Спортивный репортаж, как тип текста
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 22.12.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Обзор текстовой проблематики на современном этапе
Глава 2. Информационные жанры спортивной журналистики
2.1. Спортивный репортаж
2.2. Особенности работы спортивного журналиста в СМИ
Глава 3. Анализ типологии спортивной информации
3.1.Тип спортивной информации – текст
3.2. Тип спортивной информации - цифры
3.3. Тип спортивной информации - инфографика
Заключение
Список использованной литературы
Еще одним методом отображения цифровой информации является строка, потому что она позволяет оперативно передать необходимые сведения о спортивном событии.
Как правило, ее используют в спортивной прессе (преимущество остается за газетами, особенно ежедневными, такими как «Советский спорт» и «Спорт-Экспресс»), где она выглядит следующим образом: «Ганбол. Чемпионат мира. Швеция – Япония – 32:18, Испания – Хорватия – 31:33. 1.ХОРВАТИЯ – 8 (4 игры), 2–3.ИСПАНИЯ, ШВЕЦИЯ – 6 (4), 4.Япония – 2 (4), 5–6.Аргентина, Австралия – 0 (3)». «Чемпионат Европы. Турин. Танцы. После оригинального танца. 1. НАВКА/КОСТОМАРОВ (Россия) – 107,81. 2. Гришина/Гончаров (Украина) – 102,40. 3. Хаит/Сахновский (Израиль) – 98,99. 4. Денкова/Ставийский (Болгария) – 98,00. 5. Делобель/Шонфельдер (Франция) – 97,72. 6. Файелла/Скали (Италия) – 90,06. 7. ДОМНИНА/ШАБАЛИН – 88,61. 8. КУЛИКОВА/НОВИКОВ (все – Россия) – 81,82».
Этот метод можно встретить на телевидении (каналы 7ТВ, РБК (новости) и др.), где он представлен в виде так называемой «бегущей строки», потому что, как показывает практика, цифры на слух воспринимаются очень плохо и им обычно требуется подкрепление в зрительном ряде.
Эти примеры доказывают, что цифры имеют особое значение в журналистском тексте, так как с их помощью приобретает точность синтаксических и смысловых связей. В тоже время, цифры представляют ценную информацию для любителей спортивной статистики (независимо кто это специалист, журналист или представитель аудитории), потому что, по собранным цифровым данным, можно не только дать информацию как выступает тот или иной спортсмен (команда) на протяжении определенного времени и даже составить более или менее точный прогноз предстоящего его выступления.
3.3. Тип спортивной информации - инфографика
Еще один вид информации, который может передать спортивные сведения, избегая текстовых (словесных) и количественных способов подачи данных, – это инфографика. Как пишет Мишель Картер, «инфографика представляет собой графические произведения, предназначенные для подачи информации в более привлекательной для читателей занимательной форме». В последние годы она приобрела особую популярность благодаря стремительному развитию компьютерных технологий.
Инфографика относится к визуальному типу информации, а, как известно, она лучше усваивается аудиторией, чем текстовая. Более того, психологи установили, что человек мыслит чаще всего не словами, а зрительными образами.
К такой информации относится различного рода иллюстративный материал: от графиков, диаграмм, коллажа, рисунков (печать) до заставок, титров, схем и т.д., словом, все то, что трудно, а порой просто невозможно передать вербальными средствами. Именно такой материал с помощью инфографики становится простым и наглядным для восприятия. К тому же, хорошо и красиво выполненная инфографика позволяет привлечь внимание аудитории к материалу, актуализировать его содержание. Отсюда основополагающее достоинство инфографики – наглядность.
Другими немаловажными качествами здесь являются информативность и объективность. Это обуславливается следующим критерием: современная информационная графика позволяет не только дополнять те или иные текстовые сведения, но и создавать «свою информационную среду, которая имеет самостоятельную основу, не зависящую напрямую от текста».
Инфографика с успехом используется во многих видах массовой коммуникации, однако в контексте данной работы для нас наибольший интерес представляют пресса и телевидение, где данный вид информации занимает одну из ведущих позиций.
