Обучение первоклассников правилам речевого поведения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.08.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы обучения первоклассников речевому поведению речевого поведения
2. Задания и упражнения для обучения первоклассников правилам речевого поведения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Работа по обучению речевому поведению проводится в соответствии со следующей последовательностью:Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи использовали художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.Для обучения речевому поведению можно предложить следующие задания и упражнения (использованы разработки И.В. Мирошниченко, В.Дмитриевой, Е.В. Лаврентьевой,Т.А.Ладыженской):1) Прочитай смешное стихотворение С.Я. Маршака. Какие советы медведю подходят и для людей? Что ещё ты мог бы добавить? Медведя лет пяти-шестиУчили, как себя вести:- В гостях, медведь,Нельзя реветь,Нельзя грубить и чваниться,Знакомым надо кланяться,Снимать пред ними шляпу.Не наступать на лапу,И не ловить зубами блох,И не ходить на четырёх.Не надо чавкать и зевать,А кто зевает всласть,Тот должен лапой прикрыватьРазинутую пасть.Послушен будь, и вежлив будь,И уступай прохожим путь.И старых уважай.И бабушку-медведицуВ туман и гололедицуДо дома провожай.2) Продолжи пословицы о вежливой речи. 1. Ласковое слово - что весенний…2. Доброе слово человеку - как дождь в…3. Доброе слово и кошке…3) Какие из пословиц говорят о важности тона, темпа, громкости, мимики при обращении? Отметь их галочкой,То же слово, да не так бы молвить.Сказанного не воротишь, потерянного не найдёшь.За твоим языком не поспеешь босиком.Не кричи - гости на печи.Доброе молчание лучше пустого болтания.Слушай больше, говори меньше.Улыбка красит человека.4) Какие жесты невежливы или неуместны в данной ситуации?5) Придумай, где и когда молодую учительницу Марию Николаевну Болотниковуможно назвать:6) Этикетная задачкаВ выходной день девочка встретил свою учительницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривали с незнакомой женщиной.— Здравствуйте. Елена Леонидовна! — закричал девочка. Учительница ответила на приветствие девочки, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, ребята, почему? Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?7) Этикетная задачкаДевочка стоял на задней площадке автобуса и собирался выхолить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.— Витька, привет! — изо всех сил закричал она.— Где ты пропадал? Как дела?.. — Пассажиры в недоумении пожимали плечами,В чем ошибка девочки? Разве он невежливо поприветствовал друга?8) Какова задача обоих приятелей — сообщить сведения или развеселить? Подчеркни нужное.Повстречались под вечер два приятеля. Один другого и спрашивает:- Что сегодня делал?- Рукавицы искал.- Нашёл?- Нашёл.- Где ж они были?- Да за поясом. А ты куда шагаешь?- За семь вера.- Киселя хлебать?- Нет, комара искать.- Это которого ж комара?- Да того, который за нос меня укусить хочет.- Да он же при тебе!- Где это при мне?- Да на носу у тебя!9) Какие из высказываний успешные (просьбы выполняются)? Отметь их в квадратиках знаком +,- Папа, помоги мне, пожалуйста, найти материал о медведях.- Я устал, дочка. Завтра.- Мне очень нужно. Завтра у меня доклад в школе.- Хорошо. Сейчас пойдем поищем.- Бабуль, я иду на тренировку. Пришей мне сейчас пуговицу, пожалуйста.- Не могу сейчас, внучек. Иду на рынок. Сам пришей.- Эй вы! Как пройти к памятнику Пушкина? - Таким невежам нечего делать у этого памятника!10) Объявление. Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой. Верните щенка.По такому описанию щенка можно найти?Чего не хватает в объявлении?Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая).11) Вы пришли в библиотеку. Как и что вы будете делать по порядку, если не записаны?12) Ты звонишь другу. К телефону подходит его мама. Попроси, чтобы он пригласила к телефону его.13) Игра «Приятного аппетита»Доброе пожелание приятного аппетита сделает действительно приятным ваш завтрак, обед и ужин. А чтобы вы не забывали эту вежливую фразу, поиграйте с друзьями в игру, которая так и называется «Приятного аппетита».