Музыкальное образование.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 20 20 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 11.09.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Так, из запятой и двух точек в знаменной нотации составлен знак «голубчик борзый», а в куаленской – знак, не употребляющийся в русских рукописях. Выводы, сделанные З.М.Гусейновой, поистине неоценимы для наших представлений о древнерусском певческом искусстве. Теперь мы можем определенно полагать, что из Византии на Руси переняли нотацию – основные ее элементы и принципы составления знаков, – но напевы были свои. Только в таком случае могли из одних и тех же элементов получиться разные начертания». 
Существует три группы знаков: знаки-пиктограммы, знаки-символы, знаки, взятые из кондакарной нотации.
 «Чаще всего встречаются знаки первой группы. Они строятся из девяти основных элементов: крюк, палка, оксейя, стопица, запятая, точка, статья, чашка, облачко. Элементы названы условно, так как XII – ХIII века не оставили нам названий знамен. Все знаки, кроме оксейи, названы так, как это принято в теоретических руководствах XV – XVII веков. Оксейя, которая в русской нотации не употребляется самостоятельно и не имеет термина, названа по аналогии с византийским знаком. Среди этих элементов есть парные и единичные. Парные элементы выглядят как зеркальное отражение друг друга. Таковы стопица и запятая, оксейя и палка, чашка и облачко. Единичные знаки, не имеющие пары-антитезы – это крюк и статья. Некоторые из основных элементов могут употребляться самостоятельно. Это крюк, палка, чашка, статья, стопица, запятая. Другие – такие, как облачко, точка, оксейя – встречаются только в комбинации с другими элементами. Вообще же все основные элементы нотации могут соединяться друг с другом и образовывать самые разнообразные знаки нотации.»
 Так же существует деление на парные и одиночные. Парные элементы ориентированы в пространстве. Деление определяется положением элемента: вверх или вниз. Понятия «верха» и «низа» в музыке являются условным. Предполагается, что знамена эти указывают на воспроизведение мелодии вверх или вниз или на интонацию – высокую или низкую. Следы такой трактовки знаков есть в музыкальной теории XVI в. – хотя, к этому времени прочтение знаков основательно изменилось. Запятая означает «из низка взятии», стрела поводная (знак, включающий в себя оксейю) – «из низка вверх подернути дващи», палка – «выгнути». Чтобы понять значение единичных, непарных знаков, нужно обратиться к теория музыки XVI в. Крюк предписывается «возгласить», а статью – «постоять». Крюк часто употребляется в середине строки, где и возможна кульминация. возглас, статья же – в конце строки, где нужна остановка. «точка», поставленная музыкальными средствами.
 Исходя из вышесказанного, основные знаки нотации «рассказывают нам» где стоит напев, отражают направление мелодии, ее кульминацию, ее окончание. Исходя из их принципа начертания, их можно назвать «знаками-пиктограммами». Основой напева является: выразительная интонация, мелодическая волна, а остальное в напеве представляет собой его украшение, разнообразие, орнаментирование.
 Если полностью изучить все три источника – византийское пение, русская нотация, русский фольклор, – то церковная музыка XI – XIII вв. не будет для нас загадкой, а будет полностью ясной картиной.








Заключение

На рубеже XV-XVI вв. Ренессанс выходит за пределы Италии и распространяется по территории Западной и Центральной Европы. В Российском государстве возрожденческие тенденции не просматриваются. Здесь происходят несколько другие реалии. Так же этот период характерен подъемом и расцветом культуры, в том числе духовно-песенного образования
После принятия христианства в X в. Русь перенимала культурные ценности Наряду с распространением письменности, летописания, появлением первых рукописных книг, церковного содержания, Русь перенимает и церковное богослужение, и с ним методы творчества в церковных песнопениях. Русское государство воспринимало себя с позиции ученика, которому Византия, как учитель, наставница, передает знания. Но установление власти татаро-монгольского ига над русскими землями, а , в последствии, и освобождением стали причиной отдаления русских земель от Константинополя. Последней точкой стало принятие Флорентийской унии патриархом Константинополя. А затем и падение Византийской империи в результате захвата ее турками. И теперь государственная идеологическая основа стала иной – Русское государство, а точнее Московское. Стало восприниматься как последним оплотом православного вероисповедания. Теория «Москва – Третий Рим» повлияла и на музыкальное образование в государстве. Рождаются и развиваются новые духовные школы пения. Центрами таких школ были Москва, Великий Новгород, Усолье, не отставала и Тверь.
В этот период времени развивается не только самобытность русского песнопения, но становятся известными распевщики из разных школ русских земель. Которые положили немало трудов в развитие богослужебного пения. Эталоном, примером для подражания был Государствнный хор поющих дьяков.
Итак, именно XVI – начало XVII вв. характеризуется новым подъемом культурного развития, вкупе с музыкальным образованием, русских земель.
Обращение к истории музыкального образования на сегодняшний день сможет помочь в развитии разносторонней личности. Дальнейшее развитие и углубление выбранной темы раскроет большее аспектов развития музыкального образования в России.















