Образ матери в русской культуре XVIII-XX вв.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 15.06.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Истоки формирования образа матери в культуре
Глава 2. Образ матери в русской культуре 18-19 веков
Глава 3. Образ матери в русской культуре 20 века
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Во втором четверостишии появляется другой «треугольник»: Возлюбленная, любимый учение и любящая мать:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе возлюбленной экспрессивно, наглядно – это истерика неутешного горя женщины, горя мужчины – интеллектуала статично, молчаливо. Что же касается горя матери, то о нем вообще ничего невозможно сказать. Масштабы её страданий несопоставимы ни с женским, ни с мужским. Это беспредельное и невыразимое горе, её утрата невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын-Бог, единственный на все времена спаситель. «Распятие в «Реквиеме» – вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.
В русле той же тенденции обращения к евангельскому образу матери находится и творчество художника – авангардиста Кузьмы Сергеевича ПетроваВодкина. Он знал, что повседневная жизнь народа связана с мифотворчеством и верой. Это сообщало людскому бытию масштаб, возвышало простое и земное до вневременного, сакрального. И в этой системе народных верований и представлений об иерархии мира продолжательницей рода и хранительницей очага, опорой нравственности и эстетики была мать. И, задумав написать картину «Мать», сделав наброски фигуры женщины с ребёнком в реалистическом духе, он всё же уходит от бытовой, жанровой завязки к обобщённому, почти абстрактному, но художественно полноценному и выразительному образу. На протяжении первой половины 1900х годов художник обращался почти исключительно к женским темам. Но в этой картине на смену смутным и многозначительным сюжетам, воплощавшим некие отвлечённые идеи и чувства, приходит простое и ясное решение темы материнства, приходит задушевность, не свойственная прежним работам художника.
Позже ПетровВодкин напишет одноимённую картину, но совсем иную по живописному и образному решению. Он помещает молодую женщину,
кормящую грудью младенца, в красный угол деревенской горницы, под киот. Что за предметы стоят в киоте – иконы или фотографии, – не вполне понятно. Но сам образ матери предстаёт здесь как образ Материнства, освящающего своим присутствием и пространство избы, и внешний мир, виднеющийся за маленьким окошком.
Иная тенденция - тенденция к вытеснению христианского содержания архетипа матери и к актуализации фольклорно-языческой стороны прослеживается с особой отчетливостью в советской массовой песне 1930-х годов. Вместо действия и действующих персонажей доминирует описание эмоционально насыщенных картин родины. В центре находится образ Родины, который предстает в разных видах, но который всегда связан с материнским началом. Родина — это огромное женское тело, которое воплощает основу жизни народа. Знаменитая «Песня о Родине» из картины Г. Александрова «Цирк» начинается со слов:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
В стихотворении Исаковского «Земля» прямо эксплицируется эта мифологическая основа «Родины»:
Не ты ль весь век была в плену,
Родная мать, земля сырая…
В «Песне о Родине» из кинофильма «Цирк» поется: «Как невесту, Родину мы любим, / Бережем, как ласковую мать». По отношению к Родине-матери народу отводится роль героических сыновей и дочерей: «Идем, идем, веселые подруги, / Страна, как мать, зовет и любит нас!» .
Приписывая земле плодородие, советская песня оживляет культ матери сырой земли. В соответствии с мифологическими представлениями, земле свойственно «неисчерпаемое материнство», причем она часто считается «самоосемененной» и не нуждается в оплодотворении. Массовая песня изобилует картинами плодородия:
Цветут необозримые
Колхозные поля.
Огромная, любимая,
Лежит моя земля.

