Социальная работа с многодетными детьми в условиях детского сада
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 24.11.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический аспект организации социальной работы с многодетной семьей
1.1. Социально-педагогическая защита многодетных семей
1.2. Анализ современной практики социальной работы с многодетной семьей
Глава 2. Практика организации социально-педагогической работы с многодетной семьей в условиях ДОУ
2.1. Особенности социальной работы с многодетной семьей в условиях ДОУ
2.2. Рекомендации по организации социальной работы с многодетной семьей в ДОУ
Заключение
Список литературы
Приложение
Профессиональная деятельность специалиста является важным условием повышения собственного социально-воспитательного потенциала многодетной семьи.Родителям следует знать о специалистах и секторах работы в школах, способных помочь семье в решении актуальных для нее вопросов. Это:социальные педагоги, психологи, классные руководители (или классные воспитатели) и др.;сектор организации познавательной деятельности (дополнительного образования) во внеурочное время;сектор организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;сектор психолого-педагогической анимации при детском «телефоне доверия» и т.п.Основными направлениями в работе социального работника с семьями определяются следующие:изучение семей и условий семейного воспитания,пропаганда психолого-педагогических знаний,активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям,обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.В работе с семьей социальный работник должен руководстваться следующими принципами:Объективный характер изучения семьи.Комплексный подход в изучении всех характеристик семьи.Выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее воспитательного потенциала.Анализ реальной ситуации.Двусторонний характер изучения семьи.[17 с. 56]Изучение воспитательной деятельности в семье с одновременным изучением личности ребенка, его воспитанности.Оптимистический подход к семье.Единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.Нами предлагаются некоторые рекомендации организационногохарактера по работе с семьей.Диагностика семьиЦель: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка; установление источников влияния на детей.Задачи:1. Изучение образа жизни семьи.Выявление особенностей семейного воспитания.Положение детей в системе внутрисемейных отношений.Характеристика нравственного микроклимата семьи, ее традиций.Выявление взаимоотношений семьи и школы.Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.Формы работы с семьейЛекторий «О вас и для вас, родители», который содержит темы: роль семьи в формировании личности ребенка; семья глазами ребенка; психосексуальное развитие детей; проблемы здоровья наших детей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемы общения родителей и детей; дети и деньги; ваш беспокойный ребенок; знают ли они нас?Цикл бесед по теме «Воспитание здоровых детей»: основы рационального питания; чтобы зубы не болели; способы уберечь глаза; курение и здоровье; резервы нашего организма; нравственно-половое воспитание; первая любовь; физиологические особенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; уметь властвовать собой (или беседы о здоровой и больной личности); экология и здоровье ребенка.Деловые игры: «Эстафета семейного воспитания»; «Архитектура семьи»; «Заповеди семейного воспитания».«Круглые столы»: «Трудные дети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителей и детей — живой источник установления отношений сотрудничества и взаимопонимания».Семейные вечера: «Дети + родители»; «Портрет семьи».Семейные праздники: «Папа, мама, я - дружная семья»; «День здоровья»; «Новый год - семейный праздник».Создание банка развлекательных игр «Дом и семья играют вместе»: «Турнир знатоков этикета»; «Час тихого чтения»; «Корзина грецких орехов» (решение трудных проблем ребенка); «Дерево, посаженное тобою»; «Приглашение к чаю»; «Пять минут поэзии»; «Смешинка»; «Конверт дружеских вопросов»; «День добрых сюрпризов»; «Мой друг магнитофон»; «У зеркала».Примерный перечень мероприятий по программе «Семья»Диагностика семей.Социологическое обследование родительского контингента.Организация содействия родителей школе.Праздники «Масленица», «Рождество», и др.Операции «Живая земля», «Будь здорова...».Создание возрастных объединений: «Старший брат», «Старшая сестра», «Бабушка».