Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного образования в начальной школе.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 112 112 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 20.04.2013
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 ФГОС начального общего образования и программы начальной школы – основы личностно-ориентированного подхода в образовании
1.2Личностно-ориентированное образование в начальной школе
1.3 Личностно-ориентированные технологии в образовательном процессе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Организация и методика проведения исследования личностных особенностей учащихся
2.2 Технология личностно-ориентированных уроков для младших школьников
2.3 Эффективность внедрения личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Процесс реализации системы личностно-ориентированного образования в учебных заведениях, его цели, содержание, задачи, методы, технологии, формы работы с учащимися в рамках этого направления ещё исследованы не до конца, поэтому вызывает интерес для изучения многих возникших проблем. Достаточно сложным вопросом являются критерии, по которым можно определить, что образование в конкретном классе, конкретной школы ориентировано на личность. Вторая проблема: как измерить индивидуально-личностные качества в единстве с содержанием личностно-ориентированного образования и учебных ситуаций развития личности. Ясно одно: личностно-ориентированное обучение и воспитание играют важную роль в системе образования. Современное образование в начальной школе направлено на развитие личности младшего школьника, на раскрытие его способностей и возможностей, на развитие и совершенствование навыков самоконтроля и самореализации планируемых учебных действий.В выпускной работе отмечено, что личностно-ориентированное обучение направлено на ученика как личность, где учитываются его индивидуально-психологические особенности, интересы, мотивы обучения. Благодаря этому учету личностно-ориентированный подход помогает повысить мотивированностьмладших школьников к образовательному процессу; способствует развитию познавательной активности и индивидуальности восприятия окружающего мира; создает условия для самостоятельного управления ходом обучения.Теоретическое изучение сущности и особенностей личностно-ориентированных технологий, сравнение модели традиционного урока с личностно-ориентированным, помогло выбрать направления в практическом исследовании учащихся начальных классов.Предметом для исследования был выбран уровень развития личности младших школьников в процессе реализации личностно-ориентированного образования на уроках и во внеклассной деятельности. Были подобраны три методики: «Планирование учебных действий», А.В. Захарова «Эмоциональная самооценка», Б. Басса «Направленность личности» (адаптация А.Г. Грецова, А.А. Азбель). Было сформировано две группы: в экспериментальную группу вошли учащиеся 3А класса в количестве 20 человек; в контрольную группу – учащиеся 3Б класса в количестве 20 человек.Практическое исследование уровня сформированности умения самостоятельно планировать учебные действия, уровня самооценки личности, направленность личности показало, что данные компоненты зависят от психолого-педагогических условий, которые реализуются в системе в образовательном процессе. Это, прежде всего, последовательность выполнения отдельных операций – знакомство с образцами учебных действий, овладение умением применять самостоятельно свои знания, использование умения в разнообразных ситуациях, это активное внедрение личностно-ориентированных технологий. Исследование особенностей психолого-педагогического развития младших школьников при реализации личностно-ориентированного образования в начальной школе доказали нашу гипотезу о том, что личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальных классов будет эффективным для формирования и развития личности при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:- проведение психолого-педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся младших классов, учёт этих особенностей в образовательном процессе;-создание условий на каждом уроке и внеклассном мероприятии для реализации индивидуально-личностных качеств младших школьников;- совершенствование структуры обучения и воспитания через систематическое внедрение инновационных педагогических технологий.В ходе практической деятельности было разработано несколько модульных уроков на основе концепций личностно-ориентированного подхода.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Азбука воспитания: Развиваем внимание, Развиваем логическое мышление. – М.: Мой мир, 2007. – 170с.2. Айзенк Г.Д. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. – 1995. - № 1. – С.111-131.3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 190с.4. Баранников А.В. Содержание образования и структура личности //Профильная школа. – 2008. - № 3 (18). – С. 6-15.5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 2005. – 230с.6. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.7. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2005. – 178с.8. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя //Практика административной работы в школе. – 2006. - № 8. – С. 29-31.9.Землянская Е.В.Учебноесотрудничествомладшихшкольниковна уроке //Начальная школа - 2008. - №1.10. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – С. 46-51.11. Информационные технологии в начальном образовании. – Школьные технологии. – 2000. - № 6. – С. 168-177.12. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1999. - 180 с.13. Ковалева Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий / Г.С. Ковалева. – М.: Просвещение, 2009. – С.25.14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 548с.15. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2002. – 460с.16. Комплексная программа развития общеобразовательного учреждения // Практика административной работы в школе. – 2008. - № 6. – С. 23-50.17. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002. 18. Кульневич С.В. Личностно ориентированная педагогика / С.В. Кулькевич, А.С. Петелин. – Воронеж, 2007. – 109с.19. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В.С. Кукушкин. – Ростов на/Д.: Издательский центр МарТ, 2010. – 352с.20. Крючкова Л.Ю. Речь – канал развития интеллекта / Начальная школа. – 1997. - № 2. – С.68-70.21. Лотова Т.П. Роль системы развивающегося обучения в развитии интеллектуальных способностей младших школьников / Т.П. Лотова. - М., 2009. – 178с.22. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. - 2006. - № 2. – С. 8-11.23. Малова И.Е. Проблемы освоения личностно ориентированного обучения учащихся и пути их разрешения / И.Е. Малова. – Брянск: БГУ, 2002 – 104с.24. Мединский В.М. Идеи к проектам и практике управления школой / В.М. Мединский. – М., 1999. – 148с.25. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроке и во внеурочной деятельности / Школьные технологии. – 2000. - № 2. – С.43-53.26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002.27. Пиаже Ж. О механизмах ассимиляции и аккомодации // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 1. – С.22-26.28. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.29.. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов / И.И. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.30. Поздняк С.Н. Научно-методическое мышление учителя // Профильная школа. – 2006. - № 3 (18). – С.11-16.31. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).32. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574с.33. Роббер М. Психология индивида и группы / М. Роббер, Ф. Тильман. – М., 1998. – 58с.34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко –М.: Народное образование, 2004. – 256с.35. