Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня учащихся 1-4 классов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 24 24 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 26.05.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ УЧЕНИКОВ 1-4 КЛАССОВ
1.1. Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста
1.2. Влияние физических упражнений на здоровье
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
2.1. Характеристика физических упражнений, используемых на занятиях с детьми младшего школьного возраста
2.2. Формы организации занятий физическими упражнениями в режиме дня младших школьников
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
3.1. Методы и организация исследования
статистические методы для обработки результатов исследования.
3.2. Эффективность разработанной методики проведения занятий физическими упражнениями в 1-4 классах
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

На основании показателей силы мышц туловища полученных в ходе исследования была составлена таблица 2 для контрольной группы (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ).
Таблица 2
Динамика показателей силы мышц учеников младших классов на протяжении исследования
В начале исследования В конце исследования Экспериментальная
группа Контрольная группа Экспериментальная
группа Контрольная группа Сила мышц брюшного пресса 18,56±2,41 15,95±2,21 20,03±2,22 16,45±2,02 Тест на гибкость +2,06±1,40 +1,39±0,92 +3,07±0,86 +2,05±0,63
Сила мышц брюшной стенки − число переходов из положения лежа в положение сидя на 1 этапе исследования составила 18,56±2,41 раз в ЭГ; 15,95±2,21 раз − в КГ детей младшего школьного возраста. На заключительном этапе показатель был 20,03±2,22 сек. и 16,45±2,02 раз соответственно. Отличие результатов в начале и конце исследования составили 7,92% в ЭГ и 3,13% в КГ.
Нами были зафиксированы следующие результаты при тестировании девушек на проявление уровня гибкости: ЭГ − +2,06±1,40 см, а в КГ − +1,39±0,92 см. В конце исследования в ЭГ − +3,07±0,86, в КГ − +2,05±0,63. Разница составила 1,47 для КГ и 1,50 раза для ЭГ.
Результаты контроля показателей функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой системы представлены в таблице 3. Результаты ЧСС на начальном этапе исследования составили в КГ 88,77±1,82 уд/мин; в ЭГ 88,76±2,99 уд/мин. В конце проведенного исследования результаты были 86,29±2,77 уд/мин. и 87,79±1,71 уд/мин. соответственно. Прирост показателя составлял в ЭГ − 1,03%, а в КГ − 1,01%.
Показатели АДс на I этапе исследования отвечали 97,58±9,23 мм рт.ст. для КГ и 97,70±9,36 мм рт.ст. для ЭГ. После проведения заключительного обследования показатели составили 98,02±7,51 мм рт.ст. и 99,04±10,59мм рт.ст. для КГ и ЭГ.
Таблица 3
Динамика показателей сердечно-сосудистой и дыхательной системы у детей экспериментальной и контрольной групп
Показатели Этапы исследования В начале исследования В конце исследования Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная
группа Контрольная группа ЧСС, уд./мин 88,76±2,99 88,77±1,82 86,29±2,77 87,79±1,71 АДс, мм рт. ст 97,70±9,36 97,58±9,23 99,04±10,59 98,02±7,51 АДд, мм рт. ст 65,63±2,55 66,03±1,71 66,08±2,00 66,93±1,48 ЖЭЛ, мл 1288,92±114,43 1284,75±88,53 1321,09±83,99 1291,25±83,31 ЧД 24,11±2,09 24,56±1,87 20,74±1,43 22,85±1,33
Параметры АДд в начале исследования КГ составили 66,03±1,71 мм рт.ст.; в ЭГ − 65,63±2,55 мм рт.ст. В конце эксперимента показатели составили 66,93±1,48 мм рт.ст. и 66,08±2,00 мм рт.ст. для КГ и ЭГ. Показатели находились в пределах нормы для детей младшего школьного возраста. Проанализировав показатели ЖЕЛ в начале исследования были получены показания ЖЕЛ практически в норме, как в КГ 1284,75 ± 88,53 мл, так и в ЭГ 1288,92 ± 114,43 мл. В конце эксперимента показатель был зафиксирован в границах нормы и составлял соответственно 1291,25 ± 83,31 мл и 1321,09 ± 83,99 мл для КГ и ЭГ. В среднем прирост результата по показателю ЖЕЛ составил в КГ на 6,6 мл (0,50%), в ЭГ 33,19 мл (2,50%).
Аналогичное изменение зафиксирована при измерении показателя ЧД: в начале исследования в ЭГ показатель составлял 24,11±2,09 раз, в КГ 24,56±1,87 раз. После использования исследуемой методики результаты соответственно составляли 20,74±1,43 раз в ЭГ, в КГ − 22,85±1,33 раз. Прирост показателя составляет в КГ 1,72 раз (7,49%) и в ЭГ 3,38 раз (16,26%).
ВЫВОДЫ
В данной работе мы проанализировали подходы к проблеме исследования таких ученых и педагогов: А.С. Белкина, Ю.И. Евсеева, О.Б. Соломахина, Ж. К. Холодова, В.С.Кузнецова, Б.В. Романова М.Г. Колесниковой, Н.Ж.Булгаковой, В.Р. Кучмы, В.П. Лукьяненко, О.С. Макаровой и др.
На основе изучения и обобщения литературных источников мы теоретически обосновали методику проведения занятий физическими упражнениями школьников младших классов.
Экспериментальная проверка показала эффективность данной методики.
Благодаря включению в воспитательный процесс различных организационных форм: уроков физической культуры, гимнастики до занятий, физкультурных минуток на общеобразовательных уроках, подвижных на переменах, спортивного часа в конце исследования, в экспериментальной группе наблюдали лучшие показатели силы мышц учеников младших классов, функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой системы детей.
Таким образом, хотя урок, несомненно, − это основная форма проведения занятий по физической культуре, считаем целесообразным в режим дня школьников младших классов включать различные формы организации физического воспитания.
Список использованной литературы
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. − М.: Академия, 2000. − 192с.
Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и Спорт, 2000. – 77с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура и спорт: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.И. Евсеев. − Ростов н/Д: Феникс, 2005. − 382с.
Кучма В.Р., Чепрасов В.В. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологическими нарушениями // Гигиена и санитария. – 2004. − №4. – С. 39-42.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. − М.: Советский спорт, 2003. − 464с.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224с.
Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 кл.: Для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И. Ляха. − М.: Просвещение, 2010. − С.3.
Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: Спортивно-игровые проекты для первого класса. Пособие для учителя – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112с.
Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. − Ростов н/Д: Феникс, 2002. − С.248.
Протченко, Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80с.
Развивающие игры. Быстрее, выше, сильнее. − СПб Дельта, 1998. – 159с.
Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под науч. ред. М.Г. Колесниковой. Вып. 2. – СПб.: СПбАППО, 2006. − С.12-100.
Смоленская Т.Б. Обучение плаванию младших школьников [электронный ресурс]. − Режим доступа: http://area7.ru/metodic-material.php?3115. Дата обращения: 24.04.2012.
Соломахин О.Б., Ахметшина Э.И. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях у учащихся начальных классов [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. − №2 (11). − 2009. − Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/n11.htm. Дата обращения: 24.04.2012.
Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровьезбережения в условиях современного вуза: автореф. дис. … докт. пед наук. − Ставрополь, 2007. − С. 3.
Спортивно-игровые проекты для первого класса. Пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С.11.
Теория и методики физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. − М.: Просвещение, 1990. − 287с.
Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: Учебное пособие. − Балашов: Николаев, 2004. − 120с.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 480с.
Шмаков С.А. Игра и дети. − М.: Знание, 1998. − 64с.

Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровьезбережения в условиях современного вуза: автореф. дис. … докт. пед наук. − Ставрополь, 2007. − С. 3.
Кучма В.Р., Чепрасов В.В. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологическими нарушениями // Гигиена и санитария. – 2004. - №4. – С. 39-42.

См. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. − М.: Академия, 2000. − 192с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура и спорт: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.И. Евсеев. − Ростов н/Д: Феникс, 2005. − 382с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура и спорт: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.И. Евсеев. − Ростов н/Д: Феникс, 2005. − 382с.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224с.

Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 кл.: Для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И. Ляха. − М.: Просвещение, 2010. − С.3.

Смоленская Т.Б. Обучение плаванию младших школьников [электронный ресурс]. − Режим доступа: http://area7.ru/metodic-material.php?3115. Дата обращения: 24.04.2012.
Соломахин О.Б., Ахметшина Э.И. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях у учащихся начальных классов [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. − №2 (11). − 2009. − Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/n11.htm. Дата обращения: 24.04.2012.
См. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. − М.: Академия, 2006. − С.167.
Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под науч. ред. М.Г. Колесниковой. Вып. 2. – СПб.: СПбАППО, 2006. − С.12.
См. Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: Спортивно-игровые проекты для первого класса. Пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С.11.

Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под науч. ред. М.Г. Колесниковой. Вып. 2. – СПб.: СПбАППО, 2006. − С.100.

1.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. ? М.: Академия, 2000. ? 192с.
2.Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и Спорт, 2000. – 77с.
3.Евсеев Ю.И. Физическая культура и спорт: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.И. Евсеев. ? Ростов н/Д: Феникс, 2005. ? 382с.
4.Кучма В.Р., Чепрасов В.В. Оценка физического развития как скрининг-тест выявления детей с донозологическими нарушениями // Гигиена и санитария. – 2004. ? №4. – С. 39-42.
5.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. ? М.: Советский спорт, 2003. ? 464с.
6.Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001. – 224с.
7.Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 кл.: Для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И. Ляха. ? М.: Просвещение, 2010. ? С.3.
8.Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: Спортивно-игровые проекты для первого класса. Пособие для учителя – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112с.
9.Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. ? Ростов н/Д: Феникс, 2002. ? С.248.
10.Протченко, Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80с.
11.Развивающие игры. Быстрее, выше, сильнее. ? СПб Дельта, 1998. – 159с.
12.Служба здоровья образовательного учреждения: Методическое обеспечение деятельности специалистов: Сборник методических материалов / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учебно-методический комплект / Под науч. ред. М.Г. Колесниковой. Вып. 2. – СПб.: СПбАППО, 2006. ? С.12-100.
13.Смоленская Т.Б. Обучение плаванию младших школьников [электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://area7.ru/metodic-material.php?3115. Дата обращения: 24.04.2012.
14.Соломахин О.Б., Ахметшина Э.И. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях у учащихся начальных классов [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. ? №2 (11). ? 2009. ? Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/n11.htm. Дата обращения: 24.04.2012.
15.Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровьезбережения в условиях современного вуза: автореф. дис. … докт. пед наук. ? Ставрополь, 2007. ? С. 3.
16.Спортивно-игровые проекты для первого класса. Пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С.11.
17.Теория и методики физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. ? М.: Просвещение, 1990. ? 287с.
18.Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: Учебное пособие. ? Балашов: Николаев, 2004. ? 120с.
19.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 480с.
20.Шмаков С.А. Игра и дети. ? М.: Знание, 1998. ? 64с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития обладают дети младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста испытывают интенсивный рост и развитие физических и психических функций. Они активны, подвижны и имеют большой запас энергии. Развитие координации движений, грубой и мелкой моторики, а также формирование навыков самообслуживания являются основными задачами этого возраста.

Как физические упражнения влияют на здоровье учащихся 1-4 классов?

Физические упражнения влияют положительно на здоровье учащихся 1-4 классов. Они способствуют развитию мышц и костей, улучшают координацию движений, укрепляют сердечно-сосудистую систему, улучшают работу легких и снижают риск развития ожирения и других заболеваний. Регулярные физические упражнения также способствуют улучшению настроения, снятию стресса и повышению концентрации внимания.

Какие физические упражнения используются на занятиях со школьниками младшего возраста?

В занятиях с детьми младшего школьного возраста используются разнообразные физические упражнения. Это могут быть упражнения на развитие гибкости, силы, выносливости и координации. Также часто используются игровые упражнения, которые способствуют активному движению, развитию социальных навыков и улучшению настроения учеников.

Какие формы организации занятий физическими упражнениями используются для школьников 1-4 классов?

Для школьников 1-4 классов используются различные формы организации занятий физическими упражнениями. Это могут быть уроки физической культуры, спортивные секции, физкультурные праздники, игровые занятия на улице и др. Важно, чтобы занятия были разнообразными, интересными и направленными на развитие физических способностей и социальных навыков учеников.

Какова роль физических упражнений в развитии учащихся 1-4 классов?

Физические упражнения играют важную роль в развитии учащихся 1-4 классов. Они способствуют укреплению здоровья детей, развитию двигательных навыков и координации движений, а также формированию правильной осанки и физической подготовки.

Какие особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста нужно учитывать при занятиях физическими упражнениями?

При занятиях физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать их особенности возрастного развития, такие как активность, высокая подвижность, быстрая утомляемость и повышенная эмоциональность. Также следует учитывать, что в данном возрасте дети находятся в процессе формирования основных двигательных навыков.

Как влияют физические упражнения на здоровье учащихся 1-4 классов?

Физические упражнения положительно влияют на здоровье учащихся 1-4 классов. Они способствуют укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем, развитию иммунитета и повышению общей работоспособности организма. Также физические упражнения помогают поддерживать нормальный вес и профилактику заболеваний связанных с сидячим образом жизни.

Какие физические упражнения используются на занятиях с детьми младшего школьного возраста?

На занятиях с детьми младшего школьного возраста используются разнообразные физические упражнения, направленные на развитие координации движений, гибкости, силы и выносливости. Это могут быть упражнения на развитие баланса, упражнения для мышц спины и живота, упражнения на развитие быстроты и ловкости.

Почему физические упражнения важны для развития учащихся 1-4 классов?

Физические упражнения играют важную роль в развитии учащихся 1-4 классов. Они помогают улучшить физическую подготовку, развить координацию, гибкость и силу, а также способствуют формированию правильной осанки. Физическая активность влияет на общее здоровье детей, укрепляет иммунную систему, улучшает настроение и способствует нормальному физическому и психическому развитию.