Ушинский -учитель всех учителей

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 23 23 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 24.01.2013
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Детство и юность К. Ушинского
2. Начало педагогической деятельности К. Ушинского
3. Педагогические новаторства К. Ушинского
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Школу, народную школу дайте России, - и тогда, лет через тридцать, станет она на прямую дорогу. Вас ждет, господа, лучшее время, чем то, в которое мы бились как рыба об лед! Готовьтесь же с любовью, с увлечением к тому великому поприщу, которое вас ожидает...»
Находясь под значительным влиянием воспоминаний о существующей ситуации в России Ушинский обращается к написанию ранее намеченных им педагогических книг. Одним из приоритетных для него направлений в данной области становится возраст детей до 10 лет, для которых он пишет свое знаменитое «Родное слово».
Выпущенный до этого труд «Детский мир» был разработан в качестве книги для чтения в класс. Приоритетным назначением данной книги стало предложение учителю различного материала для чтения, ориентированного на умственное развитие детей, различных упражнений, нацеленных на ознакомление детей с окружающим миром и природой.
«Родное слово» в отличие от «Детского мира» не было ориентировано на обеспечение материалом для чтения в классе, а в большей степени являлось методическим руководством для начального периода обучения детей. Во многом оно остается незаменимым и до настоящего времени и идеи Ушинского, изложенные в данном пособии используются и современными педагогами.
Приоритетной идеей Ушинского остается идея о высокой значимости родного языка, который является наилучшим средством для развития духовности ребенка. Именно родной язык был во многом положен в основу первичного периода обучения. Именно на приоритетах развития языка должна была быть сформированная окружающая ребенка среда.
Ушинский во многом руководствовался также стремлением к тому, чтобы наиболее успешно разбить процесс обучения детей на определенные периоды, которые будут соответствовать их возрастному и умственному развитию. Согласно руководству рекомендаций Ушинского первый год «Родного слова» (книга первая) включает в себя «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу для чтения». Вторая книга «Родного слова», ориентированная на второй год обучения представлена в виде книги для чтения, в которой значительное внимание уделяется посвящению детей в особенности окружающего мира, в том числе их домашнего окружения, природы, смены сезонов и прочих значимых составляющих, которые в современной педагогической системе принято называть процессом социализации.
Фактически идеи Ушинского весьма активно сочетаются с идеями о процессах социализации ребенка на уровне семьи, школы, окружающего мира. Приоритетные традиции мира, в котором живет и воспитывается ребенок, значимые основы мироустройсва, в котором он живет и в котором ему предстоит жить, имеют приоритетное значение как в усвоении им родного языка, так и в процессе принятия им принципов обучения.
На создание своих книг для начальной школы Ушинской потратил около четырех лет труда и в свет они вышли фактически одновременно. Вслед за ними появляются и другие педагогические труды, в том числе и «Книжка для учащих», которая представляла собой руководство к «Родному слову». По мнению и заявлению самого Ушинского данные труд включал в себя новаторские методы в приемах преподавания. Его подходы, изложенные в трудах, становятся новаторством не только на уровне отсталой в данном направлении Российской империи, но и в мире в целом.
Ушинский весьма успешно выполнил основную дидактическую задачу при написании своих педагогических трудов, ориентированных на начальную школу. Поставив в центр изучение родного языка Ушинский предполагал придерживаться индуктивного метода, при котором происходит знакомство детей только с тем, что им будет необходимо в их жизни. На тот период времени это был не слишком объемный багаж знаний, который. В том числе, включал в себя и религиозные молитвы.
Подобный подход был основан на том, чтобы ребенок получал знания без применения насилия над ним, усваивал их в гармонии и разумно подходил к осмыслению их необходимости. Значительную роль в данном процессе должна была сыграть природная любознательность ребенка. Которая должна умело использоваться педагогом в процессе его обучения. Заинтересованность является основным ключом к успеху, который позволяет не использовать насильственных мер в обучающем процессе.
Руководства к преподаванию Ушинским во многом строились на его наблюдениях за иностранными системами образования, в том числе и Швейцарской. Он отмечал, что образование ребенка происходит не только на уровне школы и семьи. Распространение в России домашнего образования он считал положительным явлением и отмечал в своих трудах, что образование детей в семье вплоть до возраста 10 лет является наиболее подходящим вариантом. Начальная же школа для детей, по его мнению, может приносить положительный результат только в том случае, если она является основанной на семейных традициях.
В повышении роли семьи он во многом не поощрял швейцарскую систему в том, что она поощряет отстранение матери от воспитания детей, особенно тех матерей, которые не заняты трудом и вместо того, чтобы заниматься образованием и воспитание детей заняты лично собой . бросая потомство на попечение нянек и гувернанток, либо сдавая их в школы и монастыри.
Ушинский очень много внимания уделил развитию также новаторской идеи о природном педагогическом таланте женщины, который заложен в ней изначально в связи с ее предназначением к материнству. Поэтому именно женщина имеет все возможности наиболее успешно заниматься начальным воспитанием детей. В связи с этим, он ориентировал свой учебник не только на школу, но и семью, предоставляя матерям возможность организовать в собственном доме полноценный педагогический процесс.
Ушинским были распланированы все составляющие «Родного слова». Первые две части были ориентированы на изучение детьми родного языка тогда, как третья часть переходила к грамматике и иным предметам, необходимым для развития ребенка география, арифметика, история и др.
Завершить процесс создания полного методического комплекса Ушинский не успел в связи со своей преждевременной смертью.
Помимо разработки методических комплексов Ушинский активно занимался и вопросом воспитания детей и особенностями его грамотного и успешного построения. Данному вопросу посвящен его труд «Человек - как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Составление руководства по педагогике входило в одну из его приоритетных командировочных задач. Выполняя задание Ушинским велась активная работа над его «Педагогической антропологией», которая итоге приобрела приоритет над прочими его занятиями и трудами.
Основной идеей педагога стало написание курса педагогики. Однако при этом приоритетной идеей педагога становится не просто написание указаний о том, как нужно воспитывать детей, а выяснение природы человека.
Данную идею он во многом почерпнул из трудов иностранных ученых, которые в философско – педагогических трудах предполагали успешность воспитания в зависимости от человеческой природы и его предрасположенностей.
Весьма актуальным для России становятся приоритеты воспитания в связи с перестройкой социальной структуры, вызванной отменой крепостного права и сопутствующими ей реформами, в том числе и в области образования. Идеи Ушинского стали весьма актуальными и значимыми в данном направлении в связи с тем, что являлись сочетаемыми не только с общемировой, но и российской действительностью.
Таким образом, Ушинского по праву возможно назвать «учителем учителей», так, как его идеи были не только новаторскими, но и принятыми педагогами на уровне Российской империи и даже в зарубежье, как таковые. Система, предложенная Ушинском стала весьма действенной и настолько актуальной и устойчивой, что многие ее элементы продолжают применяться и в современной школе.

