Автоматизированная информационная система
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 25.08.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Раздел 1. Обзор и анализ состояния вопроса информатизации образовательных учреждений
1.1 Анализ состояния развития и применения информационных систем образовательных учреждений
1.2 Основные направления информационной деятельности образовательного учреждения
Раздел 2. Разработка средств и методов информатизации выбранного образовательного учреждения
2.1 Требования к проектируемой системе
2.2 Анализ современных СУБД для решения поставленных задач
2.3 Анализ информационных процессов и построение инфологической модели БД
2.4 Создание схемы БД и заполнение таблиц
Раздел 3. Применение БД для создания ИС образовательного учреждения.
3.1 Разработка и построение необходимых форм запросов и отчетов к БД
3.2 Построение отчетов и использование разработанной БД для управления деятельностью образовательных учреждений
3.3 Руководство пользователя
3.4 Описание процедур системы
Выводы
Заключение
Список литературы
Запись добавляется в список исследовательских работ.
Рис. 3.11 – Добавление информации об исследовательской работе
Для удаления информации необходимо выбрать в списке «Исследовательская работа» запись и нажать кнопку «Удалить».
Для вкладки дисциплины, действия аналогичные.
Рис. 3.12 – Закрепление предмета за учителем
На вкладке «Предметы» содержится список дисциплин, список учителей. Для добавления дисциплины необходимо заполнить форму и нажать кнопку «Добавить». Запись появится в списке «Предметы».
Для удаления информации необходимо выбрать в списке запись и нажать кнопку «Удалить». При вводе количества должно вводиться целочисленное значение.
Для добавления связи «Учитель-Дисциплина» необходимо выбрать учителя и дисциплину в соответствующих списках и нажать на кнопку «Закрепить предмет за учителем».
Рис. 3.13 – Закрепление класса за учителем
На вкладке «Классы» содержится список классов, список преподавателей. Для добавления класса необходимо заполнить форму и нажать кнопку «Добавить». Запись появится в списке «Классы».
Для удаления информации необходимо выбрать в списке «Классы» запись и нажать кнопку «Удалить».
Для добавления связи «Учитель-Класс» необходимо выбрать учителя и класс в соответствующих списках и нажать на кнопку «Закрепить класс за преподавателем».
При необходимости можно вывести на печать отчеты о исследовательской работе, справку о учительском составе и список закрепленных предметов учителей.
Рис. 3.14 – Отчет об исследовательской работе
Рис. 3.15 – Справка о преподавательском составе
Рис. 3.16 – Список закрепленных предметов
3.2. Построение отчетов и использование разработанной БД для управления деятельностью образовательных учреждений
Выходными документами являются отчет об исследовательской работе школы, справка об учительском составе и список закрепленных предметов, форма выходных документов приведены на рис. 3.17-3.19.
Рис. 3.17 – Отчет об исследовательской работе
Рис. 3.18 – Справка о преподавательском составе
Рис. 3.19 – Список закрепленных предметов
3.3 Руководство пользователя
Копируем файл kafedra.db в корень диска C:\
Устанавливаем SQL Anywhere 5.0
Создаем источник данных
Рис. 3.20 – Выбор меню «Администрирование»
Рис. 3.21 – Выбор меню «Источники данных»
Рис. 3.22 – Добавление источника данных
Нажимаем кнопку «Добавить…»
Рис. 3.23 – Выбор драйвера
Выбираем драйвер SQL Anywhere
Рис. 3.24 – Настройка источника данных
Выбираем файл БД нажатием кнопки Выбрать… (Browse…)
Выбираем файл БД – kafedra.db в корне диска C:\
Рис. 3.25 – Список закрепленных предметов
User ID: DBA
Password: SQL
3.4 Описание процедур системы
Рассмотрим основные процедуры системы.