В печатных масс-медиа инфографика представлена следующим образом:
- схемы, воспроизводящие расположение игровых позиций спортсменов (например, схема «Символическая сборная по футболу после очередного тура» в газете «Советский спорт»), игровую ситуацию (серия схем эпизодов разных матчей португальского чемпионата по футболу 2004 года в журнале «2х45») и другую информацию (схема элементов безопасности в «Формуле-1» или структура покрытия теннисного корта);
- диаграммы, отражающие различные сведения из спортивной жизни, в том числе динамику развития того или иного спортивного действия. Они могут иметь разные формы: линейчатая и круговая, диаграмма с областями, гистограмма, график и т.д. К примеру, вот как выглядит гистограмма «Доля жителей России, занимающихся спортом раз в неделю и чаще» по данным компании COMCON, опубликованная в журнале «In-Sports – Новости спортивной индустрии»;
- рисунки, которые могут выступать как сопутствующий элемент к основному тексту (к примеру, рисунки Екатерины Якубы к материалу «Уважительнее, господа! Уважительнее…» (о серии матчей в рамках XXV областного турнира по зимнему футболу)), и в то же время иметь самостоятельный характер, порой представляя собой целые серии комиксов (комикс «Валерий Газаев вступает в партию «Единая Россия» в журнале «PROспорт»);
- коллажи, включающие в себя фрагменты фотографий и рисованные компоненты.
Кроме того, в оформлении того или иного издания важную роль играют декоративные элементы инфографики, такие как логотипы, виньетки, буквицы, окантовки и т.п.
Многое здесь зависит от типа издания (газета или журнал), где размещена инфографика. Преимущество остается за журналом, так как в большинстве случаев эти издания имеют высокое качество цветной полиграфии, что, несомненно, сказывается и на качестве самой инфографики.
В целом же на уровне печатного издания инфографика выполняет две основные функции: способствует созданию стилевого единства (при условии неповторяемости) и осуществляет художественное иллюстрирование, внося явно выраженный эстетический компонент на полосы издания, тем самым создавая неповторимый облик самого издания. Наряду с этим она оказывает влияние и на доверие аудитории к конкретному СМИ, а этот фактор особенно важен для специализированных (отраслевых) печатных масс-медиа.
Еще одним видом СМИ, где активно используется инфографика в спортивных материалах, является телевидение. Здесь инфографика представляет собой, во-первых, «композиционно кадр, в котором может присутствовать: обработанное компьютерное видеоизображение; трехмерная анимация», а во-вторых, «надписи, титры, субтитры, иллюстрации, схемы, диаграммы, заставки». А это все важные компоненты зрительного ряда телепрограмм, помогающие не только отражать сведения о проходящих спортивных состязаниях, обозначая время, ход, место события, но и порой создавать в кадре неожиданные, яркие анимационные образы, выполненные по технологии «cartoon».
Элементы спортивной инфографики на ТВ могут иметь статичный и динамичный характер. В первом случае это неподвижная информация (рисунки, надписи, титры, логотипы, статистика). К примеру, в новостной программе «Вести-Спорт» на канале «Спорт» постоянно используется статичная инфографика в подводке к очередному сюжету (с показом фоновой графической картинки того или иного вида спорта, о котором речь пойдет далее), а также при демонстрации самого сюжета, когда он сопровождается логотипом информационной программы.
Другим примером статичной инфографики могут служить титры спортивных соревнований, в которых, в частности, указываются фамилии участников (спортсменов, тренеров, судей), счет матча (текущий и окончательный), время (если состязание ограничено определенным отрезком временем, например, в футболе, баскетболе, хоккее, гандболе, или когда время служит основной информацией для определения мест, например, в беге, плавании, велогонке), занятое место (промежуточное или итоговое), эмблемы команд (государственные флаги, если это выступление национальных сборных) и другие подобные сведения.
Последним нововведением статичной графики стали: показ с помощью желтой черты рекорда у прыгунов в длину и тройного прыжка, метателей диска, копья, толкателей ядра; графическое изображение флага и краткое написание стран на водных дорожках бассейна за несколько секунд до старта (до этого чемпионата графическое представление спортсменов было только во время их подготовки к старту) и мгновенный крупный показ времени победителей при финише также на водных дорожках .
