Сутулость, как самый распространенный вид нарушения осанки. Комплекс гимнастики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 41 41 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 06.07.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Сутулость как самый распространённый вид нарушения осанки
1.1. Анатомо-физиологические особенности дошкольников
1.2.Понятие осанки
1.3.Причины и виды нарушений осанки
1.4.Сутулость: причины, симптомы
Глава 2. Условия и методика использования гимнастики в работе со старшими дошкольниками
Заключение
Список литературы
Приложение



Фрагмент для ознакомления

п.: сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, руки согнуты в локтях. 1-8 – продвижение вперёд поочередно то с правой, то с левой ноги, 9-16 – то же назад.
16. «Ветерок»
И.п.: стойка на коленях, руки вверх. 1-2 – наклон вправо, 3-4 – наклон влево, 5-6 – наклон вперёд, руки назад, 7-8 – И.п.
17. «Кошечка»
И.п.: упор на коленях. 1 – низко опустить голову, прогнуть спину вверх, 2 – поднять голову, прогнуть спину вниз.
18. «Лягушка»
И.п.: упор лежа на бедрах, ноги врозь. 1-4 – прогнуться, согнуть ноги в коленях, головой коснуться стоп, 5-6 – удержать принятое положение, 7-8 – И.п.
19. «Отдыхаем»
И.п.: лёжа на животе, руки под подбородком, локти в стороны. 1-2 – согнуть правую (левую) ногу, отводя колено в сторону, 3-4 – И.п.
Маршем дети перестраиваются из звеньев в круг, хлопки в такт музыке, уход из зала.


Таким образом, различные гимнастические движения направлены на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста, развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме. Кроме того, эти упражнения помогают пополнить лексический запас и грамматическую структуру речи через организацию игровой деятельности.

Заключение

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
Само развитие ребенка дошкольного возраста предполагает важности воздействия на его организм методами физической культуры и ориентирует и родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания.
Физическое развитие, уровень функциональных систем организма, диапазон приспособительных реакций определяется состоянием опорно-двигательного аппарата. Вдоль опорно-двигательного аппарата располагаются точки опоры для разных частей тела и центры тяжести. Это обеспечивает устойчивость при передвижении в пространстве, координацию, рациональное расположение внутренних органов.
Деформации опорно-двигательного аппарата влекут за собой: смещение точек опоры и центров тяжести; неравномерную мышечную тягу; изменения форм грудной клетки и брюшной полости; внутригрудного и внутрибрюшного давления; смещения внутренних органов; нарушения их функций.
Первичные поведенческие позы и движения, вторичны факторы риска и функциональные нарушения систем организма. Коррекцию следует начинать с первопричин и факторов риска, что довольно актуально в настоящее время.

Список литературы

Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М., 1984
Белоокая Т.В. Некоторые изменения состояния здоровья детского населения Беларуси в условиях современной экологической ситуации. В кн.: Проблемы питания детей в условиях загрязнения среды радионуклидами - Минск, 1993.
Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского.- Изд. 3-е, перераб., доп. - М., 1987.
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. - М., 2001.
Кашин А.Д. Сколиоз и нарушения осанки. - М., 1998.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М., 2000
Крамаренко Т.П., Харевич Т.В. Медико-социологическое обследование школьников районов радиационного загрязнения. В кн.: Научно-практические аспекты сохранения здоровья людей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАС. - Могилев, 1994, часть 1.
Кулачина И.Ю. Возрастная психология – М., 1991
Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 1981
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет - М., 1988
Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. Б.В. Петровского. - М., 1981.
Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений. - СПб., 2001.
Раевская Е.П., Руднева С.Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., 1991
Солодков А.С. Сологут Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. Терра - Спорт. - М., 2001.

Приложение

Структура комплекса имнастики
для детей дошкольного возраста.

Показатели комплекса Части комплекса подготовительная основная заключительная 1.Длительность

2. Количество
упражнений
3. Направленность












4.Темп
Выполнения
5.Темп музыки
5 минут

3 – 5

- Упражнения на осанку;
- упражнения для головы и шеи;
- упражнения для рук и плечевого пояса;
- упражнения для ног;
- танцевальные
движения.