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.36. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Школьный психолог. – 2004. - № 10. – С. 11-14.37. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя / Г.Г. Скоробогатова. – М.: МИОО, 2002. – 70с.38. Стайн Э. Новые методы обучения – для нового общества и новой демократии / /Э. Стайн. - Институт «Открытое общество», Перемена, 2004. - № 1. – 52с.39. Стил Д. Обучение сообща / Д. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл. - М., 1999. – 74с.40. Трощагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации / М.И. Трощагин. – СПб., 2011. – 135с.41. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л.А. Турик, Н.А. Осипова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 281с.42. Фридман Л.М. Концепция личностноориентированного образования // Завуч. – 2000. - № 8. – С.77-87.43. Черных Л.Б. Использование средств мультимедиа и сети Интернет при обучении технологии / Л.Б. Черных. – М., 2008. – 29с.44. Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ: ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. - 2006. - № 10. - C. 10-15.45. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Д: Учитель, 2003. 46. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М.,1998. – С.51.47. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 2006. – 58с.48. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная система обучения: принципы ее построения / И.С. Якиманская. – М: Академия, 2002. – 136с..49. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная школа: Взрослые и дети в образовательномпространсте / И.С. Якиманская. - М.: Академия, 2002. – 170с.50. Якиманская И.С., Якунина О. Личностно - ориентированный урок: планирование и технология проведения//Директор школы. – 1998. - №3.51. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: АРКТИ, 2006. – 204с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение АПравила личностно-ориентированного образования, выработанные в педагогической практике1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. 2. Исключить методы наказания, унижающие личность. 3. Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей. 4. Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям. 5. Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки. 6. Помогать обнаруживать ошибки. 7. Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка. 8. Формировать положительную самооценку ребенка. 9. Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты. 10. Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка. 11. Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью. 12. Жить интересами, переживаниями ребенка. 13. Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания. 14. Искренне радоваться каждому успеху ребенка. 15. Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения [29, с.65].Приложение БТаблица 1БМодельный урок с использованием личностно-ориентированных технологий Этапы урокаЦели и задачиМетоды и приемы1.Разминка- Подготовка к восприятию темы- Умение переключать внимание- Познавательный интерес«Спираль», «Зеркало», «Круг доверия», «Снежный ком», «Гусеница», «Раунд Робин», «Самсон, Далила и Лев», «Тайный вождь», «Австралийский дождь», «Зип-зап-зуп», «Дом-человек»2. Вызов- Активизация- Анализ собственных знаний- Уровень- Интерес«Мозговой штурм», «Четыре угла», «Кластер», «Лимерик», «Синквейн», «Гномы-великаны», «Ледокол», «Звериный хор», «По щучьему веленью», «Зоопарк», «Словесные игры»3. Осмысление- Интерес и цель- Умение выразить свою мысль- Живой обмен идеями- Учебное сотрудничество- Осмысленное чтение- Ориентация в новой информации«Займи позицию», «Скорее да, чем нет», «Меню», «Л6х6х6», «Шкала мнений», «Ранжирование», «Проективные техники», «Дерево решения», «Кластер», «Категориальный обзор», «Плакат, подводящий итог», «Контрольная со шпаргалкой», «Уголки», «Карусель», «Ажурная плита», «Зигзаг», «Инсерт», «Почтовый ящик», «Круглый стол»4. Размышление- Умение выбрать главное- Присвоение знаний- Освоение навыков цивилизованного спораТаблицы, ОК, памятки, «Дерево решения», «ЗХУ», «Круглый стол», дискуссии, дебаты, творческие работы, «Бином-фантазия»5. Итоги урокаКонтроль учителя за знаниями1. Релейные контрольные работы2. Тесты3. Зачеты4. Лист взаимоконтроля5. ДиагностикаТаблица 2Б Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов в образованииДидактоцентрический подходЛичностно-ориентированный подходЦелевые ориентацииВыполнение программы, знания, умения, навыки. Формирование личности с заданными типовыми характеристикамиУсловия для саморазвития личности ученика, для поиска своей индивидуальности в процессе ученияПриоритетыПрограммы, дидактические средстваЛичность ученика, самоценность, самобытность ученика, как носителя субъективного опытаГлавный факторОбучение (знания, умения, навыки)- Учение (процесс)- Воспитание (процесс)Главная фигураУчительУченикВзаимодействие двух видов опыта (индивидуального и общественно-исторического)Общественно-исторический опыт вытесняет индивидуальный. Наполнение индивидуального опыта общественнымПостоянное использование индивидуального опыта, его согласование с общественно-историческим. Учение не есть прямая проекция обученияРазвитие личности, социализацияПутем овладения нормативной деятельностьюПреобразование субъектного опыта. Субъектный опыт – важный источник собственного развитияПринципыНаучностьЛогичностьДоступностьНаглядность- Продолжение жизни на уроке- Принцип доставления радости- Принцип свободы и ненасилия- Опора на эмоциональный чувственный пыт- Природосообразность- Позитивная Я-концепция- Опора на опытМетодПреподавание (принуждение)Учение. Результаты учебной деятельности перевести в сферу личных интересов. Комплексный подход к воспитаниюМотивацияВнешняяВнутренняяОтношенияСубъект-объектныеСубъект-субъектныеФилософияНе умеешь – научим, не хочешь - заставимСделай по-своему, выбери свой путьПриложениеВТаблица 3В«Этапы работы над проектом»Содержание работы на этапеДеятельность учащихсяДеятельность учителяПодготовительный этапА) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование);Б) определение количества участников проекта, состава группы.Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.Плановые работыА) определение источников информации;Б) планирование способов сбора и анализа информации;В) планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт:- отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);- издание сборника, фильма, макета;- организация конференции;Г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;Д) распределение обязанностей среди членов команды.Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).Исследовательская деятельностьСбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций…Проводят исследования, решая промежуточные задачи.Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.Результаты и выводыАнализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.Анализируют информацию. Оформляют результаты.Наблюдает, советует.Представление готового продуктаПредставление разнообразных форм результата работы – творческие плакаты-проекты.Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.Оценка процесса и результатов работыУчаствуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.Приложение ГКритерии эффективности проведения личностно-ориентированного урокаКритерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:- наличие у читателя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;- использование проблемных творческих заданий;- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.Основные требования к личностно-ориентированному уроку.Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.