Внешняя политика Италии во время правления Сильвио Берлускони.
Заказать уникальную дипломную работу- 58 58 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 23.07.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИТАЛИИ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ СИЛЬВИО БЕРЛУСКОНИ
1.1. Современная внешнеполитическая идеология Италии
1.2. Италия и Европейский союз
1.3. Средиземноморье как приоритет региональной политики Италии
2. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИТАЛИИ
2.1. Участие итальянцев в НАТО
2.2. Вопросы балканской безопасности во внешней политике Италии
3. РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ИТАЛЬЯНСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Роль Сильвио Берлускони в российско-итальянских отношениях
3.2. Основные аспекты сотрудничества России и Италии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Однако, ни один, ни другой не допускают личных выпадов друг против друга. Собственно, в этом и состоит значение фактора взаимной личной предрасположенности – «по умолчанию» устанавливать рамки взаимных претензий и критики, сохраняя свободу рук.
3.2. Основные аспекты сотрудничества России и Италии
Развитие внешней торговли между Россией и Италией базируется на объективных экономических предпосылках для взаимовыгодного товарооборота, прежде всего, на взаимодополняемости экономик обеих стран. Италия не располагает достаточными сырьевыми ресурсами, необходимыми для промышленного производства, а относительная узость внутреннего рынка ставит итальянскую экономику в тесную зависимость от внешнего рынка, где реализуется значительная доля промышленных и сельскохозяйственных товаров. Россия же является крупнейшим поставщиком энергоресурсов и заинтересована в получении таких товаров, произведенных в Италии. С точки зрения энергетической зависимости Италии от России и взаимной заинтересованности в развитии торговых связей Италия не является исключением среди других стран ЕС, но эти факторы вкупе с историческими связями между двумя странами, политическими амбициями и личными отношениями между руководителями двух стран создают ситуацию особой взаимной предрасположенности. Во внешней торговле России со странами ЕС Италия занимает третье место после Нидерландов и Германии: в 2010 году товарооборот составил 37,3 миллиарда долларов США (для сравнения, в том же году товарооборот России с Германией составил 51,8, а с Францией 22,6 миллиарда долларов США). Около 500 итальянских компаний на постоянной основе работают в России. Как заявил министр экономического развития Италии Клаудио Скайола на российско-итальянском экономическом форуме в Москве в апреле 2009 г., «возможности для дальнейшего роста есть не только у крупных предприятий, но и у мелких и средних компаний.
По объёму накопленных инвестиций из стран ЕС в Россию Италия занимала на март 2011 г. лишь 15-ое место (896 млн. дол. США, из них прямых инвестиций – 658 млн. долларов США) и 16-ое по объёму накопленных инвестиций из России в страны ЕС. Конечно, эта статистика не учитывает присутствие в некоторых странах ЕС, (например, на Кипре) российских репатриированных капиталов, которые возвращаются в Россию в качестве зарубежных инвестиций, что означает то, что реальное место Италии в данном рейтинге выше.
Вместе с тем, очевидно, что такое положение дел объясняется и отраслевой спецификой итальянской экономики, и её более скромными возможностями, и недостаточно благоприятным инвестиционным климатом в России.
Подъём экономического сотрудничества между двумя странами был вызван экономическим оживлением в самой России, которое в свою очередь совпало с избранием Владимира Путина в 2000 г. на пост президента. Тема экономического восстановления России и привлекательности российского рынка занимала одно из важнейших мест в оценке внутренней политики Владимира Путина и развития экономических связей с Италией и ЕС в целом. Экономические успехи России в первый президентский срок Путина итальянские наблюдатели считают впечатляющими хотя одной из главных причин такого подъема являлись исключительно высокие цены на нефть. Тем не менее средний годовой прирост ВВП составлял 6,5%, наблюдался профицит бюджета и внешней торговли, внешний долг уменьшился с 50 до 30 % ВВП, выросли валютные резервы, прекратилось бегство капиталов, повысилось благосостояние населения. Кроме того, по мнению некоторых обозревателей, внешнеполитическая деятельность Путина, характеризовавшаяся энергичностью и прагматизмом, позволила укрепить международные позиции России и завоевать благосклонность Запада. Журналист Ф. Валентини в «Коррьере делла Сера», в статье «Россия сдаётся Путину», перечисляя в очередной раз всю цепочку критических замечаний зарубежных комментаторов в адрес российского президента, констатировал, однако, его огромную популярность, основанную на «медленном, но неуклонном повышении уровня жизни» россиян. По его мнению, при Путине «Москва вновь обрела национальные интересы и решимость их отстаивать». Россия представала в глазах Италии и других стран ЕС как привлекательный экономический партнёр.
