Роль Ломоносова в русской культуре.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 38 38 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.07.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ М. В. ЛОМОНОСОВА
2. РОЛЬ М. В. ЛОМОНОСОВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
2. 1. Влияние М.В. Ломоносова на становление и развитие российской системы образования
2.2. М. В. Ломоносов о значении русского языка в просвещении
3. ВКЛАД М. В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ФИЛОСОФИЮ
3.1. Условия формирования мировоззрения М. В. Ломоносова
3.2. Научные и философские взгляды Ломоносова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ М. В. ЛОМОНОСОВА
2. РОЛЬ М. В. ЛОМОНОСОВА В РОССИЙСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ
2. 1. Влияние М.В. Ломоносова на становление и развитие российской системы образования
2.2. М. В. Ломоносов о значении русского языка в просвещении
3. ВКЛАД М. В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ФИЛОСОФИЮ
3.1. Условия формирования мировоззрения М. В. Ломоносова
3.2. Научные и философские взгляды Ломоносова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Ведь основным языком науки тогда была латынь. Не случайно, что во вновь образованном Московском университете первым в России стал читать лекции по-русски ученик М. В. Ломоносова Н.Н. Поповский. В своей «Речи, говоренной в начатии философических лекций» он, развивая идеи своего учителя, писал: «Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было бы невозможно».
Философия языка М. В. Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» – простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся» – сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи далее подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания, по М. В. Ломоносову, и состоит в том, чтобы учитывать разнокачествен- ность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.
Мировоззренческие принципы М. В. Ломоносова проявились, в том числе, в постановке онтологических проблем, в философском решении вопросов, связанных с бытием, первоосновой и развитием мира, поиском причин явлений. В этой части учение М. В. Ломоносова носит характер деизма – философской теории Нового времени, признающей существование Бога и сотворение им мира, который далее развивается по своим собственным законам. Об этом свидетельствуют также его утверждения о материальном единстве мира, его изменчивости, взаимосвязи природных процессов, единстве законов его развития, познаваемости природы, единстве материи и движения. Отражением философского мировоззрения М. В. Ломоносова является сформулированный им «всеобщий естественный закон»: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого...». Закон сохранения массы вещества, по мнению М .В. Ломоносова, является настолько всеобщим, что он распространяется и на правила движения. В работе «О слоях земных» русский ученый выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы.
М. В. Ломоносов заложил основы современной химической атомистики, положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Основными свойствами материи, согласно его учению, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Кроме того, М. В. Ломоносов рассматривал три возможных рода движения: «текущее» (поступательное), «коловратное» (вращательное) и «зыблющееся» (колебательное). Таким образом, русский ученый считал, что «первичное движение» существует вечно. Рациональное же обоснование атомистических представлений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя».
Как известно, М. В. Ломоносов был человеком энциклопедических знаний, успешно работавшим во многих областях естествознания, техники и гуманитарных наук. Все это позволяло ему подходить к задачам познания природы не только с точки зрения какой-либо отдельной науки, а опираясь на объединенные данные целого комплекса наук. М. В. Ломоносов неоднократно подчеркивал необходимость комплексных исследований, в которых сочетались бы методы нескольких наук в интересах достижения общей цели. Особенно большое значение русский ученый придавал математике, он писал: ее «почитаю за высший степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно». Что касается химии, то она, по мнению М.В. Ломоносова, чтобы стать настоящей наукой, должна «через Геометрию вымеривать, через Механику развешивать и через Оптику высматривать». Также он считал, «что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими». Результатом реализации этого принципа и стало создание М.В. Ломоносовым новой науки – физической химии.
Интересно, что М.В. Ломоносов успел составить «обзор важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов» из 9 пунктов. Причем в этот список не попали многие важнейшие фундаментальные и прикладные результаты, которыми по праву, благодаря Ломоносову, гордится Российская и мировая наука. Если составить список из тех же 9 пунктов, то сюда, несомненно, должны быть включены следующие наиболее важные его достижения: закон сохранения материи и движения; атомно-кинетическая концепция теплоты; обширный круг новых идей в области металлургии, горного дела и геологии; открытие атмосферы Венеры; теория атмосферного электричества; основоположение новой науки – физической химии; создание русской научной терминологии; изобретение и изготовление различных приборов; разработка технологии цветных стекол.
С последним пунктом связана поучительная для современности история с реализацией инновационного проекта по производству стекол. Изобретение Ломоносова было пионерским и обладало, как сказали бы сейчас, большим инновационным потенциалом. Как писал Эйлер «... Достойное вас дело есть, что вы стеклу возможные цветы дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают». И М.В. Ломоносов взялся за реализацию этого инновационного проекта. В 1753-1754 гг. недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копрского уезда он получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 г. земли были ему жалованы в вечное пользование. Ему дали более 200 крестьян. Была предоставлена 30-летняя привилегия на монопольное производство цветного стекла в России, издано правительственное распоряжение учреждениям заказывать на его фабрике мозаичные картины. Тем не менее, предпринимательского таланта великому ученому не хватило. Успешной коммерциализации знаний не произошло.
У М.В. Ломоносова были значительные достижения в разных областях, которые могли стать основой для производственных проектов. В частности, его с полным основанием можно назвать отцом отечественного приборостроения. Он автор многочисленных изобретений, перспективных приборов. Им сконструированы астронавигационные инструменты, громовая машина, водоподъемник, ночезрительная труба, вискозиметр и т.д. Михаил Васильевич оставил заметный след в метеорологии, оптике, в часовом деле. Интересно, что 12 декабря 1754 г. на заседании Санкт-Петербургской академии наук Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата – прообраз современного вертолета. Это событие признано как первое в мире документальное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Среди крупнейших организаторских достижений М.В. Ломоносова: создание в России химической лаборатории (первого научно-исследовательского института); основание Московского университета (свои предложения об организации университета сообщил в письме к И. И. Шувалову в июле 1754 г.); разработка ряда проектов переустройства Академии наук с целью «привести Академию в доброе состояние ...»; подготовка географических экспедиций, в том числе для изучения Северного морского пути.
