Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.02.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Структура и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
2. Режимы функционирования РСЧС
Заключение
Список литературы
В 2011 году отряд Центроспас МЧС России признан мировым сообществом и аттестован в международной системе ИНСАРАГ как отряд тяжелого класса.
В этом году в День инноваций МЧС России, а также в рамках проведения международного салона «Комплексная безопасность 2012» была продемонстрирована схема информационной системы под условным названием «Электронный инспектор».
Эта схема имеет модульное строение с возможностью расширения функций, включает в себя все направления автоматизации надзорной деятельности и является универсальной для любого вида надзора.
Необходимо отметить, что в рамках проведения международного салона интерес к системе проявили Ространснадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Материалы о работе, проводимой Министерством, переданы делегациям Украины и Казахстана.
Очень важно, что модули системы имеют в своем составе внутренние разделы в закрытом информационном пространстве Министерства (Интранет), обеспечивающие деятельность должностных лиц МЧС России, и публичные разделы, доступные в сети Интернет, предоставляющие обществу информацию о нормативно-правовых основах, планах и результатах надзорной деятельности Министерства.
Основой этой информационной системы является специальное программное обеспечение сбора информации о состоянии безопасности объектов надзора и исполнения административных процедур по осуществлению государственных надзоров в областях, относящихся к компетенции Министерства (далее СПО-ИАП).
Эта программа решает задачи автоматизации административных процедур, утвержденных соответствующими административными регламентами по выполнению государственных функций в областях надзора, отнесенных к компетенции Министерства.
Основными задачами СПО ИАП являются:
автоматизация контроля за состоянием безопасности объектов надзора по результатам проведения надзорных мероприятий;
оперативный контроль за деятельностью инспекторского состава, соблюдением законности при исполнении административных процедур;
упрощение и существенное ускорение выполнения административных процедур при осуществлении надзорной деятельности для инспекторского состава;
ведение единой базы данных электронных контрольно-наблюдательных дел объектов надзора.
Этот программный продукт является инструментом для формирования и анализа баз данных о деятельности органов надзора, в том числе при осуществлении межведомственного взаимодействия. [6, с.97]
СПО ИАП приказом МЧС России от 25.01.2012 № 23 введено в эксплуатацию во всех главных управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. На текущий период система содержит информацию о более 446 тыс. контрольно-наблюдательных дел на объекты надзора.
Инспектор надзора посредством СПО ИАП имеет выход к уникальной системе электронных нормативных документов в области пожарной безопасности (НСИС), которая по сути своей являются неким специализированным аналогом информационных систем Консультант-плюс и Гарант. Эта система доказала свою востребованность на протяжении более 10-ти лет.
Одним из важнейших составляющих системы является организация электронного межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти. Стратегическим направлением развития информационных технологий надзорных органов МЧС России является их интеграция в подсистему «Госуслуги» Минкомсвязи России, создание отдельного сегмента «Электронного правительства» в области осуществления надзоров, относящихся к компетенции Министерства.
В рамках этой системы будут созданы модули, предназначенные для построения аналитических отчетов о результатах осуществления надзорной деятельности, определения эффективности работы надзорных органов, в том числе на основании методик, утвержденных Минэкономразвития.
В своем докладе Ю.Дешевых отметил ряд проблемных вопросов, связанных с полноценным развертыванием создаваемых систем.
Источниками финансирования развития систем определены федеральные целевые программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» и «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года».
В течение 2011 г. командный состав подразделений ВГСЧ более 1 359 раз участвовал в работе комиссий различного назначения (расследование причин аварий и инцидентов, списание пожаров, участие в работе технических советов, рассмотрение планов развития горных работ и рассмотрения готовности объектов к ликвидации аварий). В 2011 г. в ходе профилактических обследований обслуживаемых организаций было проведено 22 990 профилактических обследований, в ходе которых выявлено 108 075 нарушений требований правил безопасности и других нормативных документов. По результатам проверок количество остановок горных работ и эксплуатации оборудования составило в 2011 г. – 1913 случаев.
