Натюрморт в голландской живописи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 20 20 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 15.11.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
Глава 1. Начальный этап развития жанра голландского натюрморта. «Кухонный натюрморт», «завтраки»
Глава 2. Эволюция стилистических и художественных особенностей натюрморта, демократизация содержания и форм
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Что касается цветочного натюрморта, то в южной части Нидерландов этот вид натюрморта начал развиваться ранее, чем в северной. Северонидерландские живописцы, работавшие в жанре натюрморта, сформировались под влиянием фламандцев. В дальнейшем развитие шло параллельно, более того, на Севере страны этот жанр получил большее распространение, чем на Юге, что было отчасти связано с огромным значением, которое имели в Голландии конца XVI – начала ХVII века естественные науки.
Композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна:  плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь. Проявляя столь характерный для времени интерес к многообразию форм природы, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц. В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Эти картины создавались, естественно не с натуры, а на основании предварительных штудий, и целью художника было показать богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года. Особенный интерес вызывали экзотические привозные растения: сорта тюльпанов из Ирана, «царские кудри» из Афганистана, бархатцы из Мексики, настурции из  Перу. Возможно, что в этих натюрмортах некоторую роль играло также символическое значение  цветка.
Существовали штудии с растений, соответственно, живописцам было намного легче повторять отдельные мотивы. К примеру, штудии Яна Брейгеля Бархатного использовал Амброзиус Босхарт Старший. Это видно по его произведениям. Белый ирис на верхушке букета в картине Амброзиуса Босхарта «Цветы в металлической вазе» абсолютно такой же, как и белый ирис  в цветочном натюрморте Яна Брейгеля Бархатного.  Ян Брейгель повторяет белый нарцисс в натюрморте «Цветы в деревянной кадке» с натюрморта  «Цветы в китайской вазе»  Амброзиуса Босхарта.
Заимствования можно встретить и в творчестве других мастеров натюрморта. К примеру,  Балтазар ван дер Аст в своей картине  «Тюльпан, коломбина, раковины и насекомые» (1636)   изображает такую же бабочку, что в натюрморте «Блюдо с фруктами и кувшин» Амброзиуса Босхарта Старшего.    Балтазар ван дер Аст повторяет не только отдельные детали, но и композиции Амброзиуса Босхарта Старшего. Например, в таких полотнах, как «Букет и хрустальный бокал», «Букет в металлической вазе».
Иоханнес Босхарт многое заимствует из творчества своего отца. А вот в работе «Корзина с фруктами» повторяет композицию Б. ван дер Аста.
Таким примеров в истории голландского натюрморта очень много. Они все свидетельствуют об огромном влиянии живописцев друг на друга, о тесных творческих контактах между художниками-современниками. Конечно же, не стоит забывать и об огромном влиянии фламандских цветочных натюрмортов на голландские.
Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. 
Ян Давидс де Хем на начальной этапе творчества писал фрукты, а также натюрморты с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Во время работы в Антверпене спокойная упорядоченность форм им была оставлена, живописец обратился к более широкой композиции, богатому тону и цветовому разнообразию. В поздних работах художника, которые представляют собой огромные декоративные холсты, изображены разнообразные предметы.  В третьей четверти XVII века Ян Давидс де Хем являлся ключевой фигурой в живописи фруктов и цветов.
В целом, натюрморты де Хема отличались большой декоративностью и динамичностью композиции и цвета, тщательностью исполнения, подробной детализацией, общей теплотой тона. Влияние его на голландскую живопись было огромным.
В конце XVII – начале XVIII вв. демократические черты в голландской культуре начинают утрачиваться. Голландские буржуа все более начинают брать пример с Франции, заимствуют её аристократическую дворянскую культуру. Это оказывает влияние и на искусство, которое теряет свои прежние реалистические основы. Национальные реалистические традиции отходят на второй план, а взамен голландское искусство впитывает иностранные влияния (в первую очередь, речь идет о французском и фламандском академизме).
В голландском натюрморте также произошли существенные изменения. В частности, эти изменения проявились в торжестве декоративных тенденций. Лидирующей разновидностью натюрморта стал жанр охотничьих трофеев, поскольку он в большей степени соответствовал вкусам аристократизировавшейся голландской буржуазии.
 К числу самых крупных мастеров данного жанра относятся М. де Хондекутер и Я. Веникс. Эти художники по-особому изображают дичь, поскольку они демонстрируют иное отношение к охоте. Охота – это уже не промысел, а развлечение, прерогатива высшего общества. Именно поэтому охотничьи трофеи изображаются так изысканно.
Вместе с тем, нельзя сказать, что Хондекутер, Веникс не обращают внимания на натуру, просто они ищут в предмете красоту, новые ракурсы, претворяют присущие ему цветовые и фактурные качества в эффект, подчеркивающий декоративные ценности. Изображение обязательно помещается на фоне роскошного, украшенного статуями и вазами парка.
«Охотничьи трофеи» Яна Веникса (ок. 1642 – 1719) – это яркий пример новой разновидности голландского натюрморта. Здесь удачно сочетаются реалистическое мастерство в изображении животного мира с богатыми декоративными возможностями (см. приложение).
В картине «Охотничьи трофеи» (1682) Мелхиора де Хондекутера (1636 – 1696) встречается ещё один мотив – лающая на дичь собака. Теперь этот мотив станет традиционным для охотничьих трофеев.




