Корректировка "Юмор и сатира в журналистике советского времени: фельетоны М.Кольцова, С.Нариньяни, И.Ильфа и Е.Петрова". Нет сравнительного анализа в основной части и в введении.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 28.07.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Часть 1. Советская сатирическая печать и публицистика начала ХХ века
1.1.Зарождение и становление советской сатирической периодики и публицистики
1.2.Специфика сатирической публицистики. Фельетон как жанр комического
Часть 2. Сатирические миниатюры и фельетоны И. Ильфа и Е Петрова, М. Кольцова, С. Нариньяни
2.1. Тематика и проблематика фельетонов И.Ильфа и Е.Петрова
2.2. Своеобразие сатирической публицистики М. Кольцова
2.3. Особенности фельетонистики С. Нариньяни
Заключение
Список литературы
Знаменитый фельетонист М. Кольцов с юношества составлял сатирические листки. Яркие и колкие фельетоны, очерки, новеллы Кольцова до сегодняшнего дня являются образцами художественной публицистики. Как и фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова, фельетоны Кольцова посвящены злободневным вопросам труда и быта советского человека, а также политической и экономической сторонам его жизни. Также заметим, что М. Кольцов отличался необычайной инициативой не только как писатель, но и как журналист. Его особенностью была изобретательность, особое чутьё к чему-то новому, он писал исключительно красивым, выразительным языком, умело обличал все недостаткиобщественной жизни.Во время Гражданской войны 1936-1939 гг. М. Кольцов был направлен в Испанию, как корреспондент «Правды» и одновременно представитель властей СССР при республиканском правительстве. Журналист активно участвовал в событиях, происходящих в Испании, и, позднее, испанские газетные репортажи Кольцова послужили основой книги «Испанский дневник» (1938), где о легальной части своей работы Кольцов рассказал от первого лица, а о тайной — как о деятельности мексиканского коммуниста Мигеля Мартинеса. Проводя линию Сталина в международном рабочем движении, в публикациях дискредитировал «троцкистов», обвиняя их в т.ч. в том, что они находятся на службе у Фаланги и фашизма. Это стало фатальным событием в жизни М. Кольцова. Не зря «Дневник» был издан (переиздан) только в конце 50-х, он заставил совершенно иначе посмотреть на гражданскую войну в Испании, развязанную, практически, извне, «большими политиками», расколовшими народ и заставившими его уничтожать друг друга. Затем, большинство русских людей, которые сражались в Испании за «правое дело» были уничтожены в лагерях или вынуждены молчать до конца дней. Как и сам Кольцов.Если отбросить принятое в то время коммунистическое славословие,то важно отметить, что книга написана очень талантливым журналистом. Книга помогает лучше понять, что же на самом деле происходило в Испании в 1936г.Живые образы людей от простых бойцов до руководителей республики,психология их взаимоотношений,героизм на местах и внутренняя борьба,общая неразбериха во взаимодействии в руководстве,который собственно и привел к поражению.2.3. Особенности фельетонистики С. НариньяниВ воспоминаниях о первых годах своей работы в печати, Семён Давидович Нариньяни рассказывал, что однажды ему довелось наблюдать, как Михаил Кольцов писал один из своих фельетонов: «На моих глазах совершалось чудо - рождался фельетон!» - позже написал Нариньяни.Обеспечивая общество значительным объёмом социальной информации и активно воздействуя на формирование общественного мнения и социальной позиции читателя, фельетоны С.Д. Нариньяни являлись одними из ярчайшихобразцовсатирической печати. Высокая эффективность фельетонных публикаций Нариньяни была обусловлена, прежде всего, тем, что в них автор создавал зримый образ негативного явления, которое той или иной стороной затрагивало интересы целых социальных групп, а часто – и всего общества. Это очень важная особенность творчества С.Д. Нариньяни: даже в тех случаях, когда на первый план выносятся индивидуальные образы конкретных носителей зла, сквозь них обязательно вырисовывался портрет явления, слитый воедино из предметно-художественных и логико-публицистических образов.Дифференцируя понятия «эффективность» и «действенность» в публицистике Нариньяни, исследователи пришли к выводу, что под действенностью следует понимать достижение конкретного результата, принятие решений, мер госорганами и должностными лицами. Комический эффект фельетонов журналиста, подчас вызывал острую реакцию у лиц, прямо или косвенно затронутых в фельетоне. Отсюда – его высокая действенность.