Вопросы изучения военной истории в школьных учебниках.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 01.06.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................3
1 Метод и опыт изучения военной истории……………………...………………...5
1.1 Историческое знание, познание. Военная история и методы ее изучения
………………………………………………………………………………………5
1.2 Опыт изучения военной истории в школе ……………………………….....9
2 Вопросы военной истории в современных учебных пособиях………………..13
2.1 Учебники по истории 20-го века: вчера, сегодня, завтра…………………13
2.2 Вторая мировая война в учебниках Мира……………………… …………16
Заключение……………………………………………………………….................21
Список использованных источников……………………………………………...27


















Фрагмент для ознакомления

В Союзе исторические оценки войны менялись со сменой генсеков. В 1945 - 1953 годы возвеличивали роль И.B. Сталина, при H.C. Хрущеве писали, что И.B. Сталин обезглавил Красную армию, растерялся в первые дни войны, что у него были планы сдать Москву. Л.И. Брежнев в 1965 году заявил, что роль «генералиссимуса Сталина» надо переосмыслить. Это был поворот к неосталинизму [5].
Япония. В Японии тему войны преподают с детсада. Не уточняя, правда на чьей стороне воевали японцы, говорится о том, что война - это самое большое зло, от которого страдали не только люди, но и животные. К примеру, тогда в городском зоопарке Осаки от голода погибли слоны. Дети идут на могилу слонов и пишут письма живым слонам с пожеланиями долголетия. Тему союзничества с Германией выписывают отстраненно. Мол, было два воюющих лагеря: Англия, США, СССР и другие с одной стороны, и Германия, Италия, Румыния - со второй. «Япония была союзником Германии», - скромно пишут в японских учебниках. Некоторые факты вызывают споры с соседними странами, например, с Южной Кореей [11].
Молдова: война за Бессарабию. В молдавских учебниках истории событиям Второй мировой выделено около 20 страниц из более чем 200. Половина - иллюстрации и схемы военных действий. О борьбе СССР против нацистской Германии почти ничего. Сам термин «Великая Отечественная война» упоминается лишь бегло в одном из параграфов. Согласно учебнику, изначально Румыния выступала на стороне Германии, надеясь вернуть Бессарабию, которая, в рамках советско-германского договора Молотова-Риббентропа о ненападении от 1939 года, должна была войти в состав СССР. Напомним, именно на ее территории была создана Молдавская ССР, а ближе к концу войны Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Пожалуй, это единственный яркий акцент в учебном пособии о Второй мировой. В целом рассказ о военном конфликте - это бездушная трактовка событий и дат, лишенная оценок. Отсутствуют и упоминания о подвигах местных героев. Кроме того, в учебниках есть масса фактических ошибок [10].
Германия: «Могли выиграть войну». В немецких учебниках истории упоминается, что 8 мая кончилась война, которая стала позором для страны и принесла немецкому народу много горя. Но о самой Второй мировой рассказывают сжато, только факты - никаких эмоций. Упоминается учение о превосходстве одной расы над другой - идеологии фашизма, но многие негативные стороны войны, уничтожение целых народов, ужасы концлагерей занимают в учебниках буквально пару абзацев, а о роли вермахта и деятельности бригад СС практически ничего не говорится. В учебниках национал-социализм представлен, скорее, как рок для немецкого народа, нежели как трагедия для других государств, пострадавших от фашистов. Кстати, среди немецкой молодежи очень популярна версия, что Германия могла быть страной - победительницей, если бы не сделала роковую ошибку, развязав войну с Советским Союзом в 1941 году [8].
Италия. Итальянцы считают, что победа во Второй мировой была исключительно благодаря США и Англии. СССР мало кто вспоминает. По учебникам можно сделать вывод, что с советской армией воевали только итальянцы. В книгах нет упоминаний немецких и советских полководцев. Зато есть свои герои. К примеру, генерал Гарибальди, командующий VIII итальянской армией, отличившейся в Сталинградской битве [7].
Эстония: герои СС и варвары из СССР. В эстонских учебниках пишут, что освобождение Эстонии от фашистов было одновременно и второй оккупацией. В учебниках истории как варварская описана бомбардировка советской авиацией Таллинна. Говорится, что эстонцы оказывали мощное сопротивление армии СССР, в том числе при помощи 20-й дивизии СС [10].