На сегодняшний день приоритетными направлениями развития МЧС России являются:
• Развитие законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Законодательное закрепление механизмов противопожарного страхования и развития добровольчества в сфере пожарной охраны. Совершенствование системы технического регулирования в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах.
• Совершенствование системы антикризисного управления на основе применения новейших технологий, улучшения координации и межведомственного взаимодействия в вопросах предупреждения и ликвидaции чрезвычайных ситуаций. Строительство ЦУКС в субъектах Российской Федерации.
• Внедрение систем комплексной безопасности. Создание инфраструктуры безопасности автомобильных дорог, обеспечение безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов, в том числе при освоении северных территорий. Паспортизация критически важных для национальной безопасности объектов и потенциально опасных объектов.
• Выполнение мероприятий Плана строительства и развития сил и средств МЧС России в полном объеме. Создание сил постоянной готовности МЧС России. Оптимизация структуры ФПС. Формирование предложений по изменению мобилизационного задания Министерства.
• Совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и надзорной деятельности. Принятие ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года». Внедрение аудита безопасности, новых антикоррупционных форм и методов работы государственного надзора, повышение ответственности в работе инспекторского состава. Сокращение административного давления на бизнессообщество.
• Внедрение на территории страны системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый телефонный номер.
• Улучшение технической оснащенности сил МЧС России. Внедрение современных методов и технологий ведения аварийно-спасательных работ и работ по тушению пожаров. Обеспечение роста качественных параметров, повышения уровня подготовки, оснащенности и обеспеченности подразделений МЧС России.
• Совершенствование социальной защиты, повышение качества медицинского обслуживания, улучшение социально-экономического положения сотрудников системы МЧС России. Решение жилищных вопросов. Обеспечение жильем всех нуждающихся военнослужащих.
В 2011 г. Российская Федерация последовательно продолжала сотрудничество по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в рамках Организации Объединенных Наций (ООН). Одним из основных направлений сотрудничества в рамках ООН явилось выдвижение Президентом Российской Федерации инициатив о создании международного механизма предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе, озвученной на саммите «Группы 20» в июне 2010 г., в г. Торонто, и о необходимости создания общей системы предупреждения и ликвидации ЧС, озвученной в январе 2011 г. на Всемирном экономическом форуме в г. Давосе.
Заключение
Огромный накопленный опыт, научный и профессиональный потенциал, заслуженный авторитет у широких слоев населения позволяют единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций России вести целенаправленную и системную работу по формированию культуры безопасности жизнедеятельности и совершенствованию обучения населения в области гражданской обороны на основе внедрения современных информационных технологий, новых форм и методов обучения.
Культура безопасности жизнедеятельности — социальный процесс, направленный на реализацию таких условий существования и деятельности людей, социальных групп, общества в соответствие с уровнем их развития и стереотипами поведения, при которых возможные риски не превышают допустимых значений. А задачи привития необходимых знаний, умений и навыков, предоставления нужной информации решаются путем информирования населения, пропаганды в области безопасности жизнедеятельности, морально-психологической подготовки. В этой связи МЧС России намерено совершенствовать различные формы пропаганды среди населения, в т. ч. устную, печатную пропаганду, а также пропаганду через электронные СМИ и Интернет. Планируется дальнейшее совершенствование наглядной пропаганды вопросов культуры безопасности жизнедеятельности в форме различных видов социальной рекламы, выставочной деятельности.
Важным направлением работы является расширение масштабов социальных проектов, направленных на пропаганду культуры безопасности жизнедеятельности среди населения, в том числе Всероссийского фестиваля «Созвездие Мужества», призванного стать инициатором общероссийского движения за безопасную жизнь в нашем обществе.
Планируется дальнейшее развитие портала детской безопасности «Спас экстрим» как единого межведомственного информационного ресурса по детской безопасности на портале МЧС России.
