этот член семьи всегда помогает другим.3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.5. Этот член семьи много шутит.6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.7. Этот член семьи — хороший спортсмен.8. С этим членом семьи хорошо играть.9. Этот член семьи очень добрый.Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка 10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка 20. Этот член семьи иногда слишком суетится.21. Этот член семьи иногда придирается.22. Этот человек иногда портит чужие забавы.23. Этот член семьи иногда вспыльчив.24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.28. Этот человек не очень терпелив.29. Этот член семьи иногда слишком зол.Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка 30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.35. Иногда я чувствую, что "сыт этим человеком по горло".36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.Нежные чувства, получаемые ребенком 40. Этот член семьи добр ко мне.41. Этот член семьи очень тактичен со мной.42. Этот член семьи очень меня любит.43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.44. Этот член семьи готов помочь мне.45. Этот член семьи любит забавляться со мной.46. Этот член семьи действительно понимает меня.47. Этот член семьи всегда выслушает меня.Сильные положительные, с "сексуальным оттенком" чувства, получаемые ребенком 50. Этот член семьи любит баловать меня.51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.54. Этот член семьи любит пощекотать меня.55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком 60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.61. Этот член семьи любит подразнить меня.62. Этот член семьи иногда ругает меня.63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.66. Этот член семьи иногда зол со мной.67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком 70. Этот член семьи часто бьет меня.71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым. 73. Этот член семьи заставляет меня бояться.74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным.76. Этот член семьи всегда недоволен мной.77. Этот член семьи недостаточно любит меня.Материнская сверхопека 80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.Отцовское сверхпотакание 90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.92. Этого члена семьи папа слишком балует.93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени.94. Этого члена семьи папа любит больше всех.Материнское сверхпотакание 95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.97. Этого члена семьи мама слишком балует.98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Список литературы и источников

1.Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.
2.Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности / Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003. С. 277-280.
3.Игнатова О. В. Семейное воспитание как фактор развития готовности к отцовству у старшеклассников. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2011. – 27 с.
4.Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: "Фолиум", 1996. – 48 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования отцовства изучены в статье?

В статье рассматриваются различные психологические особенности, связанные с процессом формирования отцовства. Авторы обращают внимание на влияние родительского воспитания на психологию ребенка, а также на мнение родителей о воспитании и его связь с самооценкой. Они также обсуждают вопросы свободы и контроля в отношениях между родителями и детьми.

Какие утверждения делают родители о воспитании своего ребенка?

В статье приведены различные утверждения, которые родители могут делать о воспитании своего ребенка. Например, некоторые родители могут считать, что они неумело воспитывали своего ребенка и что его недостатки являются их виной. Другие родители могут говорить, что они вложили огромные усилия в жизнь и здоровье своего ребенка. Некоторые родители могут даже считать, что если бы у них не было детей, они бы жили лучше. В статье приводятся эти различные утверждения с целью исследования связи между мнением родителей о воспитании и психологическими статусами детей.

Какое мнение у родителей о свободе у ребенка?

В статье говорится о том, что некоторые родители считают, что если они предоставят своему ребенку свободу, то он немедленно воспользуется ею. Родители могут быть взволнованы и беспокоиться о том, что ребенок сделает что-то неправильное или опасное, если он получит свободу. Они могут стараться контролировать ребенка и его действия, считая, что это лучший способ защитить его от потенциальных опасностей. Таким образом, статья обсуждает взаимосвязь между мнением родителей о свободе и контроле и психологической адаптацией детей.

Какие возможные причины того, что моя жизнь и здоровье мне стоили огромных усилий моим родителям?

Возможно, ваши родители столкнулись с трудностями в воспитании вас, что требовало от них дополнительных усилий и заботы. Это могло быть связано с вашим здоровьем, а также с трудностями в вашем развитии или адаптации к обществу.

Какие последствия могут быть у ребенка, если родители считают, что его недостатки виноваты исключительно в их неправильном воспитании?

Когда родители считают, что недостатки ребенка связаны только с их собственным воспитанием, это может привести к чувству вины и даже неполноценности у ребенка. Он может начать сомневаться в своих способностях и страдать низкой самооценкой. Также возможны проблемы в отношениях ребенка с родителями, так как он может чувствовать, что его не принимают таким, какой он есть.

Какие могут быть причины у родителей воспринимать своего ребенка как причину своих трудностей и неудач в жизни?

Причиной такого восприятия могут быть нереализованные амбиции родителей или недостаток самооценки, вызванный внешними факторами. Родители могут чувствовать, что их жизнь не соответствует ожиданиям или что они не добились того, чего хотели бы в жизни, а винить в этом ребенка становится удобным способом избежать ответственности за свои неудачи.

Какие последствия может иметь у ребенка мнение его родителей о том, что они бы жили лучше, если у них не было бы детей?

Когда родители излагают такую точку зрения, это может привести к снижению самооценки и ощущению нежелательности у ребенка. Возможно, он начнет сомневаться, нужен ли он своим родителям и считать себя причиной их неудовлетворенности жизнью. Также такое мнение может оказывать негативное влияние на отношения ребенка с родителями и создавать конфликтные ситуации в семье.

Какие психологические особенности влияют на формирование отцовства?

Формирование отцовства подвержено влиянию различных психологических особенностей. Одной из них является мнение родителей о собственной роли в воспитании ребенка. Если родители считают, что они неумело воспитывали ребенка и виноваты в его недостатках, это может негативно повлиять на процесс формирования отцовства. Также важную роль играет оценка родителями своих усилий, вкладенных в жизнь и здоровье ребенка. Если они считают, что они огромны, это может способствовать укреплению и укреплению отцовства. Кроме того, нужно отметить мнение родителей о том, что их жизнь была бы лучше, если бы у них не было детей. Если они имеют такую мысль, это может негативно отразиться на их способности и желании быть хорошими отцами. И, наконец, свобода, предоставляемая ребенку, также влияет на формирование отцовства. Если родители считают, что предоставлять свободу ребенку значит усиливать его развитие, это может стимулировать их отцовские качества.

Какие факторы влияют на формирование отцовства?

Формирование отцовства может быть оказано влияние различных факторов, включая психологические особенности. Например, роль родителей в воспитании ребенка является важным фактором. Если родители считают, что они неумело воспитывали ребенка и виноваты в его недостатках, это может негативно повлиять на формирование отцовства. Кроме того, оценка родителями своих усилий, вкладенных в жизнь и здоровье ребенка, также играет важную роль. Если они считают, что их усилия огромны, это может способствовать укреплению и развитию отцовства. Еще одним фактором является мнение родителей о том, что их жизнь была бы лучше без детей. Если они имеют такое мнение, это может отрицательно отразиться на их способности и желании быть хорошими отцами. Наконец, предоставление свободы ребенку также влияет на формирование отцовства. Если родители считают, что предоставление свободы усиливает развитие ребенка, это может стимулировать их отцовские качества.