День открытых дверей в ДОУ.Формирование родительского актива непосредственно в домах: «Родительский университет».Программа медико-социальной помощи семьям.Информационный стенд «О вас и для вас, родители».Конкурс досуговых программ родителей.Собрание (конференция) мужчин (отцов) .Семейные субботы.Собрания родителей детей разного возраста по домам.Семейные праздники: «День здоровья», «Новый год — семейныйпраздник», «Папа, мама, я — спортивная семья».Школа родителей будущих первоклассников.Деловая игра «Эстафета семейного воспитания».«Круглые столы»: «Семья сегодня», «Родители и дети: противостояние или сотрудничество».Вечер «портрет семьи».Создание банка развлекательных игр «Дом и семья играют вместе».Смотр-конкурс «Красота твоего дома — красота души семьи».Чествование многодетных семей. Фестиваль семейного творчества.Помощь в организации семейных праздников, фестивалей конкурсов: «В семейной гостиной»; «День матери»; «Одаренные дети и их родители»; «Семьи-юбиляры»; «Моя улица, мой дом».Так же мы предлагаем следующие меры реальной социальной помощи многодетным семьям в условиях ДОУ. Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того чтобы оказать им реальную помощь, социальный работник должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.Реальная помощь социального работника многодетным семьям в условиях ДОУ может быть следующей:Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.Правовое просвещение многодетной семьи.Психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи.Организация социальным работником благоприятной социальной среды в семьях.Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебныхзаведениях и по месту жительства (секции, кружки, «группы встреч»).Ознакомление со службой экстренной психологической помощи («Телефоном доверия», который оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могут позвонить по «телефону доверия» для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).Адаптация в кризисные периоды.Организация досуга детей и их родителей.Сбор денежных средств и вещей для многодетных семей.Обучение способам повышения самооценки.Духовное просвещение детей и родителей.Ежегодное проведение научно-практических конференций по проблемным темам с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, валеологов, медиков, сотрудников правоохранительных органов и др.Убедительное, подробное разъяснение родителям вреда физического наказания и его последствий. Чем многочисленнее семья, тем выше уровень конфликтности в ней между родителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобы держать детей в повиновении.Помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений.Информирование о работе различных служб.Вывод к главе 2.Таким образом, практика социальной работы в ДОУ «Ладушка» показала, что вопросы многодетных семей решаются тем успешнее, а защита этой категории становится тем эффективнее, чем ближе к семье сам специалист, в лучшем случае - представитель названной категории.Знание возможностей конкретной многодетной семьи, общих и частных особенностей ее развития позволяет найти и активизировать собственные внутренние резервы ее членов, способствовать ее позитивному развитию. Профессиональная деятельность социальных работников, максимально приближенных к семье, их вера в возможности улучшения ситуации обеспечиваются как собственной установкой, так и знаниями и практическим опытом.Основное назначение социального работника — это социальная защита ребенка, содействие в оказании ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в ДОУ, семье, обществе. Для решения этих задач социальный работник изучает эмоционально-психологическое состояние и материальное положение ребенка, определяет, как далеко зашел кризис, планирует пути его преодоления. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело нелегкое. Прежде всего нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему; затем нужно помочь ребенку найти выход из кризисной ситуации и, приняв решение, вместе и последовательно его реализовывать.Для успеха работы с семьей социальному работнику необходимо связываться с другими специалистами, со службами социальной защиты. Он должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями.