Правосудие русского (московского) государства 15-17 веках
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 12.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Три этапа судебных реформ в XV-XVII вв.
1.1 Судебник 1497 года
1.2 Судебник 1550 года
1.3 Соборное Уложение 1649 года
Глава 2. Судебные реформы во взаимосвязи с государственными институтами власти
2.1 Государство и церковь или Взаимодействие церкви и власти в московском государстве в XV-XVII вв. или Церковный суд в Древней Руси
2.2 Роль бояр в проведении судебных реформ в XV-XVII вв.
2.3 Последствия реформ XV-XVII вв. для Московского государства
Заключение
Список литературы:
Боярская дума была законодательным органом. Вместе с великим князем, а затем и царем она утверждала различные "уставы" и "уроки", утверждала новые налоги и т. д. В большинстве законов XVI в. есть такая формулировка: "уложил царь со своими бояры".
Боярская дума была органом высшего управления страной. Она осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам. В период отъезда или болезни великого князя или царя (например, Ивана IV) Боярская дума осуществляла управление государством самостоятельно. Разрешала Боярская дума и важнейшие внешнеполитические дела.
Укрепляя свою власть, московские великие князья и цари XVI в. (Василий III, Иван IV, Борис Годунов) стремились ослабить роль и значение этой боярской аристократии.
Особенно возрастает значение Боярской думы в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны в начале XVII в.
С появлением новых слоев в среде господствующего класса (и прежде всего поместного дворянства: дворян и детей боярских) тесно связано и возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства ("освященный собор"), земские соборы включали и представителей поместного дворянства и посадских верхов.
Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе, земские соборы служили орудием укрепления самодержавия. Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.
Исследовавший этот Земский собор В. О. Ключевский доказал, что он представлял собой совещание правительства с приглашенными им командирами, чиновниками государственного аппарата и прочими должностными лицами.
Судебная обособленность дворян и детей боярских в особых судебных приказах являлась одним из проявлений возросшего значения помещиков и поместного землевладения в Русском государстве.
2.3 Последствия реформ XV-XVII вв. для Московского государства
Княжение сына Василия Темного, Ивана III (1462—1505 гг.), было важнейшим этапом в процессе создания Российского государства. Это было время образования основной территории России, формирования ее политических основ. Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. В 1478 г. Новгородская республика была ликвидирована, а сам Новгород и его земли вошли в состав Московского княжества. В 1485 г. была покорена старая соперница Москвы — Тверь, а через четыре года к Москве присоединилась Вятская область. Иван III стал называться Великим князем всея Руси.
При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, принципы, определившие эту политику на столетия вперед. Иван III выдвинул положение о том, что московские князья являются наследниками князей Киевской Руси, а, следовательно, все земли Киевской Руси — вотчина московских государей. На рубеже XV—XVI веков вокруг Московского княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе.
По мере сосредоточения земель под властью Великого князя московского менялся сам характер власти, ее организация и идеология. По мере централизации изменялась и организация управления государством. Самые знатные бояре входили в состав Боярской думы — высшего совещательного органа; в Боярской думе решались все важнейшие государственные вопросы и вопросы дворцового хозяйства. Постепенно выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством, дворцовыми землями. Наряду с системой дворцов в конце XV века стали зарождаться центральные правительственные учреждения, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они получили название изб, а позднее — приказов. Во главе изб обычно стояли бояре, но основную работу выполняли дьяки, из числа служилых дворян — управляющие канцелярией и их помощники.
В административном отношении основная территория государства делилась на уезды, а последние — на волости и станы. Общее управление на местах было сосредоточено у наместников и волостелей. Они являлись судьями, сборщиками доходов князей. Наместники были также военными начальниками городов и уездов; по старому обычаю они содержались («кормились») за счет населения.
Образование Российского государства стало фактом большого международного значения. В Москве находили убежище многие христиане, южно-славянские патриоты и греки, подвергшиеся у себя на родине гонениям со стороны турецких завоевателей. Российское государство установило постоянные дипломатические связи со многими странами Европы и Азии.
Решающее влияние на духовность народа оказывали церковь и религия. Православие сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и архаичных обычаев древнерусского общества. В частности, нормы православной морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей.
Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России.
Заключение
Таким образом, решая поставленные для исследования задачи мы выяснили, что в феодальном обществе право в своем развитии прошло три стадии: относительно единое право, партикулярное и унифицированное. Каждая из этих фаз отвечает определенному уровню развития производственных отношений и политической надстройки. Стадия унифицированного права возникает в процессе становления единого государства. В России она отмечена возникновением единых кодексов национального права — Судебников 497, 1550 гг. и — как вершины процесса — Уложения 1649 г.
Изучив по данному вопросу мнения историков различных периодов выяснили, что Соборное Уложение 1649 г. во многих отношениях отличается от предшествующих ему законодательных памятников. Судебники XV-XVI вв. представляли собой свод постановлений преимущественно процедурного, процессуального свойства. На основании изложенного в работе, можно сделать вывод, что Уложение 1649 г. значительно превосходит предшествующие памятники русского права прежде всего своим содержанием, широтой охвата различных сторон действительности того времени - экономики, форм землевладения, классово-сословного строя, положения зависимых и не зависимых слоев населения, государственно-политического строя, судопроизводства, материального, процессуального и уголовного прав.