Список литературы
Акимов В.А. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике / В.А. Акимов, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев; МЧС России. – М.: Деловой экспресс, 2004. – 252с.
Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях / пож ред Н. А. Крючек, В. Н. Латчук, С. К. Миронов. – СПб.: НЦ ЭНАС, 2010.
Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. – М.: Академия, 2007.
Еремин А.П., Булва А.Д. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. – Минск, 2011.
Михайлов Л. А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – Питер, 2006.
МЧС России – 20 лет на службе Родине: современный портрет в сознании россиян и актуальные задачи позиционирования тематики безопасности жизнедеятельности. - М.: ООО «ИПЦ Маска», 2010. — 124 с.
Пастухова О.Д. Мультимедийный учебник по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». – Саранск, 2010.
Постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335).
Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 311 с.
Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
21
Правительство Российской Федерации
Межведомственная КЧС
МЧС России
Центр управления в кризисных ситуациях
Резервы
Силы МЧС России
Войска ГО РФ
ПСС
Центр по проведению спасательных операций особого риска
Федеральные подсистемы
Территориальные подсистемы
Министерства, ведомства и организации РВ
КЧС
Управления (отделы) ГОЧС
Силы и средства
Финансовые и материальные резервы
Правительства республик в составе РФ, администрации краев и областей
Министерства, управления, комитеты
КЧС
Органы местного самоуправления
КЧС
Руководство объектов экономики
КЧС
Силы и средства
Финанс и матер-ные резервы
Комитеты, отделы ГО ЧС
Отделы, сектора ГО ЧС
Силы и средства
Финанс и матер-ные резервы
Федеральный уровень
Региональный уровень, охватывающий территории нескольких субъектов РФ
Территориальный уровень, охватывающий территории нескольких субъектов РФ
Местный уровень, охватывающий территорию района, города (района в городе)
Объектовый уровень, охватывающий территорию организации или объекта
Координирующие органы управления РСЧС
Межведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
Ведомственные КЧС в федеральных органах исполнительной власти
Региональные центры ГО ЧС
КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
КЧС органов местного самоуправления
Объектовые КЧС
Режимы функционирования РСЧС
Режим повседневной деятельности
Режим повышенной готовности
Режим чрезвычайной ситуации
-при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической, гидрометеорологической обстановке;
- при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, пожаров.
- при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической, ветеринарной, суйсмической, гидрометеорологической обстановки;
- при получении прогноза о возможности ЧС.
- при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решение о режиме функционирования РСЧС
в зависимости
- от возможной или реально сложившейся обстановки;
- от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС
принимают:
Правительство Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Органы местного самоуправления городов и районов
2.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях / пож ред Н. А. Крючек, В. Н. Латчук, С. К. Миронов. – СПб.: НЦ ЭНАС, 2010.
3.Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. – М.: Академия, 2007.
4.Еремин А.П., Булва А.Д. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. – Минск, 2011.
5.Михайлов Л. А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. – Питер, 2006.
6.МЧС России – 20 лет на службе Родине: современный портрет в сознании россиян и актуальные задачи позиционирования тематики безопасности жизнедеятельности. - М.: ООО «ИПЦ Маска», 2010. — 124 с.
7.Пастухова О.Д. Мультимедийный учебник по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». – Саранск, 2010.
8.Постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335).
9.Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 311 с.
10.Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Хван, П.А. Хван. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Вопрос-ответ:
Какова структура и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает в себя Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), региональные и муниципальные службы МЧС, спасательные отряды, пожарные части и другие органы и подразделения. Задачи системы включают в себя предупреждение, прогнозирование, обнаружение и мониторинг чрезвычайных ситуаций, координацию действий по их ликвидации, оказание помощи пострадавшим и восстановление после ЧС.
Какие режимы функционирования имеет РСЧС?