Список литературы


Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 3.М.; Л., 1949. – 354 с.
Адрианова-Перетц В. П. Воинские повести Древней Руси. М., 1949.
Белокрыс М.А. У истоков профессионального хорового исполнительства в Сибири (XVII век). - [электронный ресурс] – Режим доступа: http://aziaros.narod.ru/muzika/stati/belokris.html. [дата обращения 13.09.2011].
Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII – XVIII веков. – Л.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1949. - 120 с.
Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства. - [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php
Возникновение и развитие осмогласия (фрагмент) // Настольная книга священнослужителя. Том I. Изд. Московского Патриархата. - электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.drevglas.ru/sound2.html
Дорошенко С.И. История музыкального образования во Владимирском крае (XIX – XX вв.) в контексте диалога со столичными музыкально-педагогическими идеями. – Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. - Июль 2011. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1617.htm .
Дроздецкая Н.К. Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года.  Санкт Петербург, 2006.  - 154 с.
Захарьина Н. Б. Из истории русского богослужебного пения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ricolor.org/history/ka/ort_art/music/3/
История русской литературы/Под ред. Д. С. Лихачева. Т. 1. Л., 1980. – 432 с.
Мартынов В.И. История богослужебного пения: учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. - 240 с.
Музыкальный словарь. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://josef-egipetsky.narod.ru/Slovar/Music_s/20p153putevoy_r.htm
Музыкальная эстетика России XI—XVIII веков/ Под ред. Рогова И. - М., 1973. - 246 с.
Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного пения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/penie/nikolaev_znamenity_raspev_01-all.shtml
Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец Х – середина XVII столетия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков. –  Журнал Московской Патриархии.  1994.  № 6.  С.111-130.
Парфентьев Н. П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI—XVII в.в. и произведения ее мастеров в памятниках письменности // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 52—69.
Памятники русского музыкального искусства. Вып. 1. Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифровка и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974.
Тебе поем. Древнерусские церковные песнопения 17 века. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://peremena.ucoz.ru/load/28-1-0-1914
Шевчук Е.Ю. Церковное пение в Западнорусской митрополии (2-я половина XV – XVII в.). - [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.encyc4.









Дорошенко С.И. История музыкального образования во Владимирском крае (XIX – XX вв.) в контексте диалога со столичными музыкально-педагогическими идеями. – Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. - Июль 2011. – [электронный ресурс – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1617.htm .
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 3. - С. 138.
История русской литературы / Под ред. Д. С. Лихачева. Т. 1. Л., 1980. - С. 16.
Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного пения – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/penie/nikolaev_znamenity_raspev_01-all.shtml
Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства– [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php
Некоторые исследователи считают столповой и путевой распев единым (Возникновение и развитие осмогласия (фрагмент) // Настольная книга священнослужителя. Том I. Изд. Московского Патриархата. М., 1992, стр.337-338. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.drevglas.ru/sound2.html)
Музыкальный словарь. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://josef-egipetsky.narod.ru/Slovar/Music_s/20p153putevoy_r.htm
Возникновение и развитие осмогласия (фрагмент) // Настольная книга священнослужителя. Том I. Изд. Московского Патриархата. М., 1992, стр.337-338. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.drevglas.ru/sound2.html
. Тебе поем. Древнерусские церковные песнопения 17 века. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://peremena.ucoz.ru/load/28-1-0-1914
Музыкальная эстетика России XI—XVIII веков / Сост. А. И. Рогов. М., 1973. С. 40—44.
Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства– [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php
Мартынов В.И. История богослужебного пения: учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – С.130.
Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства– [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php
Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства– [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php

Парфентьев Н. П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI—XVII в.в. и произведения ее мастеров в памятниках письменности // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 52—69.
Белокрыс М.А. У истоков профессионального хорового исполнительства в Сибири (XVII век) [электронный ресурс] – Режим доступа: http://aziaros.narod.ru/muzika/stati/belokris.html.
Дроздецкая Н.К. Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года.  Санкт Петербург, 2006. –С. 28.
Шевчук Е.Ю. Церковное пение в Западнорусской митрополии (2-я половина XV – XVII в.) [электронный ресурс] – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.encyc4.
Захарьина Н. Б. Из истории русского богослужебного пения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ricolor.org/history/ka/ort_art/music/3/
Захарьина Н. Б. Из истории русского богослужебного пения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ricolor.org/history/ka/ort_art/music/3/
Захарьина Н. Б. Из истории русского богослужебного пения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ricolor.org/history/ka/ort_art/music/3/