Любое из этих великих дел обеспечило бы человеку место в истории Российской науки и благодарную память потомков, а все вместе приводят нас в восхищение русским гением.
Особо следует отметить то обстоятельство, что ученый прекрасно осознавал роль и значение Академии наук для России. Думается, что самого Ломоносова в значительной степени сделала Академия наук, а сама Академия в не меньшей степени сохранилась в России благодаря Ломоносову. Таким образом, он широко использовал в практике своих научных исследований идею союза наук, их интеграции, взаимного проникновения и обогащения.
Широта мировоззренческих взглядов М. В. Ломоносова заключается не только в исследованиях и открытиях в различных областях научного знания, но и в том, что он стремился развивать науку в зависимости от потребностей страны. Многие свои идеи он успел воплотить в производство, подняв на более высокий уровень российскую металлургию, горное дело, изготовление стекла, художественной мозаики и т.д. Вместе с тем нельзя не видеть, что необыкновенная широта интересов М.В. Ломоносова не была просто удовлетворением чрезвычайно разросшегося, неуемного любопытства. Он, благодаря своим «второстепенным» занятиям – сочинением стихов, устройством фейерверков и т.п. – отыскивал средства для главнейшего занятия фундаментальной наукой. Известно, например, что с целью создания химической лаборатории в течение ряда лет он написал 11 официальных прошений, и, не дожидаясь помощи от власть имущих, зарабатывал средства сам на ее открытие. Таким образом, во всех занятиях наукой он стремился руководствоваться некоторыми принципиальными подходами, обладающими качествами метода, имеющими как общее теоретическое, так и прикладное значение.
Научное познание, по М. В. Ломоносову, есть некоторый идеал человеческой деятельности, полезной, возвышающей человека и в то же время красивой и гармоничной. Он ясно видел, что наука все больше проникает во все сферы человеческой жизни, и без нее невозможно достойное развитие страны. М. В. Ломоносов пишет: «ни во время войны государству надлежащего защищения, ни во время мира украшения без вспоможения наук приобрести невозможно». Рационалистический оптимизм М. В. Ломоносова с особой силой выражен в работе «О пользе химии». Своеобразный гимн науке и «художеству» перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии, военному делу, разработке «драгоценных недр» и другим видам практической деятельности, связанной с научным творчеством. Иными словами, науку М. В. Ломоносов понимал, как сейчас принято говорить, в качестве одной из составляющих производительных сил общества, на обеспечение развития которых он отдавал свои силы. Великий гражданин России стремился освободить страну от иностранной зависимости, способствовать укреплению экономической и военной мощи государства, подъему русской национальной культуры и науки. Русский ученый возлагал большие надежды именно на российскую науку и предвидел время, когда науки в родном отечестве будут двигаться вперед работами отечественных ученых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, характеризуя М.В. Ломоносова, мы можем говорить о нем как о гении российской науки. Ломоносов – наследник и продолжатель дел Петра I, человек эпохи Просвещения. В его пассионарной личности отражены характерные черты времени: огромный темперамент, выдающиеся, бьющие ключом способности, цельность натуры. Он спешил все изведать, все решить, сдвинуть с места то, что веками лежало нетронутым. Для него приоритетным было Дело, одухотворенное всепобеждающим Разумом. Одно перечисление научных достижений и прозрений Ломоносова уже дает представление о масштабах его исследовательского дарования: корпускулярная теория, закон сохранения вещества, объяснение молний и северных сияний, физической природы цветного зрения, изучение небесных тел, трактовка происхождения угля, нефти, торфа, предсказание алмазных месторождений на севере России, демографические изыскания, труды по истории России, исследование русской грамматики, риторики, стихосложения и многое другое... Благодаря нашему соотечественнику российская наука заговорила по-русски. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по-русски научные труды. Он заложил основы русской научной и технической терминологии, введя в обиход понятия и термины: воздушный насос, земная ось, равновесие тел, удельный вес и др.
Ломоносов всей своей жизнью и своим примером доказал, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Не следует забывать слова Ломоносова: «Берегите науку, берегите естествознание, в нем залог силы и благоденствия народа». Они адресованы всем нам: властям, ученым, всем и каждому в отдельности. Нам надо почаще вспоминать(и не только в год его 300-летия) нашего великого предка, архангельского мужика, ставшего национальной гордостью России, отдавшего свою жизнь делу становления наук в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Айрапетов А. М. В. Ломоносов – великий ученый, реформатор российского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т.103. – №11. – С. 9-13.
Бозиев Р. М. В. Ломоносов и отечественная система образования // Педагогика. – 2011. – №8. – С. 32-39.
Еремеева А. Михаил Васильевич Ломоносов // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 36-46.
Карпеев Э. М. В. Ломоносов – человек эпохи перемен // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 47-57.
Козиков И. М. В. Ломоносов о просвещении в России // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 136-148.
Ломоносов М. Избранные произведения. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2011. – 342 с.
Ломоносов М. Сочинения. – М.: Современник, 1987. – 442 с.
М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – 212 с.
Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – 396 с.
Осипов В. Философия М. В. Ломоносова / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2009. – 136 с.
Основные даты жизни и деятельности М.В. Ломоносова // Вестник Московского ун-та. Сер. 20, Пед. образование. – 2011. – №1. – С. 51-54.
Павловская А. М.В. Ломоносов и традиции университетского образования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. – №3. – С. 7-19.
Северикова Н. М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 149-162.
Смагина В. Ломоносов – лингвист, историк, социолог, экономист, философ хозяйства // Философия хозяйства. – 2012. – №1. – С. 40-48.
Шумакова Г. «За честь российской науки»: Философские, естественно-научные взгляды М.В. Ломоносова // Актуальные вопросы образования и науки. – Архангельск, 2011. – №1/2. – С. 7-10.