Средства достижения этой цели:- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика [50; 21].ПриложениеДТестовые задания на определение умения планировать учебные действия через самостоятельную работу1 Тест «Способность к определению учебной задачи».Тема урока: Устное народное творчество. Сказка «Морозко».ЗаданиеБаллы Прочитай текст и подчеркни слова, которые являются формулировкой учебной задачи:Мы второй урок рассматриваем произведение устного народного творчества – сказку «Морозко». Сегодня мы должны научиться составлять цитатную характеристику главного героя сказки. Попробуем составить характеристику одного из героев сказки (на выбор). Обратимся к тексту. 1Ответ: Сегодня мы должны научиться составлять цитатную характеристику героя сказки «Морозко».2 тест – «Умение сделать выбор».Тема урока: Поэзия. Стихи о природе: А.С. Пушкин, С.А. Есенин, А. Блок.ЗаданиеБаллы Задание: - выучите одно из стихотворений;- Вспомни алгоритм, дополни недостающими предложениями.1. Прочитай стихотворение вслух. Объясни смысл непонятных слов. 2. 3. Прочитай стихотворение 2-3 раза, стараясь запомнить.4. 5. Расскажи наизусть все стихотворение, при необходимости заглядывай в текст.6. 7. Перед школой прочитай стихотворение ещё раз, расскажи его наизусть.3Ответ:2. Определи настроение, ритм стихотворения. Прочитай выразительно.4.Раздели стихотворение на отрывки и выучи по отрывкам.6. Повтори стихотворение вслух по памяти еще 2–3 раза, не заглядывая в текст.3 тест – «Способность обобщать, делать выводы».Тема урока: Самостоятельные части речи.Задание: восстановипропущенные слова.Самостоятельные части речиСуществительное1.Прилагательное2.Действие предметаПризнак предметаИ.п., ед. ч.Глагол-инфинитив3Ответ: 1 – глагол, 2 – предмет, 3 – н.ф. – И.п., ед.ч.4 тест – «Развитие речевых умений»Тема урока: Б. Житков «Храбрый утенок».Задание: дать подробный пересказ от первого лица по предложенному плану. План:1. Появление стрекозы.2. Страх утят при появлении стрекозы.3. «Храбрец».4. Сражение со стрекозой.5 тест – «Самоконтроль и рефлексия»Тема урока: Работа с текстом. Составление простого плана.Задание: - прочитай текст, озаглавь его; - составь простой план;- проверь свой план и оцени его, заполнив таблицу.Осень – самое важное время года для хлеборобов. Начинается уборка зерновых культур. На полях день и ночь гудят комбайны. Грузовые машины спешат с зерном на элеватор.На колхозных полях и в огородах (на дачах) убирают овощи: морковь, капусту, свеклу, картофель. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем их вспахивают. Зимой вспаханная земля быстро промерзает, и в ней погибают семена сорняков, насекомые и их личинки, которые спрятались в почву на зиму. Некоторые поля засевают озимыми – рожь и пшеницу. На огородах сеют морковь, петрушку, укроп.В садах и паркахвысаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью. Известь убивает насекомых. После листопада плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает им перенести зимний холод и увеличивает урожай на следующий год.Таблица оценки плана текстаАлгоритм оценкитекстаДаЧастичноНет1. Проверь, отражаетлитвой заголовок тему и основнуюмысльтекста.2. Проверь, все лисмысловые части текста нашли отражение в плане.3 Проверьсоответствиепунктовпланапоследовательноститекста.4. Проверьграфическоеоформлениеплана.5. Оценисвой план: можноли по плану пересказать текст.6. Трудно либыловыполнитьзадание?7. Все липолучилосьхорошо?Ответ: 1. Уборка урожая зерновых. 2. Уборка овощей на полях и огородах.3. Подготовка полей и огородов к весенней посадке.4. Подготовка плодовых деревьев к зиме.6 тест – «Способность планировать». Тема урока: Сказка «Морозко».ЗаданиебаллыПронумеруй учебныедействия в алгоритме «Рассказ о сказочномгерое» в порядкеихпоследовательности – 6 балловРасположиотрывки по порядку, группируяихПосмотриещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуютли заголовкиПеречитай текст, отмечая те строки (отрывки), которыеотносятся к характеристике герояРасскажи о герое, используя планОпредели, о чемговорится в каждомотрывкеПодбери к отрывкам заголовкиОтвет: 3, 5, 1, 6, 2, 4.ПриложениеЕРезультаты исследования учащихся 3А класса по определению умения самостоятельно планировать учебные действия на первичном этапе Имя № 1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6Общ.кол-во балловИра В.12136316Инна В.01126212Коля Г.01127314Стас Д.12227317Роман Е.12124212Олег Е.01124210Вера К.01124210Олег К.01125312Нина Л.122410423Витя М.01134211Влад М.01125312Костя Н.01234212Галя Р.122312424Надя Р.01125514Зоя О.01125211Таня П.12136316Ира П.01124210Вова С.01124210Коля Т.01125211Иван Ф.01224312№ 1 – Способность понимать учебную задачу.№ 2 – Умение сделать выбор.№ 3 – Способность обобщать и делать выводы.№ 4 – Развитие речевых умений.№ 5 – Самоконтроль и рефлексия.№ 6 – Способность планировать.Уровень сформированности умения планировать учебные действия в экспериментальном классе (3А)Уровень умения планировать учебные действияКоличество уч-ся%Высокий уровень00Выше среднего210%Средний уровень525%Низкий уровень1365%Рисунок 5 – Исходный уровень сформированности умения планировать учебные действия в 3А классеПриложение ИРезультаты исследования учащихся 3Б класса по определению умения самостоятельно планировать учебные действия на первичном этапе Имя № 1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6Общ.кол-во балловВера А.02124312Дима Б.01125312Егор В.122311423Женя Г.12124212Женя Д.12127316Галя Д.02125313Иван Е.01226213Боря К.12136316Надя К.01134211Костя Л.01133311Дима Л.12227418Софья Н.01124210Гуля М.01124311Влад О.12226518Олег П.122312525Галя П.01124210Катя Р.01125312Сергей Р.01124311Саша Р.12235317Алла С.12235418№ 1 – Способность понимать учебную задачу.№ 2 – Умение сделать выбор.№ 3 – Способность обобщать и делать выводы.№ 4 – Развитие речевых умений.№ 5 – Самоконтроль и рефлексия.№ 6 – Способность планировать.Уровень сформированности умения планировать учебные действия в контрольном классе (3Б)Уровень умения планировать учебные действияКоличество уча-ся%Высокий уровень00Выше среднего210%Средний уровень630%Низкий уровень1260%Рисунок 6 – Исходный уровень сформированности умения планировать учебные действия в 3Б классеПриложение КМетодика А.В. Захарова «Эмоциональная самооценка»Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Укажи, где находишься ты./>Субтест №2. Большой круг - это твое «Я». Маленькие круги - это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.О - отец М – мать Д – дедушка Б – бабушка Бр.- брат С – сестра Др. – друзья У - учительСубтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.Родители–Учитель - ДрузьяСубтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков -это люди. Укажи, где находишься ты.Субтест №2. Большой круг - это твое «Я». Маленькие круги - это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья. Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?Приложение ЛВыявление эмоционального уровня самооценки учащихся 3А класса (методика А.В. Захарова)Имя Уровень самооценкиОтношение с близкими людьмиСоциальная заинтересованностьИндивидуализация Ира В.среднийДопускает давление отца, матери, бабушки, дедушки, друзейЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиИнна В.высокийДопускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушкуЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиКоля Г.низкийДопускает давление матери, друзей, учителяЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиСтас Д.среднийДопускает давление матери и отца, оказывает давление на бабушку, друзейЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиРоман Е.низкийДопускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на друзейЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиОлег Е.низкийДопускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на учителя и друзейЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиВера К.среднийДопускает давление отца, брата, дедушки. Оказывает влияние на мать, бабушкуЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиОлег К.среднийДопускает давление матери, оказывает давление на бабушку, дедушку, учителя.Заинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымНина Л.среднийДопускает давление матери и отца, оказывает давление на бабушку и дедушку.Заинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиВитя М.низкийДопускает давление матери, друзей, учителяЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиВлад М.среднийДопускает давление матери, бабушки, дедушки, друзейЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиКостя Н.среднийДопускает давление отца, брата, дедушки. Оказывает влияние на мать, бабушкуЗаинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымГаля Р.высокийДопускает давление матери и отцаЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиНадя Р.низкийДопускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на сестру и друзейЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиЗоя О.среднийДопускает давление отца, брата, дедушки. Оказывает влияние на мать, бабушкуЗаинтересована в социальных контактахСчитает себя уникальнойТаня П.низкийДопускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата и друзейЗаинтересована в социальных контактахСчитает себя уникальнойИра П.среднийДопускает давление матери, бабушки, дедушки, друзейЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиВова С.высокийДопускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушкуЗаинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымКоля Т.низкийДопускает давление матери, друзей, учителяЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиИван Ф.высокийДопускает давление матери и отца.Заинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиЭмоциональный уровень самооценки учащихся экспериментального и контрольного классов (методика А.В. Захарова)Уровень эмоциональной самооценкиЭкспериментальный класс (кол-во чел, %)Контрольный класс (кол-во чел., %)Высокий уровень4 – 20%3 – 15%Средний уровень9 – 45%11 – 55%Низкий уровень7 – 35%6 – 30%Рисунок 7. – Эмоциональный уровень самооценки в экспериментальном классе на первичном этапе исследования (методика А.В. Захарова)Приложение МВыявление эмоционального уровня самооценки учащихся 3Б класса (методика А.В. Захарова)Имя Уровень самооценкиОтношение с близкими людьмиСоциальная заинтересованностьИндивидуализация Вера А.среднийДопускает давление матери и отца, оказывает давление на бабушку, дедушку, друзей.Заинтересована в социальных контактахСчитает себя уникальнойДима Б.среднийДопускает давление отца, брата, дедушки. Оказывает влияние на мать, бабушкуЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиЕгор В.среднийДопускает давление отца, матери, бабушки, дедушки, друзейЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиЖеня Г.высокийДопускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку.Заинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиЖеня Д.низкийДопускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата и друзейЗаинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымГаля Д.низкийДопускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на сестру и друзейЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиИван Е.среднийДопускает давление отца, брата, дедушки. Оказывает влияние на мать, бабушкуЗаинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымБоря К.среднийДопускает давление матери и бабушки, оказывает давление на дедушку, друзей.Заинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиНадя К.среднийДопускает давление матери дедушки, оказывает давление на бабушку и друзей.Заинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиКостя Л.низкийДопускает давление матери, друзей, учителяЗаинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымДима Л.высокийДопускает давление матери и отца.Заинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиСофья Н.среднийДопускает давление отца, матери, бабушки, дедушки, друзейЗаинтересована в социальных контактахСчитает себя уникальнойГуля М.низкийДопускает давление матери, друзей, учителяЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиВлад О.среднийДопускает давление отца, брата, дедушки. Оказывает влияние на мать, бабушкуЗаинтересован в социальных контактахПризнает сходство с другимиОлег П.высокийДопускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку.Заинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымГаля П.среднийДопускает давление отца, брата, дедушки. Оказывает влияние на мать, бабушку.Заинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиКатя Р.низкийДопускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на сестру и друзей Заинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиСергей Р.низкийДопускает давление матери, друзей, учителяЗаинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымСаша Р.среднийДопускает давление матери и отца, оказывает давление на бабушку, дедушку.Заинтересован в социальных контактахСчитает себя уникальнымАлла С.среднийДопускает давление матери, бабушки, дедушки, друзейЗаинтересована в социальных контактахПризнает сходство с другимиЭмоциональный уровень самооценки учащихся экспериментального и контрольного классов (методика А.В. Захарова)Уровень эмоциональной самооценкиЭкспериментальный класс (кол-во чел, %)Контрольный класс (кол-во чел., %)Высокий уровень4 – 20%3 – 15%Средний уровень9 – 45%11 – 55%Низкий уровень7 – 35%6 – 30%Рисунок 8. – Эмоциональный уровень самооценки в контрольном классе на первичном этапе исследования (методика А.В. Захарова)Приложение НРезультаты исследования по методике Б. Басса «Направленность личности» (адаптация А.Г. Грецова, А.А. Азбель)Направленность личности (методика Б. Басса)Шкалы Экспериментальный класс (кол-во чел, %)Контрольный класс (кол-во чел., %)«Я»6 – 30%9 – 45%«Общение»8 – 40%7 – 35%«Дело»4 – 20%4 – 20%Рисунок 9. – Направленность личности в экспериментальном классе на первичном этапе исследованияРисунок 10. – Направленность личности в контрольном классе на первичном этапе исследованияПриложение ПВарианты уроков и внеклассных мероприятий, направленных на личностное развитие младших школьниковУрок 1. Русский язык по теме «Связь слов в предложении».Предмет: Русский языкКласс: 3Тема: Связь слов в предложениях.Название: Деревья зимойВремя: 45 минутЦель: • Повторить знания связи слов в предложении• Развивать умение конструировать предложения• Учить детей сотрудничать и быть дружными• Воспитывать бережное отношение к природеРесурсы: Фломастеры для каждого ученикаТаблица №1 с буквами и очками•••••••ДПРЕЕРДЛЕОВЬЖЕЯНИЕ•••••••••••Слова для 1 группы:Пушистый, поляна, укрыл, лесная, снежок.Дятел, на, сосенка, сидит, только.Полянка, на, тихо, пусто, и.Слова для 2 группы:Выпал, но, снег, вот.Не было, в, долго, зима, город.Шапки, деревья, снеговые, надели.Слова для 3 группы:Снеговая, сосны, надели, и, шубка, ели.Зима, стояла, лютая.Ветры, холодные, дули.Слова для 4 группы:Пушистые, березки, шапки, и, покрылись, осинки.Лес, тихо, в.Сон, в, деревья, глубокий, погрузились.Слова для 5 группы:Мороз, трещит.Ели, по, стоят, седые, дорога, сторонами.Парк, деревья, иней, в, запушил.Ход урока:1. Проверка домашнего задания (3 мин.).2. Объявление темы и цели урока (5 мин.).Учитель пояснит детям, что такое исследование и предложит самим определить, что они будут исследовать на уроке.На доске вывешивается таблица №1, указанная в ресурсах. Учитель предлагает детям соединить необходимые точки, чтобы узнать предмет исследования на сегодняшний урок.3. Беседа (4 мин.):• Знаете ли вы, как зимуют деревья?