Заключение

Таким образом, по сути идеи Ушинского стали первыми в отечественной педагогической науке, которые предлагали привести образование детей в пользу экономического изучения жизни народ, а также его быта и традиций, в которых они живут и воспитаны.
Ушинский определил, что без присутствия творческой направленности педагогический процесс является безрадостным и монотонным, не способным быть продуктивным настолько, чтобы считаться успешным в своих результатах.
Многие труды Ушинского были разработаны в качестве книг для чтения в классе, методических пособий для начальной школы. Приоритетным назначением его трудов стало предложение учителю различного материала для чтения, ориентированного на умственное развитие детей, различных упражнений, нацеленных на ознакомление детей с окружающим миром и природой.
Приоритетной идеей Ушинского оставалась идея о высокой значимости родного языка, который является наилучшим средством для развития духовности ребенка. Именно родной язык был во многом положен в основу первичного периода обучения. Именно на приоритетах развития языка должна была быть сформированная окружающая ребенка среда.
Поставив в центр изучение родной язык Ушинский предполагал придерживаться индуктивного метода, при котором происходит знакомство детей только с тем, что им будет необходимо в их жизни.
В общем и целом, возможно отметить, что деятельность Ушинского в направлении разработки методической составляющей начальной школы в последствие стала значимым аспектом методического комплекса для учителей и во многом остается актуальной и до настоящего времени.


Список литературы

Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. — 232 с.
Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2
Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. - М., 1988. 
Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы //Для воспитания – 2010. - № 4.
Фролков А. Константин Дмитриевич Ушинский: его жизнь и педагогическая деятельность [электронный ресурс] – режим доступа: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0020.shtml (дата обращения 23.10.2012)
Фролков А. Константин Дмитриевич Ушинский: его жизнь и педагогическая деятельность [электронный ресурс] – режим доступа: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0020.shtml (дата обращения 23.10.2012)
Там же
Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 1. с. 81.
Фролков А. Константин Дмитриевич Ушинский: его жизнь и педагогическая деятельность [электронный ресурс] – режим доступа: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0020.shtml (дата обращения 23.10.2012)
Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. с. 96.
Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 3. — М., 1988. с. 96. 

Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.  с. 113.
Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2
Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы //Для воспитания – 2010. - № 4. с. 12.
Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 4. — М., 1988. с. 111.
Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. с. 204.












2

Список литературы

1.Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. — 232 с.
2.Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2
3.Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. - М., 1988.
4.Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы //Для воспитания – 2010. - № 4.
5.Фролков А. Константин Дмитриевич Ушинский: его жизнь и педагогическая деятельность [электронный ресурс] – режим доступа: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0020.shtml (дата обращения 23.10.2012)

Вопрос-ответ:

Какое было детство и юность К. Ушинского?