Группа ребят стоит по кругу, а в центре круга — водящий с мячом. Водящий бросает мяч любому из ребят, называя вкусные блюда (например, сахар, борщ, котлеты, торт и т. д.). Ребенок должен поймать мяч, сказав при этом заветную фразу: «приятного аппетита!». Затем этот же ребенок бросает мяч водящему, называя какое-то из блюд. Водящий, поймав мяч, желает в ответ «приятного аппетита».Если кто-то из играющих забыл произнести вежливую фразу, он выходит из игры.Эту же игру можно усложнить, добавляя к съедобным предметам несъедобные. В этом случае мяч нужно поймать, но при этом не произносить фразу «приятного аппетита».14) Игра «Вежливый трамвайчик»В игре участвует водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечиваетпассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календариков.Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.ЗаключениеПонятие «культура речи» обозначает, с одной стороны, степень соответствия речи литературным нормам. А с другой стороны, - раздел языковедческой науки, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования литературного языка как орудия культуры.Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет язык, и в то же время развивая в нем все ценное. Одна из задач обучения младших школьников формированию мыслей и состоит в том, чтобы научить их правильной речи, т. е. помочь быстрее овладеть нормами языка (иногда вопреки отрицательному влиянию речевой среды). Правильность речи – это основа речевой культуры, основа, которая позволяет беспредельно совершенствовать свое языковое мастерство, искусство слова. Но правильность – это лишь первое, самое элементарное требование, предъявляемое к формированию мысли. Реализуя замысел, каждый говорящий стремится как можно лучше учесть ситуацию общения. В зависимости от того, в какой мере это удается, можно говорить о большей или меньшей точности и выразительности его речи. Под точностью понимают наиболее полное соответствие языковых средств передаваемому содержанию, а под выразительностью – соответствие этих средств условиям общения.Как правило, таким качеством, как точность и выразительность, соответствует еще одно – богатство речи, предполагающее определенное разнообразие используемых средств языка. Названные качества речи: точность, богатство, выразительность – объединяются в более широкое понятие – “коммуникативная целесообразность”.В силу небольшого речевого опыта младшим школьникам, конечно, трудно самостоятельно овладеть речевым мастерством, поэтому так важно помочь им осмыслить все требования к речи и кропотливо учить при формулировании мыслей следить не только за правильностью, но и за точностью, разнообразием, выразительностью использования языковых средств.Культура речи, как уже говорилось, - это, прежде всего, умелое и эффективное использование его богатств: словарных, словообразовательных, грамматических, фонетических. Список литературыБельдиян В.М., Федяева Е.В. Культура русской речи. – М.: Академия, 2006. – 528с.Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 287с.БредермайерК. Искусство словесной атаки; под ред. И. Фатиева; пер. с нем. Е. Жевага. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 230с.Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М.: Русский язык, 1990. – 327с.Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448с.Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 374с.Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320с.Дмитриева В. Уроки вежливости для самых умных малышей. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008. – 32с.Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – М.: КРСУ, 2002. – 188с.Колесов В.В. Культура речи культура поведения. – СПб, 2003. – 263с.Лаврентьева Е.В. Занимательная риторика и этикет. – М., Олма-Пресс, 2001, 64с.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Ювентик в стране Риторике. – М., Ювента, 2007. – 36с.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 170с.Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. – 122с.Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/ Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. -240 с.Мирошниченко И.В. Беседы по картинкам Уроки вежливости. – М.: Сфера, 2007. – 33с.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе : кн. для учителя нач. кл. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ТОО “Гринго”, 1995. – 240сРамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.— М.: Просвещение, 1979. — 431с.Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа. – 2003. - №2. – с.10.