Процедура активирует первую вкладку окна при запуске программы
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
suiPageControl1.ActivePageIndex:=0;
end;
Процедура добавления информации об учителе
procedure TForm1.suiButton1Click(Sender: TObject);
begin
try
t_prep.Append;
t_prep.FieldByName('tab_nom').AsInteger:=strtoint(suiEdit11.text);
t_prep.FieldByName('data_pov').AsString:=suiEdit3.text;
t_prep.FieldByName('data_rogd').AsString:=suiEdit2.text;
t_prep.FieldByName('dolgn').AsString:=suiComboBox1.text;
t_prep.FieldByName('zvan').AsString:=suiComboBox3.text;
t_prep.FieldByName('stepen').AsString:=suiComboBox2.text;
t_prep.FieldByName('fio').AsString:=suiEdit1.text;
t_prep.FieldByName('nagruzka').AsInteger:=0;
t_prep.Post;
Except
MessageDlg('Ошибка ввода данных!',mtInformation,[mbYes],0);
end;
end;
Процедура изменения информации об учителе
procedure TForm1.suiButton2Click(Sender: TObject);
begin
try
t_prep.Edit;
t_prep.FieldByName('tab_nom').AsInteger:=strtoint(suiEdit11.text);
t_prep.FieldByName('data_pov').AsString:=suiEdit3.text;
t_prep.FieldByName('data_rogd').AsString:=suiEdit2.text;
t_prep.FieldByName('dolgn').AsString:=suiComboBox1.text;
t_prep.FieldByName('zvan').AsString:=suiComboBox3.text;
t_prep.FieldByName('stepen').AsString:=suiComboBox2.text;
t_prep.FieldByName('fio').AsString:=suiEdit1.text;
t_prep.Post;
Except
MessageDlg('Ошибка ввода данных!',mtInformation,[mbYes],0);
end;
end;
Процедура удаления информации об учителе
procedure TForm1.suiButton3Click(Sender: TObject);
begin
t_prep.Delete;
end;
Процедура заполнения формы учителя при выборе из списка
procedure TForm1.suiDBGrid1CellClick(Column: TColumn);
begin
suiEdit11.text:=t_prep.FieldValues['tab_nom'];
suiEdit3.text:=t_prep.FieldValues['data_pov'];
suiEdit2.text:=t_prep.FieldValues['data_rogd'];
suiComboBox1.text:=t_prep.FieldValues['dolgn'];
suiComboBox3.text:=t_prep.FieldValues['zvan'];
suiComboBox2.text:=t_prep.FieldValues['stepen'];
suiEdit1.text:=t_prep.FieldValues['fio'];
end;
Процедура добавления предмета
procedure TForm1.suiButton7Click(Sender: TObject);
begin
try
t_sp_disc.Append;
t_sp_disc.FieldByName('kod_disc').AsInteger:=strtoint(suiEdit6.text);
t_sp_disc.FieldByName('disc').AsString:=suiEdit7.text;
t_sp_disc.FieldByName('kol_chas').AsInteger:=strtoint(suiEdit12.text);
t_sp_disc.Post;
Except
MessageDlg('Ошибка ввода данных!',mtInformation,[mbYes],0);
end;
end;
Процедура удаления объекта
procedure TForm1.suiButton8Click(Sender: TObject);
begin
t_sp_disc.Delete;
end;
Процедура удаления учебного класса
procedure TForm1.suiButton10Click(Sender: TObject);
begin
t_sp_grup.Delete;
end;
Процедура добавления информации об учебном классе
procedure TForm1.suiButton11Click(Sender: TObject);
begin
t_grup.Append;
t_grup.FieldByName('nom_grup').AsString:=t_sp_grup.FieldValues['nom_grup'];
t_grup.FieldByName('tab_nom').AsInteger:=t_prep.FieldValues['tab_nom'];
t_grup.Post;
end;
Процедура добавления дисциплины и нагрузки
procedure TForm1.suiButton12Click(Sender: TObject);
begin
t_disc.Append;
t_disc.FieldByName('kod_disc').AsInteger:=t_sp_disc.FieldValues['kod_disc'];
t_disc.FieldByName('tab_nom').AsInteger:=t_prep.FieldValues['tab_nom'];
t_disc.FieldByName('disc').AsString:=t_sp_disc.FieldValues['disc'];
t_disc.FieldByName('kol_chas').AsString:=t_sp_disc.FieldValues['kol_chas'];
t_disc.Post;
t_prep.edit;
t_prep.FieldByName('nagruzka').AsInteger:=t_prep.FieldValues['nagruzka']+t_sp_disc.FieldValues['kol_chas'];
t_prep.Post;
end;
Процедура вызова отчета 1
procedure TForm1.suiButton14Click(Sender: TObject);
begin
frxReport1.ShowReport;
end;
Процедура вызова отчета 2
procedure TForm1.suiButton13Click(Sender: TObject);
begin
frxReport2.ShowReport;
end;
Процедура фильтрации учебных классов преподавателя
procedure TForm1.suiDBGrid8CellClick(Column: TColumn);
begin
t_grup.Filtered:=false;
t_grup.Filter:='tab_nom='+inttostr(t_prep.FieldValues['tab_nom']);
t_grup.Filtered:=true;
end;
Процедура вызова отчета 3
procedure TForm1.suiButton15Click(Sender: TObject);
begin
frxReport3.ShowReport;
end;
Процедура удаления предмета
procedure TForm1.suiButton4Click(Sender: TObject);
begin
t_disc.Delete;
end;
Процедура удаления учебного класса
procedure TForm1.suiButton5Click(Sender: TObject);
begin
t_grup.Delete;
end;
Выводы
В данной главе описан алгоритм работы системы, описана программная реализация системы.