Сам Семён Нариньяни утверждал: «Количество «крепких» фельетонов зависит не только от желания и умения автора, но и от многих других сопутствующих обстоятельств. От материала, который редакция предоставляет в руки фельетониста, от темы, которую сможет разглядеть автор в этом материале, хорошо, если эта тема будет острой, общественно-значимой, и автор найдёт для этой значимой темы удачную сатирическую форму. Я не привёл и половины тех обстоятельств, счастливое сочетание которых рождает хорошие фельетоны... Как свидетельствует опыт автора, такое сочетание благоприятных условий встречается весьма редко. Одно попадание в центр мишени примерно на 10 фельетонных выстрелов».ЗаключениеРезюмируя всё вышеизложенное, отметим, что советская сатира на своём начальном этапе развития отличалась отсутствием иронии как приёма, прямыми разоблачениями и протокольными описаниями. Однако уже с начала 20-х гг. на смену ей приходит сатира в лучшем смысле этого слова – с критикой отрицательных явлений и типизированными образами.Хотя в 20-е гг. выходило много сатирических журналов, часто они были недолговечны в силу своего консерватизма, утраты связи с массовым читателем. Журналы, просуществовавшие дольше всех, отличались доступностью, актуальностью, самобытностью. Другая причина недолговечности сатирических изданий – общее бедственное положение, в котором очутилась вся советская печать, в том числе и сатирическая.Тем не менее, сфера действия публицистики не ограничивается общественно-политической жизнью. Также мы отметили, что фельетон – это главный жанр сатирической публицистики, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается при помощи ассоциативной разработки темы, зачастую с использованием приёмов иносказания.Кроме того, скажем, что, несмотря на общность затрагиваемых проблем, на гуманизм, проходящий красной нитью через сатирическую публицистику М. Кольцова, С. Нариньяни, И.Ильфа и Е.Петрова, не следует полностью отождествлять данных писателей-публицистов. На наш взгляд, сатира М Кольцова, И.Ильфа и Е.Петрова отличалась более ярко выраженной политической направленностью, особенно в «правдинский» период их деятельности, и в целом имела оптимистический характер. Эти верили в реальное и быстрое осуществление революционного идеала, чего нельзя сказать о С. Нариньяни. Список литературыАмериканские впечатления И. Ильфа и Е. Петрова // Литературная газета. — 10.02.1936. — № 8.Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. – М. : Сов.энцикл., 1978.Большой токовый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – М. : АСТ: Астрель, 2004.Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М. :Высш. шк., 2002. – 511с.Желтухина М.Р. Комическое в политическом дискурсе конца XX века. Русские и немецкие политики: Монография / М.Р. Желтухина. – М. :Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2000. – 264 с.Ильф И., Петров Е. Примечания // Одноэтажная Америка. — Собрание сочинений. — М. :Гослитиздат, 1961. — Т. 4.Кольцов М. Е. Испания в огне. Испанский дневник/ М.Е. Кольцов. — М.: Политиздат, 1987. — 351 с.;Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева .– М. : Сов. энцикл.,1987.Лурье Я. В краю непуганых идиотов. Книга об Ильфе и Петрове//Лурье Я. Россия древняя и Россия новая. СПб., 1997.НариньяниС. В комнате напротив. Фельетоны/ С. Нариньяни. – М. : Правда, 1949.Нариньяни С.Д. Со спичкой вокруг солнца: рассказы и фельетоны. – М. : «Советский писатель», 1978. – 528 с.Николаев Д. С. Смех - оружие сатиры./ Д. С. Николаев. – М. :РИП-холдинг , 1962.Основные понятия теории журналистики: (Новые подходы к проблеме) / И.Д. Фоми-чева, Е.П. Прохоров, Г. Пёршка, Г.В. Лазутина, И.М. Дзялошинский, И.М. Фролова; Под ред. Я.Н. Засурского. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 207 с.Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2002. – 192 с.Салыгина Э.В. О соотношении и средствах языкового воплощения категорий оценки и комического в тексте англоязычного газетного фельетона / Э.В. Салыгина // Стилистические стратегии текстообразования: сб. науч. тр. / под ред. Д.Г. Бордуковой. – Вып. 399. – М. : МГЛУ, 1992.Сенук З.В. Публицистика как фактор развития политической культуры: Автореф. дис. … канд. филос. наук. -Екатеринбург, 1993.Википедия [Электронный ресурс] — Электрон.дан. —2012. — Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E4%ED%EE%FD%F2%E0%E6%ED%E0%FF_%C0%EC%E5%F0%E8%EA%E0_(%EA%ED%E8%E3%E0)#.D0.A1.D1.81.D1.8B.D0.BB.D0.BA.D0.B8 — Загл. с экрана.