Средний

110 – 120 ритмических акцентов 15 минут

10 – 15

- Упражнения для туловища;
- упражнения для ног;
- бег, прыжки.
Пиковая нагрузка 2 минуты.
- Упражнения в различных исходных положениях: лёжа на боку; на спине; на животе; стоя на коленях;
- упражнения для мышц всего тела.
В пиковой нагрузке – быстрый.
110 - 120 5 минут

3 – 5

- Упражнения на дыхание;
- Упражнения на растяжку;
- Упражнения на расслабление.







Медленный

90 – 100
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.
2. Принять правильную осанку (как в упр.1), отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение, вернуться в И. П.
3. Принять правильную осанку у стенки, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку, вернуться в И. П.
4. Принять правильную осанку у стенки. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, пояса верхних конечностей, рук и туловища. Принять правильную осанку, вернуться в И. П.
5. Принять правильную осанку у стенки, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в И. П.
6. То же упражнение, но без гимнастической стенки.
7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в И П.
8. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку.
9. То же, что в упр.8. Затем расслабить мышцы шеи, "уронить" голову, расслабить плечи, мышцы спины. Вернуться в И. П.
10. Лечь на спину. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в И. П.
11. Лежа на полу в правильном положении, прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, что и в положении лежа.
12. Принять правильную осанку. Ходьба с остановками.
13. Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Присесть и встать в И. П.
14. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки.
15. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку), остановки с проверкой правильной осанки перед зеркалом.
16. Принять правильную осанку с мешочком на голове. Поймать мяч, бросить мяч двумя руками от груди партнеру, сохраняя правильную осанку.
Упражнения для укрепления мышечного корсета
Для мышц спины
1. И.П. - лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг ка друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение по команде инструктора.
2. То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам или за голову (рис. 20).
3. И.П. - то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при. плавании способом брасс).
4. И.П. - то же. Руки в стороны, назад, в стороны, вверх.
5. И.П. - то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.
6. То же, что упр.5, но выполнять прямыми руками круговые движения.
Упр.1-6 выполнять с усложнением - задержкой каждого движения до 3-4 счетов. В дальнейшем можно использовать отягощения и сопротивление.
7. И.П. - то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
8.И. п. - то же. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 3-5 счетов.
9. И.П. - то же.1 - поднять правую ногу, 2 - присоединить левую, 3-6 - держать, 7 - опустить правую ногу, 8 - опустить левую ногу.
10. И.П. - то же. Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить в И. П.
11. Упр.11 - 15 выполняются в парах. И.П. - лежа на животе друг против друга, мяч в согнутых перед собой руках. Перекатывание мяча партнеру, ловля мяча с сохранением приподнятого положения головы и плеч.
12. И.П. - то же. Бросок мяча партнеру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч.
13. И.П. - то же, в руках гимнастическая палка. Бросить палку партнеру, поймать ее хватом сверху или снизу.
14. Лежа на животе на гимнастической скамейке. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3-5 счетов.
15. И.П. - то же. Выполнение руками и ногами движений как при плавании брассом.
16. И.П. - то же. Перекатывание набивного мяча партнеру.
Для мышц брюшного пресса.
Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине. Поясничная часть позвоночного столба прижата к опоре.
1. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах.
2. Согнуть обе ноги, разогнуть их, медленно опустить.
