Изучение и преодаление тревожности детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 40 40 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.11.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности и ее основные характеристики
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Виды тревожности у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Причины и методы выявления тревожности у детей младшего школьного возраста
2.2. Преодоление тревожности детей младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………….38
Фрагмент для ознакомления

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту

Ключ ко всему тексту 

1 -    7 -    13 -    19 -    25 +    31 -    37 -    43 +    49 -    55 -
2 -    8 -    14 -    20 +    26 -    32 -    38 +    44 +    50 -    56 -
3 -    9 -    15 -    21 -    27 -    33 -    39 +    45 -    51 -    57 -
4 -    10 -    16 -    22 +    28 -    34 -    40 -    46 -    52 -    58 -
5 -    11 +    17 -    23 -    29 -    35 +    41 +    47 -    53 -    
6 -    12 -    18 -    24 +    30 +    36 +    42 -    48 -    54 -    

Ключ к шкалам

Факторы                                            № Вопросов                                Сумма

1. Общая тревожность в школе    2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;    22
2. Переживание социального стресса    5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;    11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха    1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;    13
4. Страх самовыражения    27, 31, 34, 37, 40, 45;    6
5. Страх ситуации проверки знаний    2, 7, 12, 16, 21, 26;    6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих    3, 8, 13, 17, 22;    5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу    9, 14, 18, 23, 28;    5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями    2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;     8

Обработка и интерпретация результатов теста 

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: 
I. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно: 
•    больше 50% – можно говорить о повышенной тревожности ребенка, 
•    больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности. 
II. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. 
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками). 

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей. 
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. 
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. 










23

ЛИТЕРАТУРА


1.Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Олма-пресс. 2004.
2.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.
3.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003.
4.Дубровина И. Практическая психология образования.– СПб: Питер, 2009.
5.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2005. – 320с.
6.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
7.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2007.
8.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: ТЦ Сфера, 2004.
9.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
10.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2003.
11.Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
12.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007.
13.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 – 304 с.
14.Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.
15.Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
16.Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
17.Рыбкина О.В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации. М., 2011.
18.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001.
19.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
20.Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева. - Воронеж: Истоки, 1998.
21.Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – Москва: Знание, 1998.

Вопрос-ответ:

Какие характеристики имеет тревожность у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста тревожность проявляется через эмоциональное возбуждение, нервозность, страх, беспокойство, а также физические симптомы, такие как повышенное сердцебиение, потливость, трясение.

Какие возрастные особенности характерны для детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста находятся на стадии активного интереса к окружающему миру. Они становятся более самостоятельными, но одновременно опасаются новых ситуаций. В это время особенно важна поддержка взрослых и создание безопасной и поддерживающей среды для ребенка.

Какие виды тревожности могут присутствовать у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста могут наблюдаться различные виды тревожности, такие как социальная тревожность, разобщенная тревожность, школьная тревожность, сепарационная тревожность. Каждый вид тревожности имеет свои особенности и причины возникновения.

Какие методы можно использовать для выявления тревожности у детей младшего школьного возраста?

Для выявления тревожности у детей младшего школьного возраста можно использовать различные методы, такие как анкетирование, наблюдение, беседы, тесты и опросники. Они позволяют получить информацию о психологическом состоянии ребенка, выявить особенности его тревожности и определить дальнейшие шаги для помощи.

Какие методы можно использовать для преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста?

Для преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста можно использовать различные методы и подходы. Они включают в себя психологическую поддержку, работу с эмоциями, позитивное моделирование, развитие самооценки и саморегуляции, а также использование специальных техник и методик, таких как релаксация, визуализация и игровая терапия.

Что такое тревожность и какие основные характеристики она имеет?

Тревожность - это эмоциональное состояние, которое характеризуется чувством беспокойства, напряжения и неуверенности. Основные характеристики тревожности - повышенное внутреннее напряжение, ощущение опасности, беспокойство, боязнь, снижение самооценки и проблемы с концентрацией.

Какие возрастные особенности присутствуют у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста присутствуют следующие возрастные особенности: повышенная активность и энергичность, формирование первичных навыков обучения и самообслуживания, увеличение объема знаний, нерегулярность поведения, формирование социальных навыков и ориентиров, улучшение моторики и координации движений.

Какие виды тревожности могут присутствовать у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста могут присутствовать различные виды тревожности, такие как: социальная тревожность, раздражительность и агрессивность, страхи и фобии, развивающаяся тревога, общая тревожность, сензитивность и уязвимость, перфекционизм и перфекционистическая тревога.