• Известно, что заботливые садоводы специально пригибают к земле молодые фруктовые деревья и укрывают их снегом. Зачем они это делают?4. Работа в группах (10 мин.).Задание 1. Расположите слова так, чтобы получилось предложение. Какая часть слова помогает изменить и связать все слова в предложении по смыслу?Задание 2. Из полученных предложений составьте мини-текст и запишите его в тетради.5. Презентация (15 мин., по 3 мин. на группу).Один представитель группы читает составленные ими текст.6. Обсуждение (7 мин.).• Что такое предложение? Из чего оно состоит?• Каким образом слова связываются в предложении?• Сдались ли деревья морозам и метелям? Что помогло им выжить, не замерзнуть зимой?• Какую роль играет растительный мир в жизни человека?• Можете ли вы представить мир без растений?• Есть ли необходимость заботиться о растительном мире?Примечание: все задания урока направлены на интеграцию предметов – язык, познание мира, так как для составления предложений о зиме детям понадобятся знания, которые они получают на уроках природоведения и через свой жизненный опыт. Задания направлены на повышение функциональности предметных знаний через их применение для решения творческой задачи. Они приучает детей к мысли о многовариантности возможных решений, тренируют их в работе над заданиями открытого типа, способствуют развитию умения формулирования своих мыслей составлению развернутых предложений.Если дети затруднятся выполнить задание второго этапа урока, то учитель может им подсказать: вначале соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых точки стоят внизу. Работа над понятием «исследование». Исследовать – значит разгадывать тайны природы, окружающего мира, в том числе и языка. Учиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое.Расширение: учащиеся дома выполняют упражнение подобного типа. Также учащиеся могут выучить стихотворение о зиме или написать стихотворение о зиме самостоятельно.Вариативность: этот вид деятельности можно провести на уроке природоведения и чтения.Оценивание: учитель может поставить баллы за составленные тексты. Путем наблюдения в течение урока учитель выявит внимательных, активных учащихся. Обязательно надо похвалить учащихся за то, что они помогали друг другу, умели соблюдать правила работы в группах.Урок 2. Русский язык по теме «Обобщающее повторение по теме «Части речи».Предмет: Русский языкКласс: 3Тема: Части речи. (Урок повторения) Название: «Летят перелетные птицы!»Время: 45 мин.Цель:• Повторить общие признаки изученных в 3 классе частей речи• Совершенствовать навыки определения частей речи по грамматическим признакам• Формировать чувство ответственности за сохранение фауны родного краяРесурсы: Фломастеры для каждого ученика, плакат и листы бумаги А3 в каждую группу, скотч, текст «Улетают журавли» в каждую группу, контрольные вопросы для опроса, пройденного материала.Контрольные вопросы для опроса, пройденного материала:Вспомните все, что вы знаете о составе слова. Допишите, заполните пропуски.Я знаю части слова: ____________________________________________.Главная часть слова - ___________________________________________.В ________________________ заключено основное значение всех родственных слов.______________________________ служат для образования новых слов.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называют ________________________________________________.Изменяемую часть слова, которая служит для связи слов в предложении и в словосочетании, называют _______________________________________.Основное значение слова заключено вего ___________________________.Текст: «Улетают журавли».В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой.Вот стройные косяки потянулись в дальние страны. Над лесами, полями, горами летели журавли высоко в небе. В глухом лесу они отдыхали.Еще темно, а чуткие птицы уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдет солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышат их прощальные голоса.До свидания, журавли! До радостной встречи весной!Ход урока:Деление класса на группы (по 6 человек в каждой группе).1. Организационный момент (1 мин.).2. Повторение пройденного (5 мин.).Опрос пройденного материала проводится с помощью заранее подготовленных контрольных вопросов. Каждый ученик получает карточку и заполняет ее.3. Работа в группах над текстом (18 мин.). (Текст указан в ресурсах)Каждая группа получает текст, выписывает свою часть речи и готовит рассказ о ней (указывает все известные детям грамматические признаки):1 группа – имена прилагательные2 группа – имена существительные3 группа – глаголы4 группа – предлоги5 группа – местоимения.4. Презентация (12 мин., по 2 мин. на группу).Представитель от каждой команды рассказывает о своей части речи и зачитывает записанные их группой слова.5. Обсуждение (7 мин.).• Какие части речи вы знаете?• Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ?• Как вы думаете, какого цвета этот рассказ? Почему?• А какие изменения в природе осенью вы наблюдаете в нашем городе (крае)?• Все ли птицы улетают осенью в теплые края?• Назовите птиц, которые остаются зимовать в нашем городе (крае)?• Как мы можем помочь этим птицам перезимовать?Примечание: этот вид деятельности приучает ребят к совместной работе, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка. Поможет задуматься над сезонными изменениями в природе, и взглянуть на окружающую природу со стороны: а всегда ли мы наблюдаем за природой вокруг нашего дома? Учитель может попросить детей вспомнить случай из жизни, когда они наблюдали изменения в природе. На 1 этапе урока, в зависимости от поставленной перед собой цели, учитель может разрешить детям помогать друг другу в работе над карточкой или провести эту работу в парах.Расширение:• Учащиеся могут получить на дом следующее задание: вспомнить или найти в книге по чтению стихотворение об осени и выписать из него части речи.• Учащиеся могут дома составить небольшой рассказ о наступлении осени в их городе.Оценивание: в привычной системе можно оценить тест и правильность (грамматическую) и аргументированность выступления учащихся.3. Внеклассное чтение с элементами прогнозирования по тексту «Будда. Сила личности.1. Вызов: 1) Размышление:• Как вы думаете, в чём заключается сила личности?• Что является основой силы личности?• Кого мы называем личностью, почему?2) Логическая цепочка: расставьте фразы в логической последовательности:- безмятежное существование; - болезни и страдания;- женитьба на красавице – принцессе; - оказывать влияние;- оставил дворец; - сын богатого правителя.1 часть. Принц Сиддхартха был сыном богатого индийского правителя, делавшего всё для того, чтобы его сын ничего не знал о теневых сторонах жизни. Принц рос в роскошном дворце, окружённом великолепными садами, где ничто не омрачало безмятежного существования, где каждый его каприз был равнозначен Закону. 2 часть. Вскоре принц женился на красавице принцессе, так ни разу не выйдя за стены дворца. После рождения своего первого ребёнка счастливый и любознательный Сиддхартха с помощью слуги обманул дворцовую стражу и впервые оказался за стенами дворца.3 часть. Здесь-то он и столкнулся с горькой правдой жизни: со страданиями, болезнями, старостью, смертью – со всем, от чего так тщательно оберегал его отец. Чувствительный принц был поражён тем, что открылось ему и в недоумении стал расспрашивать слугу об увиденном. 4 часть. Когда же слуга объяснил ему, что весь род человеческий подвержен болезням и страданиям, принц был настолько потрясён, что уже не смог вернуться к прежней безмятежной и лёгкой жизни. Он отказался от всех своих привилегий и навсегда покинул дворец, преисполнившись решимости узнать главное: как избавить мир от страданий. Он много путешествовал, познал на себе все мирские тяготы, радости и печали и, наконец, благодаря своему огромному опыту, накопленному в бесчисленных жизненных схватках и испытаниях, он пришёл к Озарению. 