В 2002 г. была создана российско-итальянская Рабочая группа по развитию договоренностей президента России Владимира Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони в целях содействия созданию на территории Российской Федерации промышленных кластеров, особых экономических зон, активизации взаимных контактов в области промышленной кооперации, научно-технического сотрудничества на уровне регионов и предприятий. Намерение создать в России «промышленные округа» вызвало живой интерес российских и итальянских регионов и ассоциаций предпринимателей. В настоящее время в эту работу в той или иной степени вовлечены 17 российских регионов.
Стремление Италии утвердиться на российском энергетическом рынке встречает неоднозначную реакцию в Брюсселе, в принципе не испытывающим восторга по поводу тесного двустороннего сотрудничества России и стран ЕС в энергетической сфере. В Брюсселе бытует мнение, что желание обеспечить стабильные энергопоставки из России зачастую заставляет Италию идти на компромисс по политическим и экономическим вопросам. Опровергая обвинения в усилении зависимости Италии от российского газа, которая вызывает обеспокоенность США и некоторых стран ЕС, министр иностранных дел Франко Фраттини заявил: «Энергетическая зависимость Италии от России намного меньше, чем зависимость других стран. Мы зависим на 30%, остальное получаем из Ливии, Алжира и стран Персидского залива. Мы входим в число стран Европы, которые наиболее диверсифицированы в том, что касается источников энергоносителей».
Как отмечал итальянский журналист Андреа Форти, отношения между Италией и Россией не могут быть сведены к личной дружбе двух премьеров Берлускони и Путина. Их также нельзя рассматривать исключительно сквозь призму энергетической политики, неизбежно делая вывод о «риске энергетической зависимости от России».
Фактор личной дружбы между премьер-министром Италии Сильвио Берлускони и президентом России Владимиром Путиным, несомненно, играл определённую роль в экономических отношениях, обеспечивая им неформальный благоприятный фон и большую уверенность итальянского бизнеса в российском завтрашнем дне. Вместе с тем было бы упрощением объяснять только этим фактором развитие экономических связей между двумя странами. Экономическое партнёрство, находясь, время от времени «в объятиях» то левого, то правого центра в Италии, по сути, было мало подвержено политическим изменениям. Как писал итальянский публицист Марио Корти после победы Романо Проди в 2006 г.: «отношения между государствами строятся не на приятельских отношениях их правителей. Сугубо экономические связи, как правило, не зависят даже от идеологической окраски той или иной политической силы, которая в данный момент находится у власти. Страны в своих взаимоотношениях, руководствуются сугубо национальными интересами, исходя из обоюдной выгоды».
Еще перед выборами итальянский бизнес постарался заранее убедить Владимира Путина в том, что две страны могут успешно продолжать взаимовыгодное сотрудничество и без личного участия Сильвио Берлускони. Весьма показательным в этом смысле был визит в Москву главы итальянского промышленного концерна Пптессапюа Пьера Франческо Гуаргуальини. По мнению экспертов, крупнейший итальянский промышленник не мог случайно приехать в Москву накануне выборов. При слабости позиций Берлускони это может означать лишь одно: крупный бизнес решил продемонстрировать, что в отношениях с Россией он может обойтись без посредничества Сильвио Берлускони.
Именно при руководстве страной Романо Проди в 2007 г. в рамках русско-итальянского форума было заключено 10 соглашений между министрами и предпринимателями двух стран. Были намечены шаги по модернизации российской энергетики. Итальянский премьер подтвердил взаимность в отношениях с российским президентом, бросив камешек в огород своего предшественника: «С Путиным у нас сложились глубокие и тесные взаимоотношения, но мне никогда не нравилось выставлять их напоказ».
