Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная работа
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 20.04.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1. Психосоциальный портрет детей-инвалидов
2. Методы психосоциальной диагностики
3 Психосоциальная работа с инвалидами-подростками
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Важным фактором служит саморегуляция подростков: чем старше становится подросток, тем больше проявляется способность к рефлексии и самостоятельному произвольному управлению личной деятельностью. Если способность к саморегуляции не сформирована, то происходит нереализованность эмоций, что способствует проявлению негативных процессов и выработке стойких соматических изменений в организме. В процессе такой деятельности образуется замкнутый круг: невозможность реализовать актуальную деятельность – формирование отрицательных эмоций – защитные автоматизмы – фиксация отрицательных эмоций – нежелательные соматические сдвиги в организме – усиление эмоциональных стрессов – проявление болезненных ситуаций. Психоэмоциональная сфера подростков становится на новый уровень: меняются их психологические данные, возникают индивидуальные черты и свойства характера, формируется новое отношение к миру. Эти психические изменения формируют характер подростка и способствуют социальной адаптации.
2 блок – это собственно коррекционный блок. Данный блок психосоциальной работы имеет следующие задачи:
- коррекция неадекватных методов в воспитательном процессе с целью преодоления его микросоциальной запущенности;
- индивидуальная помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
- формирование продуктивных межличностных отношений в социальной среде – в семье, в детском коллективе, во взаимоотношениях с другими взрослыми, например, педагогами;
- повышение социального статуса каждого ребенка в подростковой среде;
- развитие компетентности в нравственно-этических нормах поведения;
- стимуляция интеллектуальных (умственных) способностей детей подросткового возраста с использованием инновационных технологий и средств Интернета;
- совершенствование коммуникативных навыков и эмоционально-волевых феноменов;
- решение социально-психологических проблем подростка методом активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;
- создание в детском коллективе, где обучается подросток с ограниченными возможностями и специфическими особенностями развития, атмосферы принятия подростка, доброжелательности в отношениях.
При планировании коррекционной деятельности в классе, где обучаются эти дети, или в конкретной группе подростков, необходимо учитывать, даже прогнозировать, межличностные конфликты. Как было определено в первом параграфе, все конфликты детей с ограниченными возможностями имеют три направленности: внешний конфликт, внутриличностный конфликт, невротический конфликт. При внешнем конфликте используются общие психокоррекционные методы: это игротерапия, арт-терапия, психоанализ, аутогенная тренировка. При внутриличностном конфликте подростков можно использовать также групповые психоаналитические методы, игровое моделирование. Эти методы должны способствовать оптимальному развитию межличностных отношений, развивать навыки самоконтроля поведения в критических ситуациях и смягчать эмоциональную напряженность подростков. Невротический конфликт имеет субъективные и объективные факторы, довольно часто такие конфликты имеют затяжной характер, оказывается неразрешимым для подростка и обостряет все противоречия.
Коррекционный блок имеет три этапа:
- Первый этап – это ориентировочный: во время этого этапа подросткам предоставляется возможность спонтанной игры, в ходе которой у них формируется эмоциональный настрой на занятия и уменьшаются внутренние конфликты.
- Второй этап – реконструктивный: в ходе специальных занятий происходит коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Здесь чаще всего используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание проблемных жизненных ситуаций. Игры подобного рода способствуют вытеснению негативных переживаний.
Третий этап – закрепляющий: это самый длительный период, так как он имеет задачи: закрепить адекватное реагирование на окружающие проблемы и сформировать адекватное отношение к себе и окружающим
3 блок психосоциальной работы с подростками ограниченных возможностей и проблемами развития – это прогностический. Прогностический блок направлен на проектирование деятельности каждого подростка с учетом его заболевания, индивидуального развития всех его психических феноменов. Совместная деятельность социального педагога, психолога, логопеда, медицинского работника, наблюдающего заболевание подростка, позволяет объективно оценивать способности подростков в каждой сфере деятельности и проектировать возможные изменения в развитии личности подростка. Здесь важна вариативность программ развития подростка с указанием тех условий, при которых возможна динамика изменений психофизических, психических и социально-психологический функций подростка.
Таким образом, правильно организованная психосоциальная работа с детьми подросткового возраста, которые имеют ограниченные возможности и проблемы психо-эмоционального развития, имеет одну цель: создать благоприятную психоэмоциональную обстановку в семье и детском коллективе, способствующую формированию навыков адекватного общения с окружающим миром и совершенствованию коммуникативных форм поведения. Подросткам с ограниченными возможностями необходима помощь в переоценке и переосмыслению жизненных позиций и нравственных критериев, которые пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности или во взрослой жизни. Большая работа в этом направлении (в психосоциальной деятельности) отводится родителям подростков, которые должны отойти от семейного стиля воспитания – гиперопеки к формированию навыков самостоятельной деятельности. Поэтому психосоциальное воздействие ведется в двух направлениях: воздействие на родителей и воздействие на подростков. Эта система психологической и социальной помощи состоит из следующих составляющих: во-первых, это психодиагностика и психологическое консультирование: эти два компонента ведут к психопрогностике. Во-вторых, это психокоррекция и психологическая поддержка: эти два компонента ведут к психологическому сопровождению детей подросткового возраста на протяжении длительного периода.

