Коммуникативная рациональность: релятивистская и европоцентристсквя модели.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Юриспруденция
  • 16 16 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 27.01.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение.
Рациональность в структуре познания и деятельности. Релятивная и евроцентристкая модели.
Заключение.
Литература:

Фрагмент для ознакомления

Вебер убежден, что рационализация социального действия, создание его конвенциональных форм есть тенденция самого исторического процесса. И хотя этот процесс протекает без помех и отклонений, европейская история последних столетий и вовлечение других, неевропейских, цивилизаций на путь индустриализации, проложенный Западом, свидетельствуют, по Веберу, о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс.Корпус современных воззрений на рациональность как результат интерсубъективного взаимодействия, коммуникации сложился в поле синтеза идей, выдвигаемых в границах не только философии, но и социологии, этнологии, семиотики, лингвистки, литературоведения, истории, истории искусства, науковедения и ряда других дисциплин. Растущее понимание единства социально-гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического знания эпохи постнеклассической науки еще более подкрепляет интерес ученых к этому феномену. Свой вклад в разработку теории коммуникативной рациональности в плоскости философского анализа внесли феноменология, герменевтика, философия лингвистического анализа, постпозитивизм, прагматизм и неопрагматизм, французский неорационализм, структурализм и постструктрализм, неомарксизм и иные влиятельные направления современной западной мысли. Интерес к проблеме коммуникативной рациональности сплотил весьма несхожие по типу теоретизирования философские направления, создал определенную платформу для их объединения, синтеза. Феноменология и герменевтика внесли весомый вклад в совокупность современных представлений о коммуникативной рациональности. Гуссерлиан-ское учение о жизненном мире и интерпретация М. Вебером рациональности действий субъектов, конституирующей единое поле социальности их сообщества, были синтезированы в построениях А. Шюца. В контексте его идей развивается сегодня феноменологическая социология, представители которой размышляют о рациональном конструировании социального мира и его способах. Герменевтика в ее развитии от Хайдегтера до Х.-Г. Гадамера, Р. Бубнера и П. Рикера опиралась на идею наличия субъект-субъектного взаимодействия в поле языка, сквозь призму которого мир предстает как некое осмысленное и доступное пониманию целое. Интерпретативная деятельность субъекта предполагает постоянное рефлексивное производство новых смыслов и расширение круговой структуры понимания.Проблема коммуникативной рациональности обрела новые грани в неомакрсизме Ю. Хабермаса. В варианте неомарксистской герменевтики Ю. Хабермаса на базе коммуникативной установки решается и вопрос о построении общественной теории. Субъект-субъектная интеракция, предполагающая непрерывную рационализацию жизненного мира, оказывается основным ресурсом развития общества. Интерактивный процесс, распадающийся на стратегическое действие и коммуникацию, трактуется как первичный по отношению к инструментальному действию, сопряженному с покорением мира природы. Именно коммуникация рисуется Хаберасом как область непрестанного рационального разрешения проблем, способствующих социальной и системной интеграции общества. Процесс постоянного научения интерпретируется Хаберма-сом как движущая сила общественной трансформации. В своих построениях Хабермас исходит из марксистской идеи о существовании двоякого рода отношений, лежащих в основе социального целого, - отношений человека к природной среде, на которую он целесообразно воздействует и извлекает ресурсы для существования и развития себя и сообщества людей, и тех связей, которые складываются между субъектами. Однако в классическом марксизме его не устраивает, постулируемый его создателями, жесткий историко-материалистический детерминизм. Реконструируя исторический материализм, Хабермас полагает, что необходимо вновь вернуться к интерпретации как субъект-объектных, так и интерсубъективных связей, запечатленных Марксом и его последователями, предполагая фундаментальную значимость присутствующей у человеческого индивида рациональной способности. Именно мощь теоретического и практического разума как основополагающих источников исторического творчества является отправным моментом размышлений Хабермаса об эволюции человеческого сообщества. Хабермас в своей теории коммуникативного действия акцентирует роль рациональности, совместных усилий теоретического и практического разума в истории. Он подчеркивает значимость рациональности не только в ее критическом, но и в конструктивно-созидательном измерении. Концептуальный аппарат этой теории достаточно действенен в анализе общественной эволюции и современной ситуации. Теория коммуникативного действия Хабермаса несет в себе как критический импульс постметафизической эпохи, так и позитивную стратегию новой интерпретации социокультурной реальности. При рассмотрении эволюции общества как единого коммуникативного целого, Хабермас предполагает одновременно как существование персональной автономии, так и сообщества участников диалога, которые своевременно обнаружат некоторые нормативные и правовые рамки своей жизнедеятельности.ЗаключениеКризис традиционных подходов, и вместе с тем, неспособность их дать удовлетворительное объяснение причин социальных патологий послужил стимулом к поиску новых парадигм в познании.Как показывают исследования коммуникативная рациональность предлагает нетрадиционный подход к построению общественных теорий. Исследовательская перспектива коммуникативной рациональности лежит в русле лингвистического поворота, обозначившегося как в системах континентального, так и англо – американского знания.Целью настоящей работы было, прежде всего, формулирование сути концепции коммуникативной рациональности и ее проявление в релятивистская и европоцентристскихмоделях.В связи с поставленной целью важным было показать как сильные, так и слабые стороны коммуникативной рациональности как концепции. Несомненным является то, что процессы функционирования и трансформации социальных систем не могут сводиться только к механизмам коммуникативности.ЛитератураАлексеев С.С. Философия права. М., 1998.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.Богомолов А.С. Диалектика и рациональность // Вопросы философии. 1978, № 7. С. 106 – 109. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 23 – 29.Исторические типы рациональности. В двух томах. Отв. ред. В.А. Лекторский, П.П. Гайденко. М., 1995.