Цит по: Шумакова Г. "За честь российской науки": Философские, естественно-научные взгляды М.В. Ломоносова // Актуальные вопросы образования и науки. – Архангельск, 2011. – №1/2. – С. 8.
Еремеева А. Михаил Васильевич Ломоносов // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 36.
М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – С. 22.
Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – С. 64.
М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – С. 39.
Павловская А. М.В. Ломоносов и традиции университетского образования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. – №3. – С. 7.
Там же. – С. 8.
Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – С. 75.
Еремеева А. Михаил Васильевич Ломоносов // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 37.
М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – С. 80.
Козиков И. М. В. Ломоносов о просвещении в России // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 136.
Бозиев Р. М. В. Ломоносов и отечественная система образования // Педагогика. – 2011. – №8. – С. 34.
Козиков И. М. В. Ломоносов о просвещении в России // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 139.
Цит по: Айрапетов А. М. В. Ломоносов – великий ученый, реформатор российского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т.103. – №11. – С. 10.
Айрапетов А. М. В. Ломоносов – великий ученый, реформатор российского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т.103. – №11. – С. 11.
Бозиев Р. М. В. Ломоносов и отечественная система образования // Педагогика. – 2011. – №8. – С. 37.
Еремеева А. Михаил Васильевич Ломоносов // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 40.
Ломоносов М. Избранные произведения. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2011 – С. 57.
Там же. – С. 75.
Карпеев Э. М. В. Ломоносов – человек эпохи перемен // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 48.
Ломоносов М. Избранные произведения. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2011. – С. 90.
М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – С. 89.
Ломоносов М. Сочинения. – М.: Современник, 1987. – С. 135.
Цит по: Северикова Н. М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 149
Ломоносов М. Сочинения. – М.: Современник, 1987. – C. 203.
Там же. – С. 206.
Шумакова Г. "За честь российской науки": Философские, естественно-научные взгляды М.В. Ломоносова // Актуальные вопросы образования и науки. – Архангельск, 2011. – №1/2. – С. 8.
Смагина В. Ломоносов – лингвист, историк, социолог, экономист, философ хозяйства // Философия хозяйства. – 2012. – №1. – С. 42.
Северикова Н. М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 151.
Ломоносов М. Избранные произведения. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2011. – С. 187.
М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – С. 97.
Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – С. 155.
Цит по: Осипов В. Философия М. В. Ломоносова / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2009. – С. 15.
Айрапетов А. М. В. Ломоносов – великий ученый, реформатор российского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т.103. – №11. – С. 12.
Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – С. 158.
Ломоносов М. Избранные произведения. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2011. – С. 149.
Ломоносов М. Сочинения. – М.: Современник, 1987. – С. 213.
Павловская А. М.В. Ломоносов и традиции университетского образования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. – №3. – С. 13.
Цит по: Осипов В. Философия М. В. Ломоносова / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2009. – С.89.
Там же. – С. 101.
Смагина В. Ломоносов – лингвист, историк, социолог, экономист, философ хозяйства // Философия хозяйства. – 2012. – №1. – С. 43.
Ломоносов М. Избранные произведения. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2011. – С. 266.
Там же. – С. 270.
Карпеев Э. М. В. Ломоносов – человек эпохи перемен // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 51.
Цит по: Козиков И. М. В. Ломоносов о просвещении в России // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 141.
М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – C. 99.
Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – С. 191.
Осипов В. Философия М. В. Ломоносова / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2009. – С. 95.
Цит по: Шумакова Г. "За честь российской науки": Философские, естественно-научные взгляды М.В. Ломоносова // Актуальные вопросы образования и науки. – Архангельск, 2011. – №1/2. – С. 8.
Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – С. 188.
М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – С. 175.
Карпеев Э. М. В. Ломоносов – человек эпохи перемен // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 55.
Цит по: Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – С. 215.












