1.Теория происхождения государства и права.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 21 21 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 01.09.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теологическая теория
2. Патриархальная теория
3. Теория общественного договора
4. Теория насилия
5. Органическая теория
6. Материалистическая теория
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Классовый подход, доминирующий в марксистском государствоведении, не отражает действительного хода событий. Классы, как определенная общность людей, возникают в XIX веке под непосредственным воздействием индустриализации и нивелирования различных социальных групп. В марксистской же трактовке, «так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникало в самых столкновениях этих классов, то оно, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства ля подавления и эксплоатации угнетенного класса».
Однако, в ряде регионов необходимость образования государства диктовалась географическими условиями, а не классовыми противоречиями, которых могло и не быть. Господствующие социальные группы вполне могли обходиться и без ярко выраженного насилия, используя религиозные принципы (Индия) или территориальную общность (Др. Греция). Кроме всего прочего, концепция социального расслоения срабатывает далеко не везде: если по отношению к Афинам она применима, то, например, государство в Китае формируется в целях противостояния стихиям и под непосредственным воздействием завоевания соседних племен. Таким образом, марксистская теория в целом не отвечает современным представлениям о государствогенезе и не может быть адекватно применена, несмотря на отдельные гениальные догадки и прозрения ее основоположников.






Заключение
Теорий происхождения государство большое количество, но наиболее известные можно кратко охарактеризовать следующим образом.
Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен). Согласно этой теории государство является результатом проявления божественной воли и практическим воплощением власти Бога на земле. Любая светская власть является производной от власти духовной, т.е. церкви.
Патриархальная теория (Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский). По мнению Аристотеля, государство есть наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Оно (государство) возникло в результате разрастания семьи. Власть монарха – естественное продолжение отцовской власти. Он должен заботиться о членах своей семьи и обеспечить их послушание.
Патримониальная теория (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло благодаря праву собственности на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.
Теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). По мнению этих мыслителей государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не существовало государства и права. В догосударственном состоянии в условиях “золотого века” (Руссо) или “войны против всех” (Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его право на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого положения люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав (Локк) или все права (Гоббс), присуще им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, будет эти права защищать. Если власть нарушила условия договора, то народ получает право на ее свержение.
Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сторонники данной теории утверждали, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мнению Л. Гумпловича, заложены основы появления государства. После завоевания создаются классы и сословия. Государство более необходимо слабым племенам, чтобы защищаться от сильных. Являясь инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других, более сильных племен. При дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых.
Органическая теория (Г. Спенсер). Следует учитывать, что данная теория возникла в XIX веке в связи с успехами естествознания. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низших форм к высшим. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечение жизнедеятельности), а господствующие классы - внешние (оборона, завоевание соседних государств).
Психологическая теория (Л.И. Петражицкий). Данная теория объясняет возникновение государства свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.
Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и само государство.

Список использованных источников и литературы

Аристотель. Политика //Антология мировой философии.в 4 тт. Т. 1. М.: Мысль, 1983. 580 с.
Васильев Л. С. Древний Китай. Т.1. М: Восточная литература, 1995. 377 с.
Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. М.:Наука,1989. 307 с.
Васильев Л.С. История Востока в 2-х томах. М.: Высш.шк., 1994. Т. 2. 495 с.
Гоббс Томас. Сочинения. В 2тт. Т.1. М.: Мысль, 1989. 622 с.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. 557 с.
Графский В.Г., Ефремова H.H. и др. Институты самоуправления: историко-правовое исследование/ Отв. ред. Л.С. Мамут. М.: Наука, 1995. 301 с.
Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М.: Юристъ, 2003. 412 с.
Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1985-1988. 668 с.
Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М.: Наука, 1995. 356 с.
Сырых В.М. Теория государства и права. М.: ЮРИСТЪ, 2004. 656 с.
Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М.: Духовная библиотека, 2001. 323 с.
Кочакова Н.Б. Размышления по поводу раннего государства. // Ранние формы политической организации. М., 1995. С. 158.
Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. С. 56.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб., 2009. С. 24
Там же. С. 26.
Васильев Л.С. История Востока в 2-х томах. М., 1994. Т. 2. С. 69.
Васильев Л.С. История Востока в 2-х томах. М., 1994. Т. 2. С. 78.
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989. С. 5.
Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 1. М., 1995. С. 234.
К рим : 13 : 2
Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001. С. 243-244.
Аристотель. Политика. // Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1983. С. 378.
Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М., 1989-1991. Т. 1. С. 290.
Локк Дж. Сочинения в трех томах. М., 1985-1988. Т. 3. С. 319.
Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М., 2003. С. 290.
Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М., 2003. С. 171-172.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004. С. 97.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004. С. 174.