5 часть. Озарённый любовью и мудростью, Будда нёс людям ключи от храмов Познания, Правды и свободы. Вот уже тысячелетия как учение Будды, обретшего безграничную силу Личности, оказывает мощное влияние на миллионы людей во всём мире. Его отец был могущественным властелином, но кто сейчас помнит о нём и его владениях?Вопросы для размышления:.1 остановка.1. Почему отец принца не рассказал всей правды жизни?2. Часто ли ваши родители говорят вам об отрицательных сторонах жизни?2 остановка.Предположите, что мог увидеть принц за стенами Дворца?3 остановка.1. Что слуга мог рассказать принцу?2. Почему сердце принца наполнилось жалостью?4 остановка.1. Тяжело ли было принцу отказаться от своей прежней жизни?2. Каждый ли человек способен на это?3. Предположите, к какому выводу мог прийти принц?5 остановка.Чему учит /притча/? /рассказ/? /сказание/?Индивидуальный подход к оцениванию активности деятельности на уроке.4 Интеллектуальная игра «Кто хочет стать отличником».Тема игры «Гармония человека с окружающим миром».1. Разминка лидеров групп – «Бином-фантазия»Каждому лидеру группы предлагаются различные пары слов. Используя эти слова, составляется рассказ.• человек – лиса, волк, медведь, ромашка, роза, фиалка, бабочка, гусеница.2 «Фантастический бином» в группах – «Салат из сказок»Задача: составить сказку с новыми героями.1группа «Мечтатели» - «Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика – с – Пальчика».2 группа «Искатели» - «Буратино очутился в домике Семи Гномов, он будет восьмым питомцем Белоснежки».3 группа «Сказочники» - «Кот в сапогах поступил в услужение к Бабе – Яге»4 группа «Гармония» - «Василиса Прекрасная стала выступать в театре Карабаса – Барабаса».5 группа «Легенда» - «Три поросенка оказались в Замке Кощея Бессмертного».6 группа «Мифы» - «Незнайка попадает в домик, где живет коза и семеро козлят»3. Презентация творческих работ: выбор презентации – чтение новой сказки, чтение по ролям, инсценирование.4 «Секрет гласных»: Поставьте вместо вопросительных знаков гласные буквы , и вы прочтете слова Эсхила о нравственности человека. Постарайтесь найти серьезные аргументы для подтверждения этой мысли в наше время.• Б?З В?Н? Ч?Л?В?К? ПР?Ж?ТЬ Н? Д?Н? , Н? Д?Н? ПР?Ш?Г?ТЬ П? З?МЛ? Б?З ГР?Х?.• Н? СПР?Ш?В?Й, ЧТ? СТР?Н? М?Ж?Т СД?Л?ТЬ ДЛ? Т?Б?, СПР?С?, ЧТ? М?Ж?ШЬ Т? сД?Л?ТЬ ДЛ? СВ??Й СТР?Н?.5 «Соедини слоги»: Эти высказывания об особенностях людей рассыпаны по слогам. Соберите их, объясните смысл.• ко ныдипу та ми за лю с пра ют ва.• ед за ли ль доз зя ни ть, ва не шь по вирив6 «Перевертыши»Вы сможете прочитать высказывание греческого философа Демокрита о смысле жизни, если будете читать слова в обратном порядке.• автсещбоызьлопялдин,ончилябесялдиногонмтеаледеньтсуптот,онйокопсьтижтечохоткПодведение итогов всей групповой деятельности.5. Классный час« Экология родного края»Тема: «Наш дом – Планета Земля – в опасности»Оформление: рисунки, плакаты, высказывания на тему «Жизньпланеты», сочинения «Экологические проблемы родного края».Методы и приемы:1. Конкурс художников.2. Работа в группах «Зигзаг-2»3. ЭссеВступительное слово учителя:Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса. Когда-то мы говорили о «ядерном конфликте», о «холодной войне», а сейчас стало ясно, что «экологическая бомба» для человечества столь же опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьезней, чем найти силы, средства, чтобы спасти природу.«Ибо в природе шагу не ступить,Чтоб тотчас, так ли сяк,Ей чем-нибудь не заплатитьЗа этот самый шаг.Будущее Планеты - за нами, нашей заботой и нашим разумом» - этой проблеме мы посвятим классный час. Начнем с конкурса художников.1. Работа в группах:1 группа. « Отрицательные недуги Земли: свалки, мусорки, асфальтированные дороги…»2 группа. «Моря и океаны – «глаза» Земли».3группа. «Развитие химической промышленности и здоровье человека».4группа. «Биологические загрязнения и болезни человека»5группа. «Природа и человек. Природно-очаговые болезни».- каждая группа готовит свой материал и оформляет его на большом плакате;- это могут быть рисунки, схемы, таблицы, стихи, карикатуры снадписями.2. Презентация творческих групповых работ.3. Заключительная беседа педагога.Приложение РРезультаты исследования учащихся 3А класса по определению умения самостоятельно планировать учебные действия на контрольном этапе исследованияИмя № 1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6Общ.кол-во балловИра В.13249524Инна В.12127316Коля Г.123410626Стас Д.122412526Роман Е.12236418Олег Е.12235316Вера К.12235316Олег К.12236418Нина Л.133513631Витя М.12138318Влад М.01137517Костя Н.01236416Галя Р.133513631Надя Р.122410524Зоя О.01126414Таня П.122312525Ира П.02224414Вова С.01126414Коля Т.01127516Иван Ф.01228518№ 1 – Способность понимать учебную задачу.№ 2 – Умение сделать выбор.№ 3 – Способность обобщать и делать выводы.№ 4 – Развитие речевых умений.№ 5 – Самоконтроль и рефлексия.№ 6 – Способность планировать.ПриложениеСРезультаты исследования учащихся 3Б класса по определению умения самостоятельно планировать учебные действия на контрольном этапеИмя № 1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6Общ.кол-во балловВера А.02127416Дима Б.01125413Егор В.133512630Женя Г.12127417Женя Г.12129318Галя Д.02237418Иван Е.02228418Боря К.12138520Надя К.01134312Костя Л.01135313Дима Л.12229521Софья Н.01125312Гуля М.01125312Влад О.12229521Олег П.133512630Галя П.01125413Катя Р.11127416Сергей Р.11127416Саша Р.12239522Алла С.12248623№ 1 – Способность понимать учебную задачу.№ 2 – Умение сделать выбор.№ 3 – Способность обобщать и делать выводы.№ 4 – Развитие речевых умений.№ 5 – Самоконтроль и рефлексия.№ 6 – Способность планировать.Приложение ТРезультативность внедрения личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школыУровень сформированности умения самостоятельно планировать учебные действия в экспериментальном классе после экспериментаУровень умения планировать учебные действияКоличество уч-ся%Высокий уровень210%Выше среднего525%Средний уровень1155%Низкий уровень210%Рисунок 11 – Уровень сформированности умения самостоятельно планировать учебные действия в экспериментальном классе после экспериментаУровень сформированности умения самостоятельно планировать учебные действия в контрольном классе после экспериментаУровень умения планировать учебные действияКоличество уч-ся%Высокий уровень210%Выше среднего420%Средний уровень840%Низкий уровень635%Рисунок 12 – Уровень сформированности умения самостоятельно планировать учебные действия в контрольном классе после экспериментаЭмоциональный уровень самооценки учащихся экспериментального и контрольного классов (методика А.В. Захарова)Уровень эмоциональной самооценкиЭкспериментальный класс (кол-во чел, %)Контрольный класс (кол-во чел., %)Высокий уровень5 – 25%6 – 30%Средний уровень12 – 60%9 – 45%Низкий уровень3 – 15%5 – 25%Рисунок 13. – Эмоциональный уровень самооценки в экспериментальном классе на контрольном этапе исследования (методика А.В. Захарова)Рисунок 14. – Эмоциональный уровень самооценки в контрольном классе на контрольном этапе исследования (методика А.В. Захарова)Направленность личности (методика Б. Басса) на контрольном этапе исследованияШкалы Экспериментальный класс (кол-во чел, %)Контрольный класс (кол-во чел., %)«Я»4 – 20%8 – 40%«Общение»9 – 45%9 – 45%«Дело»7 – 35%3 – 15%Рисунок 15. – Сравнительная характеристика направленности личности в экспериментальном классеРисунок 16. – Сравнительная характеристика направленности личности в контрольном классе