5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Айрапетов А. М. В. Ломоносов – великий ученый, реформатор российского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т.103. – №11. – С. 9-13.
2.Бозиев Р. М. В. Ломоносов и отечественная система образования // Педагогика. – 2011. – №8. – С. 32-39.
3.Еремеева А. Михаил Васильевич Ломоносов // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 36-46.
4.Карпеев Э. М. В. Ломоносов – человек эпохи перемен // Земля и Вселенная. – 2011. – №6. – С. 47-57.
5.Козиков И. М. В. Ломоносов о просвещении в России // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 136-148.
6.Ломоносов М. Избранные произведения. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2011. – 342 с.
7.Ломоносов М. Сочинения. – М.: Современник, 1987. – 442 с.
8.М. В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: Сборник / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Сост. и отв. ред.: Голдин В.И. – Архангельск, 2009. – 212 с.
9.Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения / Рук. авт. кол.: Голдин В.И. – М.: ЮниВестМедиа, 2010. – 396 с.
10.Осипов В. Философия М. В. Ломоносова / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2009. – 136 с.
11.Основные даты жизни и деятельности М.В. Ломоносова // Вестник Московского ун-та. Сер. 20, Пед. образование. – 2011. – №1. – С. 51-54.
12.Павловская А. М.В. Ломоносов и традиции университетского образования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2011. – №3. – С. 7-19.
13.Северикова Н. М. В. Ломоносов – организатор русского просвещения // Философия и общество. – 2011. – №4. – С. 149-162.
14.Смагина В. Ломоносов – лингвист, историк, социолог, экономист, философ хозяйства // Философия хозяйства. – 2012. – №1. – С. 40-48.
15.Шумакова Г. «"За честь российской науки»": Философские, естественно-научные взгляды М.В. Ломоносова // Актуальные вопросы образования и науки. – Архангельск, 2011. – №1/2. – С. 7-10.


