Коррекционная работа с детьми, имеющие нарушения слуха и речи.
Заказать уникальную дипломную работу- 102 102 страницы
- 65 + 65 источников
- Добавлена 10.10.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы становления речи.
1.1Значение слуха для развития речи. Механизмы формирования речевого слуха детей.
1.2Классификация речевых нарушений в логопедии и их характеристика.
1.3. Особенности формирования речи у детей с нарушениями слуха...24
Глава 2. Практическое исследование речевых нарушений первичного характера у слабослышащих детей дошкольного возраста.
2.1. Организация и содержание исследования по выявлению речевых нарушений первичного характера у слабослышащих дошкольников.
2.2. Результаты исследования по выявлению речевых нарушений первичного характера у слабослышащих дошкольников и их анализ.
Глава 3. Коррекционная работа по устранению речевых нарушений первичного характера у детей с нарушениями слуха.
3.1. Междисциплинарные связи в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха и речи. Основные направления коррекционной работы.
3.2. Содержание коррекционной работы по устранению нарушения речи у слабослышащих дошкольников.
Заключение.
Список литературы:
Приложение
Эффективность и успешность коррекционной работы во многом зависит от правильной ее организации. Для этого используются различные методики в процессе разных видов деятельности. Значительную роль в коррекционной работе играет взаимодействие педагогических и медицинских работников, а также родителей детей с нарушениями слуха.
Проведенная нами коррекционная работа - занятия с логопедом, воспитателем, инструктором по физкультуре, музыкальным работником, медицинскими специалистами - с детьми с нарушениями слуха и с комплексными нарушениями благотворно сказалась на речевом развитии испытуемых дошкольников.
Все мероприятия и методики способствовали оптимизации психологической базы речи, улучшению моторных возможностей ребенка по всем параметрам, коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что комплексное применение разнообразных методик, целесообразно и эффективно в специализированных группах для детей с нарушениями речи. Тем самым, выдвинутая нами гипотеза (овладение устной речью детьми, имеющими нарушения слуха, происходит наиболее эффективно при условии правильно организованной коррекционно-развивающей работы) доказана. Надеемся, что дети, с которыми проводилась работа, смогут преодолеть имеющиеся нарушения и станут ощущать себя полноценными членами общества.
Список литературы:
Абрамович О. Д., Артапухина О. Ю., Астафьева О. П. и др. Справочник логопеда. М. Эксмо, 2007
Аксенова Л.И. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Алябьева Е. А.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Издательство: ТЦ Сфера.2006.
Белова - Давид Р.А. Нарушение речи дошкольников. - М.: Просвещение. 2009.
Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. Вопросы психологии, 1984, №5.
Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. - СПб.: Питер, 2010.
Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988.
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.
БСЭ
Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1982
Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / программа для спец. дошкольных учреждений; авторы: Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова; Москва, 1991
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие/Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2005.
Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.-Л.: 1948
Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Издательство: Владос. 2010.
Гуровец Г. В., Давидович Л. Р., Маевская С. И. Медико- педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. // Изучение и коррекция речевых расстройств, - СПб.: Питер, 2008.
Дошкольное воспитание аномальных детей / книга для учителя и воспитателя; под ред. Л. П. Носковой, М., 1993
Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. Издательство: Москва, РИПОЛ классик, 2009
Ермакова И.И.. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М: Просвещение, 1996.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко К.К. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте - М.: Просвещение, 2010.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации- Москва, изд Наука, 1982
Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни – М., 1981.
Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учебно-методич. Пособие. Саратов, 1999
Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.--метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М., .«Просвещение», 1977. 200 с.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда оригинал. - М.: Просвещение, 2007.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2010.
Колесников Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. - М.: Педагогика, 2009.
Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. -- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 168 с.
Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991, 143 с.
Логопедия. / Учебник для педагогических институтов под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.
Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М.6 Аквариум, 1996,
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. - Спб.: Питер, 2008.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.-П.: СОЮЗ, 2001.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-П., Образование, 1994
Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Под ред. Л. М. Быковой. — М., 1991.
Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. – М., Просвещение, 1985
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.
Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М, 1987
Носкова Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л. П. Носковой. — М., 1993
Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общей редакцией Д.П.Н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной – М.: Просвещение, 1968
Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
Правдина О. В. Логопедия. - М.; Просвещение, 2008.
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008
Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. — М.: Педагогика, 1973.302 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.
Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // Дошкольная педагогика. – 2003.- №5
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Тарасов Д. И. , Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Издательство Медицина, 1984, 240 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Че- велева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2007.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста -М. Педагогика, 2010.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М. Аквариум, 1996.
Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седов. –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии: методич. пособие. М., Аквариум, 1997.
Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. - М: Школьная Пресса, 2010.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
http://1september.ru Материалы «Фестиваля «Открытый урок»
http://nsportal.ru Материалы социальной сети работников образования.
http://www.solnet.ee За советом к логопеду.
http://logoportal.ru Логопедический портал.
Приложение
Приложение 1 Игры и игровые приёмы для обследования звукопроизношения у детей
Звуки к, г, х
Какоку акок ук ком
Коля мак окно
Коля пьет кофе
Кати клюква.
га го гу ха хо ху
Галя гамак губы
ах ох ух
Нога погода
хобот ухо мох
Пингвин
У Гали болит нога
Вот летит муха.
У Гали болит губа.
У хаты поёт петух.
Дети едят уху.
Звуки е, я, ё, ю
Ай, ой, уй, эй;
яма, мая, юг, йод, юбка, каюта, мой, моя, моё.
Дай, даю, даёт
купай-купаю-купает
катайкатаю-катает
Мая купает утку.
Мая копает яму.
Звук ль
лед Люба Лида лебедь
плита, клетка, клюв пальма моль даль
Лена и Лида купили пальму.
Лева любит лимоны.
Лиля и Люда катали Олю.
Звуки с, сь
сад оса автобус
са со су
Сима косить ось
ас ос ус
Соня стоит на мосту.
ся, се, сю
ась, ось усь
Вася несёт сено
Звуки з-зъ
за зо зу
аза, озо, узу
зубы козы тазы
Зина бузина
У Зои ваза.
У Зины земляника.
Зина идёт в музей.
Звук ц
ца цо цу
ац оц уц
цапля лицо боец
На сцене поет певица.
У Цыли кольцо.
Звук ш
ша шо шу
аш ош уш
шапка кошка мышь
Миша и дедушка покупают шахматы и шашки.
Кошка видит мышку.
Звук ж
жа, жо жу
ажа ожо ужу
жук жаба одежда пиджак
Жук лежит, летать не может,
ждет он, кто ему поможет.
Звуки р рь
ра ро ру
ар ор ур
рука парад хор
Рома кормит рыб.
ря ре рю
арь орь урь
репа ряды берег берет
море порядок лекарь
ребята сидят в третьем ряду.
моряки подняли якорь.
Звук л
Ла ло пу ал ол ул
лапа палатка гол
Алла мыла куклу Клаву.
звук ч
ча чо чу ач оч уч
чайник дочка ночь
Леночка наливает в чайник водичку.
Ученики учат уроки.
Звук щ
ща що щу ащ ощ ущ
щука овощи плющ
Щенок лезет в щель.
В ящике клещи и щётка
В реке щуки и лещи.
Звуки к г х
ка га ха
ком том
какой-такой
бок-бот
тыква-книга
так-как
хобот-гудок
Звуки ль – йот
я – ля ля – я ляля –я ай – аль оль - ой
мой – моль бой – боль ямка – лямка
мой лимон; моя клюква
Юля поливает лилии.
