"Антонелло да Мессина - его портреты".

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История зарубежного искусства
  • 33 33 страницы
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 15.05.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Реферат на тему:
«Антонелло да Мессина и его портреты»Содержание
Содержание
Введение
Краткая биография Антонелло да Мессина
Раннее творчество Антонелло да Мессина
Зрелое творчество Антонелло да Мессина
Вывод
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Новые композиционные приемы, найденные им в портрете из Боргезе, получают дальнейшее развитие.
Портрет старика (Тривульцио де Милано) из Турина - шедевр того времени, художник написал человека с оттенком иронического пренебрежения на лице.

«Портрет старика (Тривульцио де Милано)», Турин
В нём изображение энергично выдвинуто на передний план, заполняет все свободное пространство, будто вплотную подступая к зрителю — это впечатление достигается сильным смещением точки зрения вниз, когда портретный бюст строится в перспективном ракурсе «снизу вверх». Благодаря этому приему портреты Антонелло получаются особенно заострёнными. Зрачки находятся в резком движении. Плечи разворачиваются в глубину (это подчеркивают свисающие концы капуччо), а голова поворачивается из глубины, с запозданием следуя за быстрым взглядом.
Совершенно другая по настроению картина «Мадонна Аннунциата» (1476, Палермо, Национальная галерея Сицилии) требует от зрителя эмоционального участия и внутреннего переживания.

«Мадонна Аннунциата», 1476 г., Палермо, Национальная галерея Сицилии

Зритель словно помещен в пространстве на место архангела, что дает ощущение мысленного соучастия. Дева Мария, сидящая за пюпитром, одной рукой придерживает свое голубое покрывало и поднимает другую руку. Она задумчива и совершенно спокойна, ее ровно освещенная, скульптурно вылепленная голова словно излучает свет на темном фоне заднего плана.


В 1475-1476 Антонелло, находясь в Венеции, написал монументальный алтарь для церкви Сан Касиано. Сохранилась только его центральная часть (Вена, Художественно-исторический музей), на котором изображена Мадонна с Младенцем, возвышающаяся на троне над святыми, находящимися по обе стороны. Алтарь относился к типу sacra conversazione (святое собеседование: Мадонна с младенцем и святыми, находящаяся с ними в одном пространстве, что противоположно по форме разделенному на части полиптиху) и был реконструирован на основе более поздних алтарей Джованни Беллини.
Со временем его работы становятся более классическими и пленэрными. Наиболее «классическим» из «венецианских» произведений Антонелло является «Святой Себастьян» (1476, Картинная галерея, Дрезден).


«Святой Себастьян», 1476 г., Картинная галерея, Дрезден

Спокойствие и стоическая твердость отличают святого от почти гротескно изломанных работ на эту же тему Лоренцо Косты или Андреа Мантеньи, гуманистический идеал человека, побеждающего страдания, находит в этом произведении одно из своих самых глубоких воплощений.


«Святой Себастьян», Лоренцо Коста

«Святой Себастьян», Андреа Мантеньи

В картине «Св. Себастьян» Антонелло как бы состязается со своими североитальянскими современниками в мастерстве передачи линейной перспективы, а также в изображении героической наготы. Фигура пронзенного стрелами святого принимает огромные размеры на фоне мощенной камнем площади. Перспектива с максимально низкой точкой схода, фрагмент колонны на первом плане и устремляющееся вглубь пространство утверждают принципы евклидовой геометрии в построении композиции. В «Святом Себастьяне» Антонелло добивается того синтеза ясно построенного пространства, скульптурно вылепленной формы и светоносного цвета, который оказал одно из наиболее решающих воздействий на развитие венецианской живописи вплоть до эпохи Джорджоне.
Последний портрет Антонелло - «Мужской портрет» (1478, Берлин).

«Мужской портрет», 1478 г., Берлин
В нём ощущается влияние живописи Пьеро делла Франческа, но освещение в пейзаже и лице не согласовано (из-за чего даже предполагали, что изначально фон был темным, а потом переписан пейзажным). Это робкий эксперимент Антонелло, он не смог воссоздать световоздушное единство модели и пейзажа, какие позже появятся в венецианском портрете. Художник постарался привести к гармонии пейзаж и парапет, дав им единое перспективное сокращение. Но такая высоко взятая точка зрения оказалась недостаточно увязана с портретным бюстом, изображенным «снизу вверх». Изменить подобным образом однажды найденную портретную формулу Антонелло побудили следующие факторы — тяготение передовых венецианских живописцев к «пленэризму», а также то, что в Венеции у него перед глазами оказались готовые образцы подобного нового решения. Они оглядывались на новые решения Мемлинга, который давал трехчетвертной разворот на фоне пейзажа и уже не показывал обрамление окна или лоджии (ранее ограничивавших окружающее пространство).