ЗаключениеСемья - это особого рода малая социальная группа, предназначеная для оптимального удовлетворения потребности в самосохранении (главным образом - через продолжение рода) и в самоутверждении (уважении со стороны окружающих и на этом основании - в самоуважении). Оба вышеназванных процесса (самосохранение и самоутверждение) реализуются во времени. Следовательно, семья - не застывший мир, а мир, постоянно изменяющийся, мир, способный к восприятию внешнего воздействия.Наиболее подвержены влиянию изнутри и извне несовершеннолетние члены семьи, в которых семья закладывает базовое поведение, базовые социальные отношения, поэтому общество затрачивает огромные усилия для коррекции уже сформированной семьей личности, для ее социальной адаптации, привития ей норм поведения и общекультурных ценностей. Семья регулирует процесс нравственного и интеллектуального развития личности, способствует активизации положительных воздействий, нейтрализуя отрицательные внешние факторы. Таким образом, особенно важной для социальных работников становится работа с семьей на всех стадиях ее развития. Понимание значимости семьи в процессе стабилизации и развитии общества усиливает внимание к ней в современной педагогической науке и обязывает социальные службы искать резервы оптимизации жизнедеятельности семьи, особенно многодетной.Многодетная семья - это уникальный воспитательный институт, самой своей сущностью способствующий реализации личностных и общественных потребностей. Оптимизация жизнедеятельности многодетной семьи, активизация ее собственного педагогического потенциала в плане стабилизации и устойчивого ее развития - задача социально-педагогической деятельности специалистов.Нами установлено, что работа социального работника заключается в том, что он строит с использованием индивидуального и личностного подходов, с учетом специфики конкретной семьи.Полученные результаты, в целом подтвердив исходные предположения об особенностях многодетной семьи, выявили ведущие тенденции современной практики социальной работы с этой категорией семей, показали эффективность разработанных, обоснованных и апробированных форм активизации социально-воспитательного потенциала многодетной семьи, условия их реализации.Проблема оказания социальной помощи многодетным семьям включает в себя множество неисследованных аспектов. Так, в реализации специфически организованной работы с многодетной семьей необходимо изучение таких аспектов данной проблемы, как особенности социализации воспитания детей в многодетной семье, роль и место отца в многодетной семье, особенности нравственно-этического воспитания детей в многодетной семье и др.Список литературыАзаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Арг. и факты, 1993. - 608 с.Актуальные проблемы социального воспитания / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой, В.Е. Львова. - М., Запорожье: АПН СССР, 1990. - 168 с.Аседова Э.М. Многодетная семья: социальные проблемы // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». - Махачкала: ДГПУ, 1999. - С. 9-10.Аседова Э.М. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Вып. 2. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - С. 35-36.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 2004. - 208 с.Бочарова В.Г. Специфика воспитательной работы с семьей по месту жительства: опыт и проблемы // Семья и формирование личности: Сб. науч. Трудов / Под ред. A.A. Бодалева и др. - М., 1981. - С. 81-87.БурцеваP.A. Семья сегодня. Материалы к циклу лекций и практических занятий. - М., 1991. -112 с.ВербМ.С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд. Ур. ун-та, 1988. - 80 с.ВоликоваТ.В. Учитель и семья: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. -127 с.Воспитаниедетей в семье: Библиогр. указатель / Сост. A.B. Жилина. - М.: Педагогика, 1990. - 56 с.Воспитаниедетей по месту жительства: Тезисы докладов. - Ростов-на- Дону, 2011.-36 с.Воспитателии родители: Из опыта работы / Сост. JI.B. Загик, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, - 1985. 96 с.Воспитательнаяработа в семье. Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей / Сост. P.A. Низамов. - Казань, 1979. - 92 с.Воспитательнаяработа в семье. Примерный учебно-тематический план и программа народного университета педагогических знаний / Сост. Г.В. Гребенников. - М.: Знание, 2003. - 64 с.ГаершоваН.В. Нарушение функций семьи как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования/Под ред. А.Г. Харчева и др. - JL, 2004.- С. 104-130.ГребенниковИ.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб. н. трудов. - М.: Академия пед. наук, 1980. - С. 3-23.ГребенниковИ.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.