Взаимосвязь социометрического статуса с уровнем профессионального выгорания.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 27.04.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА С УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Понятие и характеристики социометрического статуса индивида в социальной группе
1.2. Профессиональное выгорание и факторы, влияющие на его развитие
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА С УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1. Организация, методы и методики исследования
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
У шести испытуемых показатели по данной шкале выше среднего уровня. Людей с такими показателями характеризует переживание собственной несостоятельности; человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований.
В целом можно сделать вывод о наличии среднего уровня профессионального выгорания у сотрудников. Высокий уровень выявлен у семи испытуемых и только у трех из сотрудников низкий уровень профессионального выгорания.
Для выявления взаимосвязи социометрического статуса с уровнем профессионального выгорания проведен корреляционный анализ (табл. 3). Рассчитывались коэффициенты корреляции Спирмена (rs). Таблицы с расчетами приведены в Приложении.
В таблице 3 знаком ** обозначены коэффициенты корреляции достоверные на уровне р ≤0,01; знаком * - коэффициенты корреляции достоверные на уровне р ≤0,05.
Критические значения коэффициента корреляции Спирмена (rs) для выборки из 26 испытуемых следующие: rs кр. = 0,39 при p <0,05 и rs кр. = 0,5 при p<0,01.
Положительная корреляция говорит о прямой зависимости полученных по двум методикам групп данных, когда при увеличении значений одной переменной увеличиваются значения другой переменной.
Отрицательная корреляция свидетельствует о наличии обратной зависимости, когда с увеличением значений одной переменной значения др. переменной уменьшаются.
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа (коэффициенты корреляции Спирмена rs)
Шкалы методики «Профессиональное выгорание» Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений Индекс статуса - 0.527**
- 0.785**
- 0.426*
Положительная связь между показателями не выявлена.
Наибольшая статистически достоверная отрицательная связь выявлена между показателями Индекс статуса и Деперсонализация (rs = -0.785). Это показывает, что чем выше показатель деперсонализации, соответствующий более негативному отношению к коллегам, да и к тем, кто нуждается в помощи, автоматическому «функционированию» и избеганию нагрузок, тем ниже статус в группе.
Статистически достоверная отрицательная связь выявлена также между показателями Индекс статуса и Эмоциональное истощение (rs = -0. 527). Это показывает, что плохое настроение и раздражительность, сопутствующие высоким показателям эмоционального истощения, понижают статус сотрудника в группе. В то же время, можно говорить о том, что доброжелательное отношение коллег могут повысить настроение и снизить уровень раздражительности.
Между показателями Индекс статуса и Редукция личных достижений также выявлена статистически достоверная отрицательная связь (rs = - 0.426). Это показывает, что людей, которых характеризует переживание собственной несостоятельности, страдающих от недостатка успеха, признания, а также постоянно чувствующих чрезмерность предъявляемых к нему требований, другие члены группы воспринимают негативно. Чем выше редукция личных достижений, тем ниже индекс статуса индивида в группе. И обратно: поддержка коллег повышает ощущение состоятельности, успености.
Таким образом, статистическая обработка данных исследования подтвердила гипотезу исследования: существует взаимосвязь социометрического статуса с уровнем профессионального выгорания. Чем выше уровень профессионального выгорания, тем ниже индекс статуса индивида в группе. В то же время, на основании данных исследования можно говорить о том, что поддержка коллег, их доброжелательное отношение способны противодействовать росту уровня профессионального выгорания, вызываемого различного рода стрессами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Отечественными психологами активно разрабатываются методы системного анализа профессиональной деятельности, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией профессиональной деятельности новые перспективы.
Общение и деятельность являются двумя основными равнозначимыми понятиями, характеризующими трудовую активность человека. Поскольку труд по своей природе социален, то фактически любая работа по всем профессиям предполагает определённые взаимоотношения между людьми.
Среди многообразных видов социальной деятельности личности профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса.
С синдромом профессионального выгорания может столкнуться каждый специалист. Существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью общения с коллегами и клиентами.
Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое понимание подвергло определенному видоизменению и понимание его основных компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации, профессиональной эффективности. Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов
Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья человека, его работоспособности и продуктивности трудовой деятельности, отношений с сотрудниками.
Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить особенности социометрического статуса испытуемых и степень развития их профессионального выгорания.
На основе анализа коэффициентов ранговой корреляции мы можем говорить о том, что подтвердилась гипотеза исследования: существует взаимосвязь социометрического статуса с уровнем профессионального выгорания. Чем выше уровень профессионального выгорания, тем ниже индекс статуса индивида в группе. В то же время, поддержка коллег, их доброжелательное отношение способны противодействовать росту уровня профессионального выгорания.
Можно предложить внедрить в практику работы организации психологические тренинги с целью профилактики профессионального выгорания и улучшения отношений и психологического климата в коллективе.
ЛИТЕРАТУРА
Александров А.А. Аутотренинг: Краткий справочник. – СПб: Питер, 2008. – 272 с.
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. – М., 2003.
Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. - 232 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 446 с.
Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. — С. 110-112.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2005. – 336 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002. - 404с.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. – М. 2003. - 326 с.
Золотовицкий Р. Социометрия Я.Л.Морено: мера общения. – М., 2002.
Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Изд. дом Российской академии образования, 2003. - 456 с.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
Ларенцова Л.И., Барденштейн Д.М. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты. - М.: Медицинская книга, 2009. - 142с.
Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Академический проект, 2008.
Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22.- № 1. — С. 28.
Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность / В кн.: Психология субъекта профессиональной деятельности. Сборник научных трудов. - Ярославль. 2001.
Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие. - М., «Просвещение», 1998.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. - 452 с.
Психология профессионального здоровья. /Под ред. Г. С. Никифорова. – М.: Речь, 2006. – 480с.
Психология состояний. Хрестоматия / под ред. Проф. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 608с.
Решетова Т.В. Личность, семья, болезнь // Российский семейный врач. - 2001. - №2. –С. 4-7.
Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. — С. 24.
Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
Трунов Д. О. И снова о «профессиональной деформации». //Психологическая газета. - 2004. - № 6. - С. 32-34.
Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. - СПб, Речь, 2001. - 96с.
Ясько Б. А. Психология личности и труда врача: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 4
Результаты расчета коэффициентов корреляции Спирмена rs между показателями А) «Индекс статуса» и Б) «Эмоциональное истощение»
№ Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2 1 0.36 15.5 27 12.5 3 9 2 0.28 12 38 20.5 -8.5 72.25 3 0.44 20.5 29 15.5 5 25 4 0.2 8 42 25 -17 289 5 0.2 8 31 17.5 -9.5 90.25 6 0.28 12 28 14 -2 4 7 0.68 24 16 1.5 22.5 506.25 8 0.44 20.5 31 17.5 3 9 9 0.36 15.5 21 6 9.5 90.25 10 -0.04 3.5 44 26 -22.5 506.25 11 0.44 20.5 33 19 1.5 2.25 12 0.2 8 21 6 2 4 13 0.44 20.5 29 15.5 5 25 14 0.76 25 17 3 22 484 15 -0.04 3.5 41 23.5 -20 400 16 0.2 8 24 10 -2 4 17 0.04 5 41 23.5 -18.5 342.25 18 0.44 20.5 21 6 14.5 210.25 19 0.84 26 18 4 22 484 20 0.36 15.5 27 12.5 3 9 21 0.2 8 26 11 -3 9 22 -0.6 1 39 22 -21 441 23 -0.12 2 23 9 -7 49 24 0.44 20.5 16 1.5 19 361 25 0.36 15.5 38 20.5 -5 25 26 0.28 12 22 8 4 16 Суммы 351 351 0 4467