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азбука воспитания: Развиваем внимание, Развиваем логическое мышление. – М.: Мой мир, 2007. – 170с.
2. Айзенк Г.Д. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. – 1995. - № 1. – С.111-131.
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 190с.
4. Баранников А.В. Содержание образования и структура личности //Профильная школа. – 2008. - № 3 (18). – С. 6-15.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 2005. – 230с.
6. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
7. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2005. – 178с.
8. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя //Практика административной работы в школе. – 2006. - № 8. – С. 29-31.
9. Землянская Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке //Начальная школа - 2008. - №1.
10. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – С. 46-51.
11. Информационные технологии в начальном образовании. – Школьные технологии. – 2000. - № 6. – С. 168-177.
12. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1999. - 180 с.
13. Ковалева Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий / Г.С. Ковалева. – М.: Просвещение, 2009. – С.25.
14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 548с.
15. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2002. – 460с.
16. Комплексная программа развития общеобразовательного учреждения // Практика административной работы в школе. – 2008. - № 6. – С. 23-50.
17. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
18. Кульневич С.В. Личностно ориентированная педагогика / С.В. Кулькевич, А.С. Петелин. – Воронеж, 2007. – 109с.
19. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В.С. Кукушкин. – Ростов на/Д.: Издательский центр МарТ, 2010. – 352с.
20. Крючкова Л.Ю. Речь – канал развития интеллекта / Начальная школа. – 1997. - № 2. – С.68-70.
21. Лотова Т.П. Роль системы развивающегося обучения в развитии интеллектуальных способностей младших школьников / Т.П. Лотова. - М., 2009. – 178с.
22. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. - 2006. - № 2. – С. 8-11.
23. Малова И.Е. Проблемы освоения личностно ориентированного обучения учащихся и пути их разрешения / И.Е. Малова. – Брянск: БГУ, 2002 – 104с.
24. Мединский В.М. Идеи к проектам и практике управления школой / В.М. Мединский. – М., 1999. – 148с.
25. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроке и во внеурочной деятельности / Школьные технологии. – 2000. - № 2. – С.43-53.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002.
27. Пиаже Ж. О механизмах ассимиляции и аккомодации // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 1. – С.22-26.
28. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
29.. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов / И.И. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.
30. Поздняк С.Н. Научно-методическое мышление учителя // Профильная школа. – 2006. - № 3 (18). – С.11-16.
31. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
32. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574с.
33. Роббер М. Психология индивида и группы / М. Роббер, Ф. Тильман. – М., 1998. – 58с.
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2004. – 256с.
35. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
36. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Школьный психолог. – 2004. - № 10. – С. 11-14.
37. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя / Г.Г. Скоробогатова. – М.: МИОО, 2002. – 70с.
38. Стайн Э. Новые методы обучения – для нового общества и новой демократии / /Э. Стайн. - Институт «Открытое общество», Перемена, 2004. - № 1. – 52с.
39. Стил Д. Обучение сообща / Д. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл. - М., 1999. – 74с.
40. Трощагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации / М.И. Трощагин. – СПб., 2011. – 135с.
41. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л.А. Турик, Н.А. Осипова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 281с.
42. Фридман Л.М. Концепция личностноориентированного образования // Завуч. – 2000. - № 8. – С.77-87.
43. Черных Л.Б. Использование средств мультимедиа и сети Интернет при обучении технологии / Л.Б. Черных. – М., 2008. – 29с.
44. Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте // НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ: ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. - 2006. - № 10. - C. 10-15.
45. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Д: Учитель, 2003.
46. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М.,1998. – С.51.
47. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2006. – 58с.
48. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная система обучения: принципы ее построения / И.С. Якиманская. – М: Академия, 2002. – 136с..
49. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная школа: Взрослые и дети в образовательном пространсте / И.С. Якиманская. - М.: Академия, 2002. – 170с.
50. Якиманская И.С., Якунина О. Личностно - ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. - №3.
51. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: АРКТИ, 2006. – 204с.