В 2009 году в России были обнародованы результаты масштабного и во исследования – «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств» [10]. Были проанализировал 187 учебников и учебных пособий из 12 бывших союзных республик (за исключением Таджикистана и Туркмении). В целях обеспечения объективности, анализу подвергались либо наиболее массовые, либо единственные учебники в каждом из новых независимых государств [10].
По результатам, во всех странах, кроме Белоруссии и частично Армении, преподавание общего с Россией периода истории строится на концепции русской оккупации и многовековой национально-освободительной борьбы титульного этноса: «Основным содержанием национальной истории в период нахождения в составе Российской империи и СССР оказывается национально-освободительная борьба» [10, С. 7].
В полной мере переписывание истории коснулось и Великой Отечественной войны. Особо на ниве ее фальсификации отличились страны Прибалтики, Грузия, Молдова и Украина. Происходит внедрение в общественное сознание, прежде всего подрастающего поколения, принципиально нового взгляда на войну, подмена ее смысла: не Великая Отечественная, а схватка двух тоталитарных империй. Победа, в такой системе координат, перестает, быть предметом национальной гордости, объединять народы. Главный вывод из новой версии истории один и тот же: колоссальные жертвы, поставившие под вопрос само существование народов - следствие отсутствия независимой государственности, колониальное господство русских империалистов [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что происходит фальсификация истории Великой Отечественной войны в учебниках Ближнего и Дальнего зарубежья. С годами отрицательные тенденции в переписывании истории будут только нарастать и все больше отравлять отношения России с соседними народами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы изучили теоретико - методологические подходы к проблеме исторического знания, познания, а также методы изучения военной истории. Историческое знание – это обоснованный логикой и проверенный практикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании учащихся в виде понятий, представлений, суждений, теорий. Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня:
- реконструктивное знание;
- эмпирическое историческое знание;
- теоретическое историческое знание.
Историческое познание – это форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, теоретическое познание и эмпирическое познание. К методам общеисторического научного познания относятся:
- историко-генетический (ретроспективный) метод;
- проблемно-хронологический метод.
Военная история – это наука, изучающая войны и вооружённые силы прошлого и раскрывающая закономерности их развития. Важнейшие отрасли военной истории: история войн, история строительства вооружённых сил, история военного искусства, история военной мысли.
К специально-историческим методам изучения военной истории относятся:
- грамматически - дипломатический и условно - документоведческий методы;
- методы текстологии;
- военно - исторический анализ.
Нами был выделен комплекс ключевых задач изучения военной истории в предметных рамках школьного образования:
– анализ верований, обычаев, представлений, традиций и ценностей всех социальных категорий в контексте назревания войны, ее хода, завершения и последствий;
– изучение взаимовлияния идеологии и психологии вооруженных конфликтов, в том числе идеологического оформления войны, механизмов формирования героических символов, их места и роли в мифологизации массового сознания;
– изучение диалектики соотношения образа войны в массовом общественном сознании и сознание ее непосредственных участников;
– определение того общего во всех войнах, что влияет на социум в целом и армию в частности.
В ходе теоретического анализа выявились педагогические особенности изучения военной истории в школьных учебниках на двух уровнях. На первом уровне военная история изучается в классическом варианте, где в основе лежит событийно-хронологический принцип, упор делается на усвоение учащимися самых значимых дат, проблем, фактов. Второй уровень нацеливает на изучение истории на проблемно-теоретическом уровне. В полной средней школе важнейшим итогом является не просто усвоение событий, фактов и установление взаимосвязей между ними, но и их интерпретация.
В учебниках разных стран история главной войны 20-го столетия серьезно отличается. Происходит фальсификация истории Великой Отечественной войны в учебниках Ближнего и Дальнего зарубежья. Анализируя освещение в школьных учебниках по истории военных вопросов можно сделать следующие вывод, что содержание исторического образования зависит от поставленных перед ним задач обществом. Оно отражает те изменения, процессы, которые происходят в государстве,