ГуровВ.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997. № 1. - С. 43-47.ГуровВ.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. - 184 с.3имняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 2011. - М.: Вып. 2. - С.8 -153аинышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 3. - С. 39.3икурова Р.И. Особенности репродуктивного поведения в российских регионах // Социс. 2005. № 2 - С.82-87.ИвановО.М. Семья, общество и социализация индивида // Семья как объект философского и социологического исследования / Под ред. А.Г. Харчева и др. - Л.: Наука, 1994. - С. 71-103.КожевниковЕ. Нужна государственная семейная политика // Воспитание дошкольников. № 10. - С. 9-14.КорнякВ.Б. Информационно-аналитическое обеспечение программы социальной защиты семей. - М., 1995. - С. 7-23.КравцовГ. Личность формируется в семье // Дошк. воспитание, 1991. № 2-3.КурагинаГ.С. История многодетной семьи // Семейное воспитание: история и современность; - Сборник статей СПб, 2003. - С. 40-45.ЛодкинаТ. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьников. 1996. № 5.Лодкина Т.В. Из опыта работы семейного социального педагога в школе // Вестник ПСиКРР., 2011. № 4. - С. 67-72.ЛодкинаТ.В., Тихомирова Е.Л. Семья как микромодель общества и социальный институт воспитания // Семейное воспитание: история и современность: Сборник статей СПб, 2003. - С. 6-7.Марченко В. А. Влияние семейных отношений на воспитание сознательной дисциплины учащихся // Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся: Сб. н. тр. / Под ред. A.C. Белкина, А.И. Ткаченко, Е.А. Фомина. - Свердловск, 1987. - С. 43-52.Морозова JI.A. Женщины и право (обзор материалов конференции в Саратове) // Государство и право. 1995. № 9. - С. 133-140.Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - 171 с.Мудрик A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.Наседкина Е.М Содержание и формы дифференцированной работы по повышению педагогической культуры родителей // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб. науч. трудов / Под ред. И.В. Гребенникова. - М.: Академия пед. наук, 1980. - С. 23-39.Никитина JI. Нормативно-правовая база деятельнсоти социального педагога // Воспитание школьников. 2001. № 2. - С. 30-33.Никитина JI. Основные направления и методы социально- педагогической работы // Воспитание школьников. 2000. № 9. - С. 13-19.Новокшонова Г.Л Защита прав детей. Ответственность родителей и педагогов / Сб. деловых ролевых игр и извлечений из законодательных документов. - Пермь, 1997. - 88 с.Новокшонова Г.Л. Социальное воспитание учащихся в общеобразовательном учреждении. - Пермь, 1997.Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт; пер. с нем. - М.: Смысл, 1993. - 332 с.Программа "Социальная педагогика". Научный руководитель - чл. - Кор. РАО В.Г. Бочарова // Российское образование. Информ. справочный обзор "Кто есть кто". 1996. № 1-2. - С. 41-47.Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С.А. Беличевой, А.Я. Варга, М.В. Фирсова. - М.: Соц. здоровье детей, 1993. - 32 с.Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями // Воспитание школьников. 2003. № 1. - С. 29-35.Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально- экономического потенциала семьи // Семья в России. 1997. №1. - С. 103- 106.Современная семья: социальные, правовые, медицинские, психолого- педагогические аспекты проблем // Тезисы докладов совместного российско-американского научно-практического семинара. - Пермь, 1994. -127 с.Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЦСП РАО. 1996.-218 С.Торохтий B.C. Учебная программа по дисциплине «Психология социальной работы с семьей». - М.: ЦСП РАО, 1996. - 44 с.Теория и практика социальной работы // Межвуз сборник научных трудов /Под ред С.И. Реутова. - Пермь, 1994. - 191 с.Холостова Е.И. Некоторые аспекты социальной работы с семьей / Отв. ред. Т.В. Шеляг. - М., 1995. - С. 24-34.Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. пособие для учащихся старших классов / Сост. И.В. Гребенников, JI.B. Ковинько. - М.: Просвещение, 1986. - 217 с.Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья - какая она? // Социологические исследования. 2005. № 1. - С. 95-101.Шелепь В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. - М.: Московский рабочий, 1987. - 239 с.Шеляг Г.В. Принципы социальной работы с семьей // Проблемы социальной работы в России: Материалы Первой национальной конференции. - М.: Институт социальной работы, 1995. - С. 129-133.