Уход Проди и возвращение Берлускони в 2008 г., как и перемещение Владимира Путина с поста президента на должность премьер-министра, ничего не меняли в экономическом сотрудничестве между Россией и Италией, которое, словно локомотив, двигалось по накатанным рельсам, и притормозить которое мог лишь мировой экономический и финансовый кризис. Именно мировой кризис, еще раз высветивший все дефекты российской экспортно-сырьевой экономики, наглядно показал, что без модернизации Россия рискует остаться на обочине мирового развития, а модернизация вне модернизированного мира невозможна по определению.
Концепция модернизации России была воплощена в совместной Декларации России и ЕС «Партнёрство ради модернизации» на саммите в Ростове-на-Дону в 2010 г. Декларация была подписана всеми крупными государствами – членами ЕС, кроме Польши и Великобритании. Но три страны – Германия, Франция и Италия – особо выделены в отношении развития торговых и экономических связей. Основные направления российско-итальянского партнёрства для модернизации связаны с «Южным потоком», обновлением и развитием российской железнодорожной сети, портами, аэропортами и сотрудничеством в проведении Олимпиады-2014. Признавая важность самой концепции модернизации России через сотрудничество с ЕС, было бы наивным переоценивать её практическое воплощение. И в отдельных странах ЕС, и в России существуют разные интерпретации этого партнёрства, которое сводится, главным образом, к узким проектам.
Политическое партнёрство России и Италии называют в обеих странах «привилегированным», «стратегическим», «находящимся в высшей точке развития». По мнению президента Дмитрия Медведева, «Российско-итальянские отношения являются не только очень важными, но и по сути стратегическими для того, чтобы европейские страны в едином Европейском союзе и по отдельности создавали фундамент прочной связи с Россией».
Италия – не единственная страна в «старой Европе», которую связывают «стратегические отношения» с Россией. Однако, вряд ли можно найти такую страну, лидер которой провел больше двусторонних встреч с первыми лицами России, чем любой другой мировой лидер. Италия не может соперничать с Германией по общим объёмам и уровню торговли и инвестиций в России. Но благодаря отношениям между Путиным и Берлускони её считают в Кремле самым надёжным партнёром. В свою очередь, заинтересованность Италии в развитии стабильных политических отношений с Россией не ограничивается только поддержанием благоприятного внешнеполитического фона для экономического партнёрства. Италия считает Россию фундаментальным компонентом архитектуры европейской безопасности и важным фактором в процессе определения постбиполярной идентичности НАТО. НАТО и ЕС, с точки зрения итальянского руководства, были бы в лучшем положении, если бы они приняли подход, направленный на вовлечение Москвы в сотрудничество, поскольку, в конечном счете, это лучший способ обеспечения долгосрочной безопасности Европы. Было бы упрощением считать, что такая позиция основывается лишь на взаимной симпатии Сильвио Берлускони и Владимира Путина, поскольку её разделяют и в Берлине, и в Париже, и во многих других столицах старой Европы.
В политике Италии на российском направлении немаловажную роль играл кризис евроатлантических отношений. В Италии, как и в ЕС в целом, зреет понимание, что повестки дня США и Европы в сфере безопасности различаются, что Европа уже не является для США приоритетом, что европейская безопасность становится все больше делом Европы, а без России здесь не обойтись. Нравится это или нет, Россия - важный партнёр ЕС в решении проблемы Приднестровья, Нагорного Карабаха, ядерной программы Ирана и т.д. Отсюда и больший энтузиазм Италии, по сравнению с другими станами ЕС и НАТО, в поддержке российской инициативы по новой архитектуре европейской безопасности. Причем, эта поддержка исходила не только от Сильвио Берлускони, но и от других государственных и политических деятелей Италии. Во время визита в Россию 2008 г. президент Италии Джорджо Наполитано отметил, что Италия с интересом относится к предложению Москвы. Более того, он готов эту идею продвигать в Европе:
«Я лично слушал с большим интересом идеи, выдвинутые президентом Медведевым относительно новой архитектуры евроатлантической безопасности. Италия будет поддерживать в рамках Европейского Союза позицию особого внимания к этой теме и открытости для углубленного обсуждения данного предложения».
