Демографическая и эмиграционная политика в Санкт-Петербурге

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Демография
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 28.05.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Социально-демографические характеристики жителей Санкт-Петербурга
Глава 2.Особенности положения трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге
Глава 3. Миграционные потоки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В 1-м полугодии 2011 года в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось 83 иностранных гражданина, ищущих убежище в Российской Федерации. Предоставлен статус – 22 вынужденным мигрантам, отказано в предоставлении статуса – 47, снято с учета – 73, продлен статус 98, из них: беженца – 31; временное убежище –67.Основная часть выбывших (14594 чел., или 96,6°%) из Санкт-Петербурга на постоянное место жительства также направилась в другие регионы России.Количество зарегистрированных браков с иностранными гражданами в Санкт-Петербурге в 2010г. возросло. По итогам девяти месяцев 2010г. практически каждый десятый брак в Санкт-Петербурге регистрировался с иностранными гражданами. Таблица 3.Сведения, характеризующие брачное состояние иностранных граждан(По данным Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга от 30.09 2010г.)№Наименование показателяЕдиницаПо состоянию на:измерения01.04.201001.07.201001.10.20101.Количество зарегистрированных браков с иностранными гражданами в Санкт-Петербургеслучаев802188931512.Количество зарегистрированных разводов с иностранными гражданами в Санкт-Петербургеслучаев1132063163.Число зарегистрированных на территории Российской Федерации рождений иностранных граждан или иных лиц, не приобретающих на момент рождения гражданство Российской Федерации в Санкт-Петербургечел3036991159Число зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга рождений иностранных граждан или иных лиц, не приобретающих на момент рождения гражданство Российской Федерации в Санкт-Петербурге в 2010г. также растёт. В среднем ежедневно в Санкт-Петербурге регистрируется четыре рождения иностранных граждан. Пока это составляет 2,8% от регистрируемых рождений граждан РФ (за девять месяцев родилось 41523 человек), проживающих в Санкт-Петербурге.Численность детей, не являющихся гражданами РФ (временная регистрация), посещающих дошкольные образовательные учреждения по направлению от администрации района по итогам первого полугодия 2010г.Все последнее десятилетие, как и в прежние годы среди мигрантов, прибывающих в Санкт-Петербург на постоянное место жительства из стран СНГ и Балтии, преобладали русские. Прямые и обратные потоки формировались также из населения, титульного для государств нового зарубежья, а также из других народов, населявших бывший Советский Союз. В наибольшей мере пополнили население города выходцы из Казахстана, Средней Азии и Закавказья. Хотя постоянный миграционный приток из государств нового зарубежья, нивелировал неблагоприятную динамику населения, но он не смог радикально оздоровить демографическую ситуацию в Санкт-Петербурге. Однако, важным преимуществом было то, что она привнесла в город, главным образом, родственное в социально-культурном отношении население, знающее русский язык. Существенным для формирования населения города является этнический принцип, общественное мнение приветствует переезд в Санкт-Петербург соотечественников из-за рубежа. В целом положение соотечественников за рубежом, в последние годы меняется незначительно. Там, где наблюдается экономический рост страны, улучшается и материальное положение соотечественников, как это происходит в Казахстане. В то же время попытка выхода из пространства русского языка и культуры вызывает рост миграционных настроений среди русских в Казахстане, Узбекистане, Украине.Оценка миграционного потенциала, как возможной к иммиграции численности населения, должна исходить из географической направленности миграционных потоков и предпочтительного отношения к составу мигрантов страны вселения.По данным специалистов международной сети интернет-рекрутеров The Network, полученным в ходе опроса 66 тыс. человек в 35 странах мира, около 7% иностранцев хотят работать в России. Чаще об этом заявляли в Финляндии (36%), Латвии (20%), на Украине (17%).Главная причина, по которой иностранцы стремятся работать в России, — высокие зарплаты, в этом уверены 70% желающих. Кроме того, 58% надеются на быстрый карьерный рост, 49% рассчитывают на благоприятный климат в коллективе, 48% — на интересные задачи, а 32% — на возможность дополнительного обучения.По оценкам специалистов Министерства иностранных дел РФ общий миграционный потенциал миграции граждан русской национальности может составить не более 3-4 млн человек, а в ежегодном исчислении это может составить примерно 350-400 тыс. человек. В Санкт-Петербург из ближнего и дальнего зарубежья в последние годы прибывает на постоянное место жительства в среднем до 10 тыс. человек ежегодно. Таким образом, несмотря на привлекательность региона, его как цель для вселения использует потенциально лишь 3% зарубежных мигрантов-соотечественников. Без особой программы по адаптации, переселению и интеграции в общество Санкт-Петербурга мигрантов-соотечественников, изменить существующую ситуацию вряд ли возможно.По данным Пограничного управления ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области за десять месяцев 2010 года выросло абсолютное число въехавших и выехавших из региона. На въезде в регион через пункты пропуска (Пулково, Морпорт) получено 1144428 миграционных карт (увеличение на 15,6% в сравнении с соответствующим периодом 2009г.), и 1085971 карта на выезде из региона (возрастание соответственно на 9,1 %). Это показывает рост внешних миграционных потоков и свидетельствует о привлекательности региона, как в туристической сфере, так и в сфере деловой активности.Возможности УФМС в плане своевременного рассмотрения ходатайств и заявлений ограничены из-за отсутствия центра временного размещения иностранных граждан на период рассмотрения их дел.Центр временного размещения вынужденных переселенцев – учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории РФ.