Щукина Г.И. Социально-педагогические приоритеты современности // Советская педагогика. 1991. № 1. - С. 50-54.Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект. - М., 1996. - 81 с.ПриложениеАКТО материально-бытовом положении и морально-психологическомклимате семьипроживающего в г.по улице, дом, кв.Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе:(Ф.И.О.)(Ф.И.О.)(Ф.И.О.)составили настоящий акт о материально-бытовом положении семьи1. Состав семьи, Ф.И.О. её членов, возраст, место работы, учебы:2. Доходы семьи (зарплата, пособия):3. Жилищные условия семьи, материально-бытовое положение:4. Морально-психологический климат в семье:5. Травмирующий фактор:6. Выводы и рекомендации:йэкземплярйэкземплярПодписи членов комиссии: 1.2. 3.ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ учета информации о многодетной семье(Фамилия, имя, отчество матери)1. Состав семьи:(Ф.И.О., отношение к матери, год рождения)2. Жилищно-бытовые условия (тип дома, количество комнат, благоустроенность, санитарно-гигиенические условия, доход членов семьи, включая заработки, пособия, пенсии, стипендии и другие виды денежных поступлений, а также наличие дачи - огорода)3. Наличие других родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди, совершеннолетние братья - сестры) (Ф.И.О., домашний адрес, телефон)Для упрощения работы с картотекой необходимо отразить в верхних углах первичную информацию о семье.В верхний левый угол можно поставить № степени неблагополучия (см. параграф 4); в правый верхний угол поместить цветовое обозначение группы риска, например: малообеспеченная семья - красный, опекаемая - желтый, многодетная - зеленый, неполная - синий, безработная - оранжевый, родители с ограниченными возможностями - фиолетовый. Семьи малых народностей и беженцы - коричневый и т.д. Если семья принадлежит к нескольким группам риска, то все цветовые обозначения можно поместить, чередуя полосы.Приложение к «Карточке учета»№ п/пДатаПричинаСодержание работыРезультат12341234567891011Графа 1 - «Дата» получения информации, встречи, посещения квартиры или мероприятия...Графа 2 - «Причина», по которой возникла необходимость обращения и контакта. (От кого получена информация?)Графа 3 - «Содержание» разговора, запроса; информация о ходе работы с многодетной семьей.Графа 4 - «Результат» - отметка о проделанной работе (направление к специалисту, поиск более развернутой информации и т.д.).СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ УЧАСТКАУчастокСоциальный работник:Место приема:Часы приема:Описание инфраструктуры:Карта-схема микрорайона (жилые дома, торговые точки, другие объекты) Социальные институты: (адрес, телефон, Ф.И.О. директора)в них учащихсяв т.ч. учащихся корекционно-развивающего обучения (дезадаптанты)Средне специальные учреждения:(адрес, телефон, Ф.И.О. директора)в них учащихсяУчреждения культуры:Спортивные учреждения:Детские сады:(адрес, телефон, Ф.И.О. директора)ПДН (оп/пункт)(адрес, телефон, Ф.И.О. директора)Другие учреждения:Степень удаленности микрорайона от центра города (подчеркнуть): до 20 мин. ходьбы; 25-40 мин. ходьбы; свыше 40 мин. ходьбыХарктеристика населения :4.1. Общее количество жителейв т.ч. до 14 лет; 14-18 лет; 18-30 лет; старше 30 летиз них - учащихся школ ; ПТУ; вузов160Количество детей и молодежи с физическими ограничениями до 30 летКоличество детей и подростков, оставшихся без попечения родителей,в т.ч. сироты; опекаемыеКоличество многодетных семей; в них детей до 18 летКоличество детей и подростков, состоящих на учете в ПДН:Количество несовершеннолетних матерей:СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИФ.И.О.проживающий по адресу:1. Состав семьи:Отец:Бабушка:Дедушка:Дети: Мать: Другие родственники:2. Жилищно-бытовые условия:3. Материальное положение:4. Характеристика социального окружения:5. Гос. учреждения, с которыми контактируют члены семьи: Учебные заведенияМесто работы родителей (дошк. учр.)КДН:Наркологический диспансер:ОППН:Д/Ф:ЖЭУ:ГУО:Прочие учреждения (назвать): 6. Психологическая характеристика:Категория:Травмирующий фактор:Социальная характеристика семьи (на основе изучения документов, посещения семьи, личных бесед с членами семьи):Выводы:План действий:Социальный работник (Ф.И.О. полностью, подпись): Дата обследования:
2.Актуальные проблемы социального воспитания / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой, В.Е. Львова. - М., Запорожье: АПН СССР, 1990. - 168 с.