Оставаясь приверженной идеям атлантизма, Италия выступает за пересмотр действующей стратегии НАТО на основе её адаптации к насущным задачам обеспечения международной безопасности как необходимому условию для сохранения трансатлантических отношений в их новой неоатлантической форме. И здесь итальянская политическая элита очень чётко расставляет свои приоритеты. Италия отводит России важное место в сотрудничестве с НАТО. В частности, в соответствии с «духом Корфу», в ходе визита Дмитрия Медведева в Италию в феврале 2011 было подписано межправительственное соглашение о транзите итальянских военнослужащих и боевой техники через территорию России в Афганистан. Таким образом, Италия стала пятой страной-членом НАТО (после Германии, Франции, Испании и США), заключившим с Россией подобное соглашение. Руководство Италии разделяет также идею Генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена о важности участия России в программе президента США Барака Обамы по европейской противоракетной обороне, которая, в отличие от проекта ПРО президента Джорджа Буша, учитывает интересы европейских союзников.
Вместе с тем, не вызывает сомнений, что Рим будет поддерживать «европейский ракетный щит», даже если Россия отвергнет это предложение. Итальянское руководство выступает против вывода тактического ядерного оружия США из Европы в ближайшем будущем не в последнюю очередь из-за желания иметь рычаг давления на Россию. Но в то же оно время выступает и против гипотетического «географического перераспределения» тактического ядерного оружия на территории новых членов НАТО в ЦВЕ, что создало бы проблемы в отношениях с Россией.
Невзирая на сдержанную позицию России в отношении военной операции стран НАТО в Ливии, как и в случае войны в Ираке, Италия приняла в ней участие без оглядки на своего привилегированного партнёра. Не ограничившись лишь предоставлением своих авиабаз для нанесения авиаударов по войскам Каддафи, Рим принял решение активизировать роль итальянской военной авиации в Ливии. Участие Италии в кризисном регулировании является неотъемлемой частью её внешней политики, направленной на повышение роли страны в НАТО и в международных отношениях в целом, перехода из категории «средней державы на уровень мировых протагонистов». И это никак не мешает итальянскому руководству выстраивать свои отношения с Россией.
В ходе последних встреч лидеров двух стран были подписаны важные соглашения о двустороннем сотрудничестве в военной сфере. В начале декабря 2010 г. президент России Дмитрий Медведев провел переговоры с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони в курортном городе Сочи, где было принято решение о проведении в 2011г. совместных морских и сухопутных военных учений (не в привычном формате Россия - страна НАТО). Министры обороны двух стран Анатолий Сердюков и Игнацио Ла Русса также обсудили различные аспекты двустороннего сотрудничества, такие как визиты кораблей ВМФ на базы двух стран, обмен курсантами военно-учебных заведений, обмен опытом военной медицины и военной подготовки.
Отношения России и Италии, действительно, можно назвать «привилегированным партнёрством». Их фундамент замешан на рациональном и иррациональном. Ось Москва-Рим – переплетение прагматичных экономических и политических интересов, культурно-исторических традиций, взаимной предрасположенности двух народов и, наконец, личных симпатий политиков высшего уровня, но все-таки в основе этих отношений лежат практические долгосрочные интересы двух стран как в экономической, так и в политической области. Эти интересы, как показывает опыт последних двадцати лет, не подвержены резким конъюнктурным изменениям. Может меняться стиль дипломатии, могут смещаться акценты в соответствии с теми или иными преференциями политиков, но эти изменения происходят в рамках одной системы внешнеполитических координат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, наряду с преодолением внутреннего кризиса в ЕС и выработкой Брюсселем четкой интеграционной стратегии будут определять в дальнейшем соотношение европеизма и атлантизма во внешней политике Италии. Пересмотр действующей стратегии НАТО на основе ее адаптации к насущным задачам обеспечения международной безопасности и рационального пересмотра функций между европейскими союзниками и США – необходимое условие для сохранения трансатлантических отношений в их новой неоатлантической форме.
Европейская интеграция в сфере общей политики безопасности и обороны – объективный процесс. Несмотря на скептицизм, который стал общим местом в оценке ЕПБО, невозможно не признавать, что Евросоюз достиг впечатляющих успехов на этом направлении.
Следует отметить также, что в условиях, когда угрозы аморфны и непредсказуемы, не имеют ярко выраженного военного характера, строить военную составляющую большого союза государств особенно тяжело, но Европейский союз осознанно идет по этому пути.
На эволюцию европеизма и атлантизма во внешней политике Италии, как и других стран НАТО и ЕС, будут оказывать влияние и российско-американские отношения, где главным является вопрос о месте России в европейской архитектуре безопасности.