Центр временного размещения иммигрантов – учреждение, предназначенное для приема территориальным органом ФМС, проведения процедуры определения правового статуса иностранцев, ищущих убежища, и организации их временного проживания.Предоставление временного убежища не решает проблем лиц, получивших такое убежище, т.к. нет программы работы с этой категорией иммигрантов, не установлен необходимый контроль за этой категорией на территории региона и т.п.Отелом по вопросам беженцев проводится процедура дактилоскопирования, данные вносятся в базу «Папилон», создана информационная база отпечатков пальцев, фототека лиц, обратившихся за предоставлением убежища.Процедура признания беженцем довольно длительный процесс. Это комплекс мероприятий по проверке соответствия лица, ходатайствующего о признании беженцем, критериям, определяющим понятие «беженец». Законом установлен срок рассмотрения ходатайства по существу от трех до шести месяцев. Анализ применения действующей редакции ФЗ «О беженцах» приводит к заключению о необходимости упрощения процедуры рассмотрения ходатайства о признании беженцем, вследствие чего период пребывания иностранца на территории Российской Федерации с учетом процедуры обжалования отрицательного решения, сократится и, следовательно, уменьшатся связанные с этим расходы из федерального бюджета.В то же время, говоря об упрощении процедуры признания беженцем, не следует забывать о необходимости жестких мер направленных на пресечение незаконной иммиграции на территорию Российской Федерации, путем злоупотребления иностранными гражданами правом на убежище.Не следует забывать и того факта, что расселение беженцев на территории России происходит неравномерно. Необдуманная политика по расселению беженцев на территории России может породить дополнительные проблемы в соответствующих регионах.ЗаключениеПрошедший период 2011 года характеризуется следующими миграционными изменениями и особенностями:влияние миграции на демографическую ситуацию в Санкт-Петербурге за десять месяцев оценивается как стабильно позитивное;миграционный приток населения можно определить как интенсивный;миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль населения;три четверти, от общего потока иностранных граждан, прибыли в Санкт-Петербург с туристическими целями;численность мигрантов, прибывших в Санкт-Петербург на постоянное место жительства, растёт. Девять из десяти мигрантов прибыли в Санкт-Петербург на постоянное место жительства из российских регионов;существенного значения рост числа видов на жительство и числа разрешений на временное проживание для иностранных граждан в общем миграционном приросте пока не имеет;число учтённых иностранных работников сократилось. Прибывшие для работы в городе немного преобладают над выбывшими. Уменьшилась доля иностранных работников из стран с визовым режимом. Половина прибывших планирует работать в течение ближайшего года.Список использованной литературыО беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. №4528-1 (в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 № 95-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ)О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. №4530-1 (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)О внесении изменений в Федеральный Закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и «О признании утратившими силу отдельных положений Федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”: Закон РФ от 18.07.2006 N110-ФЗО мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 683Положение о Федеральной миграционной службе: Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928 Постановление Правительства от 23 марта 1996 г. "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональной политики в Российской Федерации" // Российская газета. 1996. 9 апреля; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции"; Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими и находящимися в Российской Федерации в поисках убежища, определение их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 21. Ст. 2385.Аналитический отчет состояния миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за первое полугодие 2007 года. Подготовлен организационно-аналитическим отделом УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Аналитический отчет состояния миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2006 год. Подготовлен организационно-аналитическим отделом УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ваховская К. А. Специфика миграционных процессов современной России // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2009. № 1. - Чебоксары. - С. 170-183 - 1,3 п.л.Ваховская К.А. Виды трудовой миграции// Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей: X науч.-практ. конф. студ. и асп. СПбГИЭУ, 17-18 апреля 2007 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2007.- С. 4849 - 0,3 п. л.Красинец Е.С. Внешняя трудовая миграция в Россию// Миграция населения. Вып.2: Трудовая миграция в России. М., 2001. - с. 97107.Концепция западной теории международной трудовой миграции// Сборник научных материалов «Актуальные проблемы развития мирохозяйственных связей» - СПб.: МБИ, 2009Модернизация экономики: проблемы и перспективы: материалы международной конференции, посвященной 70-летию со дня основания Экономического факультета СПбГУ. 14-15 октября. Секции 1-6. –СПб.: ЭФ СПбГУ, 2010Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1999 году. // Статистический бюллетень. -СПб.: Петростат, 2000. Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2001 году. // Статистический бюллетень. -СПб.: Петростат, 2002. Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 году. // Статистический бюллетень. -СПб.: Петростат, 2008. Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2010 году. // Статистический бюллетень. -СПб.: Петростат, 2011. Чистякова Н.Е. Миграционные связи Санкт-Петербурга со странами Балтии // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы / Под ред. Ж.А. Зайончковской. М., 1999. Экспорт рабочей силы из России и трудоустройство российских граждан за рубежом//Научно-практический журнал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии», №2, 2009