К динамичной инфографике относится все, что имеет «какое-либо движение». В частности, это:
Графическое представление спортивных трасс (лыжных гонок, биатлона, «Формулы-1», ралли, велогонок и т.д.) с указанием точек временных финишных отрезков; трудных (сложных) участков прохождения; местонахождения участников, которое может быть выполнено в простом графическом изображении или в объемном (с применением технологии 3D);
Компьютерные заставки различного рода: крупных соревнований или заставки спортивных программ на различных телеканалах (7ТВ, «Спорт», «НТВ-Плюс. Спорт» и других) и т.д.
Особое значение инфографики на ТВ на современном этапе имеет показ соревнований в режиме реального времени. Здесь ведущие позиции занимает система FoxTrax (разработка компании Sportvision (Великобритания)) применяемая в трансляции автомобильных гонок. Телеметрическая информация позволяет «устанавливать местоположение каждой машины с частотой примерно 10 раз в секунду, отображая на виртуальной приборной доске различные показатели: скорость, число оборотов двигателя, срабатывание дроссельной заслонки (то есть увеличение газа), работы тормозной системы».
Исходя из вышеизложенного, здесь можно выделить главные достоинства инфографики на телевидении: с ее помощью «ТВ-картинка» приобрела новые возможности при подаче спортивного материала, сосредотачивая внимание аудитории не только на событии, но и на уникальном оформлении.
В целом же можно сказать, что все три представленных выше типа (текст, цифры, инфографика) имеют огромное значение при передаче сведений о спорте в системе массовой спортивной коммуникации, представляя собой, в совокупности, комплексную структуру, отражающую содержательное наполнение информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наступившем ХХI веке спорт является наиболее динамичным элементом современной жизни. К общим тенденциям его развития можно отнести:
повышение социальной значимости спорта как социокультурного феномена;
стремительное развитие спортивной индустрии и спорта как бизнеса;
формирование активного, здорового стиля жизни, возрастание ценности физической культуры и спорта в системе ценностей современного человека;
все более возрастающую роль средств массовой информации, и особенно телевидения, в решении как культурных, образовательных, так и экономических и маркетинговых проблем.
Все это подтверждает, что в наши дни физическая культура и спорт приобрели социальную значимость, все больше проникают в жизнь людей, выполняя важные социальные функции. Они являются важным средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, формой проведения и организации свободного времени, средством общения, повышения социальной активности людей. Спорт существенно воздействует на другие стороны жизни людей – их трудовую деятельность, общественные отношения, сферу потребления, досуга, образования и т.д.
И большая заслуга в успешной раскрутке данного проекта принадлежит именно спортивным журналистам, которые своими публикациями, аудио- и видеоматериалами привлекли внимание аудитории, сделав ее не просто пассивным болельщиком, но и побудив попробовать свои силы в различных видах спорта (фитнесс, плавание, карате, ушу, футбол, экстремальные виды и т.д.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М. : Наука, 1981. - 139 с.
Кухаренко В.А. Интерпретация текста Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз. ». — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
Пром Н.А. Жанр в речевой организации / Н.А. Пром // Аксиологическая лингвистика: проблемы теории речевых жанров, лингвогендерологии и стилистики : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2008. – С. 86–101.
Пром Н.А. Жанр репортажа в журналистике России и Германии: формирование и современные тенденции / Н.А. Пром // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспект : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова. – Архангельск : Помор. ун-т, 2009. – Вып. 9. – С. 89–97.
Пром Н.А. Жанровые характеристики газетного спортивного репортажа / Н.А. Пром // Прагмалингвистика и практика речевого общения : сб. науч. тр. – Ростов н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С. 264–270.
Пром Н.А. Мотивационные системы метафор в спортивном репортаже / Н.А. Пром // Антропологическая лингвистика : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2010. – Вып. 13. – С. 214–223 (0,4 п.л.).
Пром Н.А. Прагматический аспект метафоры в жанре спортивного репортажа/ Н.А. Пром // Проблемы современной лингвистики : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2009. – Вып. 2. – С. 61–71.