Описан перечень входных форм, описан контрольный пример работы системы.
Также описаны выходные отчеты.
Заключение
Цель научно-исследовательской работы – повышение эффективности организации учебного процесса общеобразовательной школы путем разработки программного модуля ИС «Табель».
Объектом исследования выступает процесс обеспечения учебной работы.
Предмет исследования – применение информационных систем для обеспечения учебной работы общеобразовательной школы.
В первой главе пояснительной записки дается описание предметной области и обоснование необходимости автоматизации процесса:
Описаны существующие системы автоматизации учебных учреждений;
Описание процесса обеспечения учебной работы.
Во второй главе осуществлен выбор СУБД. В качестве СУБД принято решение использовать SQLAnywhere 5.0.
Создана структура информационного фонда системы и сгенерирован SQL-код системы.
Третья глава посвящена описанию программной реализации ИС «Табель», в ней даются:
сценарий работы пользователя в программе;
описан алгоритм работы программы;
описан контрольный пример работы программы;
Описан перечень электронных форм ввода и выходных печатных отчетов.
Таким образом, ИС «Табель»полностью реализует процесс обеспечения учебной работы. Внедрение ИС «Табель» позволит автоматизировать рутинные функции сотрудника учебного отдела по ведению БД.
Список литературы
Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
Интернет – маркетинг: Учебник. Успенский И.В. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.
Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Шафер Д.Ф., Фартрел Т., Шафер Л.И. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2004.
Марка Д. А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования SADT.
Проектирование экономических информационных систем: учеб. / под ред. Ю. Ф. Тельнова. М., 2005
Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮИНИТИ, 2006
Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1). М., 2003
Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2005
Маклаков С.В. BPwin и Erwin. CASE-средства разработки информационных систем. — М.: ДИАЛОГ–МИФИ, 2000
Фаулер М. UML в кратком изложении: применение стандартного языка объектного моделирования: пер. с англ. / М. Фаулер, К. Скотт. М., 2001
Фаулер М. UML – основы. Руководство по стандартному языку объектного моделирования.: Пер. с англ. – СПб.: Символ, 2006
Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий (подходы, методы, средства) // М.: СИНТЕГ, 1997
Петров Ю.А., Шлимович Е.Л., Ирюпин Ю.В. Комплексная автоматизация управления предприятием: Информационные технологии - теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2001
Хомоненко А.Д. и др. Базы данных: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Д. Хомоненко. — СПб.: КОРОНА принт, 2004 — 736 с.
Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. — М.: Финансы и статистика, 2002 — 512 с.
Смирнов И.Н. и др. Основные СУБД. – М.: Наука, 1999 – 320 с.
ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы»;
ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».
21
2.Интернет – маркетинг: Учебник. Успенский И.В. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.
3.Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4.Шафер Д.Ф., Фартрел Т., Шафер Л.И. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2004.
5.Марка Д. А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования SADT.