8


7

Список литературы


1.Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 3.М.; Л., 1949. – 354 с.
2.Адрианова-Перетц В. П. Воинские повести Древней Руси. М., 1949.
3.Белокрыс М.А. У истоков профессионального хорового исполнительства в Сибири (XVII век). - [электронный ресурс] – Режим доступа: http://aziaros.narod.ru/muzika/stati/belokris.html. [дата обращения 13.09.2011].
4.Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII – XVIII веков. – Л.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1949. - 120 с.
5.Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства. - [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php
6.Возникновение и развитие осмогласия (фрагмент) // Настольная книга священнослужителя. Том I. Изд. Московского Патриархата. - электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.drevglas.ru/sound2.html
7.Дорошенко С.И. История музыкального образования во Владимирском крае (XIX – XX вв.) в контексте диалога со столичными музыкально-педагогическими идеями. – Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. - Июль 2011. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1617.htm .
8.Дроздецкая Н.К. Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года. Санкт Петербург, 2006. - 154 с.
9.Захарьина Н. Б. Из истории русского богослужебного пения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ricolor.org/history/ka/ort_art/music/3/
10.История русской литературы/Под ред. Д. С. Лихачева. Т. 1. Л., 1980. – 432 с.
11.Мартынов В.И. История богослужебного пения: учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. - 240 с.
12.Музыкальный словарь. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://josef-egipetsky.narod.ru/Slovar/Music_s/20p153putevoy_r.htm
13.Музыкальная эстетика России XI—XVIII веков/ Под ред. Рогова И. - М., 1973. - 246 с.
14. Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного пения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/penie/nikolaev_znamenity_raspev_01-all.shtml
15.Николаева Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец Х – середина XVII столетия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
16.Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков. – Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. С.111-130.
17.Парфентьев Н. П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI—XVII в.в. и произведения ее мастеров в памятниках письменности // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 52—69.
18.Памятники русского музыкального искусства. Вып. 1. Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифровка и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974.
19.Тебе поем. Древнерусские церковные песнопения 17 века. – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://peremena.ucoz.ru/load/28-1-0-1914
20.Шевчук Е.Ю. Церковное пение в Западнорусской митрополии (2-я половина XV – XVII в.). - [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.encyc4.

Вопрос-ответ:

Что из себя представляет музыкальное образование?

Музыкальное образование – это процесс, в ходе которого люди получают знания и навыки в области музыки. Это может включать изучение основ музыкальной теории, практику игры на инструменте, занятия вокалом, а также исследование и анализ музыкальных произведений.

Какие главы входят в статью о музыкальном образовании?

Статья о музыкальном образовании включает в себя три главы. Первая глава рассказывает о истории музыкального образования, вторая глава посвящена методам и подходам в музыкальном образовании, а третья глава содержит рекомендации по выбору образовательных программ и инструментов.

Что можно сказать о знаках в музыкальной нотации?

Знаки в музыкальной нотации играют важную роль в передаче музыкальной информации. Они позволяют определить высоту звука и его длительность. В статье упоминаются различные типы знаков в русской и куаленской нотации, и делается вывод, что нотация была перенята из Византии, но мелодии были собственными.

Какие выводы сделаны в статье о древнерусском певческом искусстве?

В статье сделаны ценные выводы о древнерусском певческом искусстве. Автор З.М.Гусейнова утверждает, что нотация была перенята из Византии, но мелодии были свои. Эти выводы важны для наших представлений о музыкальной культуре древней Руси.

Что включает в себя музыкальное образование?

Музыкальное образование включает в себя широкий спектр дисциплин и навыков. Это может быть изучение музыкальной теории и истории, практика игры на инструменте или вокал, анализ музыкальных произведений, а также освоение композиции и импровизации. Цель музыкального образования – развитие музыкального слуха, творческого мышления и артистических навыков.

Какие выводы были сделаны З.М.Гусейновой в статье?

З.М.Гусейнова сделала вывод, что на Руси была перенята нотация из Византии, но напевы были собственные.

В чем заключаются основные элементы и принципы составления нотации, перенятой из Византии на Русь?

Основные элементы и принципы составления нотации, перенятой из Византии на Русь, были основаны на знаках "голубчик борзый" и знаках, не употребляемых в русских рукописях.

Какие знаки использовались в знаменной и куаленской нотации?

Знаменная нотация использовала знаки "голубчик борзый", составленные из запятой и двух точек, в то время как куаленская нотация использовала знаки, не употребляемые в русских рукописях.

Какие выводы можно сделать на основе исследований З.М.Гусейновой?

Исследования З.М.Гусейновой позволяют сделать выводы о древнерусском певческом искусстве, основанные на перенятии нотации из Византии, но с собственными напевами на Руси.

Какие принципы и элементы нотации были переняты из Византии на Русь, согласно З.М.Гусейновой?

Согласно З.М.Гусейновой, из Византии на Русь были переняты основные элементы и принципы составления знаков в нотации, но собственные напевы.

Какие выводы сделала З.М.Гусейнова в своем исследовании?

З.М.Гусейнова сделала выводы о древнерусском певческом искусстве, утверждая, что нотация была перенята с Византии, но напевы были свои.