Патохарактерологическое формирование личности при деформирующем воспитании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 32 32 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 31.05.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ влияния особенностей детско-родительских отношение на личность ребенка
1.1 Семья как социальный институт
1.2 Особенности взаимоотношений детей и родителей
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи деформированного воспитания и формирования патологических свойств личности ребенка с ЗПР
2.1 Диагностический аппарат исследования
2.2 Характеристика эмпирической выборки и особенности проыедения исследования
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Но можно предположить, что в определенных ситуациях может обнаружится выраженность той или иной черты личности, что, исходя из анализа профиля личности мальчиков и девочек, могут обуславливать формирование асоциального поведения ребенка.
Следующим этапом рассмотрим присутствуют ли акцентуированные черты личности у обследуемых.

Рисунок №4. Выраженность различных типов акцентуаций у обследуемых детей

Итак, как иллюстрируют гистограммы, представленные на рисунке №4, у детей обследуемой выборки не наблюдается ярко выраженных акцентуаций личности. Но в тоже время есть вероятность формирования гипертимных и тревожных типов акцентуаций, показатели которых варьируются на границе с нормативными.
В тоже время, необходимо отметить, что у двух детей диагностика выявила сложившийся тип акцентуаций: у Платонова Г. Акцентуация гипертимного типа, а у Азотовой А. акцентуация тревожного типа.

В таблице №1 отображены номера позиций на рисунке, с которыми обследуемые интерпретировали себя во время проведения методики «Дерево».

Таблица №1. Результаты методики «Дерево»
ФИ Я-реальное Я-идеальное Чепиков Коля 6 10 Скашина Ирина 15 10 Изотова Алина 8 13 Платонов Гоша 1 12
Анализируя полученные результаты можно отметить следующее: Чепиков Коля иллюстрирует установку на преодоление препятствий. Что свидетельствует о социальной дезадаптации ребенка, в то время как в идеале он мечтает о комфортном состоянии для себя, нормальной социальной адаптации.
Скашина Ирина чувствует себя социально адаптированной, ей достаточно комфортно в том состоянии, в котором она пребывает в настоящее время. Интересным является тот факт, что обе выбранные ею позиции отражают нормальную адаптацию ребенка. Исходя из этого можно предположить о высокой адаптированности данного ребенка: он способен адаптироваться к той ситуации, в которой находится, но вместе с этим мечтает о других отношениях, о чем то более лучше.
Анализируя выбор Изотовой Алины, можно отметить, что девочка иллюстрирует отсутствие интереса к учебной деятельности – ей не интересно в школе, ей хочется побыть одной. Стремление к одиночеству, замкнутости она иллюстрирует в качестве идеального состояния. Необходимо отметить, что именно у данного ребенка диагностирован тревожный тип акцентуации, которая находится в сформированной стадии, что и обуславливают результаты данной диагностики.
Платонов Гоша иллюстрирует установку на преодоление препятствий в настоящее время. Ребенок указывает на то, что ему не хватает поддержки, общения. Излишняя подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими – свойства, которые присущи гипертимному типу акцентуации личности (что подтвердила диагностика) и которые отдалкивают детей от этого ребенка. Поэтому он испытывает недостаток общения и ищет поддержки у окружающих.

Рисунок №5. Исследование школьной тревожности в эмпирической выборке

Как иллюстрирует гистограммы на рисунке №5, у детей, составляющих эмпирическую выборку, не выявлены признаки школьной тревожности. Они прекрасно адаптированы к школе, не испытывают стресса, взаимоотношения с учителями не тревожат их, как и сам учебный процесс.
На следующем этапе эмпирического исследования рассмотрим результаты методики Рисунок несуществующего животного.
Итак, анализируя положение рисунков, необходимо отметить, что они все располагаются по середине, что свидетельствуют об адекватной самооценке детей эмпирической выборки. Голова животного на всех рисунках повернута вправо, что свидетельствует о способности и стремлении обследуемых детей достигать поставленных целей.
У всех животных прорисованы органы чувств. Хотелось бы отметить, что тщательная прорисовка глаз свидетельствует о тревожности детей. На рисунке Скалиной Ирины четко прорисованы как глаза, так и ресницы, а также тщательная прорисовка деталей, украшения - что свидетельствует о том, что подросток придает внешнему виду особое значение.
Рисунок Изотовой Алины содержит три животных. При этом характер всех трех животных разных – с одной стороны это милое улыбчивое создание, с тщательной прорисовкой всех органов чувств. Большие уши свидетельствует о заинтересованности подростком в информации, имеющей отношение к ней, тщательно прорисованные глаза свидетельствует о тревожном состоянии подростка. Несмотря на милую мордочку животного, оно обладает острыми крыльями, что свидетельствует о защитной реакции подростка. Второе животное – агрессивное, с прорисованными зубами, что свидетельствует и вербальной агрессии как защитном механизме. Третье животное также обладает иголками, что также свидетельствует о страхах и поиске защиты от них.
Характеризуя общую энергетику рисунков, то только рисунок Алины вызывает положительные эмоции. В остальных случаях животные представляют собой хищных животных.
Также необходимо отметить низкий уровень творческих возможностей обследуемых детей. Рисунки не отличались оригинальностью, как и их названия – золко, моник, летучий змей.