РСЧС имеет несколько режимов функционирования, включая мирное время, чрезвычайное положение, чрезвычайное положение в регионе, крупномасштабные чрезвычайные ситуации и военное время. В каждом режиме система принимает определенные меры и мобилизует необходимые ресурсы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Каким образом отряд Центроспас МЧС России был признан мировым сообществом и аттестован в международной системе ИНСАРАГ?
Отряд Центроспас МЧС России был признан мировым сообществом и аттестован в международной системе ИНСАРАГ благодаря своим высоким квалификационным и профессиональным стандартам. Он успешно прошел проверку и оценку соответствия международным требованиям и нормам, и теперь может сотрудничать с другими международными организациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Какие мероприятия были проведены в День инноваций МЧС России и в рамках международного салона "Комплексная безопасность 2012"?
В День инноваций МЧС России и в рамках международного салона "Комплексная безопасность 2012" были проведены различные мероприятия, включая выставки, презентации новых технологий и разработок в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Здесь представлялись новые спасательные средства, оборудование и технические решения, которые способны существенно повысить эффективность деятельности системы в целом.
1. Какова структура и основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает в себя ряд органов и учреждений, таких как Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС), федеральные службы по региональному развитию и энергетике, федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другие. Основная задача этой системы - обеспечение безопасности и защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций, а также оказание помощи пострадавшим и восстановление после происшествий.
2. В каких режимах может функционировать РСЧС?
РСЧС может функционировать в нескольких режимах, включая режим повседневной готовности, режим усиленной готовности и режим чрезвычайной ситуации. В режиме повседневной готовности проводятся мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, поддержанию подготовленности сил и средств системы. В режиме усиленной готовности усиливается контроль за состоянием системы и проводятся дополнительные мероприятия по готовности к возможным ЧС. В режиме чрезвычайной ситуации система активируется полностью и принимает меры по ликвидации последствий происшествия.
3. В чем состоит достижение отрядом Центроспас МЧС России статуса отряда тяжелого класса в международной системе ИНСАРАГ?
Отряд Центроспас МЧС России достиг статуса отряда тяжелого класса в международной системе ИНСАРАГ благодаря своей высокой профессиональной подготовке и опыту работы в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Он успешно прошел аттестацию и соответствует международным стандартам и требованиям. Это позволяет отряду эффективно сотрудничать с международными партнерами и принимать участие в международных операциях по ликвидации ЧС.
Какова структура и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) включает в себя ряд организаций и структур МЧС России, таких как Федеральная служба по чрезвычайным ситуациям, региональные центры управления в чрезвычайных ситуациях, территориальные органы МЧС, группы быстрого реагирования и другие. Главной задачей системы является предотвращение ЧС, их своевременная реагирование и ликвидация, а также оказание помощи и поддержки пострадавшим.
Какие режимы функционирования имеет РСЧС?
Режимы функционирования РСЧС включают в себя режим готовности, режим чрезвычайной ситуации чрезвычайного профиля и режим чрезвычайной ситуации особого рода. Режим готовности предусматривает подготовку и мобилизационную деятельность органов и сил РСЧС, а также предупреждение и мониторинг возможных ЧС. Режим чрезвычайной ситуации чрезвычайного профиля активируется при возникновении и нарастании ЧС определенного типа, например, при пожарах или авариях на опасных объектах. Режим чрезвычайной ситуации особого рода применяется в случае угрозы или возникновения ЧС от природных явлений, таких как землетрясения, наводнения или стихийные бедствия.
Каким критериям должен отвечать отряд Центроспас МЧС России, чтобы быть признанным мировым сообществом и аттестованным в международной системе ИНСАРАГ?
Отряд Центроспас МЧС России должен отвечать определенным критериям, чтобы быть признанным мировым сообществом и аттестованным в международной системе ИНСАРАГ. Эти критерии включают в себя наличие квалифицированных и подготовленных спасателей, применение современного оборудования и технологий, способность к быстрой реакции и координации действий в чрезвычайных ситуациях, а также соответствие международным стандартам и требованиям ИНСАРАГ.