Проблемы и методы современной социолингвистики или Проблемы и методы современного исторического языкознания.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 20.04.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Зарождение и история развития социолингвистики
Виды социолингвистики и методы ее функционирования. Проблематика науки
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Диахроническая социолингвистика призвана изучать, по мнению В. К. Журавлева, «внешнюю историю языка, непосредственно обусловленную развитием общества, социально-экономической, политической и культурной историей народа: динамику социально обусловленных функций языка, социально обусловленного взаимодействия между диалектами, взаимодействия с другими языками и др. Круг проблем, рассматриваемых диахронической социальной лингвистики, входят:социолингвистический аспект проблемы происхождения языка;социально-исторические типы языков;история развития конкретных языков с точки зрения социальной лингвистики;внешние и внутренние факторы развития языка и их взаимодействие;формулировка и толкование понятия «прогресс языка»;роль стихийного и сознательного в истории языка; вопросы языковой политики и языкового строительства и др.Методы социолингвистики представляют собой совокупность и взаимодействие лингвистических и социологических процедур. Эти методы делятся на методы полевого исследования и методы социолингвистического анализа языкового материала. К методам полевого исследования относятся:анкетирование;интервьюирование;непосредственное наблюдение.Опросники, применимые в заочном выборочном анкетировании, значительно отличаются от социологических анкет спецификой и количеством вопросов. Большое внимание уделяется составлению программы и разработке техники проведения интервью.Для современного этапа развития социолингвистики характерны следующие особенности выделения проблематики:отказ от прямой дифференциации языка, связанной с социальным расслоением общества. Согласно этому предположению, деление языка ведет к формированию новых диалектов. при выявлении связей языка и общества социолингвисты указывают на механистичность и априоризм такого подхода. Данный факт показывает полную соотносительность свойств структуры языка и структуры общества.появление более широкого взгляда на варьирование средств языка. Такие социальные категории, как «социальная роль», «статус» рассматриваются как факторы, влияющие на варьирование средств языка.Теоретики социолингвистики рано выявили потребность подкрепить общие положения массовым эмпирическим материалом. М. В. Панов в России и У. Лабов в США были, первыми исследователями лингвистики, которые обратились к эксперименту как к необходимому этапу в исследованиях социолингвистики. Так был дан толчок к формированию экспериментальной социолингвистики. ЗаключениеСреди всех разделов и направлений современного языкознания социолингвистика является достаточно новой наукой. Социолингвистика отдает предпочтение изучению функциональной вариативности языка в обществе. С ходом развития данной науки разрабатывается понятийный аппарат социолингвистики.Попытки американских социолингвистов, стремящихся к нахождению соответствий между социальными и языковыми структурами и переносящих методы формального анализа языка на социолингвистические категории, в известной мере способствуют изучению механизма воздействия социальных факторов на речевое поведение. Но, испытывая сильное влияние различных позитивистских концепций – необихевиоризма, феноменологической философии и т. д.В заключение следует сказать, что изучение социальной обусловленности языка, которой в широком плане занимается социолингвистика, помогает еще глубже проникнуть в природу языка, выяснить условия его функционирования в обществе, ибо между общественными функциями языка и языковой системой существуют глубокие и непосредственные связи.Содержание социолингвистики, как и любой общественной науки, обусловлено определенной философской базой. Американская школа социолингвистики исходит из субъективно и объективно идеалистического понимания социальных процессов.Несомненно, что наметившаяся связь между языкознанием и социологией на основе исторического материализма позволит полнее выяснить характер причинных отношений между языком и обществом.Список использованных источниковБеликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. – М., 2000. – 401 с.Березин Ф. М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М: Просвещение, 1979. – 416 с.Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.Диахроническая социолингвистика. – Отв. ред. В. К. Журавлев. М., 1993. – 221 с.Звегинцев В. А. О предмете и методе социолингвистики. – Известия АН СССР. Серия литературы и языка, вып. 4. – М., 1976. – 66 с.Ильиш Б. А. Современный английский язык: теоретический курс. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во на иностр. яз., 1948. – 347 с.Кожина М. Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста // Филологические науки. 1987, № 2. – с. 35-41Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. – М., 1996. – 348 с.Никольский Л. Б. Синхронная социолингвистика. – М., 1976. – 226 с.Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. – М., 1978. – 332 с.


1.Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. – М., 2000. – 401 с.
2.Березин Ф. М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М: Просвещение, 1979. – 416 с.
3.Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
4.Диахроническая социолингвистика. – Отв. ред. В. К. Журавлев. М., 1993. – 221 с.
5.Звегинцев В. А. О предмете и методе социолингвистики. – Известия АН СССР. Серия литературы и языка, вып. 4. – М., 1976. – 66 с.
6.Ильиш Б. А. Современный английский язык: теоретический курс. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во на иностр. яз., 1948. – 347 с.
7.Кожина М. Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста // Филологические науки. 1987, № 2. – с. 35-41
8.Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. – М., 1996. – 348 с.
9.Никольский Л. Б. Синхронная социолингвистика. – М., 1976. – 226 с.
10. Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. – М., 1978. – 332 с.

Вопрос-ответ:

Что такое социолингвистика?

Социолингвистика - это научная дисциплина, которая изучает взаимосвязь между языком и обществом. Она исследует, как социальные, культурные и политические факторы влияют на язык и его использование.

Какие методы использует социолингвистика для своих исследований?

Социолингвистика использует различные методы исследования, включая анкетирование, интервью, наблюдение, анализ корпусов текстов и другие. Эти методы позволяют исследователям получать данные о социальных и языковых взаимодействиях в различных контекстах.

Что такое диахроническая социолингвистика?

Диахроническая социолингвистика занимается исследованием исторического развития языка с учетом социальных и культурных факторов. Она изучает изменения в языке и языковых практиках на протяжении времени и их связь с социальными изменениями.

Какие виды социолингвистики существуют?

В современной социолингвистике выделяют несколько видов: социолингвистика массовых коммуникаций, социолингвистика групп и сообществ, социолингвистика стиля и регистра, социолингвистика многоязычия и социолингвистика политики.

Как влияет социально-экономическая и политическая история на развитие языка?

Социально-экономическая и политическая история народа оказывает значительное влияние на развитие языка. Она может влиять на форму и структуру языка, а также на его лексику и грамматику. Также эти факторы могут влиять на социальную стратификацию языка и его использование в разных сообществах.

Что изучает диахроническая социолингвистика?

Диахроническая социолингвистика изучает внешнюю историю языка, обусловленную развитием общества, социально-экономической, политической и культурной историей народа.

Какие виды социолингвистики существуют?

Существует несколько видов социолингвистики, включая вариантологическую социолингвистику, социопсихолингвистику, этнолингвистику и социофонетику.

Какие методы используются в социолингвистике?

В социолингвистике используются различные методы, такие как анкетирование, интервью, наблюдение, запись и анализ разговоров, сбор и анализ корпусных данных.