Заключение


В целом, мы можем сделать вывод о том, что именно в жанре натюрморта наиболее ярко проявились национальные черты живописи Голландии, несмотря на влияние фламандской живописи.
Голландские живописцы, работавшие в жанре натюрморта, отличаются особенным мастерством в передаче материального мира во всем его богатстве и разнообразии. Голландские натюрморты – это блестящий пример талантливой яркой и мастерской передачи реальности. Важно также заметить, что голландские натюрморты – это не просто прекрасные изображения, это картины, которые могут многое рассказать об исторической эпохе, о жизни людей, их быте, характерах.

Список литературы


Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1991. [Ресурс локального доступа]
Маркова Н. Натюрморт в Голландии XVII века./Электронный ресурс//http://art.1september.ru/2006/16/no16_2.htm
Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004.

Приложение
Б. ван дер Аст. Натюрморт с фруктами








Б. ван дер Аст. Раковины










П. Клас. Трубки и жаровня










П. Клас. Завтрак с ветчиной













Б. Хеда. Завтрак с омаром














П. де Пюттер. Рыбы и кувшин на столе












А. ван Бейерен. Рыбы на берегу моря









В. Калф. Десерт












Ю. ван Стрек. Закуска













Я. Веникс. Охотничьи трофеи











П. ван Стенвейк. Натюрморт













Маркова Н. Натюрморт в Голландии XVII века./Электронный ресурс//http://art.1september.ru/2006/16/no16_2.htm

Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1991. [Ресурс локального доступа]
Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 30-31.


Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 38.
Там же. С. 41.
Маркова Н. Натюрморт в Голландии XVII века./Электронный ресурс//http://art.1september.ru/2006/16/no16_2.htm
Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 89.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1991. [Ресурс локального доступа]

Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 51-53.



Маркова Н. Натюрморт в Голландии XVII века./Электронный ресурс//http://art.1september.ru/2006/16/no16_2.htm
Там же.
Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 108.


Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 110.
См.: Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 106-115.
Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 110.
Маркова Н. Натюрморт в Голландии XVII века./Электронный ресурс//http://art.1september.ru/2006/16/no16_2.htm

См.: Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. С. 115-119.














5

Список литературы


1.Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1991. [Ресурс локального доступа]
2.Маркова Н. Натюрморт в Голландии XVII века./Электронный ресурс//http://art.1september.ru/2006/16/no16_2.htm
3.Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004.

Вопрос-ответ:

Какие были особенности начального этапа развития жанра голландского натюрморта?

Особенности начального этапа развития жанра голландского натюрморта включали собой преобладание кухонных натюрмортов и завтраков, а также влияние фламандских художников на северонидерландских живописцев.

Какие стилистические и художественные особенности можно заметить в эволюции натюрморта?

В эволюции натюрморта можно заметить демократизацию содержания и форм, а также разнообразие стилистических подходов и художественных приемов.

Где начал развиваться цветочный натюрморт в Нидерландах?

Цветочный натюрморт начал развиваться ранее в южной части Нидерландов.

Какое влияние оказали фламандские художники на северонидерландских живописцев в жанре натюрморта?

Фламандские художники оказали значительное влияние на северонидерландских живописцев в жанре натюрморта, способствуя формированию и развитию этого жанра.

Какие особенности содержания и форм стали характерными для натюрморта?

Демократизация содержания и форм стала одной из характерных особенностей натюрморта, проявляющейся в разнообразии изображаемых предметов и их композиций.

Как развивался жанр голландского натюрморта?

Жанр голландского натюрморта развивался постепенно. Начальный этап развития характеризовался созданием «кухонных натюрмортов» и изображением завтраков. Позже произошла эволюция стилистических и художественных особенностей, что привело к демократизации содержания и форм в натюрморте.

Какие влияния повлияли на формирование северонидерландских живописцов, работавших в жанре натюрморта?

Северонидерландские живописцы, работавшие в жанре натюрморта, сформировались под влиянием фламандцев. Именно они стали основоположниками этого жанра в Нидерландах.

В какой части Нидерландов начал развиваться цветочный натюрморт раньше, чем в других регионах?

Цветочный натюрморт начал развиваться ранее в южной части Нидерландов, чем в северной. Этот вид натюрморта получил широкое распространение в южных регионах страны.

Какие стилистические особенности проявились в эволюции голландского натюрморта?

В эволюции голландского натюрморта проявились различные стилистические особенности. Художники изменили подход к композиции, особое внимание уделялось технике масляной живописи, создавались реалистичные и детализированные изображения предметов.

Каким образом произошла демократизация содержания и форм в голландском натюрморте?

Демократизация содержания и форм в голландском натюрморте произошла благодаря появлению новых тематик и вариаций в изображении предметов. Художники стали изображать не только роскошные объекты, но и обычные бытовые предметы, что позволило приблизить жанр к повседневной жизни обычных голландцев.