Детство и юность К. Ушинского были трудными. Он родился в бедной семье дворян. В раннем детстве его отец погиб во время наполеоновских войн, и он был вынужден переехать с матерью к дедушке в провинцию. Ушинский получал домашнее образование, а позже поступил в гимназию. Он проявил себя как одаренный ученик, увлекался чтением, писательством и педагогикой.

Как началась педагогическая деятельность К. Ушинского?

Педагогическая деятельность К. Ушинского началась с его работы учителем в разных городах России. Он стремился создать самые передовые условия для обучения детей, вводил новые методы обучения, делал акцент на практическое применение знаний. Ушинский активно путешествовал, осматривал различные школы, изучал опыт зарубежных педагогов. В своих трудах он высказывал свои идеи о необходимости создания народных школ и просвещения всех слоев населения.

Какие педагогические новаторства предложил К. Ушинский?

К. Ушинский предложил ряд педагогических новаторств. Он выступал за создание новых методик обучения, акцентируя внимание на практическом применении знаний. Он разработал идеи о народной школе, которая должна была быть доступной для всех слоев населения и обучать не только теоретическим знаниям, но и полезным навыкам для жизни. Он также выступал за внедрение живописи и творчества в учебный процесс и предлагал создавать школьные музеи и библиотеки.

Какое влияние оказывали воспоминания на К. Ушинского?

К. Ушинский находился под значительным влиянием воспоминаний о существующей системе образования. Он видел, как дети теряют интерес к учебе, как школьная программа не соответствует потребностям общества. Это влияние побудило его к поиску новых подходов в педагогике, к стремлению изменить систему образования и сделать ее более эффективной и доступной для всех.

Каким было детство и юность К. Ушинского?

Константин Ушинский родился 28 января (8 февраля) 1824 года в семье дворянина. Его детство прошло в Моршанске, где он получил свое первое образование. В юности Ушинский учился в гимназии, где проявлял большой интерес к учебе и чтению.

Как началась педагогическая деятельность К. Ушинского?

После окончания гимназии Ушинский поступил в Петербургский университет на факультет права. Однако, несмотря на это, он всегда проявлял огромный интерес к педагогике. И его первые педагогические опыты начались еще в студенческие годы, когда он помогал своим товарищам в учебе, а также вел занятия с бедными детьми.

Какие педагогические новаторства внес К. Ушинский?

Ушинский внес много новаторских идей в области педагогики. Он выступал за введение народных школ, где каждый ребенок мог бы получить бесплатное образование. Кроме того, Ушинский пропагандировал принципы гуманистического образования, считая, что учитель должен уметь обращаться с каждым ребенком индивидуально и учитывать его интересы и способности.

Какие слова Ушинского стали знаменитыми?

Известные слова Ушинского "Школу, народную школу дайте России,- и тогда, лет через тридцать, станет она на прямую дорогу" стали девизом его педагогической работы. Он считал, что развитие народной школы может привести к существенным изменениям в обществе и улучшению жизни народа.

Какие ожидаются изменения в сфере образования согласно Ушинскому?

Ушинский верил, что если каждому ребенку будет доступно бесплатное образование, то общество станет лучше. Он надеялся, что через тридцать лет, если будет развиваться народная школа, то страна сможет преодолеть свои проблемы и выйти на новый уровень развития.

Как прошло детство и юность К. Ушинского?

Детство и юность К. Ушинского прошли в необычных условиях. Он родился в семье дворянина, но его отец скончался, когда Константину было всего 9 лет. Это сильно повлияло на его дальнейшую жизнь. Он получил хорошее образование и был очень умным и талантливым, но его семья оказалась в тяжелом финансовом положении, и он вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь. В своей юности Ушинский столкнулся с множеством трудностей, но это только укрепило его характер и усилило его стремление к знаниям и саморазвитию.

Как началась педагогическая деятельность К. Ушинского?

Педагогическая деятельность К. Ушинского началась с того, что он стал работать учителем в мужской реальной школе. Он проявил себя как отличный педагог и был очень популярен среди учеников. Он внедрил в своей работе множество новаторских методов обучения, которые значительно повлияли на развитие педагогики. К. Ушинский был страстным сторонником народного образования и полагал, что школа должна быть доступна для всех детей независимо от их социального статуса.

Какие педагогические новаторства внес К. Ушинский?

К. Ушинский внес множество педагогических новаторств. Он пропагандировал индивидуальный подход к каждому ученику и считал, что образование должно основываться на интересах и способностях каждого ребенка. Он активно использовал игровые методы обучения, считая их эффективными для развития детского воображения и творческих способностей. К. Ушинский также придерживался принципов демократии в образовании, позволяя ученикам принимать участие в управлении школой. Его идеи и методы стали основой для дальнейшего развития педагогики в России и за ее пределами.