Литература:
1.Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.
2.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
3.Богомолов А.С. Диалектика и рациональность // Вопросы философии. 1978, № 7. С. 106 – 109.
4.Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 23 – 29.
5.Исторические типы рациональности. В двух томах. Отв. ред. В.А. Лекторский, П.П. Гайденко. М., 1995.

Вопрос-ответ:

Что такое коммуникативная рациональность?

Коммуникативная рациональность - это способность человека осуществлять коммуникацию с другими людьми на основе разумных и логически обоснованных действий. Она предполагает грамотное использование языка, умение анализировать информацию, выражать свои мысли и понимать точки зрения других людей.

Какие модели коммуникативной рациональности существуют?

Существуют две основные модели коммуникативной рациональности: релятивистская и евроцентристская. Релятивистская модель предполагает, что каждая культура имеет свои особенности и ценности, которые определяют ее коммуникативное поведение. Евроцентристская модель, напротив, подразумевает, что существует единая и универсальная коммуникативная рациональность, которая является нормой для всех культур.

Что подразумевается под евроцентризмом в модели коммуникативной рациональности?

Евроцентризм в модели коммуникативной рациональности означает, что западноевропейская культура и ее ценности рассматриваются как норма и эталон для оценки коммуникативного поведения других культур. Это может приводить к искажениям и неправильной интерпретации коммуникационных ситуаций в разных культурных контекстах.

Почему евроцентрическая модель коммуникативной рациональности вызывает критику?

Евроцентрическая модель коммуникативной рациональности вызывает критику, так как она не учитывает культурные различия и признает только западноевропейскую культуру как норму. Это может приводить к непониманию и конфликтам в коммуникации между представителями разных культур.

Какие принципы релятивистской модели коммуникативной рациональности?

В релятивистской модели коммуникативной рациональности признается, что каждая культура имеет свои уникальные особенности и ценности, которые определяют коммуникативное поведение. Принципы этой модели включают уважение к различиям, готовность к диалогу и понимание разных культурных контекстов.

Что такое коммуникативная рациональность?

Коммуникативная рациональность отражает способность человека мыслить и действовать в социальных ситуациях, основываясь на логическом обосновании своих убеждений и решений, а также умении эффективно общаться с другими людьми.

Что означают релятивистская и евроцентристская модели коммуникативной рациональности?

Релятивистская модель коммуникативной рациональности подразумевает, что каждая культура и социальная группа имеет свои уникальные ценности, нормы и правила коммуникации, которые должны учитываться при взаимодействии. Евроцентристская модель, напротив, считает, что европейская культура является стандартом и должна быть применима для всех общественных групп.

Как влияет рационализация социального действия на исторический процесс?

Рационализация социального действия, по мнению Вебера, является тенденцией самого исторического процесса. Она способствует созданию конвенциональных форм социального взаимодействия, что в свою очередь влияет на развитие общества и его институтов.

Какое влияние оказывает европейская история на процесс индустриализации в других цивилизациях?

Европейская история последних столетий и вовлечение неевропейских цивилизаций на путь индустриализации имеют важное значение. Опыт и достижения европейских стран в сфере индустриализации могут служить образцом и вдохновением для других обществ, которые стремятся пройти аналогичный путь развития.