Список литературы
1.Бельдиян В.М., Федяева Е.В. Культура русской речи. – М.: Академия, 2006. – 528с.
2.Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 287с.
3.БредермайерК. Искусство словесной атаки; под ред. И. Фатиева; пер. с нем. Е. Жевага. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 230с.
4.Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М.: Русский язык, 1990. – 327с.
5.Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448с.
6.Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 374с.
7.Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320с.
8.Дмитриева В. Уроки вежливости для самых умных малышей. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008. – 32с.
9.Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – М.: КРСУ, 2002. – 188с.
10.Колесов В.В. Культура речи культура поведения. – СПб, 2003. – 263с.
11.Лаврентьева Е.В. Занимательная риторика и этикет. – М., Олма-Пресс, 2001, 64с.
12.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Ювентик в стране Риторике. – М., Ювента, 2007. – 36с.
13.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 170с.
14.Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. – 122с.
15.Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/ Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. -240 с.
16.Мирошниченко И.В. Беседы по картинкам Уроки вежливости. – М.: Сфера, 2007. – 33с.
17.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе : кн. для учителя нач. кл. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
18.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ТОО “Гринго”, 1995. – 240с
19.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.— М.: Просвещение, 1979. — 431с.
20.Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа. – 2003. - №2. – с.10.

Вопрос-ответ:

Зачем нужно обучение первоклассников правилам речевого поведения?

Обучение первоклассников правилам речевого поведения необходимо для формирования у них навыков грамотной и вежливой коммуникации. Это помогает развить у детей умение выражать свои мысли, слушать и услышать других, уважать собеседника и поддерживать дружескую атмосферу в классе.

Как проводится работа по обучению первоклассников правилам речевого поведения?

Работа по обучению речевому поведению проводится в соответствии с определенной последовательностью. На первом этапе дети воспринимают формулы речевого этикета через чтение художественной литературы и просмотр инсценировок. Затем следует выполнение заданий и упражнений, направленных на закрепление полученных навыков.

Какие задания и упражнения используются при обучении первоклассников правилам речевого поведения?

При обучении первоклассников правилам речевого поведения используются разнообразные задания и упражнения. Например, дети могут играть в ролевые ситуации, где им приходится применять правила вежливого общения. Они также могут составлять диалоги, где используются формулы речевого этикета, и повторять их вслух.

Какая литература используется при обучении первоклассников правилам речевого поведения?

В обучении первоклассников правилам речевого поведения используется художественная литература, которая содержит примеры грамотной и вежливой речи. Дети читают книги, где герои общаются по-дружески и используют выражения речевого этикета. Также могут быть использованы инсценировки и просмотр мультфильмов, где дети смогут наблюдать примеры правильного общения.

Какой уровень возрастной подготовки требуется для обучения первоклассников правилам речевого поведения?

Для обучения первоклассников правилам речевого поведения достаточно начальных навыков грамотного общения. Дети должны быть способны выражать свои мысли словами, слушать и понимать других, а также уважать собеседника. В том случае, если у некоторых детей уровень возрастной подготовки ниже указанного, им может потребоваться дополнительная помощь и поддержка педагога.

Какие теоретические основы лежат в основе обучения первоклассников правилам речевого поведения?

Обучение первоклассников правилам речевого поведения основывается на теоретических принципах развития коммуникативных навыков, включая овладение языком и социокультурным контекстом. Важными элементами являются также понимание речевого этикета, правил общения и воспитание культуры общения.

Что включает в себя работа по обучению первоклассников правилам речевого поведения?

Работа по обучению первоклассников правилам речевого поведения включает несколько этапов. Первый этап - восприятие формул речевого этикета через использование художественной литературы, просмотр инсценировок и посещение культурных мероприятий. Затем проводятся задания и упражнения для закрепления правил речевого поведения.

Какие виды заданий и упражнений используются для обучения первоклассников правилам речевого поведения?

Для обучения первоклассников правилам речевого поведения используются различные виды заданий и упражнений. Например, дети могут играть в ролевые ситуации, где им предлагается правильно вести себя и использовать определенные формулы речевого этикета. Также проводятся дискуссии и обсуждения на актуальные темы, где дети могут выражать свое мнение и учиться правильно слушать и отвечать.

Какую роль играет художественная литература в обучении первоклассников правилам речевого поведения?

Художественная литература играет важную роль в обучении первоклассников правилам речевого поведения. Через чтение книг и сказок дети могут узнавать о различных ситуациях общения и осознавать, как вести себя в разных ситуациях. Кроме того, художественная литература помогает развивать воображение, эмпатию и понимание социальных норм.

Какие теоретические основы используются при обучении первоклассников правилам речевого поведения?

При обучении первоклассников правилам речевого поведения используются теоретические основы, включающие восприятие формул речевого этикета, использование художественной литературы, просмотр инсценировок и посещение спектаклей.

Какие задания и упражнения используются при обучении первоклассников правилам речевого поведения?

При обучении первоклассников правилам речевого поведения используются различные задания и упражнения, которые направлены на развитие навыков правильной речи, такие как составление диалогов, ролевые игры, чтение и обсуждение текстов, игры на развитие логического мышления и т.д.