Результат: rs = - 0.527
Корреляция между А и В статистически значима
Таблица 5
Результаты расчета коэффициентов корреляции Спирмена rs между показателями А)«Индекс статуса» и Б)«Деперсонализация»
№ Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2 1 0.36 15.5 16 14.5 1 1 2 0.28 12 23 22 -10 100 3 0.44 20.5 14 9.5 11 121 4 0.2 8 24 24 -16 256 5 0.2 8 15 12.5 -4.5 20.25 6 0.28 12 17 16 -4 16 7 0.68 24 11 2 22 484 8 0.44 20.5 12 5 15.5 240.25 9 0.36 15.5 14 9.5 6 36 10 -0.04 3.5 21 19.5 -16 256 11 0.44 20.5 14 9.5 11 121 12 0.2 8 16 14.5 -6.5 42.25 13 0.44 20.5 13 7 13.5 182.25 14 0.76 25 12 5 20 400 15 -0.04 3.5 25 26 -22.5 506.25 16 0.2 8 18 17 -9 81 17 0.04 5 19 18 -13 169 18 0.44 20.5 12 5 15.5 240.25 19 0.84 26 11 2 24 576 20 0.36 15.5 11 2 13.5 182.25 21 0.2 8 15 12.5 -4.5 20.25 22 -0.6 1 24 24 -23 529 23 -0.12 2 22 21 -19 361 24 0.44 20.5 14 9.5 11 121 25 0.36 15.5 21 19.5 -4 16 26 0.28 12 24 24 -12 144 Суммы 351 351 0 5222
Результат: rs = - 0.785
Корреляция между А и В статистически значима.
Таблица 6
Результаты расчета коэффициентов корреляции Спирмена rs) между показателями А) «Индекс статуса» и В) «Редукция личных достижений»
№ Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2 1 0.36 15.5 22 5.5 10 100 2 0.28 12 34 22 -10 100 3 0.44 20.5 23 7.5 13 169 4 0.2 8 29 13 -5 25 5 0.2 8 22 5.5 2.5 6.25 6 0.28 12 26 9 3 9 7 0.68 24 16 4 20 400 8 0.44 20.5 31 16.5 4 16 9 0.36 15.5 23 7.5 8 64 10 -0.04 3.5 28 10.5 -7 49 11 0.44 20.5 32 18.5 2 4 12 0.2 8 29 13 -5 25 13 0.44 20.5 34 22 -1.5 2.25 14 0.76 25 11 1.5 23.5 552.25 15 -0.04 3.5 32 18.5 -15 225 16 0.2 8 30 15 -7 49 17 0.04 5 34 22 -17 289 18 0.44 20.5 37 24.5 -4 16 19 0.84 26 13 3 23 529 20 0.36 15.5 33 20 -4.5 20.25 21 0.2 8 29 13 -5 25 22 -0.6 1 39 26 -25 625 23 -0.12 2 37 24.5 -22.5 506.25 24 0.44 20.5 11 1.5 19 361 25 0.36 15.5 31 16.5 -1 1 26 0.28 12 28 10.5 1.5 2.25 Суммы 351 351 0 4170.5
Результат: rs = - 0.426
Корреляция между А и В статистически значима
2
1.Александров А.А. Аутотренинг: Краткий справочник. – СПб: Питер, 2008. – 272 с.
2.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. – М., 2003.
3.Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. - 232 с.
4.Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 446 с.
5.Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. — С. 110-112.
6.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2005. – 336 с.
7.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002. - 404с.
8.Зеер Э. Ф. Психология профессий. – М. 2003. - 326 с.
9.Золотовицкий Р. Социометрия Я.Л.Морено: мера общения. – М., 2002.
10.Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Изд. дом Российской академии образования, 2003. - 456 с.
11.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
12.Ларенцова Л.И., Барденштейн Д.М. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты. - М.: Медицинская книга, 2009. - 142с.
13. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Академический проект, 2008.
14.Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22.- № 1. — С. 28.
15.Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность / В кн.: Психология субъекта профессиональной деятельности. Сборник научных трудов. - Ярославль. 2001.
16.Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие. - М., «Просвещение», 1998.
17.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. - 452 с.
18.Психология профессионального здоровья. /Под ред. Г. С. Никифорова. – М.: Речь, 2006. – 480с.
19.Психология состояний. Хрестоматия / под ред. Проф. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 608с.