6.Проектирование экономических информационных систем: учеб. / под ред. Ю. Ф. Тельнова. М., 2005
7.Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮИНИТИ, 2006
8.Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1). М., 2003
9.Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2005
10.Маклаков С.В. BPwin и Erwin. CASE-средства разработки информационных систем. — М.: ДИАЛОГ–МИФИ, 2000
11.Фаулер М. UML в кратком изложении: применение стандартного языка объектного моделирования: пер. с англ. / М. Фаулер, К. Скотт. М., 2001
12.Фаулер М. UML – основы. Руководство по стандартному языку объектного моделирования.: Пер. с англ. – СПб.: Символ, 2006
13.Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий (подходы, методы, средства) // М.: СИНТЕГ, 1997
14.Петров Ю.А., Шлимович Е.Л., Ирюпин Ю.В. Комплексная автоматизация управления предприятием: Информационные технологии - теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2001
15.Хомоненко А.Д. и др. Базы данных: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Д. Хомоненко. — СПб.: КОРОНА принт, 2004 — 736 с.
16.Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. — М.: Финансы и статистика, 2002 — 512 с.
17.Смирнов И.Н. и др. Основные СУБД. – М.: Наука, 1999 – 320 с.
18.ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы»;
19.ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».
Вопрос-ответ:
Какие основные направления информационной деятельности образовательного учреждения?
Основные направления информационной деятельности образовательного учреждения включают в себя автоматизацию учета и анализа данных, организацию электронного документооборота, создание и развитие образовательных онлайн-платформ.
Какие требования следует учесть при разработке автоматизированной информационной системы для образовательного учреждения?
При разработке автоматизированной информационной системы для образовательного учреждения следует учитывать требования к безопасности данных, удобству использования для пользователей, возможность интеграции с другими системами и наличие гибких настроек для адаптации к специфике работы учреждения.
Какие современные СУБД можно использовать для решения поставленных задач информатизации образовательного учреждения?
Для решения поставленных задач информатизации образовательного учреждения можно использовать современные СУБД, такие как Oracle Database, Microsoft SQL Server, MySQL, PostgreSQL. Каждая из них обладает своими особенностями и преимуществами, поэтому выбор конкретной СУБД зависит от требований и потребностей конкретного учреждения.
Какие требования должны быть учтены при проектировании автоматизированной информационной системы для образовательного учреждения?
При проектировании автоматизированной информационной системы для образовательного учреждения необходимо учесть требования к функциональности системы, ее масштабируемости и производительности, наличию защиты данных, интеграции с другими системами, а также удобству использования для пользователей.
Какие проблемы могут возникнуть при разработке автоматизированной информационной системы для образовательного учреждения?
При разработке автоматизированной информационной системы для образовательного учреждения могут возникнуть проблемы с определением требований и потребностей пользователей, с выбором подходящих технологий и инструментов, с обеспечением безопасности данных, а также с интеграцией системы с другими уже используемыми в учреждении.
Зачем нужна автоматизированная информационная система для образовательных учреждений?
Автоматизированная информационная система (АИС) позволяет эффективно управлять всеми процессами в образовательном учреждении, включая учет студентов, расписания занятий, управление кадрами, финансовое планирование и многое другое. Она помогает сократить рутинную работу, увеличить прозрачность и эффективность работы школы.
Какие основные направления информационной деятельности есть в образовательном учреждении?
Основные направления информационной деятельности в образовательном учреждении включают в себя: автоматизацию учета студентов и персонала, создание электронных образовательных ресурсов, разработку электронных журналов и систем электронной почты, организацию дистанционного обучения и многое другое. Целью всех этих направлений является повышение качества образовательного процесса и улучшение коммуникации между участниками образовательного процесса.
Какие требования предъявляются к проектируемой системе автоматизации образовательного учреждения?
К проектируемой системе автоматизации образовательного учреждения предъявляются следующие требования: надежность и безопасность данных, удобство использования и навигации, высокая скорость работы системы, масштабируемость, возможность интеграции с другими информационными системами. Также важно учитывать специфические потребности каждого образовательного учреждения и адаптировать систему под них.
Какая роль современных СУБД играет в информатизации образовательных учреждений?
Современные системы управления базами данных (СУБД) являются важным инструментом для информатизации образовательных учреждений. Они позволяют хранить и обрабатывать большие объемы данных об учащихся, работниках учебного заведения, расписаниях и многое другое. Современные СУБД обладают высокой производительностью, масштабируемостью и безопасностью данных, что позволяет учреждениям эффективно управлять информацией и обеспечивать ее доступность в нужный момент.