Звуки с сь
сася сяса сад – сядь оса – оси квас – квась нос - носик
Звуки з зь
зазя зяза аза азя
зона Зина ваза вези газон газета завозить
Звуки ш – ж
шажа аша ажа жо шо ошо ожо
Ноша – ножи мыши – вожжи
каша – кожа вишни - вижу
Звуки с – ш
Саша шаса Саш - шас
Саша сушит сушки.
Звуки з – ж
зажа жаза зожо жозо
Жук – зуб ножи – зонты
кожа – коза одежда - звезда
Звуки ч – щ – ц – ш
чаща чаца чаша чатя чася сятяча сятяща сятяца
сь – ть
чашка часовщик ученица учительница носильщик
«Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.
«Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.
Обследование фонематического слуха
«Слушай и показывай». На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но разные по значению (нос-нож, усы-уши, удочка-уточка, дочка-точка, змея-земля и т.д.). Логопед медленно и четко произносит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показывают ее логопеду.
«Кто самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.
«Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.
Обследование слоговой структуры слова
- Назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т.д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик сковорода, скатерть, троллейбус и т.п. (рекомендуется предложенные картинки называть несколько раз подряд).
Приложение 2 Упражнения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный. Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.2. «Погончики» . И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. «Накачивать шину» надо в темпо ритме строевого шага. Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.4. «Кошка» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лежа.6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох.
Приложение 3. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
Котенок-шалунКотенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют од-Мяу-мяу, мяу-мяу. ноименные пальцы обеих рук.Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, рит-Мало-мало, мало-мало. мично опускают и поднимаютпальцы.Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладо-— Мур-мур-мур, мур-мур-мур. нью одной руки тыльную сто-рону другой. Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачок о— Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок.Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимают и разжи-Цап-цап-цап, цап-цап-цап. мают пальцы рук.И нитку быстро размотает. Делают ритмичные круговыеАп-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных паль-цев вокруг друг друга.МашинаБи-би-би — Дети ритмично постукиваютГудит машина. кулачком одной руки о ладоньдругой.Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.Мотор стучит.— Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами.Он так громко говорит.Шины трутся о дорогу.Шу-шу-шу — Потирают ладони.Они шуршат.Быстро крутятся колеса.Та-та-та — Делают ритмичную «вертуш-Вперед спешат. ку» руками.ЧасыХодят часики — тик-так Дети сгибают руки в локтяхперед собой и ритмично пока-чиваются из стороны в сторону (руки—стрелки).И вот так, и вот так.Громко бьют часы кругом:— Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопают руками.Гирю оттянули вниз.Скрип-скрип-скрип,Скрип-скрип-скрип. Ритмично похлопывают поВот так часовой сюрприз! телу сверху вниз.Гиря вверх опять ползет, Ритмично похлопывают поЧтобы завести завод. телу снизу вверх.Чтобы стрелки в путь пошли,Молоточки есть внутри.Тук-тук-тук — они стучат. Ритмично постукивают кулач-— Тук-тук-тук, — все говорят. ком о кулачок.Завертелось колесо, Ритмично «заводят мотор»Вот другое в ход пошло. руками.Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.Закрутилось до утра.ВетерВетерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ла-Шу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь.В трубах громко он гудит:У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над голо-Поднимает пыль столбом. вой.Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.Дует он везде, кругом.Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, повора-чиваются вокруг себя.Может вызвать бурю он.Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны иНе удержится и слон. делают вращательные движе-ния.Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.ДождикМайский вдруг закапал дождь.Кап-кап-кап-кап. Дети ритмично щелкают паль-И по лужам ты идешь. цами рук.Так-так-так-так. Ритмично притопывают.Ветер шелестит листвой.Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь оСпрятал кудри под травой. ладонь.Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонямиДождь сильнее застучал. о колени.Тук-тук-тук-тук. Ритмично стучат указатель-Скоро дождик ливнем стал. ным пальцем одной руки о ла-донь другой.Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Ритмично хлопают в ладоши.ЛужиШлеп-шлеп-шлеп — Дети ритмично постукиваютИду по лужам. ладонями по ногам.Хлюп-хлюп-хлюп — Ритмично притопьшают ногами.Вода в ботинках.Кап-кап-кап — Поднимают руки вверх и рит-Мне зонтик нужен. мично щелкают пальцами с од-новременным движением рук сверху вниз.Оп-оп-оп — Скрещивают руки на груди иВода по спинке. ритмично похлопывают попредплечьям.Буль-буль-буль — Выполняют ритмичную пру-Упала шапка. жинку.Ой-ой-ой, Ритмично кружатся.Кругом вода.Да-да-да, Ритмично кивают головой.Себя так жалко.Одевайтесь в дождь всегда!Веселые человечкиЧеловечки в доме жили,Меж собой они дружили.Звали их совсем чудно —Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо. Дети ритмично хлопают.Удивлялись человечки:— Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо! Ритмично пожимают плечами.Им собака шла навстречуИ дышала глубоко. Засмеялись человечки:— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. Выполняют ритмичную пру-Ты похожа на овечку. жинку.Прочитать тебе стихи?Разобиделась собакаИ ушами затрясла. Ритмично потряхивают голо-Человечки же хохочут: вой.— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха! Ритмично притопывают ногами.
Пришла ВеснаУлыбаются все люди —Весна, весна, весна! Дети поднимают руки над го~Она везде, она повсюду ловой и ритмично хлопают.Красна, красна, красна. Делают ритмичные поворотыПо лугу, лесу и полянке туловища.Идет, идет, идет. Ритмично шагают на месте.На солнышке скорей погретьсяЗовет, зовет, зовет. Взмахивают обеими руками кИ в ручейке лесном задорно себе.Звенит, звенит, звенит. Ритмично щелкают пальцамиПо камушкам в реке широкой рук.Журчит, журчит, журчит. Потирают ладони.Разносит запахи повсюдуЦветов, цветов, цветов. Делают из пальцев «бутон»,И все живое сразу слышит ритмично сжимают и разжи-Весенний зов! мают пальцы.
Насекомые над лугом— Жу-жу-жу, — жужжит пчела: Дети поднимают руки в сто-Я лечу издалека. роны и ритмично ими машут,как крылышками.— Зу-зу-зу, — комар пищит. Ритмично «выбрасывают» ука-зательные пальцы вперед.Уф-уф-уф, — как паровоз Ритмично притопывают ногами.Шмель пыхтит, пыльцу повез.Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.Я любого разбужу».Птичка песенку поетПтичка песенку поет: Дети ритмично постукивают- Тинь, тинь, тинь. подушечками пальцев однойСкоро солнышко взойдет. руки о пальцы другой.Тинь-тинь-тинь. Ритмично хлопают в ладошки.Комары проснутся скоро.IТинь-тинь-тинь. Ритмично похлопывают по пле-Вот тогда наемся вволю. чам скрещенными руками.Тинь-тинь-тинь. Ритмично пощелкивают паль-Деткам мошек принесу. цами.Тинь-тинь-тинь. Руки скрещивают перед собой,В клювик наберу росу. пальцы расставлены, ритмич-но помахивают «крыльями».Тинь-тинь-тинь. Ритмично открывают и закры-Поучу птенцов летать. вают «клюв»: собранные в ще-поть четыре пальца руки смыкают с большим пальцем.Тинь-тинь-тинь. Ритмично приседают, руки вКрылья смело расправлять. стороны.Тинь-тинь-тинь. Делают ритмичные плавныедвижения руками.