Италия является одним из наиболее важных партнёров России в Европе, с которым налажено и развивается интенсивное сотрудничество практически на всех направлениях. Экономическое сотрудничество находится на очень высоком уровне, а по большинству вопросов мировой политики позиции России и Италии близки или совпадают. Состоявшиеся в последние годы многочисленные встречи лидеров двух стран стали свидетельством особого привилегированного характера российско-итальянских отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агапов А. Союз для средиземноморья: проблемы и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №9. – С. 66-71.
Арбатова Н. Европеизм и атлантизм как две опоры внешней политики Италии // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №3. – С. 28-38.
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
Атлангериев И. Российско-итальянские отношения: результаты и перспективы развития на современном этапе // Право и политика. – 2008. – №5. – С. 1166-1170.
Атлангириев И. Динамика развития внешней политики Италии в конце XX - начале XXI вв: Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2008. – 21 с.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 82-89.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 82-89.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – 159 с
Барабанов О. Современная внешнеполитическая идеология Италии // Полис (Политические исследования). – 2002. – №6. – С. 155-163.
Барабанов О. Средиземноморский фланг ЕС: приоритеты Италии // Россия: европейский вектор. – 2000. – С. 305-323.
Ильинский М. Сильвио Берлускони – Премьер Италии / Ассоц. "Юрид. центр". - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 585 с.
Калоева Е. Балканы как шахматная доска для геополитических игр великих держав // Восточная Европа в современной геополитике: Сб. обзоров и реф. Сер. "Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России" ентр науч.-информ. исслед. глоб. и регион. проблем; Редкол.: Игрицкий Ю.И. (отв.ред.) и др.. – М., 2008. – С. 31-55.
Люби, В. Внешняя политика Италии в трудах С. Романо: (Обзор) // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – М., 2004. – С. 155-168.
Любин В. Берлускони и "Вперед, Италия" // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – 2004. – С. 96-111.
Матвеева Е. Итальянское общественное мнение и европейская интеграция: от «еврооптимизма» к «еврореализму» // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2007. – №1. – С. 76-83.
Новикова А. Экономические взаимоотношения Италии и России на современном этапе // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – №2. – С. 120-125.
Онищенко Р. Cоциально-экономические аспекты политики безопасности Италии в западном средиземноморье (2001-2006 годы) // Омский научный вестник. 2010. – №1-85. – С. 28-31.
Пенттиля Р. Политическая анатомия «большой восьмерки» // Международные процессы. – 2003. – № 3. – С. 90-103.
Питухин М. Возрастание роли Италии в экономическом и политическом измерениях ЕС // Северное измерение: Социал.-полит. альманах. – Петрозаводск, 2007. – C. 40-55.
Питухина М. Сотрудничество России и Италии как один из приоритетов "программы председательства Италии в ЕС" // Россия и мир в XXI веке. – Петрозаводск, 2009. – С. 69-78.
Россия и Италия // Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России, 1648-2005: Учебник. – М., 2010. – С. 369-375.
Селихова И. Политика Италии в НАТО: (Цели, задачи, осн. направления): Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Дипломат. акад. МИД России. – М., 2010. – 23 с.
Третьяков Я. Внешняя политика Итальянской республики по вопросам обеспечения безопасности и сотрудничества в условиях меняющегося мира // Управление мегаполисом. – 2010. – № 2. – С. 60-64.
Арбатова Н. Европеизм и атлантизм как две опоры внешней политики Италии // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №3. – С. 28.
Атлангириев И. Динамика развития внешней политики Италии в конце XX - начале XXI вв: Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2008. – С. 3.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 82.
Люби В. Внешняя политика Италии в трудах С. Романо: (Обзор) // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – М., 2004. – С. 155.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 31.
Арбатова Н. Европеизм и атлантизм как две опоры внешней политики Италии // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №3. – С. 29.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 83.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 34.
Барабанов О. Современная внешнеполитическая идеология Италии // Полис (Политические исследования). – 2002. – №6. – С. 156.
Люби В. Внешняя политика Италии в трудах С. Романо: (Обзор) // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – М., 2004. – С. 156.
Любин В. Берлускони и "Вперед, Италия" // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – 2004. – С. 97.
Любин В. Берлускони и "Вперед, Италия" // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – 2004. – С. 98.
Матвеева Е. Итальянское общественное мнение и европейская интеграция: от «еврооптимизма» к «еврореализму» // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2007. – №1. – С. 78.