1.О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. №4528-1 (в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 № 95-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ)
2.О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. №4530-1 (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)
3.О внесении изменений в Федеральный Закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и «О признании утратившими силу отдельных положений Федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”: Закон РФ от 18.07.2006 N110-ФЗ
4.О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637
5.О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681
6.Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 683
7.Положение о Федеральной миграционной службе: Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928
8.Постановление Правительства от 23 марта 1996 г. "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональной политики в Российской Федерации" // Российская газета. 1996. 9 апреля; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции"; Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими и находящимися в Российской Федерации в поисках убежища, определение их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 21. Ст. 2385.
9.Аналитический отчет состояния миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за первое полугодие 2007 года. Подготовлен организационно-аналитическим отделом УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
10.Аналитический отчет состояния миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2006 год. Подготовлен организационно-аналитическим отделом УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
11.Ваховская К. А. Специфика миграционных процессов современной России // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2009. № 1. - Чебоксары. - С. 170-183 - 1,3 п.л.
12.Ваховская К.А. Виды трудовой миграции// Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей: X науч.-практ. конф. студ. и асп. СПбГИЭУ, 17-18 апреля 2007 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2007.- С. 48¬49 - 0,3 п. л.
13.Красинец Е.С. Внешняя трудовая миграция в Россию// Миграция населения. Вып.2: Трудовая миграция в России. М., 2001. - с. 97107.
14.Концепция западной теории международной трудовой миграции// Сборник научных материалов «Актуальные проблемы развития мирохозяйственных связей» - СПб.: МБИ, 2009
15.Модернизация экономики: проблемы и перспективы: материалы международной конференции, посвященной 70-летию со дня основания Экономического факультета СПбГУ. 14-15 октября. Секции 1-6. –СПб.: ЭФ СПбГУ, 2010
16.Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1999 году. // Статистический бюллетень. -СПб.: Петростат, 2000.
17.Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2001 году. // Статистический бюллетень. -СПб.: Петростат, 2002.
18.Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 году. // Статистический бюллетень. -СПб.: Петростат, 2008.
19.Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2010 году. // Статистический бюллетень. -СПб.: Петростат, 2011.
20.Чистякова Н.Е. Миграционные связи Санкт-Петербурга со странами Балтии // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы / Под ред. Ж.А. Зайончковской. М., 1999.
21.Экспорт рабочей силы из России и трудоустройство российских граждан за рубежом//Научно-практический журнал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии», №2, 2009

Вопрос-ответ:

Какие социально-демографические характеристики имеют жители Санкт-Петербурга?