Вопрос-ответ:

Какие основы являются психолого-педагогическими основами личностно-ориентированного образования в начальной школе?

Психолого-педагогическими основами личностно-ориентированного образования в начальной школе являются ФГОС начального общего образования и программы начальной школы, которые представляют основы личностно-ориентированного подхода в образовании.

Что представляет собой личностно-ориентированное образование в начальной школе?

Личностно-ориентированное образование в начальной школе – это подход, направленный на развитие индивидуальности каждого ученика, учет его интересов, потребностей и способностей. Оно позволяет учителям создавать условия для саморазвития и самоопределения каждого ребенка.

Какие технологии используются в личностно-ориентированном образовании в начальной школе?

В личностно-ориентированном образовании в начальной школе используются различные технологии, например, дифференцированное обучение, проектная и исследовательская деятельность, коллективное и кооперативное обучение. Эти технологии позволяют ученикам активно взаимодействовать с учителями и своими сверстниками, развивать творческое мышление и навыки сотрудничества.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи о личностно-ориентированном образовании в начальной школе?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что личностно-ориентированное образование в начальной школе является важным и эффективным подходом. Оно позволяет учителям индивидуализировать образовательный процесс, учитывая особенности каждого ребенка. Также статья подчеркивает роль программ начальной школы и ФГОС начального общего образования в осуществлении личностно-ориентированного подхода в образовании.

Какие принципы используются в личностно-ориентированном образовании в начальной школе?

В личностно-ориентированном образовании в начальной школе используются такие принципы, как учет индивидуальных особенностей каждого ученика, активность и самостоятельность обучающихся, создание благоприятной и эмоционально-напряженной образовательной среды. Эти принципы позволяют развивать у учеников личностные качества, формировать у них ценностные ориентации и самооценку.

Какие основы лежат в основе личностно-ориентированного образования в начальной школе?

Основы личностно-ориентированного образования в начальной школе основаны на ФГОС начального общего образования и программе начальной школы, которые подразумевают использование личностно-ориентированного подхода в образовании.

Что такое личностно-ориентированное образование в начальной школе?

Личностно-ориентированное образование в начальной школе это подход, при котором основное внимание уделяется развитию индивидуальности каждого ученика, учету его потребностей, интересов и способностей.

Какие технологии используются в личностно-ориентированном образовании в начальной школе?

В образовательном процессе начальной школы используются личностно-ориентированные технологии, такие как деятельностный подход, проблемное обучение, проектная деятельность, кооперативное обучение и другие, которые способствуют развитию личности ученика и активизации его познавательной деятельности.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что личностно-ориентированное образование в начальной школе является важным инструментом в условиях модернизации школы. Оно основано на ФГОС начального общего образования и программе начальной школы, и направлено на развитие индивидуальности каждого ученика.

Какие технологии используются в образовательном процессе начальной школы?

В образовательном процессе начальной школы используются различные личностно-ориентированные технологии, такие как деятельностный подход, проблемное обучение, проектная деятельность, кооперативное обучение и т. д. Эти технологии способствуют активизации учеников, развитию их индивидуальности и познавательной деятельности.