Пенттиля Р. Политическая анатомия «большой восьмерки» // Международные процессы. – 2003. – № 3. – С. 93.
Питухин М. Возрастание роли Италии в экономическом и политическом измерениях ЕС // Северное измерение: Социал.-полит. альманах. – Петрозаводск, 2007. – C. 43.
Питухин М. Возрастание роли Италии в экономическом и политическом измерениях ЕС // Северное измерение: Социал.-полит. альманах. – Петрозаводск, 2007. – C. 43.
Третьяков Я. Внешняя политика Итальянской республики по вопросам обеспечения безопасности и сотрудничества в условиях меняющегося мира // Управление мегаполисом. – 2010. – № 2. – С. 62.
Пенттиля Р. Политическая анатомия «большой восьмерки» // Международные процессы. – 2003. – № 3. – С. 93.
Матвеева Е. Итальянское общественное мнение и европейская интеграция: от «еврооптимизма» к «еврореализму» // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2007. – №1. – С. 78.
Барабанов О. Современная внешнеполитическая идеология Италии // Полис (Политические исследования). – 2002. – №6. – С. 157.
Там же. – 158.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 46.
Барабанов О. Средиземноморский фланг ЕС: приоритеты Италии // Россия: европейский вектор. – 2000. – С. 305.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 83.
Атлангириев И. Динамика развития внешней политики Италии в конце XX - начале XXI вв: Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2008. – с.8.
Онищенко Р. Cоциально-экономические аспекты политики безопасности Италии в западном Средиземноморье (2001-2006 годы) // Омский научный вестник. 2010. – №1-85. – С. 28.
Пенттиля Р. Политическая анатомия «большой восьмерки» // Международные процессы. – 2003. – № 3. – С. 91.
Агапов А. Союз для Средиземноморья: проблемы и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №9. – С. 67.
Арбатова Н. Европеизм и атлантизм как две опоры внешней политики Италии // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №3. – С. 30.
Атлангириев И. Динамика развития внешней политики Италии в конце XX - начале XXI вв: Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2008. – С. 7.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 50.
Третьяков Я. Внешняя политика Итальянской республики по вопросам обеспечения безопасности и сотрудничества в условиях меняющегося мира // Управление мегаполисом. – 2010. – № 2. – С. 61.
Агапов А. Союз для Средиземноморья: проблемы и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №9. – С. 68.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 86.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 59.
Барабанов О. Средиземноморский фланг ЕС: приоритеты Италии // Россия: европейский вектор. – 2000. – С. 307.
Люби В. Внешняя политика Италии в трудах С. Романо: (Обзор) // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – М., 2004. – С. 157.
Онищенко Р. Cоциально-экономические аспекты политики безопасности Италии в западном Средиземноморье (2001-2006 годы) // Омский научный вестник. 2010. – №1-85. – С. 28.
Пенттиля Р. Политическая анатомия «большой восьмерки» // Международные процессы. – 2003. – № 3. – С. 94.
Барабанов О. Современная внешнеполитическая идеология Италии // Полис (Политические исследования). – 2002. – №6. – С. 159.
Ильинский М. Сильвио Берлускони – Премьер Италии / Ассоц. "Юрид. центр". - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – С. 76.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 86.
Атлангириев И. Динамика развития внешней политики Италии в конце XX - начале XXI вв: Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2008. – С. 9.
Агапов А. Союз для Средиземноморья: проблемы и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №9. – С. 69.
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
Там же.
Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 87.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 71.
Калоева Е. Балканы как шахматная доска для геополитических игр великих держав // Восточная Европа в современной геополитике: Сб. обзоров и реф. Сер. "Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России" ентр науч.-информ. исслед. глоб. и регион. проблем; Редкол.: Игрицкий Ю.И. (отв.ред.) и др.. – М., 2008. – С. 34.
Калоева Е. Балканы как шахматная доска для геополитических игр великих держав // Восточная Европа в современной геополитике: Сб. обзоров и реф. Сер. "Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России" ентр науч.-информ. исслед. глоб. и регион. проблем; Редкол.: Игрицкий Ю.И. (отв.ред.) и др.. – М., 2008. – С. 36.
Селихова И. Политика Италии в НАТО: (Цели, задачи, осн. направления): Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Дипломат. акад. МИД России. – М., 2010. – С. 10.
Третьяков Я. Внешняя политика Итальянской республики по вопросам обеспечения безопасности и сотрудничества в условиях меняющегося мира // Управление мегаполисом. – 2010. – № 2. – С. 61.
Калоева Е. Балканы как шахматная доска для геополитических игр великих держав // Восточная Европа в современной геополитике: Сб. обзоров и реф. Сер. "Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России" ентр науч.-информ. исслед. глоб. и регион. проблем; Редкол.: Игрицкий Ю.И. (отв.ред.) и др.. – М., 2008. – С. 37.
Любин В. Берлускони и "Вперед, Италия" // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – 2004. – С. 97.
Новикова А. Экономические взаимоотношения Италии и России на современном этапе // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – №2. – С. 121.
Питухина М. Сотрудничество России и Италии как один из приоритетов "программы председательства Италии в ЕС" // Россия и мир в XXI веке. – Петрозаводск, 2009. – С. 70.
Там же. – С. 71.
Россия и Италия // Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России, 1648-2005: Учебник. – М., 2010. – С. 372.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 101.
Атлангериев И. Российско-итальянские отношения: результаты и перспективы развития на современном этапе // Право и политика. – 2008. – №5. – С. 1167.
Там же.
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
Там же.
Новикова А. Экономические взаимоотношения Италии и России на современном этапе // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – №2. – С. 120.
Питухина М. Сотрудничество России и Италии как один из приоритетов "программы председательства Италии в ЕС" // Россия и мир в XXI веке. – Петрозаводск, 2009. – С. 72.
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
Россия и Италия // Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России, 1648-2005: Учебник. – М., 2010. – С. 371.
Питухина М. Сотрудничество России и Италии как один из приоритетов "программы председательства Италии в ЕС" // Россия и мир в XXI веке. – Петрозаводск, 2009. – С. 72.
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 81.
Новикова А. Экономические взаимоотношения Италии и России на современном этапе // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – №2. – С. 123.
Питухина М. Сотрудничество России и Италии как один из приоритетов "программы председательства Италии в ЕС" // Россия и мир в XXI веке. – Петрозаводск, 2009. – С. 72.
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
Атлангериев И. Российско-итальянские отношения: результаты и перспективы развития на современном этапе // Право и политика. – 2008. – №5. – С. 1169.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 93.
Новикова А. Экономические взаимоотношения Италии и России на современном этапе // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – №2. – С. 123.
Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 83.
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
Питухина М. Сотрудничество России и Италии как один из приоритетов "программы председательства Италии в ЕС" // Россия и мир в XXI веке. – Петрозаводск, 2009. – С. 72.
Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
5
1.Агапов А. Союз для средиземноморья: проблемы и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №9. – С. 66-71.
2.Арбатова Н. Европеизм и атлантизм как две опоры внешней политики Италии // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – №3. – С. 28-38.
3.Арбатова Н. Италия, голос России в Европе? // www.ifri.org/downloads/ifrirussieitaliearbatovarussept2011.pdf
4.Атлангериев И. Российско-итальянские отношения: результаты и перспективы развития на современном этапе // Право и политика. – 2008. – №5. – С. 1166-1170.
5.Атлангириев И. Динамика развития внешней политики Италии в конце XX - начале XXI вв: Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2008. – 21 с.
6.Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 82-89.
7.Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №10. – С. 82-89.
8.Барабанов О. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». – М.: РОССПЭН, 2010. – 159 с
9.Барабанов О. Современная внешнеполитическая идеология Италии // Полис (Политические исследования). – 2002. – №6. – С. 155-163.
10.Барабанов О. Средиземноморский фланг ЕС: приоритеты Италии // Россия: европейский вектор. – 2000. – С. 305-323.
11.Ильинский М. Сильвио Берлускони – Премьер Италии / Ассоц. "Юрид. центр". - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 585 с.
12.Калоева Е. Балканы как шахматная доска для геополитических игр великих держав // Восточная Европа в современной геополитике: Сб. обзоров и реф. Сер. "Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России" ентр науч.-информ. исслед. глоб. и регион. проблем; Редкол.: Игрицкий Ю.И. (отв.ред.) и др.. – М., 2008. – С. 31-55.
13.Люби, В. Внешняя политика Италии в трудах С. Романо: (Обзор) // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – М., 2004. – С. 155-168.