2

Список использованных источников и литературы

1.Аристотель. Политика //Антология мировой философии.в 4 тт. Т. 1. М.: Мысль, 1983. 580 с.
2.Васильев Л. С. Древний Китай. Т.1. М: Восточная литература, 1995. 377 с.
3.Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. М.:Наука,1989. 307 с.
4.Васильев Л.С. История Востока в 2-х томах. М.: Высш.шк., 1994. Т. 2. 495 с.
5.Гоббс Томас. Сочинения. В 2тт. Т.1. М.: Мысль, 1989. 622 с.
6.Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. 557 с.
7.Графский В.Г., Ефремова H.H. и др. Институты самоуправления: историко-правовое исследование/ Отв. ред. Л.С. Мамут. М.: Наука, 1995. 301 с.
8.Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М.: Юристъ, 2003. 412 с.
9.Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1985-1988. 668 с.
10.Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М.: Наука, 1995. 356 с.
11.Сырых В.М. Теория государства и права. М.: ЮРИСТЪ, 2004. 656 с.
12.Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М.: Духовная библиотека, 2001. 323 с.

Вопрос-ответ:

Что такое теория происхождения государства и права?

Теория происхождения государства и права - это совокупность концепций исследований, которые пытаются объяснить, как возникали и формировались государство и право в истории человечества.

Какая теория происхождения государства и права основана на религиозных представлениях?

Теологическая теория о происхождении государства и права основывается на представлении, что право и государство происходят от божественного откровения и имеют свою непосредственную связь с религиозными принципами.

Какую концепцию о происхождении государства и права представляет патриархальная теория?

Патриархальная теория о происхождении государства и права представляет концепцию, согласно которой первоначально существовала патриархальная структура, где глава семьи выступал в роли первоначального правительства.

Что предполагает теория общественного договора о происхождении государства и права?

Теория общественного договора предполагает идею, что люди осознали необходимость установления правил и организации государства через добровольное соглашение или договор.

Какую роль играет насилие в теории происхождения государства и права?

Теория насилия предполагает, что государство и право возникли в результате принуждения и насилия со стороны сильных властителей или общественных групп, которые устанавливали свою власть и подавляли сопротивление.

Какую идею порождает органическая теория происхождения государства и права?

Органическая теория предполагает, что государство и право являются непосредственным проявлением общественного организма, где все его части функционируют взаимосвязанно и имеют свою специфическую роль для благополучия общества.

Какую точку зрения представляет материалистическая теория происхождения государства и права?

Материалистическая теория представляет точку зрения, согласно которой государство и право возникли в результате материальных и социальных условий, таких как собственность, экономические отношения и классовая борьба.

Каковы основные теории происхождения государства и права?

Основные теории происхождения государства и права включают в себя теологическую теорию, патриархальную теорию, теорию общественного договора, теорию насилия, органическую теорию и материалистическую теорию.

Что предполагает теологическая теория происхождения государства и права?

Теологическая теория говорит о том, что государство и право имеют свое происхождение от божественной воли. Согласно этой теории, правители являются непосредственными посланниками богов и обладают божественной легитимностью для управления людьми.