В Санкт-Петербурге проживает около 5 миллионов человек. Преобладающая часть населения составляет работоспособный возраст от 18 до 60 лет. Также город имеет высокую ожидаемую продолжительность жизни - около 76 лет для мужчин и 82 лет для женщин. Отмечается небольшой прирост естественного прироста населения.

Каково положение трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге?

Трудовые мигранты в Санкт-Петербурге имеют нестабильное положение. Они часто оказываются на низкооплачиваемых рабочих местах с неблагоприятными условиями труда. Большинство мигрантов работают в сфере строительства, торговли и сфере услуг. Они сталкиваются с проблемами в получении легального статуса и социальной защиты.

Какие миграционные потоки наблюдаются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области?

В 1-м полугодии 2011 года в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось 83 иностранных гражданина, ищущих убежище в Российской Федерации. Из них статус предоставлен 22 вынужденным мигрантам, а отказано в предоставлении 61 человеку. Таким образом, миграционные потоки в регионе являются значительными, но регулируются с помощью законодательства и процедур у ФМС.

Какие социально-демографические характеристики присущи жителям Санкт-Петербурга?

Санкт-Петербург обладает разнообразной демографической структурой, где население состоит как из молодых людей, так и из пожилых людей. По данным исследований, средний возраст жителей города составляет около 41 года. Большая часть населения - это женщины. В городе также наблюдается положительная естественная прирост населения.

Какая эмиграционная политика проводится в Санкт-Петербурге?

Санкт-Петербург активно разрабатывает и проводит эмиграционную политику, направленную на привлечение высококвалифицированных специалистов и инвесторов в город. В рамках этой политики разрабатываются программы поддержки иностранных предпринимателей, а также упрощаются процедуры получения разрешения на работу для иностранных работников.

Каково положение трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге?

Трудовые мигранты играют значительную роль в экономике Санкт-Петербурга. Они часто работают в сферах строительства, гостиничного бизнеса, сферы услуг и других отраслях. Однако они сталкиваются с рядом проблем, таких как низкая оплата труда, незаконное использование рабочей силы и ограничения на получение социальных льгот. Власти Санкт-Петербурга предпринимают меры для защиты прав трудовых мигрантов и регулирования их пребывания в городе.

Какие миграционные потоки наблюдаются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области?

В первом полугодии 2011 года в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось 83 иностранных гражданина, ищущих убежище в Российской Федерации. Из них 22 получили статус вынужденных мигрантов. Однако точные данные о миграционных потоках в городе и области не приведены в статье. Можно предположить, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области наблюдается некоторый поток мигрантов, как из других регионов России, так и из-за рубежа.

Какие социально-демографические характеристики имеют жители Санкт-Петербурга?

В Санкт-Петербурге проживает около 5 миллионов человек. Средний возраст жителей составляет около 40 лет. В городе преобладает женское население. Также отмечается высокий уровень образования среди жителей Петербурга.

Какое положение имеют трудовые мигранты в Санкт-Петербурге?

Трудовые мигранты в Санкт-Петербурге часто сталкиваются с низкими заработными платами, неофициальным трудоустройством и нарушением трудовых прав. Они часто работают в сфере строительства, сфере услуг и сельском хозяйстве. Однако, последние годы видны усилия в улучшении положения трудовых мигрантов и защите их прав.

Каковы миграционные потоки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области?

В 2011 году в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось 83 иностранных гражданина, ищущих убежище в Российской Федерации. Из них, 22 человекам был предоставлен статус вынужденных мигрантов, а остальным было отказано в предоставлении статуса убежища. Это свидетельствует о наличии миграционных потоков в регионе, но также о жесткости правил и процедур в отношении убеженцев.

Какова демографическая и эмиграционная политика в Санкт-Петербурге?

Демографическая политика в Санкт-Петербурге включает в себя меры по поддержке семей и рождаемости, развитию детских учреждений и образования, формированию здорового образа жизни и т.д. Эмиграционная политика направлена на контроль и регулирование миграционных процессов, защиту прав мигрантов и предоставление убежища тем, кто нуждается в нем.