Заботливое солнышкоСолнце с неба посылает Дети ритмично скрещиваютЛучик, лучик, лучик. руки над головой.И им смело разгоняетТучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.Летом нежно согреваетЩечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щеки.А весной на носик ставитТочки-точки-точки. Ритмично постукивают паль-Золотят веснушки деток. цем по носу.Очень нравится им это!Надоедливые мухиЧай душистый пьем, пыхтим:— Уф-уф-уф, уф-уф-уф. Дети ритмично потирают ла-Отгоняем веткой мух. донь о ладонь горизонтально.Мух-мух-мух, мух-мух-мух. Ритмично помахивают рукой.А они в варенье сели,Ели-ели, ели-ели. Ритмично постукивают паль-Так нам мухи надоели! цем о ладонь.Мы варенье быстро съели.Мышка и кошкаПи-пи-пи, — Ритмично щелкают пальцамиПищала мышка. рук.Кошка на охоту вышла!Мне так страшно, трепещу.Щу-щу-щу, щу-щу-щу. Ритмично постукивают по пле-чам скрещенными на груди руками.Норку я свою ищу. Ритмично притопывают нога-Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу. ми.Кошка притворилась доброй.— Мур-мур-мур, — она поет. Ритмично поглаживают однойрукой другую.— Нет-нет-нет, — пищит Ритмично покачивают головой.мышонок. К кошке в лапы не пойдет.Веселый ручеекРучеек в лесу бежалИ зайчонка повстречал.Тра-та-та-та, тра-та-та-та — Дети ритмично постукиваютЛапками по пню стучал. ладонями по ногам.Ручеек зайчонку вторит:— Дзынь-дзынь-дзынь, Ритмично «выбрасывают»дзынь-дзынь-дзынь. пальцы из сжатого кулака.Колокольчик их услышал:— Динь-динь-динь, Ритмично покачивают головой.динь-динь-динь. Белочка спустилась с веткиИ орешками — хрум-хрум. Ритмично щелкают пальцами.Тук-тук-тук — с березы дятел. Постукивают кулачком о кула-Ах, какой поднялся шум! чок.Непослушная неваляшкаКукла неваляшка встала, не лежит.Сильно раскачалась, весело звенит.Дили-дили-дили-дон — Дети ритмично покачиваютсяРаздается всюду звон. из стороны в сторону.Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.Слышен Лены громкий плач. Ритмично покачивают «куклу»Неваляшка все не спит, на руках.Не ложится, не сидит. Делают ритмичные наклоныБом-бом-бом-бом, туловища вперед.бом-бом-бом —Закрутилась вдруг волчком. Ритмично хлопают в ладоши.Лена плакать перестала И сама качаться стала.ОблакаЖур-жур-жур, — журчит река: Дети наклоняются вперед,Я теку издалека. плавно покачивая руками.Мимо-мимо-мимо-мимо Ритмично покачивают рукамиПроплывают облака. над головой.«Вы куда?» — кричит река.Облака: «Туда, туда, туда». Ритмично покачивают ногой«Может, снова приплывете?» вперед — назад.А они: «Когда? Когда? Ритмично пожимают плечами.Гонит ветер нас лихой.Только снится нам покой».КолокольчикДон-дон-дон, — Дети ритмично покачиваютКолокольчик звенит. головой из стороны в сторону.Ля-ля-ля, — Выполняют ритмичную пру-Что-то он говорит. жинку.Динь-динь-динь, — Ритмично покачивают головойНаклоняет головку. вперед.Бом-бом-бом, — Ритмично проводят ладонямиРастрепал всю прическу. по волосам.Дзынь-дзынь-дзынь, — Поднимают руки вверх и рит-Солнцу он улыбнулся. мично хлопают в ладоши.Дили-дон, — Ритмично стучат пальцамиНаконец-то проснулся. одной руки о пальцы другой.