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вагин, A.A. Методика обучения истории в школе / A.A. Вагин. - М.: Просвещение, 1972. – 348 с.
Дмитриенко, B.П. История Отечества XX век 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных школ / B.П. Дмитриенко, B.Д. Есаков, B.A. Шестаков – М.: Дрофа, 1995. – 320 с.
История России ХХ - начала XXI века / Под редакцией академика РАН Л.B. Милова. М.: Сфера, 2006. - 488 с.
Короткова, M.B. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / M.B. Короткова, M.T. Студеникин - М.: Владос,1999.- С.13-26.
Кредер, A.A. Новейшая история XX век. Учебник для основной школы / A.A. Кредер – М.: ЦГО, 1995. - 386 с.
Левандовский, A.A. Россия в XX веке: учебник для 10-11 классов / A.A. Левандовский, Ю.A. Щетинов - М.: Просвещение, 2007.- 384 с.
Наумов, A.O. Италия и начало Второй мировой войны // Новая и новейшая истории, 2009. - № 4. - 28 с.
Новейшая история стран Европы и Америки. - Ч. 1 1900-1945 / Под редакцией A.M. Родригеса и M.B. Пономарева. М.: Дрофа, 2001. – 356 с.
Новейшая история зарубежных стран XX век. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учебных заведений / Под редакцией A.M. Родригеса. М.: Просвещение, 2002.- С. 45-51.
Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств / Под ред. A.A. Данилова и A.B. Филиппова. – М., 2009. – 389 с.
Соколов, B.B. Великобритания по пути ко Второй мировой войне // Новая и новейшая история. – 2009. - № 5. - 70 с.
Сорока-Цюпа, O.C. Мир в XX веке: учебник для основной школы / O.C. Сорока-Цюпа. - М.: Просвещение, 2002. – 361 с.
Тощенко, Ж.T. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. - 2000. - №4. - С.3.
Чубарьян, A O. Отечественная история XX - начала XXI века: учебник для 11 класса / A.O. Чубарьян, A.A. Данилов, E.И. Пивовар – М.: Просвещение, 2006. - 345 с.
Шестаков, B.A. История России XX – начала XXI века: учебник для 11 класса / под ред. A.H. Сахарова – М.: Просвещение, 2007. – 399 с.















3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вагин, A.A. Методика обучения истории в школе / A.A. Вагин. - М.: Просвещение, 1972. – 348 с.
2.Дмитриенко, B.П. История Отечества XX век 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных школ / B.П. Дмитриенко, B.Д. Есаков, B.A. Шестаков – М.: Дрофа, 1995. – 320 с.
3.История России ХХ - начала XXI века / Под редакцией академика РАН Л.B. Милова. М.: Сфера, 2006. - 488 с.
4.Короткова, M.B. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / M.B. Короткова, M.T. Студеникин - М.: Владос,1999.- С.13-26.
5.Кредер, A.A. Новейшая история XX век. Учебник для основной школы / A.A. Кредер – М.: ЦГО, 1995. - 386 с.
6.Левандовский, A.A. Россия в XX веке: учебник для 10-11 классов / A.A. Левандовский, Ю.A. Щетинов - М.: Просвещение, 2007.- 384 с.
7.Наумов, A.O. Италия и начало Второй мировой войны // Новая и новейшая истории, 2009. - № 4. - 28 с.
8.Новейшая история стран Европы и Америки. - Ч. 1 1900-1945 / Под редакцией A.M. Родригеса и M.B. Пономарева. М.: Дрофа, 2001. – 356 с.
9.Новейшая история зарубежных стран XX век. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учебных заведений / Под редакцией A.M. Родригеса. М.: Просвещение, 2002.- С. 45-51.
10.Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств / Под ред. A.A. Данилова и A.B. Филиппова. – М., 2009. – 389 с.
11.Соколов, B.B. Великобритания по пути ко Второй мировой войне // Новая и новейшая история. – 2009. - № 5. - 70 с.
12.Сорока-Цюпа, O.C. Мир в XX веке: учебник для основной школы / O.C. Сорока-Цюпа. - М.: Просвещение, 2002. – 361 с.
13.Тощенко, Ж.T. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. - 2000. - №4. - С.3.
14.Чубарьян, A O. Отечественная история XX - начала XXI века: учебник для 11 класса / A.O. Чубарьян, A.A. Данилов, E.И. Пивовар – М.: Просвещение, 2006. - 345 с.
15.Шестаков, B.A. История России XX – начала XXI века: учебник для 11 класса / под ред. A.H. Сахарова – М.: Просвещение, 2007. – 399 с.