20.Решетова Т.В. Личность, семья, болезнь // Российский семейный врач. - 2001. - №2. –С. 4-7.
21.Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. — С. 24.
22.Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
23.Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
24.Трунов Д. О. И снова о «профессиональной деформации». //Психологическая газета. - 2004. - № 6. - С. 32-34.
25.Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. - СПб, Речь, 2001. - 96с.
26.Ясько Б. А. Психология личности и труда врача: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304 с.
Вопрос-ответ:
Какое определение имеет социометрический статус в рамках данного исследования?
Социометрический статус в данном исследовании определяется как индивидуальная позиция человека в социальной группе, которая основывается на взаимоотношениях и взаимной оценке его социальных связей с другими членами группы.
Каковы характеристики социометрического статуса?
Характеристики социометрического статуса включают индекс популярности, индекс отверженности, индекс привлекательности и индекс нейтральности.
Что такое профессиональное выгорание и какие факторы могут влиять на его развитие?
Профессиональное выгорание - это состояние психического и эмоционального истощения, связанное с работой и возникающее из-за длительного нахождения в ситуациях, которые воспринимаются как неприятные и неконтролируемые. Факторы, влияющие на его развитие, могут включать высокие рабочие нагрузки, малую социальную поддержку, недостаток вознаграждения и ощущение непонимания со стороны коллег и руководителей.
Как организовано эмпирическое исследование взаимосвязи социометрического статуса с уровнем профессионального выгорания?
Эмпирическое исследование взаимосвязи социометрического статуса с уровнем профессионального выгорания организовано посредством опроса и анализа социометрических данных. Исследование использует различные методы и методики, включая определение социометрического статуса, анкетирование по поводу профессионального выгорания и статистический анализ полученных результатов.
Какие основные результаты получены в ходе эмпирического исследования?
Основные результаты эмпирического исследования показывают, что существует взаимосвязь между социометрическим статусом и уровнем профессионального выгорания. Люди с низким социометрическим статусом испытывают больший уровень профессионального выгорания, в то время как люди с высоким социометрическим статусом имеют меньший уровень профессионального выгорания.
Что такое социометрический статус индивида в социальной группе?
Социометрический статус - это степень привлекательности или популярности индивида в социальной группе, определенная на основе взаимодействия с другими членами этой группы. Социометрия изучает отношения между людьми и позволяет выявить общую стратегию взаимодействия и влияния в группе.
Какие факторы влияют на развитие профессионального выгорания?
Факторы, влияющие на развитие профессионального выгорания, могут быть различными. Среди них можно выделить высокую нагрузку на работе, отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства, недостаток контроля над своей работой, конфликтующие цели и ценности, монотонность и рутинность задач, низкая вознаградаемость, ограниченные возможности профессионального и личностного развития.
В чем заключается взаимосвязь между социометрическим статусом и профессиональным выгоранием?
Исследования показывают, что существует связь между социометрическим статусом и уровнем профессионального выгорания. Люди с низким социометрическим статусом, кто не пользуется популярностью или не является лидером в группе, часто испытывают больший уровень профессионального выгорания. Это может быть связано с ощущением исключенности и недостаточным чувством поддержки со стороны коллег, что может привести к эмоциональному и физическому истощению.
Как организовано эмпирическое исследование взаимосвязи социометрического статуса и профессионального выгорания?
Эмпирическое исследование взаимосвязи социометрического статуса и профессионального выгорания может быть организовано с помощью опросов, анкетирования и интервьюирования участников. Методы и методики исследования могут включать в себя использование стандартных опросников и масштабов для измерения уровня профессионального выгорания, а также проведение социометрических тестов для определения статуса.
Какие аспекты социометрического статуса индивида рассматриваются в исследовании?
В исследовании рассматриваются понятие и характеристики социометрического статуса индивида в социальной группе. Это включает в себя оценку индивидом собственных отношений с другими членами группы, как положительных, так и отрицательных. Также рассматривается степень влияния индивида на других членов группы и его социальная позиция в группе.