Маленькие ножкиТоп-топ-топ — Дети ритмично потопываютМедленно топают ножки. ногами.Топ-топ-топ-топ — Ритмично хлопают руками.Чуть быстрее идут по дорожке.Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ — Ритмично хлопают ладонямипо бедрам.Очень быстро идут.Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ- Указательным и средним паль-топ-топ-топ. цами одной руки «бегут» по ладони второй.А теперь они бегут.Ох-ох-ох. Устали ножкиБыстро бегать по дорожке. Выполняют ритмичную пру-жинку.
Приложение 4. Материалы по развитию речи при дизартрии.
Общая моторика, мелкая моторика (кистей, пальцев рук) при дизартрии;
Артикуляционная моторика (Рассмотреть в статике 10 и динамике 10).
Динамические упражнения.
Часики (Маятник).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Змейка.Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Катушка.Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
Лошадка.Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
Рыбки разговаривают.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
Трусливый птенчик.Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
Акулы.На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
Сердитый лев.Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
Силач.Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
Дразнилки.Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:аааааааааааааяяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);оооооооооооооёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);иииииииииииии (рот слегка открыт).
Статистические упражнения.
«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.
«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
- положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
– придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык
Комплексное упражнение, совместное движение органов артикуляции и моторики кистей рук;
Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Комплексные мероприятия детей с дизартрией (моторика общая и мелкая) Специальные виды занятии;
Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова
Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
- растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; - растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
- поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
- высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7; - высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова
Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.
Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)
Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
Попеременно сделать язык широким, затем узким.
Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).
Развитие мелкой моторики рук:
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
комплексы пальчиковых гимнастики;
формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
занятия с пластилином и ножницами;
подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;
Другие виды упражнений:
пантомима
подвижные игры на координацию и согласование движений;
лепка,
оригами,
изобразительная деятельность
Виды терапии при дизартрии;
медикаментозная терапия,
ЛФК,
рефлексотерапия,
массаж,
физиотерапия
специальная логопедическая гимнастика,
выработка и автоматизация навыков артикуляции.
Подготовка преодоления трудностей письма при дизартрии;
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
комплексы пальчиковых гимнастики;
формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
занятия с пластилином и ножницами;
подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;
Упражнения для массажа:
Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).
Утюг
Утюгом разгладим складки,Будет все у нас в порядке.Перегладим все штанишкиЗайцу, ежику и мишке.
Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем,Пирогов мы напечемИ с капустой, и с грибами.— Угостить вас пирогами?
Самомассаж кисти руки со стороны ладони.
Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладитСына-малолеточку,Так нежна ее ладонь,Словно вербы веточка.— Подрастай, сыночек милый,Добрым, смелым, честным будь,Набирай ума и силы.И меня не позабудь!
Пальчиковые упражнения.
Пять да пять - родные братцы,Так все вместе и родятся.Если вскапываешь грядку,Держат все одну лопатку.Не скучают, а играютВместе все в одни игрушки. А зимою, всей гурьбоюДружно прячутся в теплушки.Вот такие "пять да пять",Угадайте, как их звать?(Пальцы)
- Да, дети, это пальцы.
- А почему вы догадались?
- Почему пальцы «родными братьями» называют?
- У всех пальцев каждой из рук «мама» - это кисть.
- Любите ли вы играть с пальчиками?
- Покажите пальчики правой (левой) руки.
- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
- Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?
- Как вы думаете, почему он так называется, большим?
- А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
- Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.
- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:
- Здравствуй, большак!
- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!
- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик, малышок Постучался о порог. Вместе пальчики друзья Друг без друга им нельзя.
- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.
Правая и левая водят поезда, Правая и левая строят города,Правая и левая могут шить и штопать, Правая и левая могут громко хлопать. За окошком ходит ночь, Руки так устали... Правая и левая спят на одеяле.О.Дриз.
Упражнения на дыхания.
специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей и т.д.
фонетическая ритмика Мухиной А.Я.;
голосовые упражнения Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В.
дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
Примеры упражнений.
Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
Футбол.Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
Буль-бульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Дудочка. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
Свеча. Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Косари. Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную - выдох и «взмах косой».