3. Поочередно сгибать и разгибать ноги на весу - "велосипед".
4. Руки за головой, поочередно поднимать прямые ноги вперед.
5. Руки вверх, медленно поднять обе прямые ноги до угла 90° и медленно опустить их в.И. П.
6. Согнуть ноги, разогнуть их под углом 45°, развести в стороны, соединить и медленно опустить.
7. Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть под углом 90°, медленно опустить.
8. То же упражнение, но с удерживанием мяча между лодыжками.
9. Круговые движения прямыми и поднятыми под углом 45° ногами.
10. Приподнимание и скрещивание прямых ног.
11. Перейти в положение сидя, сохраняя правильное положение спины и головы.
12. Руки в стороны, медленно приподнять голову и туловище до положения сидя, вернуться в И. П.
13. Руки вверх, приподнять прямые ноги, махом рук сесть, руки на пояс, принять. правильную осанку, вернуться в И. П.
14. Ноги фиксированы нижней рейкой гимнастической стенки или партнером. Медленно принять положение сидя и вернуться в И. П.
15. Лежа на гимнастической скамейке, удерживаясь прямыми ногами, медленно сесть, затем перейти в И. П.
16. То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук либо с использованием предметов.
Для мышц боковой поверхности туловища.
1. И.П. - лежа на правом боку, правая рука вверх, левая вдоль туловища. Удерживая тело в этом положении, приподнимать и опускать левую ногу.
2. То же упражнение, но лежа на левом боку. Приподнимать и опускать правую ногу.
3. И.П. - лежа на правом боку, правая рука вверх, левая согнута и ладонью упирается в пол. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3-5 счетов, медленно опустить в И. П.
4. То же упражнение, но лежа на левом боку.
5. И.П. - лежа на боку. Приподнять одну ногу, присоединить к ней другую, опустить ноги в И. П.
Корригирующие упражнения
Симметричные упражнения
1. И.П. - лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности рук, положенных друг на друга, локти в стороны (прямое положение туловища и ног проверяет инструктор). Руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища.
2. То же упражнение, но громко считая по заданию инструктора до 5-10.
3. И.П. - то же. Приподнять обе нога, руки вверх, тянуться в направлении рук головой.
4. И.П. - то же. Отвести назад и приподнять руки и ноги ("рыбка").
5. И.П. - то же. Приподнять голову и грудь, руки вверх, прямые ноги назад. Сохраняя это положение тела, несколько раз качнуться ("лодочка).
6. И.П. - лежа на спине. Через стороны руки вверх, потянуться, не поднимая головы, плеч и туловища.
7. И.П. - то же. Руки вверх, одновременно приподнимая прямые ноги. Потянуться вверх, стараясь не отрывать поясничный отдел позвоночного столба от опоры.
8. Такое же упражнение, что и 7-е, но с попеременным скрещиванием прямых ног.
В качестве симметричных корригирующих упражнений могут быть использованы упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходных положений лежа при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночного столба.
Ассиметричные упражнения
1. Стоя перед зеркалом, принять правильную осанку. Поднять плечо с поворотом его кнутри на стороне вогнутости грудного сколиоза.
2. Стоя перед зеркалом, опустить плечо и повернуть его кнаружи на стороне грудного сколиоза.
3. И.П. - основная стойка. Поднять руку ладонью вверх до горизонтального положения на стороне грудного сколиоза, приводя лопатку к средней линии. Другую руку поднять вращая внутрь, отводя лопатку.
4. То же упражнение, но с гантелями или булавами.
5. И.П. - основная стойка. Руки в стороны с одновременным отведением прямой ноги назад ("ласточка"). Стоять на ноге со стороны поясничного сколиоза.
6. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги со стороны поясничного сколиоза.
7. Ходьба по гимнастической скамейке с полуприседанием на ноге со стороны поясничного сколиоза и опусканием другой ноги.
8. И.П. - лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять прямые ноги и отвести их в сторону поясничного сколиоза.


Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. С. 45.
Популярная медицинская энциклопедия. /п.р. Б.В.Петровского. М. Советская энциклопедия. 1981. С. 152
Популярная медицинская энциклопедия. /п.р. Б.В.Петровского. М. Советская энциклопедия. 1981.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет М.: Просвещение, 1988-143с.
Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001. - 166с.
Солодков А.С. Сологут Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. Терра - Спорт. - М.: Олимпия, 2001. - 380с.
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 607с.
Кашин А.Д. Сколиоз и нарушения осанки. - М.: Н.М. Центр, 1998 - 239 с.
Крамаренко Т.П., Харевич Т.В. Медико-социологическое обследование школьников районов радиационного загрязнения. В кн.: Научно-практические аспекты сохранения здоровья людей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАС. - Могилев, 1994, часть1 - 115с.
Белоокая Т.В. Некоторые изменения состояния здоровья детского населения Беларуси в условиях современной экологической ситуации. В кн.: Проблемы питания детей в условиях загрязнения среды радионуклидами - Минск.: Полымя, 1993. - 38с.
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 607с.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М., 1984
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М., 2000












2

Список литературы

1.Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М., 1984
2.Белоокая Т.В. Некоторые изменения состояния здоровья детского населения Беларуси в условиях современной экологической ситуации. В кн.: Проблемы питания детей в условиях загрязнения среды радионуклидами - Минск, 1993.
3.Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физи-ческой культуры / Под ред. В.М. Смолевского.- Изд. 3-е, перераб., доп. - М., 1987.
4.Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. - М., 2001.
5.Кашин А.Д. Сколиоз и нарушения осанки. - М., 1998.
6.Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М., 2000
7.Крамаренко Т.П., Харевич Т.В. Медико-социологическое обследование школьников районов радиационного загрязнения. В кн.: Научно-практические аспекты сохранения здоровья людей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАС. - Могилев, 1994, часть 1.
8.Кулачина И.Ю. Возрастная психология – М., 1991
9.Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 1981
10.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет - М., 1988
11.Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. Б.В. Петровского. - М., 1981.
12.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений. - СПб., 2001.
13.Раевская Е.П., Руднева С.Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., 1991
14.Солодков А.С. Сологут Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. Терра - Спорт. - М., 2001.


Вопрос-ответ:

Какие анатомо-физиологические особенности у детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста имеют ряд особенностей в анатомии и физиологии организма. Они еще не полностью сформировали свои скелет, мышцы и связки, что делает их особенно подверженными нарушениям осанки. Возрастные особенности также связаны с интенсивным ростом и развитием ребенка.

Что такое осанка и почему ее нарушение так важно?

Осанка - это положение и форма тела в пространстве, которые определяются состоянием мышц и суставов. Нарушения осанки сказываются на общем физическом и эмоциональном состоянии человека, могут вызывать боль и дискомфорт, а также приводить к различным заболеваниям позвоночника и других систем организма.

Какие причины и виды нарушений осанки существуют?

Причинами нарушений осанки могут быть различные факторы, включая неправильное положение при сидении, носке неподходящей обуви, отсутствие физической активности и недостаток мышечного тонуса. Виды нарушений осанки включают сутулость, сколиоз, кифоз и другие.

Какие симптомы сутулости можно наблюдать?

Сутулость характеризуется изгибом в области грудного отдела позвоночника. У детей с сутулостью можно наблюдать закругление спины вниз, высокую плечевую линию, наклоненную голову и выпуклость живота. Они также могут испытывать боли и усталость в спине, шее и плечах.

Как используется гимнастика для исправления сутулости у старших дошкольников?

Гимнастика является эффективным средством в работе с сутулостью. Для исправления осанки рекомендуется использовать комплекс упражнений, включающий различные движения и упражнения на гибкость, силу и выносливость. Главная цель гимнастики - укрепление мышц спины, шеи и плеч, формирование правильного положения тела и улучшение осанки.

Какие особенности анатомии и физиологии направляют дошкольников к нарушению осанки?

У дошкольников еще не полностью сформированы мышцы спины и живота, что может привести к нарушению осанки. Несовершенное развитие мышц позволяет им сутулиться и принимать неправильное положение тела.

Что такое осанка?

Осанка - это положение тела, которое характеризуется определенным расположением позвоночника, головы и конечностей. Правильная осанка подразумевает прямую и ровную спину, подтянутые плечи, поднятую голову и ровно стоящие ноги.

Какие причины и виды нарушений осанки существуют?

Существует несколько причин и видов нарушений осанки. В основном, это связано с неправильным положением тела, малоподвижным образом жизни, недостатком физических упражнений и неправильной посадкой за столом. Нарушения осанки могут быть грудными, поясничными и шейными.

Какие симптомы характерны для сутулости?

Сутулость имеет некоторые характерные признаки. К ним относятся скругление спины, снижение высоты плеч, сведение лопаток, выпирающий живот, снижение тона мышц живота и спины. Также у детей с сутулостью наблюдаются частые боли в спине и общая усталость.

Какие условия и методика используются при гимнастике для работы с дошкольниками?

При работе со старшими дошкольниками используется гимнастика, проводимая в определенных условиях. Ребенок должен сидеть на полу с вытянутыми ногами, руки согнутыми в локтях. Проводятся упражнения по плавному продвижению вперед, которые помогают развивать мышцы спины и живота, укреплять осанку.

Какие особенности есть у детей дошкольного возраста, которые могут привести к нарушению осанки?

Дети дошкольного возраста имеют определенные анатомо-физиологические особенности, которые могут способствовать нарушению осанки. Например, слабое развитие мышц спины и живота, недостаточная прочность костей и связок, несформированность соединительной ткани. Все эти факторы делают детей более подверженными к сутулости и другим нарушениям осанки.