воспитание субъектной профессиональной позиции будущих педагогов-психологов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 20 20 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 20.11.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
1. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ СУБЪЕКТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:

Фрагмент для ознакомления

Для оптимального формирования субъектной профессиональной позиции педагога-психолога необходимо гармоничное сочетание данных факторов.ЗАКЛЮЧЕНИЕМожно отметить, что в настоящий момент существует определенные противоречия в системе воспитания субъектной профессиональной позиции будущих педагогов-психологов: «Несмотря на то, что исследователями разработаны исходные методологические основания, накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по актуализации субъектных сил студенческой молодежи, традиционная образовательная система вуза недостаточно эффективно использует научный потенциал при решении проблемы воспитания субъектной профессиональной позиции будущих педагогов».Проблема заключается прежде всего в направленности студентов на фиксацию и воспроизведение информации, в недостаточном уровне развития навыков самостоятельной работы, неумении работать с первоисточниками, в сложностях решения проблем, связанных с задействованием критического мышления.С другой стороны, важным моментом является осознание будущим педагогом-психологом себя в качестве субъекта личностного и профессионального развития. В связи с этим необходимо создание условий, определяющих поиск как профессионального, так и личностного смысла студента как субъекта профессиональной деятельности, стимулирование процесса его самоанализа и рефлексии. Процесс становления субъектной профессиональной позиции будущих педагогов-психологов имеет многоуровневый характер – переход от низшего уровня к высшему определяет ее эффективность. Имея в своей основе структурный характер, субъектная профессиональная позиция педагога-психолога сама является частью общего процесса развития личности, испытывая на себе влияние таких объективных факторов, как образовательная среда, насыщенность профессиональных контактов, общественный настрой, социокультурный контекст и др. С другой стороны, имеют место факторы субъективного характера – профессиональная мотивированность, целеустремленность, индивидуально-психологические особенности будущих педагогов-психологов и т. д.В свою очередь практическая составляющая субъектной профессиональной позиции педагога-психологаотражает его профессиональные ценности и профессиональные модели поведения, приобретенные в вузе, а также социокультурные ценности, определяющие общественноепространство, в котором осуществляетсяпрофессиональная деятельность педагога-психолога.Раскрывая сущность позиции педагога, исследователи констатируют, что именно она является источником активности и, следовательно, отражает субъектные свойства специалиста образования, тем самым опосредованно воспитывая эти качества в учащихся, их отношение к себе. Нам представляется важным, что в психолого-педагогических исследованиях качество субъекта преимущественно обусловливается его позицией, которая выступает как интеграция его доминирующих избирательных отношений в каком-либо существенном для него вопросе. Таким образом, субъектнаяпрофессиональная позиция педагога-психологаопределяется как факторами влияния окружающей общественной среды, так и факторами профессионального воспитания в вузе, определяющего приобщение будущего специалиста к системе жизненных и профессиональных ценностей. При этом важно отметить еще один определяющий момент в процессе воспитания субъектной профессиональной позиции будущих педагогов-психологов: субъектная профессиональная позиция прежде всего должна отличаться активностью. Несмотря на комплексное воздействие всех рассмотренных выше факторов, именно сам индивид в конечном и тоге должен осуществить свой профессиональный выбор, который будет определять позицию будущего специалиста в процессе всей его дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому значимую роль в процессе становления субъектной профессиональной позиции педагога играет уровень и специфика его самоопределения и самоотношения. С познания самого себя, собственных ориентиров и индивидуальности начинается познание своей роли в будущей профессии, ее принятие и дальнейшее осуществление в практической деятельности.ЛИТЕРАТУРА:Барышева Т. Д. Особенности профессиональной направленности будущих педагогов и психологови условия ее трансформации на начальных уровнях профессионализации // Вектор науки ТГУ. 4(7). 2011, С. 38-41.Бердяев H. A. О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). – М.: «Республика», 1995.Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. – СПб.: Питер, 2009.Ермошин В. И. Подготовка к профессиональному самоопределению студентов вузов в процессе обучения: Дисс. канд. пед. наук. – Пенза, 2007.Завражнов В. В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – Пенза, 2010.Кожурова O. A. Социальные и социально-психологические детерминанты профессионального самоопределения студентов вузов: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. – М., 2007.Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1979.Кравцова Е. Е. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов непсихол. фак-тов, отделений и вузов. – М.: Форум, 2009.Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001, №1. – С. 57-66.Лямина Е. А. Психологическое содержание личностного и профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: Дисс. . канд. психол. наук. – М, 2002.Мудрик A. B. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990.Мудрик A. B. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007.Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 1989.Сафин В. Ф. Психологические аспекты самоопределения личности / Психологический журнал. – 1984, №4. – С. 65-74.Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды НГПУ. Серия: «Психолого-педагогические науки». – М.: Прометей, 1996.Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М: Астрель, 2006.Угарова М. Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза: Дисс. канд. психол. наук. – Ярославль, 2006.Франкл В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2009.Холодова Г. Б. Воспитание субъектной профессиональной позиции будущих педагогов физической культуры: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – Оренбург, 2011.Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. – М.: Педагогика, 1987.Шафиков В. В. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: Дисс. канд. пед. наук. – Липецк, 2006.Якунин В. А. Педагогическая психология. – СПб, Изд-во Михайлова В. А., 1998.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Барышева Т. Д. Особенности профессиональной направленности будущих педагогов и психологов и условия ее трансформации на начальных уровнях профессионализации // Вектор науки ТГУ. 4(7). 2011, С. 38-41.
2.Бердяев H. A. О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). – М.: «Республика», 1995.
3.Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
4.Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. – СПб.: Питер, 2009.
5.Ермошин В. И. Подготовка к профессиональному самоопределению студентов вузов в процессе обучения: Дисс. канд. пед. наук. – Пенза, 2007.
6.Завражнов В. В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – Пенза, 2010.
7.Кожурова O. A. Социальные и социально-психологические детерминанты профессионального самоопределения студентов вузов: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. – М., 2007.
8.Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1979.
9.Кравцова Е. Е. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов непсихол. фак-тов, отделений и вузов. – М.: Форум, 2009.
10.Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001, №1. – С. 57-66.
11.Лямина Е. А. Психологическое содержание личностного и профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: Дисс. . канд. психол. наук. – М, 2002.
12.Мудрик A. B. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990.
13.Мудрик A. B. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007.
14.Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 1989.
15.Сафин В. Ф. Психологические аспекты самоопределения личности / Психологический журнал. – 1984, №4. – С. 65-74.
16.Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды НГПУ. Серия: «Психолого-педагогические науки». – М.: Прометей, 1996.
17.Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М: Астрель, 2006.
18.Угарова М. Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза: Дисс. канд. психол. наук. – Ярославль, 2006.
19.Франкл В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.
20.Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2009.
21.Холодова Г. Б. Воспитание субъектной профессиональной позиции будущих педагогов физической культуры: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – Оренбург, 2011.
22.Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. – М.: Педагогика, 1987.
23.Шафиков В. В. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза: Дисс. канд. пед. наук. – Липецк, 2006.
24.Якунин В. А. Педагогическая психология. – СПб, Изд-во Михайлова В. А., 1998.

Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников

Введение

Потребность современного российского общества в личности, способной компетентные самоопределению, самообразованию и саморазвитию обусловила появление новых целей и ценностей школьного образования. Обозначилась тенденция ухода от упрощенного понимания школьного образования как приобретение учащимися знаний основных наук, формирование умений и навыков. Более широкий подход имеет в виду, что процесс получения роста человека, его стиль - стиль мышления и действия, образ жизни в целом.

В настоящее время в отечественной психолого-педагогической науке оформляется парадигма развивающего образования. С позиций новой парадигмы лидерства целью школьного образования является воспитание личности, способной к самоопределению свободной, на управление их собственных усилий в достижении поставленных целей. Достижение этой цели тесно связано с развитием у учащихся субъектной_активности.

Проблема субъектной активности, т. е. деятельности, развиваемой в теме, он сам организованной и контролируемой, стала предметом большого исследования относительно недавно. Проявления субъектной активности возможны в разных сферах жизнедеятельности человека: предметно-практической деятельности, познании, общении и так далее Оформление парадигмы развивающего образования привлекает особое внимание ученых для исследования субъектной активности в области знаний, проявляется как способность учиться.

Срок «умение» вошло в обиход массового педагогического сознания задолго до его научного осмысления.

Начиная с 80-х годов, способность к обучению был проведен как особое, во многом определяет успех освоения всех остальных школьных навыков. Выделение группы учащихся, обладающих нормальным интеллектом, но не справляющихся с учебной программой, из-за низкого уровня развития организации деятельности, привело к пониманию этого умения как совокупность навыков самоорганизации и применения оптимальных стратегий мыслительных и мнемических действий. Такой подход, чтобы понять возможность учиться и на основе нее пропедевтики программы и коррекции «неспособность учиться» развивался во многих работах известных зарубежных и отечественных авторов (Д. Хамблин, Н. Беннет, Дж. Кэрролл, Б. Блум, Н. И.Менчинская, Н. Ф. Талызина, Л. А. Венгер, Н. Г. Салмина, Ю. К. Бабанский).