14.Любин В. Берлускони и "Вперед, Италия" // Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов. – 2004. – С. 96-111.
15.Матвеева Е. Итальянское общественное мнение и европейская интеграция: от «еврооптимизма» к «еврореализму» // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2007. – №1. – С. 76-83.
16.Новикова А. Экономические взаимоотношения Италии и России на современном этапе // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – №2. – С. 120-125.
17.Онищенко Р. Cоциально-экономические аспекты политики безопасности Италии в западном средиземноморье (2001-2006 годы) // Омский научный вестник. 2010. – №1-85. – С. 28-31.
18.Пенттиля Р. Политическая анатомия «большой восьмерки» // Международные процессы. – 2003. – № 3. – С. 90-103.
19.Питухин М. Возрастание роли Италии в экономическом и политическом измерениях ЕС // Северное измерение: Социал.-полит. альманах. – Петрозаводск, 2007. – C. 40-55.
20.Питухина М. Сотрудничество России и Италии как один из приоритетов "программы председательства Италии в ЕС" // Россия и мир в XXI веке. – Петрозаводск, 2009. – С. 69-78.
21.Россия и Италия // Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России, 1648-2005: Учебник. – М., 2010. – С. 369-375.
22.Селихова И. Политика Италии в НАТО: (Цели, задачи, осн. направления): Автореф. дис. ... канд. наук; Политические науки: 23.00.04 / Дипломат. акад. МИД России. – М., 2010. – 23 с.
23.Третьяков Я. Внешняя политика Итальянской республики по вопросам обеспечения безопасности и сотрудничества в условиях меняющегося мира // Управление мегаполисом. – 2010. – № 2. – С. 60-64.
Вопрос-ответ:
Какие были внешнеполитические приоритеты Италии во время правления Сильвио Берлускони?
Во время правления Сильвио Берлускони внешнеполитическими приоритетами Италии были развитие отношений с Европейским союзом, сосредоточение на региональной политике, особенно на Средиземноморье, а также участие в НАТО и решение вопросов безопасности, включая вопросы на Балканах.
Какова современная внешнеполитическая идеология Италии в годы правления Сильвио Берлускони?
Современная внешнеполитическая идеология Италии в годы правления Сильвио Берлускони была ориентирована на развитие интеграции в рамках Европейского союза, поддержку демократии и мирного урегулирования конфликтов.
Какую роль играла Италия в Европейском союзе во время правления Сильвио Берлускони?
Во время правления Сильвио Берлускони Италия активно участвовала в Европейском союзе. Она стремилась к углублению интеграции, поддерживала эвро и содействовала установлению общих европейских политических и экономических норм.
Почему Средиземноморье являлось приоритетом региональной политики Италии во время правления Сильвио Берлускони?
Средиземноморье являлось приоритетом региональной политики Италии во время правления Сильвио Берлускони из-за его географического положения. Италия стремилась укрепить свою влиятельность в этом регионе, развивать экономические и политические связи с прибрежными странами и решать вопросы безопасности.
Какое место занимал вопрос безопасности во внешней политике Италии в годы правления Сильвио Берлускони?
Вопрос безопасности занимал важное место во внешней политике Италии в годы правления Сильвио Берлускони. Италия активно участвовала в НАТО и содействовала решению вопросов безопасности на Балканах, включая участие в миротворческих операциях и поддержку стабильности в этом регионе.
Какие были внешнеполитические приоритеты Италии во время правления Сильвио Берлускони?
Внешнеполитическими приоритетами Италии во время правления Сильвио Берлускони были: развитие отношений с Европейским союзом, укрепление роли Италии в средиземноморском регионе, участие в НАТО и решение вопросов безопасности на Балканах.
Какова роль Сильвио Берлускони в российско-итальянских отношениях?
Сильвио Берлускони сыграл важную роль в развитии российско-итальянских отношений. Он установил тесные контакты с российскими политиками и бизнесменами, способствовал развитию экономического сотрудничества между двумя странами и стал одним из наиболее открытых защитников российских интересов в Европе.
Какую роль играли итальянцы в НАТО во время правления Сильвио Берлускони?
Во время правления Сильвио Берлускони Италия активно участвовала в миссиях НАТО, в том числе в операциях в Афганистане и на Балканах. Итальянские военные силы содействовали в достижении безопасности и стабильности в регионе.