Список использованной литературы

1. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 210с.
2. Гулина М. А. Психология социальной работы. / М.А. Гулина. – СПб., 2002. - 352 с.
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2008. 224с.
4. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574с.
5. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Бурлачук, С. Морозов. – СПб.: Питер, 2009. – 298с.
7. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред.В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с..
8. Специальная психология: Учебное пособие / Под редакцией В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2010. – 464с.
9. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л.И. Фридман. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 480с.
9. Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатербург: У-Фактория, 2011. – 128с.



Словарь-справочник по психодиагностике. – Л. Бурлачук, С. Морозов. – СПб.: Питер, 2009. – С.96.
Гулина М.А. Психология социальной работы. – СПб., 2002. – С.63.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008. – С. 136.
Специальная психология: Учебное пособие. – Под редакцией В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2010. – С. 32.
Социальная работа: Учебное пособие. – Под ред.В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 161.
Мамайчук И.И. Указ. соч. – 2008. – С.195.
Социальная работа. Указ. учеб.пособие. – 2006. – С. 164.
Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2008. – С.204.
Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатербург: У-Фактория, 2011. – С.13, 29, 83.
Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – С. 436.
Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: Питер, 2010. – С.6.
Мамайчук И.И. Указ. соч. – 2008. – С.198.









20

Список использованной литературы

1. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 210с.
2. Гулина М. А. Психология социальной работы. / М.А. Гулина. – СПб., 2002. - 352 с.
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2008. 224с.
4. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574с.
5. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Бурлачук, С. Морозов. – СПб.: Питер, 2009. – 298с.
7. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред.В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с..
8. Специальная психология: Учебное пособие / Под редакцией В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2010. – 464с.
9. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей / Л.И. Фридман. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 480с.
9. Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатербург: У-Фактория, 2011. – 128с.

Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной помощи

Конечно. Введение в курс "Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы"

План:

1. Цель и задачи и место курса "Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы" в системе профессиональной подготовки специалистов.

2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.

3. Психосоциальный подход в социальной работе.

Примечания:

1. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. – М., 1998. – 232 c.

2. Социальная психология / Под ред. М. А. Гулиной. – Петербург.: Питер, 2002. – 352 c.

3. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002. – 192 c.

Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников радикально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового вещества наполнения социальных дисциплин, педагогики, экономики, права и, конечно, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на план социальных и личных проблем, которые могут быть вызваны различными факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.

Потребность в социальном работнике и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проблеме своего пациента, определить источник его неблагополучия, который может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, семья и служба, конфликты, и др.

очевидно, что не всегда социальный работник способен оказать необходимую помощь и далеко не все проблемы входят в пределы его компетенции, и в таких случаях он выполняет как бы диспетчерские функции, адресуя, соответствующих специалистов.

К таким проблемам, требующим специальной профессиональной помощи относятся, безусловно, и психологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, на самом деле, сопровождают практически любое кризисное, которое может быть вызвано не только причинами внутреннего психологического характера, но и внешними обстоятельствами, вызывающими кризисы личности и социальную дезадаптацию, будь то безработица, заболевание, потеря близких, смена места жительства и др.