Пром Н.А. Стилистические фигуры синтаксиса в речевом жанре «спортивный репортаж» (на материале немецкой и русской прессы) / Н.А. Пром // Вестн. Моск. гос. акад. делового администрирования. Сер. : Философские, социальные науки и естествознание. – 2010. – № 5 (5). – С. 107–113.
Пром Н.А. Эвфемия в речевом жанре «спортивный репортаж» (на материале немецкой и российской прессы) / Н.А. Пром // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.А. Миловановой. Т. 2 : Актуальные проблемы лингвистики. – Волгоград : Парадигма, 2010. – С. 272–278.
Тураева, З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. М. : Наука, 1986.
Филиппов, К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи / К.А. Филиппов. Л.: Наука (ЛО), 1989.
Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 248 с.
Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 248 с
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М. : Наука, 1981. - 139 с
Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 248 с
Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 248 с
Пром Н.А. Жанровые характеристики газетного спортивного репортажа / Н.А. Пром // Прагмалингвистика и практика речевого общения : сб. науч. тр. – Ростов н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С. 264–270
Пром Н.А. Жанр в речевой организации / Н.А. Пром // Аксиологическая лингвистика: проблемы теории речевых жанров, лингвогендерологии и стилистики : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2008. – С. 86–101
Пром Н.А. Прагматический аспект метафоры в жанре спортивного репортажа/ Н.А. Пром // Проблемы современной лингвистики : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2009. – Вып. 2. – С. 61–71
Пром Н.А. Прагматический аспект метафоры в жанре спортивного репортажа/ Н.А. Пром // Проблемы современной лингвистики : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2009. – Вып. 2. – С. 61–71
Пром Н.А. Жанр репортажа в журналистике России и Германии: формирование и современные тенденции / Н.А. Пром // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспект : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова. – Архангельск : Помор. ун-т, 2009. – Вып. 9. – С. 89–97
Пром Н.А. Жанр репортажа в журналистике России и Германии: формирование и современные тенденции / Н.А. Пром // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспект : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова. – Архангельск : Помор. ун-т, 2009. – Вып. 9. – С. 89–97
Пром Н.А. Жанр репортажа в журналистике России и Германии: формирование и современные тенденции / Н.А. Пром // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспект : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова. – Архангельск : Помор. ун-т, 2009. – Вып. 9. – С. 89–97
2
2.Кухаренко В.А. Интерпретация текста Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз. ». — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
3.Пром Н.А. Жанр в речевой организации / Н.А. Пром // Аксиологическая лингвистика: проблемы теории речевых жанров, лингвогендерологии и стилистики : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2008. – С. 86–101.
4.Пром Н.А. Жанр репортажа в журналистике России и Германии: формирование и современные тенденции / Н.А. Пром // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспект : сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова. – Архангельск : Помор. ун-т, 2009. – Вып. 9. – С. 89–97.
5.Пром Н.А. Жанровые характеристики газетного спортивного репортажа / Н.А. Пром // Прагмалингвистика и практика речевого общения : сб. науч. тр. – Ростов н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – С. 264–270.
6.Пром Н.А. Мотивационные системы метафор в спортивном репортаже / Н.А. Пром // Антропологическая лингвистика : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2010. – Вып. 13. – С. 214–223 (0,4 п.л.).
7.Пром Н.А. Прагматический аспект метафоры в жанре спортивного репортажа/ Н.А. Пром // Проблемы современной лингвистики : сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Красавского. – Волгоград : Колледж, 2009. – Вып. 2. – С. 61–71.
8.Пром Н.А. Стилистические фигуры синтаксиса в речевом жанре «спортивный репортаж» (на материале немецкой и русской прессы) / Н.А. Пром // Вестн. Моск. гос. акад. делового администрирования. Сер. : Философские, социальные науки и естествознание. – 2010. – № 5 (5). – С. 107–113.
9.Пром Н.А. Эвфемия в речевом жанре «спортивный репортаж» (на материале немецкой и российской прессы) / Н.А. Пром // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.А. Миловановой. Т. 2 : Актуальные проблемы лингвистики. – Волгоград : Парадигма, 2010. – С. 272–278.