Таблица №2. Выраженность симптомокомплексов по результатом методики РНЖ
Испытуемые истощение агрессия тревожность Чепиков Коля 2 3 6 Скашина Ирнина 3 4 7 Изотова Алина 5 4 4 Платонов Гоша 3 5 5 Сред 3,25 4 5,5
Итак, как иллюстрирует таблица №2, у обследуемых подростков наблюдается низкий уровень выраженности тревожности и эмоциоанльного истощения. Но в тоже время наблюдается средний уровень выраженности симптомокомплекса «тревожность».

Таблица №3. Результаты методики Айзенка
ФИ шкала лжи Экстровер-я/
интоверсия Нейротизм Тип темперамента  Чепиков Коля 5 7 13 меланхолик (тип 27) Скашина Ирнина 11 10 3 флегматик_сангвиник тип 9 Изотова Алина 5 14 16 холерик (тип 29) Платонов Гоша 3 13 7 сангвиник тип 24
Анализируя результаты, полученные по методике Айзенка, необходимо отметить, что у Скашиной Ирины наблюдается слишком высокий показатель по шкале лжи, что ставит под сомнение результаты данной диагностики.
В ходе обработки данных, был выявлен один смешанный тип – у Скашиной Ирины, а у остальных определенные типы темперамента.
Анализируя результаты диагностики склонности обследуемых к агрессивному поведению, необходимо отметить, что ни один из диагностируемых показателей не превышает средний показателей, что характеризует детей обследуемой выборки как неагрессивных.


Рисунок №6. Результаты методики Баса-Дарке

Индекс враждебности 10,75 балла, а индекс агрессивности 12,5 балла, что иллюстрируют нормативные показатели.
















Заключение

Итак, подводя итоги по данной работе, необходимо сделать вывод о том, что особенности детско-родительских отношений оказывают непосредственное влияние на личность подростка. А именно, анализ особенностей воспитательного процесса выявил неуверенность родителей (лиц их заменяющих) в методах воспитания, поэтому они не могут выбрать одну стратегию воспитательного процесса, не применяют определенных запретов, наказаний для ребенка. И даже если пытаются их применить, то подросток игнорирует это.
В качестве факторов, которые влияют на неадекватное поведение детей, что послужило поводом для проведения данного исследования, можно выделить следующие:
уровень личностной тревожности детей;
акцентуации характера (у двух подростков);
проблемы с социальной (не школьной) адаптацией: подростки ищут поддержки со стороны взрослых, и не находят то, что им нужно;
особенности подросткового возраста в целом.
Подводя итоги, необходимо отметить, что гипотеза исследования о том, что деформирующее воспитание родителей является фактором, обуславливающим формирование патологических особенностей личности, в ходе диагностического исследования нашла свое подтверждение. Цели исследования достигнуты, задачи выполнены.
В заключении хотелось бы отметить, что если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью, ибо семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
В настоящее время, вопросы влияния характеристик семьи и особенностей семейного воспитания на формирование патологических свойств личности разрозненны и встречаются, главным образом, в работах, посвященных другим проблемам, в качестве дополнительной характеристики. Поэтому в необходимо структурировать все полученные по данной проблематики данные и создать на основе этих учений рекомендации и психокоррекционные программы.




