Вопрос-ответ:

Каковы основные вехи жизненного пути М. В. Ломоносова?

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка в Архангельской губернии. Он начал обучение в церковно-приходской школе, а затем поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. После окончания академии, Ломоносов выиграл стипендию для обучения в Германии, где он изучал физику, химию, математику и астрономию. После возвращения в Россию, он стал одним из основателей академии наук и внес значительный вклад в развитие науки и образования в стране.

Какую роль М. В. Ломоносов сыграл в становлении и развитии российского просвещения?

М. В. Ломоносов сыграл значительную роль в становлении и развитии российского просвещения. Он был одним из основателей Московской университета, который стал центром научной и интеллектуальной жизни в стране. Ломоносов также активно популяризировал науку среди населения, организовывая открытые лекции и популярные научные выставки. Он также является автором первых учебников по естественным наукам на русском языке.

Какое влияние М. В. Ломоносов оказал на становление и развитие российской системы образования?

М. В. Ломоносов оказал значительное влияние на становление и развитие российской системы образования. Он был одним из основателей Московской университета, первого университета в России, который стал образцовым учебным заведением. Ломоносов также разработал программы обучения, которые служили основой для последующих реформ в системе образования. Он также активно боролся за использование русского языка в образовании, что способствовало развитию русской научной и интеллектуальной культуры.

Какие были основные вехи жизненного пути М. В. Ломоносова?

М. В. Ломоносов родился в 1711 году. В 1731 году он поступил в академию наук в Петербурге, где обучался естественным наукам и философии. В 1735 году Ломоносов отправился на учебу в Германию, где получил образование, работал над созданием физической и химической лаборатории и изучал историю русской литературы. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и начал активную научную и педагогическую деятельность. Он основал первую российскую академию наук, разработал новую систему образования и организовал издание первых русских научных журналов. В 1761 году Ломоносов стал профессором Московского университета и продолжал свою научную работу до конца своей жизни.

Какую роль М. В. Ломоносов сыграл в становлении и развитии российского просвещения?

М. В. Ломоносов сыграл огромную роль в становлении и развитии российского просвещения. Он основал первую российскую академию наук, которая стала центром научной и культурной жизни страны. Ломоносов также разработал новую систему образования, основанную на классическом образце западной европейской системы. Он обеспечил академию наук современным оборудованием и лабораториями. Кроме того, Ломоносов организовал издание первых русских научных журналов, что способствовало распространению научных знаний и развитию научной коммуникации в России.

Какое влияние М. В. Ломоносов оказал на становление и развитие российской системы образования?

М. В. Ломоносов оказал огромное влияние на становление и развитие российской системы образования. Он разработал новую систему образования, основанную на классическом образце западной европейской системы. Эта система включала обучение в академии наук, университетах и специализированных учебных заведениях. Ломоносов также обеспечил академию наук современным оборудованием и лабораториями, что позволило проводить качественные научные исследования. Благодаря его усилиям, российская система образования стала более современной и доступной для всех слоев населения.

Какие основные вехи жизненного пути М. В. Ломоносова?

Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, писатель, поэт, просветитель. Он родился в 1711 году в семье родовитого крестьянина. В юности Михаил получил образование в церковно-приходской школе, а затем продолжил учебу в академии в Ярославле. После этого он отправился в Санкт-Петербург, где поступил на юридический факультет университета. Параллельно с учебой, Ломоносов занимался физикой, химией и геологией, что стало его главным увлечением на всю жизнь.

Какую роль М. В. Ломоносов сыграл в становлении и развитии российского просвещения?

Михаил Ломоносов сыграл важную роль в становлении и развитии российского просвещения. Он создал первую российскую грамматику, что способствовало стандартизации русского языка и его использованию как литературного. Ломоносов также был основателем Московского университета, который стал центром научных исследований и образования. Благодаря его усилиям, Россия начала активно развиваться в области науки, литературы и культуры в целом.

Какое влияние М. В. Ломоносов оказал на становление и развитие российской системы образования?

Михаил Ломоносов имел огромное влияние на становление и развитие российской системы образования. Он основал Московский университет, который стал первым университетом в России и центром научных исследований. Ломоносов разработал новую систему обучения, включающую изучение различных наук и фундаментальные знания. Благодаря его усилиям, образование в России стало более доступным и качественным, что способствовало развитию науки и культуры в стране.

Какие основные вехи жизненного пути М. В. Ломоносова?

М. В. Ломоносов родился в 1711 году в бедной семье, получил образование в Академии наук в Петербурге, учился за границей в Германии, где получил образование в области физики, химии и геологии. После возвращения в Россию, Ломоносов стал одним из основателей Московского университета и активно занимался научной деятельностью.

Какова роль М. В. Ломоносова в становлении и развитии российского просвещения?

М. В. Ломоносов сыграл важную роль в становлении и развитии российского просвещения. Он был одним из основателей Московского университета, который стал центром научной и просветительской деятельности. Ломоносов также активно пропагандировал научное исследование и образование на русском языке.

Каковы научные и философские взгляды Ломоносова?

Научные и философские взгляды М. В. Ломоносова были связаны с его научными интересами и образованием. Он был приверженцем новых естественнонаучных методов, активно занимался исследованиями в области химии, физики, геологии. В философии Ломоносов поддерживал рационализм и эмпиризм, считал, что знания о природе и мире нужно получать на основе наблюдения и эксперимента.