10.Тураева, З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. М. : Наука, 1986.
11.Филиппов, К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи / К.А. Филиппов. Л.: Наука (ЛО), 1989.
12.Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 248 с.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой спортивный репортаж?
Спортивный репортаж - это информационный жанр спортивной журналистики, который основывается на описании событий и результатов спортивных соревнований. Это подробное повествование о происходящем, включающее в себя детали игры, выступления спортсменов, тактику команд, эмоции и реакции зрителей.
Какие особенности работы спортивного журналиста в СМИ?
Работа спортивного журналиста в СМИ требует хороших навыков наблюдения, аналитического мышления и письма. Он должен быть в курсе последних спортивных событий, иметь великолепное знание спортивных правил и тактики, а также уметь быстро реагировать на происходящие события и передавать их читателям в увлекательной и интересной форме.
Какие типы спортивной информации можно выделить?
Спортивную информацию можно разделить на несколько типов: тексты, цифры и инфографику. Тексты представляют собой описания событий и результатов, включающие в себя подробные описания игры, выступлений спортсменов, тактики команд и эмоций зрителей. Цифры - это статистика, показатели, результаты и рекорды. Инфографика используется для визуального отображения информации с помощью графиков, диаграмм и иллюстраций.
Чем еще можно отображать цифровую информацию?
Еще одним методом отображения цифровой информации является строка, потому что она позволяет оперативно передавать результаты и статистику спортивных событий. В строке указываются счет, время, имя спортсмена или команды, а также основные события и ход игры.
Какие основные типы спортивной информации можно выделить?
Основные типы спортивной информации - это текст, цифры и инфографика. Тексты - это описания событий и результатов, детальные рассказы о происходящем на спортивных соревнованиях. Цифры - это статистика, результаты и рекорды. Инфографика используется для визуального отображения информации с помощью графиков, диаграмм и иллюстраций, что позволяет наглядно представить сложные статистические данные и сравнивать результаты.
Какие текстовые проблематики можно встретить в спортивных репортажах?
В спортивных репортажах можно найти различные текстовые проблематики, такие как описание игры, анализ игровой тактики, рассказ о достижениях спортсменов, о жизни команды и многое другое.
Какие жанры спортивной журналистики могут быть связаны с работой спортивного репортёра?
Работа спортивного репортёра может быть связана с такими жанрами спортивной журналистики, как интервью, комментарии, обзоры соревнований, статьи о спорте и спортсменах, репортажи и т.д.
Какие особенности имеет работа спортивного журналиста в СМИ?
Работа спортивного журналиста в СМИ имеет свои особенности, такие как необходимость оперативного получения информации, умение быстро оформлять материалы, способность анализировать игровую ситуацию и делать соответствующие выводы, хорошее знание спортивных правил и т.д.
Что означает тип спортивной информации - текст?
Тип спортивной информации - текст означает, что основным способом передачи информации является написание текстовых материалов, которые могут содержать описание игры, интервью спортсменов, комментарии экспертов и т.д.
Какой метод отображения цифровой информации может быть использован в спортивной журналистике?
Еще одним методом отображения цифровой информации в спортивной журналистике является инфографика, которая позволяет наглядно и эффективно представить статистические данные, результаты соревнований, рейтинги и другую информацию.
Какие вопросы может решать спортивный репортаж?
Спортивный репортаж может рассказывать о прошедших или предстоящих спортивных событиях, анализировать игру команды или спортсмена, описывать детали матча или состояние игроков. Он также может отражать интервью с тренерами или спортсменами, предоставлять статистические данные о результате матчей или рекордах.
Каковы особенности работы спортивного журналиста в СМИ?
Особенности работы спортивного журналиста состоят в постоянном следовании за спортивными событиями, быстрой обработке информации и написании отчетов на основе фактов и анализа. Спортивные журналисты также должны иметь глубокие познания в спортивной области, быть хорошо информированными, иметь возможность проводить интервью и оформлять свои материалы в соответствии с жанровыми требованиями.