3.Аседова Э.М. Многодетная семья: социальные проблемы // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». - Махачкала: ДГПУ, 1999. - С. 9-10.
4.Аседова Э.М. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Вып. 2. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - С. 35-36.
5.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 2004. - 208 с.
6.Бочарова В.Г. Специфика воспитательной работы с семьей по месту жительства: опыт и проблемы // Семья и формирование личности: Сб. науч. Трудов / Под ред. A.A. Бодалева и др. - М., 1981. - С. 81-87.
7.БурцеваP.A. Семья сегодня. Материалы к циклу лекций и практических занятий. - М., 1991. -112 с.
8.ВербМ.С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд. Ур. ун-та, 1988. - 80 с.
9.ВоликоваТ.В. Учитель и семья: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. -127 с.
10.Воспитаниедетей в семье: Библиогр. указатель / Сост. A.B. Жилина. - М.: Педагогика, 1990. - 56 с.
11.Воспитаниедетей по месту жительства: Тезисы докладов. - Ростов-на- Дону, 2011.-36 с.
12.Воспитателии родители: Из опыта работы / Сост. JI.B. Загик, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, - 1985. 96 с.
13.Воспитательнаяработа в семье. Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей / Сост. P.A. Низамов. - Казань, 1979. - 92 с.
14.Воспитательнаяработа в семье. Примерный учебно-тематический план и программа народного университета педагогических знаний / Сост. Г.В. Гребенников. - М.: Знание, 2003. - 64 с.
15.ГаершоваН.В. Нарушение функций семьи как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования/Под ред. А.Г. Харчева и др. - JL, 2004.- С. 104-130.
16.ГребенниковИ.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб. н. трудов. - М.: Академия пед. наук, 1980. - С. 3-23.
17.ГребенниковИ.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
18.ГуровВ.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997. № 1. - С. 43-47.
19.ГуровВ.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. - 184 с.
20.имняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 2011. - М.: Вып. 2. - С.8 -15
21.аинышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации //Вестник психо¬социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 3. - С. 3¬9.
22.икурова Р.И. Особенности репродуктивного поведения в российских регионах // Социс. 2005. № 2 - С.82-87.
23.ИвановО.М. Семья, общество и социализация индивида // Семья как объект философского и социологического исследования / Под ред. А.Г. Харчева и др. - Л.: Наука, 1994. - С. 71-103.
24.КожевниковЕ. Нужна государственная семейная политика // Воспитание дошкольников. № 10. - С. 9-14.
25.КорнякВ.Б. Информационно-аналитическое обеспечение программы социальной защиты семей. - М., 1995. - С. 7-23.
26.КравцовГ. Личность формируется в семье // Дошк. воспитание, 1991. № 2-3.
27.КурагинаГ.С. История многодетной семьи // Семейное воспитание: история и современность; - Сборник статей СПб, 2003. - С. 40-45.