Список использованной литературы

Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995. - 186 с.
Всеволодова Н.А. Ахметкужина И.В. Влияние стиля семейных отношений на личность подростка http://indigoufa.narod.ru/st5.html
Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.
Заика Е.В. Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904083.htm
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.
Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с.
Кон И.С. Психология старшеклассника М: Просвещение, 1980 – 193 с.
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М:УРАО, 1998, - 176 с.
Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983. - 202 с.
Кутехова С.Ю. Подростковый возраст. http://pmsc.shkola.spb.ru/r/kutekhova/2002_06/index.html
Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
Мухина В.С. Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия Учеб. пособие для студ. пед. вузов 5-е изд.,испр. – М: ИЦ Академия , 2005 – 624 с.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М, 1981. - 216с.
Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: ИД «Бахрах», 1998 – 672 с.
Родители и дети. Электронный ресурс. http://www.all-about-child.com/parents.html
Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов - на - Дону: Феникс 2006, с. 347.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков – М: Академический проект, 2005 –168 с.
Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1982. - 320 с.


















Приложение

Таблица №1 Сырые данные по методике АСВ
ФИ Г+ Г- У+ У- Т+ Т - З+ З- С+ С- Н РРЧ ПДК ВН ФУ НРЧ ПНК ВК ПЖК ПМК Чепиков Коля 1 6 2 4 1 3 5 2 2 4 3 1 3 2 8 7 2 0 3 1 Скашина Ирнина 7 3 4 1 4 1 2 1 2 5 3 1 1 4 3 2 2 1 2 1 Изотова Алина 5 3 9 0 2 5 2 4 1 4 5 3 3 4 2 4 5 1 2 1 Платонов Гоша 7 5 6 2 1 4 4 2 1 2 5 5 4 4 2 3 4 3 5 0 Сред 5 4,25 5,25 1,75 2 3,25 3,25 2,25 1,5 3,75 4 2,5 2,75 3,5 3,75 4 3,25 1,25 3 0,75
Таблица №2 Сырые данные по методике Кеттела
ФИ A ЛОЖЬ C D E F G H I J O Q2 Q3 Q4 Чепиков Коля 10 1 6 13 15 8 4 9 16 13 10 12 14 8 Скашина Ирнина 15 3 14 14 12 7 9 10 9 10 9 10 13 7 Изотова Алина 7 7 10 9 13 9 13 7 7 14 10 11 11 12 Платонов Гоша 8 4 8 4 10 6 12 10 8 6 6 8 10 6 Сред 10 3,75 9,5 10 12,5 7,5 9,5 9 10 10,75 8,75 10,25 12 8,25
Таблица №3. Сырые данные по методике Дерево с человечками, опросника ,Шмишека
  шмишек Дерево ФИ Дм З П В Г Дис Т ЭК Эм Ц Я-реальное Я-идеальное Чепиков Коля 10 12 12 6 15 12 15 0 12 15 6 10 Скашина Ирнина 12 12 14 9 15 6 3 12 15 15 15 10 Изотова Алина 10 6 12 12 9 9 21 18 18 15 8 13 Платонов Гоша 12 14 10 15 21 6 12 24 15 18 1 12 Сред 11 11 12 10,5 15 8,25 12,75 13,5 15 15,75 7,5 11,25
Таблица №5. Сырые данные по методике Филипса и РНЖ
  Филипс РНЖ ФИ ОТШ Соц стресс Фрустр достиж успеха Страх самов-я Проверка знаний не соответ-ть ожиданиям сопротив-ть стрессу отнош с учителем истощ агрес трев Чепиков Коля 12 7 5 3 3 1 3 1 2 3 6 Скашина Ирнина 4 3 5 4 1 1 1 5 3 4 7 Изотова Алина 11 5 5 6 2 2 3 5 5 4 4 Платонов Гоша 10 5 6 5 4 2 2 4 3 5 5 Сред 9,25 5 5,25 4,5 2,5 1,5 2,25 3,75 3,25 4 5,5
Таблица №6. Сырые данные по методике Айзенка и Баса-Дарке
  айзенк Басса-дарке ФИ шкала лжи Экст/инт Нейрот   ФА КА Р Н О П ВА ЧВ ВАЖД АГРЕССИВ Чепиков Коля 5 7 13 меланхолик (тип 27) 5 2 4 2 5 5 3 4 10 12 Скашина Ирнина 11 10 3 флег_санг тип 9 1 4 1 2 5 6 1 3 11 3 Изотова Алина 5 14 16 холерик (тип 29) 5 3 5 2 4 6 7 5 10 17 Платонов Гоша 3 13 7 сангвиник тип 24 3 2 7 2 5 7 8 6 12 18 Сред 6 11 9,75 0 3,5 2,75 4,25 2 4,75 6 4,75 4,5 10,75 12,5
Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.
Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с
Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983. - 202 с.

Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.

Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995. - 186 с.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986
Родители и дети. Электронный ресурс. http://www.all-about-child.com/parents.html













3

Список использованной литературы

1.Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995. - 186 с.
2.Всеволодова Н.А. Ахметкужина И.В. Влияние стиля семейных отношений на личность подростка http://indigoufa.narod.ru/st5.html
3.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.
4.Заика Е.В. Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904083.htm
5.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.
6.Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с.
7.Кон И.С. Психология старшеклассника М: Просвещение, 1980 – 193 с.
8.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
9.Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М:УРАО, 1998, - 176 с.
10.Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983. - 202 с.
11.Кутехова С.Ю. Подростковый возраст. http://pmsc.shkola.spb.ru/r/kutekhova/2002_06/index.html
12.Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
13.Мухина В.С. Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия Учеб. пособие для студ. пед. вузов 5-е изд.,испр. – М: ИЦ Академия , 2005 – 624 с.
14.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
15.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М, 1981. - 216с.
16.Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: ИД «Бахрах», 1998 – 672 с.
17.Родители и дети. Электронный ресурс. http://www.all-about-child.com/parents.html
18.Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
19.Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов - на - Дону: Феникс 2006, с. 347.
20.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков – М: Академический проект, 2005 –168 с.
21.Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1982. - 320 с.


Вопрос-ответ:

Какие особенности родительских отношений влияют на формирование патологических свойств личности у ребенка?

Особенности родительских отношений, такие как недостаток любви и заботы, чрезмерный контроль и наказания, агрессивность и насилие могут оказывать негативное влияние на формирование патологических свойств личности у ребенка.

Какая роль семьи как социального института в формировании патологических свойств личности у ребенка?

Семья как социальный институт играет важную роль в формировании патологических свойств личности у ребенка. Недостаток поддержки, неблагоприятная атмосфера, конфликты и насилие в семье могут привести к нарушению эмоционального и психологического развития ребенка.

Какова цель диагностического аппарата исследования?

Целью диагностического аппарата исследования является выявление патологических свойств личности у детей с ЗПР, а также оценка влияния деформированного воспитания на их формирование.

Какие особенности процедуры исследования и эмпирической выборки были учтены в данном исследовании?

В данном исследовании были учтены следующие особенности: использование стандартизированных тестов и методик для выявления патологических свойств личности у детей с ЗПР, формирование эмпирической выборки из разных регионов страны, учет возрастных и половых характеристик детей.

Какие результаты показало эмпирическое исследование взаимосвязи деформированного воспитания и формирования патологических свойств личности у детей с ЗПР?

Эмпирическое исследование показало, что деформированное воспитание, такое как недостаток любви и заботы со стороны родителей, чрезмерный контроль и наказания, агрессивность и насилие, существенно влияет на формирование патологических свойств личности у детей с ЗПР.

Какие последствия на личность ребенка может иметь деформирующее воспитание в семье?

Деформирующее воспитание в семье может оказывать негативное влияние на психологическое развитие и формирование личности ребенка. В результате такого воспитания у ребенка могут формироваться патологические свойства личности, которые могут сопровождать его на протяжении всей жизни.

Какую роль играет семья в формировании личности ребенка?

Семья является одним из основных социальных институтов, которые влияют на формирование личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первичные представления о мире, о взаимоотношениях с другими людьми. В семье формируются основы его ценностей, мировоззрения и даже предрасположенность к определенным патологическим свойствам личности.

Какие особенности взаимоотношений детей и родителей могут привести к деформированному воспитанию?

Одним из факторов, приводящих к деформированному воспитанию, являются нарушения взаимоотношений между детьми и родителями. Например, слишком строгий или, наоборот, слишком безответственный подход к воспитанию, неконструктивная критика или недостаток любви и внимания со стороны родителей могут негативно сказываться на формировании личности ребенка.

Каким образом проводилось эмпирическое исследование взаимосвязи деформированного воспитания и формирования патологических свойств личности у детей с ЗПР?

Для эмпирического исследования был использован специально разработанный диагностический аппарат, позволяющий оценить степень сформированности патологических свойств личности у детей с ЗПР. Была проведена характеристика эмпирической выборки и выявлены особенности, присущие детям с ЗПР и деформированному воспитанию.

Какое влияние оказывает семья как социальный институт на формирование личности ребенка?

Семья, как социальный институт, имеет значительное влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок получает первичное социализационное воздействие, а также основные нормы, ценности, образцы поведения и коммуникации. Качество детско-родительских отношений оказывает прямое влияние на психологическое и эмоциональное состояние ребенка, формирует его самооценку, уверенность в себе и многие другие психологические характеристики.