Расцвет массовой песни немыслим без подъема советской кинокомедии, благодаря которой эти песни обретали огромную популярность. В комедиях Александрова — «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1941) — с особой наглядностью проявился комплекс мотивов, связанных с языческим почитаем матери сырой земли. Имеются в виду жанрообразующий смех и жизнерадосность, доминирующая роль женщины, центральное значение веселой лирической песни (особенно в фильме «Волга-Волга»), темы советской родины (в фильме «Цирк»), плодородной земли (в фильмах И. Пырьева), счастья и гармонии. Все это делает советскую кинокомедию 1930-х годов «женским жанром».
Архетип матери привел к созданию нового образа женщины в изобразительном искусстве 1930-х годов. В предшествующей, революционно-утопической культуре женщина имела статус «сестры по классу», шагающей бок о бок с героическими братьями в социалистическое будущее. Поэтому она часто, особенно в искусстве первой пятилетки, наделена признаками андрогина — как работница или колхозница в спецодежде, как партийный товарищ или агитатор в красном платке. После 1932-1934 гг. социальная роль женщины резко уменьшается. Складывается новый, более женственный образ, в котором на первый план выступают такие черты, как материнство, красота, связь с природой и землей, счастливое, жизнерадостностное мироощущение.
В искусстве и литературе 1930-х годов наблюдается возврат к «вечной теме» материнства. Известная картина А. Дейнеки «Мать» (1932) показывает молодую женщину, смотрящую с нежностью на спящего на ее плече ребенка, обращенной к зрителю спиной.
Здоровое обнаженное тело матери у Дейнеки свидетельствует о земной, языческой установке художника и тем самым подразумевает сознательное отклонение от традиции религиозной иконографии Богоматери.
В 1940-е годы образ женщины воплотится в более широких масштабах, расширившись до аллегорической фигуры Родины-матери.
Родина-мать явилась на экраны в годы войны. Образ матери, провожающей на фронт сына, а также образ женщины, которая призывает мужа бороться с врагом, становятся типичными в первых военных фильмах. Так, например, героини киноконцерта «Мы ждем вас с победой!» (1941), поставленного на «Мосфильме» А. Медведкиным и И. Траубергом, не испытывают страха оттого, что их сыновья, мужья, любимые могут погибнуть. Как советские граждане, эти женщины призывают своих мужчин выполнить патриотический долг и защитить родную землю.
В жестокой войне, где битва идет «не на жизнь, а на смерть», образ матери, которая дает жизнь и по своей сути является антиподом смерти, должен был стать центральным. Материнство — центральная характеристика женских образов, которые становятся символическим воплощением Родины-матери, в упоминавшихся фильмах «Она защищает Родину» и «Во имя Родины».
Таким образом, в русской культуре 20 века со всей очевидностью проявилась амбивалентность образа матери. Так, языческий аспект архетипа матери проявляется в культе Родины и земли, не только в образах изобразительного искусства, но и в таких жанрах, как лирическая массовая песня и советская кинокомедия. Христианский аспект, по-прежнему актуальный для русского художественного сознания, сохраняется, но уходит в область неофициального, запрещенного искусства.






















Заключение
Русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Не случайно, говоря о национальном русском космосе, русском сознании, русской модели мира, философы и культурологи говорили, прежде всего, о «материнском» в основании русского. Мать-земля, мать-Россия, Богоматерь — главнейшие и высшие аспекты этого материнского. В русской культуре образ-символ матери существовал всегда, возобновляясь в разные периоды.
Образ матери как устроительницы и покровительницы присутствует в мифологии, религии и культуре большинства народов земли. В русской традиции сформировалось две линии материнского архетипа — языческая и христианская. При этом данные составляющие архетипа материнства представляют собой духовные феномены противоположного порядка, что говорит о присущей рассматриваемому архетипу амбивалентной природе.
В XVI-XVII вв., когда в русскую культуру и историю войдут еще десятки богородичных икон, культ Богоматери на Руси достигнет своего расцвета, тем самым обнаружив духовное бессилие языческого славянского культа Матери-Земли. С XVIII века в связи с секуляризацией культуры, круг художественных образов, связанных с архетипом матери, значительно расширяется, и вместе с этим тема матери получает дальнейшее, более светское, развитие. Образ женщины выступает прежде всего как символ эпохи преобразований. В искусстве происходит открытие способности женщины чувствовать и страдать. Появляются образы женщин, символизирующие путь в революцию. Таким образом, в художественной культуре 18-первой половины 19 веков образ матери остается в тени.
Образ матери в русской литературе XIX века нельзя определить однозначно. Материнство, с одной стороны, осмысливается как идеал, к которому должна стремиться любая женщина, а с другой стороны, возникает тема ответственности матери за воспитание нового поколения, в результате чего образы матерей – патриархальных помещиц Салтыкова-Щедрина, Островского наделяются ярко негативными чертами. Иная тенденция в осмыслении образа матери в литературе 19 века состоит в придании ему важнейшей функции хранительницы нравственных ценностей.
Архетип матери при ассимиляции в советской культуре подвергается глубоким изменениям. Прежде всего, наблюдается тенденция к вытеснению его христианского содержания и к актуализации фольклорно-языческой стороны. С другой стороны, в ХХ веке возрастает интерес к христианской мифологии, с помощью которой художники пытаются осмыслить общественные катаклизмы и собственное бытие. В связи с этим образ Богоматери становится одним из главных образно-символических мотивов 20 века.











Список использованной литературы
Арнопуло А.А. Образ матери в русской культуре. Режим доступа: abiturient.ncstu.ru
Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. М., 2002.
Бунин И.А. Стихотворения и переводы. М., 2009.
Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.
Гюнтер X. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 743-784.
Есенин С.А. Стихотворения. М., 2001.
Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии. М., 2002.
Кушнарева А.В. Трансформация архетипа матери в процессе формирования художественного образа. Режим доступа: sociosphera.ucoz.ru
Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 1997.
Нойманн Э. Великая мать. М., 2012.
Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность: История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800-2000: Материалы к библиографии. М., 2002.
Сибилл Биркхойзер-Оэри. Мать: архетипический образ в волшебных сказках. М., 2003.
Федотов Г. П. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс; Гнозис, 1991.
Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 95 - 128.
Юнг К. Г. Введение в сущность мифологии // Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997.
Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / Феномен духа в искусстве и науке. М, 1992.



Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 95.
Там же.
Кушнарева А.В. Трансформация архетипа матери в процессе формирования художественного образа. Режим доступа: sociosphera.ucoz.ru

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. С. 123.
Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 113.

Федотов Г. П. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс; Гнозис, 1991. С. 35.
Там же.
Федотов Г. П. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс; Гнозис, 1991. С. 45.
Там же.
Там же.
Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии. М., 2002.
Арнопуло А.А. Образ матери в русской культуре. Режим доступа: abiturient.ncstu.ru

Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 1997. С.114.

Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 1997. С.213.

Есенин С.А. Стихотворения. М., 2001. С.312.


Гюнтер X. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 743.
Там же.

Бунин И.А. Стихотворения и переводы. М., 2009. С.231.
Там же.
Бунин И.А. Стихотворения и переводы. М., 2009. С.231.

Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. М., 2002. С.156.










31

Список использованной литературы
1.Арнопуло А.А. Образ матери в русской культуре. Режим доступа: abiturient.ncstu.ru
2.Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. М., 2002.
3.Бунин И.А. Стихотворения и переводы. М., 2009.
4.Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.
5.Гюнтер X. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 743-784.
6.Есенин С.А. Стихотворения. М., 2001.
7.Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии. М., 2002.
8.Кушнарева А.В. Трансформация архетипа матери в процессе формирования художественного образа. Режим доступа: sociosphera.ucoz.ru
9.Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 1997.
10.Нойманн Э. Великая мать. М., 2012.
11.Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность: История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800-2000: Материалы к библиографии. М., 2002.
12.Сибилл Биркхойзер-Оэри. Мать: архетипический образ в волшебных сказках. М., 2003.
13.Федотов Г. П. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс; Гнозис, 1991.
14.Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
15. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 95 - 128.
16.Юнг К. Г. Введение в сущность мифологии // Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997.
17. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / Феномен духа в искусстве и науке. М, 1992.

Вопрос-ответ:

Какие главы включены в статью "Образ матери в русской культуре XVIII-XX вв."?

Статья включает три главы: Главу 1 "Истоки формирования образа матери в культуре", Главу 2 "Образ матери в русской культуре 18-19 веков" и Главу 3 "Образ матери в русской культуре 20 века".

Каким образом формируется образ матери в русской культуре?

Образ матери формируется в русской культуре на основе исторически сложившихся представлений и ценностей. Он отражает роль и значение материнства в обществе и может варьироваться в зависимости от времени, обстоятельств и личных взглядов.

Какой образ матери представлен в русской культуре XVIII-XX веков?

В русской культуре XVIII-XX веков образ матери был представлен как нежный, жертвенный и бескорыстный. Мать воспринималась как опора и духовное руководство для своих детей, она испытывала глубокую любовь и привязанность к своей семье.

Как образ матери изображается в стихотворении?

В стихотворении образ матери изображается как стоящий в центре треугольник, окруженный возлюбленным и любимым учеником. Мать выступает как символ непоколебимой силы и мудрости, которая остается стоять даже в самые трудные моменты. Она вызывает уважение и неуязвимость.

Какой эмоциональный окрас имеет образ "горе возлюбленной"?

Образ "горе возлюбленной" имеет экспрессивный и наглядный эмоциональный окрас. Он воплощает истерическую реакцию на неутешное горе. В данном контексте, это выражение сильного отчаяния и печали.

Какой образ матери формировался в русской культуре с XVIII по XX век?

Образ матери, сформировавшийся в русской культуре с XVIII по XX век, можно охарактеризовать как идеализированный и священный. Мать изображалась как человек, полностью посвятивший себя своим детям и семье. Ее любовь к детям считалась высшим проявлением женской добродетели, а ее жертвенность и самоотверженность воспевались в литературе, искусстве и религии.

Какие истоки лежат в основе этого образа матери в русской культуре?

Истоки формирования образа матери в русской культуре можно проследить до христианской традиции и национальных ценностей. В христианстве материнская любовь и жертвенность являются символами божественной любви к своим детям. Этот образ также соответствует русской народной культуре, где семья и родительская забота были ценными ценностями.

Как образ матери изображался в литературе и искусстве XVIII-XX веков в России?

Образ матери был ярко и многогранно изображен в литературе и искусстве России от XVIII до XX века. В произведениях таких писателей, как Федор Достоевский и Лев Толстой, материнская любовь и жертвенность описываются с большой эмоциональной силой. В искусстве, таком как живопись и скульптура, также были созданы многочисленные образы матери, символизирующие ее важность и значимость.