28.ЛодкинаТ. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьников. 1996. № 5.
29.Лодкина Т.В. Из опыта работы семейного социального педагога в школе // Вестник ПСиКРР., 2011. № 4. - С. 67-72.
30.ЛодкинаТ.В., Тихомирова Е.Л. Семья как микромодель общества и социальный институт воспитания // Семейное воспитание: история и современность: Сборник статей СПб, 2003. - С. 6-7.
31.Марченко В. А. Влияние семейных отношений на воспитание сознательной дисциплины учащихся // Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся: Сб. н. тр. / Под ред. A.C. Белкина, А.И. Ткаченко, Е.А. Фомина. - Свердловск, 1987. - С. 43-52.
32.Морозова JI.A. Женщины и право (обзор материалов конференции в Саратове) // Государство и право. 1995. № 9. - С. 133-140.
33.Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - 171 с.
34.Мудрик A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.
35.Наседкина Е.М Содержание и формы дифференцированной работы по повышению педагогической культуры родителей // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб. науч. трудов / Под ред. И.В. Гребенникова. - М.: Академия пед. наук, 1980. - С. 23-39.
36.Никитина JI. Нормативно-правовая база деятельнсоти социального педагога // Воспитание школьников. 2001. № 2. - С. 30-33.
37.Никитина JI. Основные направления и методы социально- педагогической работы // Воспитание школьников. 2000. № 9. - С. 13-19.
38.Новокшонова Г.Л Защита прав детей. Ответственность родителей и педагогов / Сб. деловых ролевых игр и извлечений из законодательных документов. - Пермь, 1997. - 88 с.
39.Новокшонова Г.Л. Социальное воспитание учащихся в общеобразовательном учреждении. - Пермь, 1997.
40.Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт; пер. с нем. - М.: Смысл, 1993. - 332 с.
41.Программа "Социальная педагогика". Научный руководитель - чл. - Кор. РАО В.Г. Бочарова // Российское образование. Информ. справочный обзор "Кто есть кто". 1996. № 1-2. - С. 41-47.
42.Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С.А. Беличевой, А.Я. Варга, М.В. Фирсова. - М.: Соц. здоровье детей, 1993. - 32 с.
43.Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями // Воспитание школьников. 2003. № 1. - С. 29-35.
44.Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально- экономического потенциала семьи // Семья в России. 1997. №1. - С. 103- ¬106.
45.Современная семья: социальные, правовые, медицинские, психолого- педагогические аспекты проблем // Тезисы докладов совместного российско-американского научно-практического семинара. - Пермь, 1994. -127 с.
46.Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЦСП РАО. 1996.-218 С.
47.Торохтий B.C. Учебная программа по дисциплине «Психология социальной работы с семьей». - М.: ЦСП РАО, 1996. - 44 с.
48.Теория и практика социальной работы // Межвуз сборник научных трудов /Под ред С.И. Реутова. - Пермь, 1994. - 191 с.
49.Холостова Е.И. Некоторые аспекты социальной работы с семьей / Отв. ред. Т.В. Шеляг. - М., 1995. - С. 24-34.
50.Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. пособие для учащихся старших классов / Сост. И.В. Гребенников, JI.B. Ковинько. - М.: Просвещение, 1986. - 217 с.
51.Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья - какая она? // Социологические исследования. 2005. № 1. - С. 95-101.
52.Шелепь В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. - М.: Московский рабочий, 1987. - 239 с.
53.Шеляг Г.В. Принципы социальной работы с семьей // Проблемы социальной работы в России: Материалы Первой национальной конференции. - М.: Институт социальной работы, 1995. - С. 129-133.
54.Щукина Г.И. Социально-педагогические приоритеты современности // Советская педагогика. 1991. № 1. - С. 50-54.
55.Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект. - М., 1996. - 81 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы могут возникнуть у многодетных семей?