Вопрос-ответ:

Какие методы изучения военной истории используются в школьных учебниках?

В школьных учебниках применяются различные методы изучения военной истории, такие как анализ документов и источников, изучение биографий исторических личностей, проведение исторических реконструкций и написание эссе. Также широко используются интерактивные методы, включая дискуссии, дебаты и игровые ситуации, чтобы помочь учащимся лучше понять и запомнить материал.

Что такое историческое знание и как оно связано с изучением военной истории?

Историческое знание - это совокупность фактов и событий, которые произошли в прошлом. Изучение военной истории основано на историческом знании, так как военные конфликты и сражения являются важной составляющей прошлого. Познание военной истории помогает нам лучше понять мотивы и последствия военных действий, а также учиться из прошлых ошибок для предотвращения будущих конфликтов.

Какой опыт изучения военной истории есть в школе?

В школе опыт изучения военной истории включает изучение военных конфликтов различных эпох и стран, анализ военной стратегии и тактики, изучение и анализ военных источников и документов, а также изучение жизни и биографий военных лидеров. Также школьники могут принимать участие в исторических реконструкциях и создавать проекты, связанные с военной историей.

Какие вопросы военной истории присутствуют в современных учебных пособиях?

В современных учебных пособиях по военной истории можно найти вопросы о причинах и последствиях военных конфликтов, о стратегии и тактике военных действий, о роли военных лидеров и военной техники, а также о влиянии военных событий на общественную и политическую историю. Также в пособиях могут быть вопросы о международных отношениях, дипломатии и решении военных конфликтов.

Какие методы используются для изучения военной истории?

Для изучения военной истории используются различные методы, включая анализ документов, архивного материала, исторических источников, археологические исследования, исследования документов, интервью с ветеранами, анализ боевых действий и тактик, изучение исторической литературы и т.д.

Какие опыты изучения военной истории есть в школе?

В школах применяются различные методы изучения военной истории. Это может включать чтение учебников, анализ и обсуждение исторических источников, просмотр документальных фильмов и видеоматериалов, проведение исторических экскурсий, участие в проектах и конференциях по истории, написание эссе и рефератов, подготовка презентаций и т.д. Также в школьной программе может быть предусмотрено изучение специальных курсов по военной истории.

Какие вопросы военной истории обычно содержатся в современных учебных пособиях?

В современных учебных пособиях по военной истории обычно содержатся вопросы о военных конфликтах, битвах, военной стратегии и тактике, оружии и вооруженных силах различных периодов и культур, а также о влиянии военных событий на ход истории в целом. Также могут присутствовать вопросы о роли и деятельности военных лидеров, анализ боевых планов и тактических действий.

Какие методы изучения военной истории используются в школах?

В школах для изучения военной истории применяются различные методы, включая лекции, чтение и анализ исторических источников, обсуждение исторических событий, проведение исторических экскурсий и практические занятия.