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации- Москва, изд Наука, 1982
Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общей редакцией Д.П.Н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с
Логопедия. / Учебник для педагогических институтов под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной – М.: Просвещение, 1968
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М.Аквариум, 1996. – с.71
Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М.Аквариум, 1996. –с.69
Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. И доп. – М., Просвещение, 1985
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни – М., 1981.
Тарасов Д. И. , Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Издательство Медицина, 1984, 240 с.
Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Издательство: Владос. 2010.
Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова –– М.: Лабиринт, 2004, С.3-5, 31
Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка М.-Л.: 1948 Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. Вопросы психологии, 1984, №5, с.141, Рау Ф.Ф.Устная речь глухих. М., 1973. 302 с.
Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Издательство: Владос. 2010.
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 124
Аксенова Л.И. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 106
Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. С. 137
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 127
Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 134
Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике
Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М., .«Просвещение», 1977. 200 с.
Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. -- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 168 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1982, Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М, 1987, Носкова Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л. П. Носковой. — М., 1993.
Начало формы
Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1982
Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М, 1987
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999.
Носкова Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л. П. Носковой. — М., 1993.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999.
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. Издательство: Москва, РИПОЛ классик, 2009
Алябьева Е. А.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Издательство: ТЦ Сфера.2006.
БЭС
1
1.Абрамович О. Д., Артапухина О. Ю., Астафьева О. П. и др. Справочник логопеда. М. Эксмо, 2007
2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3.Алябьева Е. А.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Издательство: ТЦ Сфера.2006.
4.Белова - Давид Р.А. Нарушение речи дошкольников. - М.: Просве¬щение. 2009.
5.Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. Вопросы психологии, 1984, №5.
6.Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фоне¬тики. - СПб.: Питер, 2010.
7.Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988.
8.Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.
9.БСЭ
10.Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1982
11.Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / программа для спец. дошкольных учреждений; авторы: Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова; Москва, 1991
12.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
13.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие/Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2005.
14.Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.-Л.: 1948
15.Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Издательство: Владос. 2010.
16.Гуровец Г. В., Давидович Л. Р., Маевская С. И. Медико- педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. // Изучение и коррекция речевых расстройств, - СПб.: Питер, 2008.
17. Дошкольное воспитание аномальных детей / книга для учителя и воспитателя; под ред. Л. П. Носковой, М., 1993
18. Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. Издательство: Москва, РИПОЛ классик, 2009
19.Ермакова И.И.. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М: Просвещение, 1996.
20.Ефименкова Л.Н., Мисаренко К.К. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте - М.: Просвещение, 2010.
21.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации- Москва, изд Наука, 1982
22.Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.
23.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.
24.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни – М., 1981.
25.Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учебно-методич. Пособие. Саратов, 1999
26.Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.--метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
27.Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М., .«Просвещение», 1977. 200 с.
28.Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда оригинал. - М.: Просвещение, 2007.
29.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2010.
30.Колесников Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольни¬ков. - М.: Педагогика, 2009.
31.Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. -- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 168 с.
32.Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике
33.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991, 143 с.
34.Логопедия. / Учебник для педагогических институтов под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.
35.Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М.6 Аквариум, 1996,
36.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз¬раста с минимальными дизартрическими расстройствами. - Спб.: Питер, 2008.
37.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.-П.: СОЮЗ, 2001.
38.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-П., Образование, 1994
39.Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Под ред. Л. М. Быковой. — М., 1991.
40.Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. – М., Просвещение, 1985
41.Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М., 2004.
42.Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М, 1987
43.Носкова Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л. П. Носковой. — М., 1993
44.Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общей редакцией Д.П.Н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с
45.Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной – М.: Просвещение, 1968
46. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
47.Правдина О. В. Логопедия. - М.; Просвещение, 2008.
48.Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008
49. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
50. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. — М.: Педагогика, 1973.302 с.
51.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.