Вопрос-ответ:
Как и когда началась советская сатирическая периодика и публицистика?
Советская сатирическая периодика и публицистика начали развиваться с момента установления советской власти в 1917 году. Основные шаги в этом направлении были сделаны в 1920-е годы, когда было создано несколько сатирических журналов и газет. Наиболее известными из них были журналы "Крокодил" и "Сатирикон".
В чем заключается специфика сатирической публицистики в СССР?
Сатирическая публицистика в СССР имела определенные особенности. Она направлялась на критику антикоммунистических идеологий и враждебных элементов в обществе. Важной задачей сатирической публицистики было поддержание политической стабильности и морального духа советского народа.
Что такое фельетон и какой он был в советской публицистике?
Фельетон - это жанр комического письма в прозе, который чаще всего затрагивает актуальные проблемы и глубоко иронизирует над ними. В советской публицистике фельетоны использовались как средство политической критики и сатиры. Они позволяли освещать сложные темы и вызывать улыбку у читателей, не нарушая официальной линии партии.
Какие сатирические миниатюры и фельетоны стали самыми известными в советской литературе?
Самыми известными сатирическими миниатюрами и фельетонами в советской литературе стали работы Ильфа и Петрова, Михаила Кольцова и Семена Нариньяни. Их произведения были популярны у широкой аудитории и оставили заметный след в советской культуре.
О каких темах писали Ильф и Петров, Кольцов и Нариньяни в своих фельетонах?
Ильф и Петров часто критиковали социальные неравенства, бюрократию и тупость людей в своих фельетонах. Кольцов писал о жизни работающего класса и скрытых проблемах общества. Нариньяни затрагивал политические вопросы и исторические события в своих произведениях.
Какие работы сатирической периодики и публицистики возникли в начале ХХ века в Советском Союзе?
В начале ХХ века в Советском Союзе появилось множество работ сатирической периодики и публицистики, такие как фельетоны М. Кольцова, С. Нариньяни, И. Ильфа и Е. Петрова.
Чем отличается сатирическая публицистика от обычной публицистики?
Сатирическая публицистика отличается тем, что в ней используются юмор и сатира для передачи информации и показа проблем с иронией и сарказмом. Таким образом, сатирическая публицистика визуально привлекает читателя и вызывает у него интерес к проблематике.
Какой жанр использовался для комической передачи информации в сатирической публицистике?
Фельетон был одним из основных жанров, используемых в сатирической публицистике советского времени. Он позволял передавать информацию с юмором и сарказмом, создавая комический эффект.
Какие авторы создали сатирические миниатюры и фельетоны?
И. Ильф и Е. Петров, М. Кольцов и С. Нариньян создали замечательные сатирические миниатюры и фельетоны, которые стали популярными в советской сатирической печати. Их работы были ярким примером того, как смешной подход можно использовать для передачи серьезных проблем и критики общества.
Какая тематика была освещена в сатирических миниатюрах и фельетонах И. Ильфа и Е Петрова, М. Кольцова, С. Нариньяни?
В сатирических миниатюрах и фельетонах указанных авторов были освещены различные темы, такие как повседневная жизнь советского общества, бюрократия, чиновничество, недостатки и противоречия в советской системе. Они использовали юмор и сатиру, чтобы показать проблемы общества и вызвать у читателей размышления.
Какие журналисты и писатели занимались созданием советской сатирической периодики и публицистики?
В зарождение и становление советской сатирической периодики и публицистики активно включались такие писатели и журналисты, как Михаил Кольцов, Сергей Нариньян и дуэт Ильфа и Петрова.
Какую специфику имела сатирическая публицистика в советском времени?
Сатирическая публицистика в советском времени была обусловлена целями и задачами коммунистической партии. Она главным образом была направлена на выявление и осмеяние недостатков и проблем в обществе, а также на пропаганду идеалов социализма и коммунизма.