Исторические отношения церковной жизни к гражданской и государственной в древней России были так тесно связаны, что понятия о раздельности и отличии этих отношений по предметам не могли выясниться в ХVІІ в. Лица духовные безусловно должны принадлежать церкви, следовательно и ее суду,— это мнение духовенства древней России. Дела чисто церковные и отношения гражданской жизни так переплелись между собою, что вмешательство мирских людей в последние необходимо отзывалось на первых. Поэтому в продолжение всей истории древней России в духовенстве развивалась и утверждалась мысль о самостоятельности и независимости его от мирского суда.
Обострение классовых противоречий толкало феодальный класс в целом к усилению государственной машины, а народные массы рассчитывали найти в великокняжеской власти защиту от произвола и притеснения со стороны местных феодалов.
Образование Русского национального централизованного государства завершилось к концу XV в.; на XVI в. падает дальнейшее его укрепление, выразившееся прежде всего в возрастании роли и значения носителя верховной власти, изменившего свой титул великого князя на царя в январе 1547 г., установившего, опираясь на поместное служилое дворянство, со второй половины XVI в. самодержавную форму правления. В это же время сложился и государственный аппарат.
Список литературы:
1. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М. 1879.
2. Владимирский-Буданов М.Ф, Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995.
3. Герберштейн С. Записки о Московии. СПб. 1886.
4. Греков Б,Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. Кн 1. Изд. 2. М. 1952.
5. Горчаков М. Монастырский приказ. – [Электронный ресурс] – URL - http://www.sedmitza.ru/text/439412.html
6. Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя древней России. М.-Л. 1926.
7. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в Древней России СПб. 1890.
8. Зимнин А.А, Реформы Ивана Грозного. М. 1960.
9. Калачов Н.В. О Судебнике царя Иоанна Васильевич. Т.1.
10. Ключевский В.О. Опыты и исследования. П. 1918.
11. Калачов Н.В. О Судебнике царя Иоанна Васильевича. Т.1. М. 1841
12. Калачов Н.В. Об уголовном праве. Т. 2. М.
13. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права. Л. 1980.
14. Панеях В.М, Кабальное холопство на Руси в XVI в. Л. 1867.
15. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юридическая литература. 1985.
16. Русское (Московское) государство в XV-XVII веках. – [Электронный ресурс] – URL - bibliotekar.ru/istoria-prava-ro...
17. Судебники XV-XVI вв. М. – Л. 1952. – С. 114, 117-130.
18. Смирнов И.И. Судербник 1550 года . – Исторические записки. Т. 29. М. 1949.
19. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. М.: Издательство Московского университета. 1961.
20. Шапиро А.Л. О «пожилом» Судебников 1497 и 1550 гг. Исследования по социально-политической истории России. Л. 1971. – С. 100.
21. Шмидт С.О. Становление Российского самодержавства. М. 1973. – С. 73-119.
22. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев. 1912. – С. 278.
23. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М. 1990.
24. Юшков В.В. Судебник 1497 года. Ученые записки Саратовского государственного университета имени Н.Г. Черншевского Т.5. вып. 3. Саратов. 1926.
Герберштейн С. Записки о Московии. СПб. 1886. – С. 81-83.
Судебники XV-XVI вв. М. – Л. 1952. – С. 114, 117-130.
Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юридическая литература. 1985. – С. 345. – 520 с.
Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М. 1879. – С. 515.
Там же. – С. 515.
Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в Древней России СПб. 1890. – С. 28.
Калачов Н.В. О Судебнике царя Иоанна Васильевич. Т.1. – С. 52, 55.
Юшков В.В. Судебник 1497 года. Ученые записки Саратовского государственного университета имени Н.Г. Черншевского Т.5. вып. 3. Саратов. 1926. – С. 45-46.
Греков Б,Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. Кн 1. Изд. 2. М. 1952. – С 26-41. – 532 с.
Шапиро А.Л. О «пожилом» Судебников 1497 и 1550 гг. Исследования по социально-политической истории России. Л. 1971. – С. 100.
Калачов Н.В. О Судебнике царя Иоанна Васильевича. Т.1. М. 1841. – С. 47-160.
Там же. – С. 48.
Там же. – С. 53.
Калачо Н.В. Об уголовном праве. Т. 2. М. – С. 307.
Смирнов И.И. Судербник 1550 года . – Исторические записки. Т. 29. М. 1949.
Зимнин А.А, Реформы Ивана Грозного. М. 1960. – С. 348.
Зимнин А.А, Реформы Ивана Грозного. М. 1960. – С. 479.
Панеях В.М, Кабальное холопство на Руси в XVI в. Л. 1867.
Шмидт С.О. Становление Российского самодержавства. М. 1973. – С. 73-119.
Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев. 1912. – С. 278.
Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. М.: Издательство Московского университета. 1961.
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М. 1990.