«Мужской портрет», Ганс Мемлинг
В отличие от Мемлинга, Антонелло не дает развитого пейзажного фона. Ландшафт занимает маленький кусочек пространства — все остальное небо с белыми облаками. На его фоне четко читается темный силуэт головы. Светлый фон, взамен привычного художнику темного, дает возможность более мягкой и прозрачной светотеневой лепки лица. Ослабевает острота персональной характеристики модели, нет контрапоста, спокойнее взгляд и неподвижнее губы. Перед нами — спокойствие, новый художественный идеал, который определит ведущее направление в развитии венецианского портрета. Обращаясь к нидерландской живописи в данном случае, Антонелло не был новатором. Скорее, он следовал за вкусами своих венецианских коллег.
Вывод

Антонелло да Мессина продемонстрировал венецианцам возможности передачи освещения в новой живописной технике - масляной живописи. С этого времени венецианский колоризм основывался на разработке огромного потенциала масляной живописи. Произведения Антонелло венецианского периода характеризуются той же концептуальной направленностью, что и его более ранние работы.
«Художественные формы реалистического станкового портрета, выработанные нидерландскими мастерами, Антонелло соединил с итальянским гуманистическим идеалом сильной и свободной личности. Он не был первым в Италии, кто стал писать станковые портреты. Но, пожалуй, никто из его предшественников не сделал так много для эмансипации и развития этого жанра в живописи итальянского Возрождения» (1, с. 66).
Никто из предшественников раннего Возрождения не передавал образ современников с такой магически живой конкретностью. И мало кто был способен так ярко выразить типические черты характера человека своей эпохи. В портретах Антонелло перед нами проходят разные люди, но всех их объединяет нечто общее – то, что было идеалом времени и стало личным идеалом художника. Это сильные, цельные, жизнерадостные люди, смело взирающие на окружающий мир, свободные в своих помыслах и поступках.
Творчество Антонелло да Мессина явилось одним из высших достижений всего портретного искусства эпохи раннего Возрождения.

Библиография

1. Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М.: Искусство, 1981 – 87 с.











12

Библиография

1. Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М.: Искусство, 1981 – 87 с.

Вопрос-ответ:

Какую тему рассматривает статья?

Статья рассматривает тему "Антонелло да Мессина и его портреты".

Кто такой Антонелло да Мессина?

Антонелло да Мессина - это художник, итальянский живописец эпохи Возрождения.

Какие периоды творчества отличаются в творчестве Антонелло да Мессина?

В творчестве Антонелло да Мессина можно выделить раннее и зрелое творчество.

Какие новые композиционные приемы использовал Антонелло да Мессина в портрете из Боргезе?

Антонелло да Мессина использовал новые композиционные приемы, которые получили дальнейшее развитие. Более точно описать эти приемы можно в содержании статьи.

Можно ли назвать портрет старика (Тривульцио де Милано)из Турина шедевром?

Да, портрет старика (Тривульцио де Милано)из Турина можно назвать шедевром того времени. Художник отобразил на лице человека оттенок иронического пренебрежения.

Кто такой Антонелло да Мессина?

Антонелло да Мессина (1430-1479) - итальянский художник эпохи Возрождения, известный своими портретами и работами в жанре живописи.

Как развивалось творчество Антонелло да Мессина?

Творчество Антонелло да Мессина развивалось от ранних работ, включающих в себя простые портреты и жанровые сцены, до более сложных и глубоких работ, где он использовал новые композиционные приемы и передавал более сложные эмоции и характеры.

Какие работы считаются шедеврами Антонелло да Мессина?

Среди шедевров Антонелло да Мессина можно выделить портрет старика (Тривульцио де Милано) из Турина, где художник передал человеческую фигуру с оттенком иронического пренебрежения на лице.

Какие новые композиционные приемы использовал Антонелло да Мессина?

Антонелло да Мессина использовал новые композиционные приемы, которые он нашел в портрете из Боргезе и развил дальше. Он стал более осознанно воспринимать пространство и свет, создавая более глубокие и реалистичные изображения.

Какие работы Антонелло да Мессина считаются его зрелым творчеством?

В зрелом творчестве Антонелло да Мессина можно выделить такие работы, как портрет «Молодой мужчина с красной шевелюрой» и «Портрет женщины», которые отличаются глубиной передачи характера и эмоций.