У многодетных семей часто возникают проблемы в области финансов, организации быта и ухода за детьми, недостатка времени и внимания со стороны родителей, а также социальной изоляции. Это может привести к негативным последствиям для развития детей.
Какая цель социальной работы с многодетными семьями в детском саду?
Основная цель социальной работы с многодетными семьями в детском саду заключается в создании условий для полноценного развития детей, поддержки родителей в воспитании и уходе за ними, а также предоставлении помощи и содействия в решении проблем, с которыми сталкиваются эти семьи.
Какие методы и подходы используются в социальной работе с многодетными семьями в детском саду?
В социальной работе с многодетными семьями в детском саду применяются такие методы и подходы, как консультация и поддержка родителей, организация семейных мероприятий, психологическая помощь, содействие в получении материальной поддержки, создание условий для социально-педагогической поддержки детей.
Какие рекомендации можно дать по организации социальной работы с многодетными семьями в детском саду?
Для эффективной организации социальной работы с многодетными семьями в детском саду необходимо обеспечить сотрудничество между педагогами и социальными работниками, проводить систематическую диагностику и анализ ситуации в каждой семье, а также предоставлять индивидуальную помощь и поддержку, соответствующую потребностям каждой семьи.
Какую роль играет социально-педагогическая защита в организации работы с многодетными семьями в детском саду?
Социально-педагогическая защита в организации работы с многодетными семьями в детском саду играет важную роль в обеспечении безопасности и благополучия детей, предотвращении социального и психологического пренебрежения семьей, а также создании условий для их полноценного развития и взаимодействия в коллективе.
Зачем нужна социальная работа с многодетными семьями в детском саду?
Социальная работа с многодетными семьями в детском саду необходима для оказания поддержки и помощи данной категории семей. Она направлена на создание благоприятной социальной и педагогической среды для развития детей из многодетных семей, а также на предоставление различных социальных и педагогических услуг для родителей.
Какие задачи ставит перед собой социальная работа с многодетными семьями?
Основные задачи социальной работы с многодетными семьями включают оказание информационной и консультативной поддержки, помощь в решении материальных проблем, поддержку воспитательной работы с детьми, оказание психологической помощи, поддержку в организации досуга и отдыха для детей и их родителей, а также развитие и поддержку родительских навыков и компетенций.
Какие современные подходы применяются при социальной работе с многодетными семьями?
Современная практика социальной работы с многодетными семьями основывается на комплексном подходе, который включает в себя работу семейного социального работника, педагога-психолога, медиатора и других специалистов. Также широко применяются методы активного слушания, эмпатии, сотрудничества и взаимодействия с родителями.
Какие рекомендации можно дать по организации социальной работы с многодетной семьей в детском саду?
Для организации эффективной социальной работы с многодетной семьей в детском саду необходимо создать команду специалистов, включающую социального работника, педагога-психолога, медиатора и других соответствующих профессионалов. Также важно иметь достаточный объем информации о семье и ее потребностях, разработать индивидуальный подход к каждой семье и непрерывно оценивать результаты работы.
Какие формы социально-педагогической защиты многодетных семей существуют?
Формы социально-педагогической защиты многодетных семей могут включать предоставление материальной помощи, консультации социальных работников, проведение психологической поддержки, организацию групповых занятий для родителей и детей. Также могут быть предоставлены услуги по включению многодетных семей в социальные программы и проекты, направленные на улучшение их жизненных условий.
Какие проблемы может решать социальная работа с многодетными семьями в детском саду?
Социальная работа с многодетными семьями в детском саду может помочь решить такие проблемы, как недостаток материальных ресурсов, невозможность оплатить дополнительное образование и развлечения для детей, проблемы взаимодействия с другими родителями и педагогами, проблемы воспитания и развития детей. Социальные работники могут предоставить консультации, помощь в оформлении документов на получение льгот и других государственных программ, организовать групповые занятия для детей и родителей, провести психологическую поддержку и помочь родителям разрешить конфликты и споры.