Карганов В. Соборное Уложение//Человек и закон. 1979. № 11. – С. 16.
Владимирский-Буданов М.Ф, Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995. – С. 205.
Маньков А.Г. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права. Л. 1980. –С. 154.
Горчаков М. Монастырский приказ. – [Электронный ресурс] – URL - http://www.sedmitza.ru/text/439412.html
Русское (Московское) государство в XV-XVII веках. – [Электронный ресурс] – URL - bibliotekar.ru/istoria-prava-ro...
Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя древней России. М.-Л. 1926. - С. 353.
Ключевский В.О. Опыты и исследования. П. 1918. – С. 380, 412-413.
7
2. Владимирский-Буданов М.Ф, Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995.
3. Герберштейн С. Записки о Московии. СПб. 1886.
4. Греков Б,Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. Кн 1. Изд. 2. М. 1952.
5. Горчаков М. Монастырский приказ. – [Электронный ресурс] – URL - http://www.sedmitza.ru/text/439412.html
6. Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя древней России. М.-Л. 1926.
7. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в Древней России СПб. 1890.
8. Зимнин А.А, Реформы Ивана Грозного. М. 1960.
9. Калачов Н.В. О Судебнике царя Иоанна Васильевич. Т.1.
10. Ключевский В.О. Опыты и исследования. П. 1918.
11. Калачов Н.В. О Судебнике царя Иоанна Васильевича. Т.1. М. 1841
12. Калачов Н.В. Об уголовном праве. Т. 2. М.
13. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права. Л. 1980.
14. Панеях В.М, Кабальное холопство на Руси в XVI в. Л. 1867.
15. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М.: Юридическая литература. 1985.
16. Русское (Московское) государство в XV-XVII веках. – [Электронный ресурс] – URL - bibliotekar.ru/istoria-prava-ro...
17. Судебники XV-XVI вв. М. – Л. 1952. – С. 114, 117-130.
18. Смирнов И.И. Судербник 1550 года . – Исторические записки. Т. 29. М. 1949.
19. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. М.: Издательство Московского университета. 1961.
20. Шапиро А.Л. О «пожилом» Судебников 1497 и 1550 гг. Исследования по социально-политической истории России. Л. 1971. – С. 100.
21. Шмидт С.О. Становление Российского самодержавства. М. 1973. – С. 73-119.
22. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев. 1912. – С. 278.
23. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М. 1990.
24. Юшков В.В. Судебник 1497 года. Ученые записки Саратовского государственного университета имени Н.Г. Черншевского Т.5. вып. 3. Саратов. 1926.
Вопрос-ответ:
Какие судебные реформы были в России в XV-XVII веках?
В России в XV-XVII веках были проведены три основных судебных реформы: в 1497 году был создан Судебник, в 1550 году был выпущен новый Судебник, а в 1649 году было принято Соборное Уложение.
Чем отличаются Судебник 1497 года и Судебник 1550 года?
Судебник 1497 года был первым унифицированным законом, устанавливающим единые судебные нормы для всей страны. Он регулировал различные стороны гражданско-правовых отношений и уголовные дела. Судебник 1550 года был более развернутым и содержал детализированные инструкции по судебным делам, включая процедуры и наказания.
Какое значение имело Соборное Уложение 1649 года?
Соборное Уложение 1649 года было наиболее развернутым и детализированным законом, устанавливающим правила судопроизводства и уголовной ответственности в России. Оно закрепляло централизованную систему судопроизводства, устанавливало правила судебной практики и наказания за различные преступления.
Как церковь и государство взаимодействовали в московском государстве XV-XVII веков?
Церковь играла важную роль в правосудии московского государства. Церковный суд имел свои особые правила и рассматривал духовные дела и проблемы. Церковь и государство тесно сотрудничали в судебных вопросах, и церковные лица часто участвовали в проведении судебных реформ.
Какую роль играли бояре в проведении судебных реформ в XV-XVII веках?
Бояре, как члены высшего сословия, играли значительную роль в проведении судебных реформ. Они участвовали в составлении Судебников и Соборного Уложения, а также оказывали влияние на судебные процессы и назначение судей. Бояре имели возможность влиять на результаты судебных дел и использовать судебную систему для своих интересов.
Какие реформы были проведены в судебной системе Русского государства в 15-17 веках?
В 15-17 веках в Русском государстве были проведены три этапа судебных реформ. Это судебник 1497 года, судебник 1550 года и Соборное Уложение 1649 года.
Какие судебники были изданы в Русском государстве в 15-17 веках?
В 15-17 веках в Русском государстве были изданы судебник 1497 года, судебник 1550 года и Соборное Уложение 1649 года.
Какие государственные институты власти были связаны с проведением судебных реформ в Русском государстве в 15-17 веках?
В проведении судебных реформ в Русском государстве в 15-17 веках были связаны государство и церковь, а также боярское правительство.
Какие последствия имели судебные реформы в Русском государстве в 15-17 веках для Москвы?
Судебные реформы в Русском государстве в 15-17 веках имели различные последствия для Москвы. Они влияли на повышение роли церкви, изменение роли бояр, а также на развитие и усиление государственной власти.