52.Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // Дошкольная педагогика. – 2003.- №5
53.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
54. Тарасов Д. И. , Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Издательство Медицина, 1984, 240 с.
55.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Че- велева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2007.
56.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошколь¬ного возраста -М. Педагогика, 2010.
57.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Под ред. М.С. Хватцева. – М. Аквариум, 1996.
58.Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седов. –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
59. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии: методич. пособие. М., Аквариум, 1997.
60.Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного обра¬зовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению ра¬боты. - М: Школьная Пресса, 2010.
61.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
62.http://1september.ru Материалы «Фестиваля «Открытый урок»
63.http://nsportal.ru Материалы социальной сети работников образования.
64.http://www.solnet.ee За советом к логопеду.
65.http://logoportal.ru Логопедический портал.
Вопрос-ответ:
Какой механизм формирования речевого слуха у детей с нарушениями слуха?
Механизм формирования речевого слуха у детей с нарушениями слуха основан на использовании других чувств (таких как зрение и осязание) для получения информации о речи. Это позволяет им компенсировать потерю слуха и развивать свою речь.
Как классифицируются речевые нарушения в логопедии?
Речевые нарушения в логопедии классифицируются на различные типы, включая артикуляционные нарушения, нарушения звукообразования, задержку речевого развития, дислексию, ринолалию и другие. Каждый из этих типов имеет свои особенности и требует специального подхода к коррекционной работе.
Какие особенности имеет формирование речи у детей с нарушениями слуха?
У детей с нарушениями слуха формирование речи может быть затруднено из-за ограниченной возможности воспринимать звуковые сигналы и повторять их. Они могут испытывать проблемы со звукопроизношением, словарным запасом и грамматикой. Важно проводить специальные занятия и использовать адаптированные методики для помощи им в развитии своей речи.
Какие проблемы исследуются в практическом исследовании речевых нарушений первичного характера у слабослышащих детей дошкольного возраста?
В практическом исследовании речевых нарушений первичного характера у слабослышащих детей дошкольного возраста изучаются проблемы, связанные с артикуляцией, звукопроизношением, лексикой и грамматикой. Цель исследования - определить особенности речевого развития у этих детей и разработать эффективные методики коррекционной работы.
Как организовывается исследование речевых нарушений первичного характера у слабослышащих детей дошкольного возраста?
Исследование речевых нарушений первичного характера у слабослышащих детей дошкольного возраста организуется путем проведения специальных тестов и наблюдения за ребенком во время его речевой деятельности. Зафиксированные данные анализируются с целью выявления проблем и разработки индивидуального плана коррекционной работы.
Какие важные механизмы формирования речевого слуха детей с нарушениями слуха можно выделить?
Одним из важных механизмов формирования речевого слуха у детей с нарушениями слуха является систематическое использование превышенной аудиовизуальной стимуляции, которая помогает развить их речевой слух. Также важными механизмами формирования речевого слуха являются регулярные занятия с логопедом, использующие специальные методики и упражнения.
Какие классификации речевых нарушений применяются в логопедии? Как они характеризуются?
В логопедии применяется несколько классификаций речевых нарушений. Одна из них основана на основе причин возникновения нарушений и включает органические, функциональные и смешанные формы речевых нарушений. Другая классификация основана на характере нарушений и включает фонетико-фонематические, лексические, грамматические и смешанные нарушения. Каждая классификация имеет свои особенности и позволяет систематизировать речевые нарушения для более эффективной коррекционной работы с детьми.
Какие особенности формирования речи можно выделить у детей с нарушениями слуха?
У детей с нарушениями слуха есть несколько особенностей формирования речи. Они могут испытывать трудности с восприятием звуков и их правильным воспроизведением. Также дети с нарушениями слуха могут иметь ограниченный словарный запас и затруднения в освоении грамматических правил. Важно проводить индивидуальную коррекционную работу с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности.