Права и свободы человека и гражданина в России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 34 34 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 15.02.2013
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина
2. Система органов государственной власти и общественных институтов в сфере обеспечения безопасности прав и свобод человека и гражданина
3. Проблемы прав и свобод человека в России
Заключение
Список источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Чем содержание законов будет ближе к содержанию права, тем общество, где принимаются и применяются такие законы, будет более демократичным, гражданским и свободным.
Однако, наряду с изложенным следует отметить, что с появлением конституционной реформы российское законодательство обрело новый институт - институт прав и свобод человека.
Институт прав и свобод человека и гражданина в материальном и процессуальном выражении - явление социально-историческое, поскольку, по словам А.И. Ковлера, мы "стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству длительных и мучительных усилий".
Историческая преемственность правовых взглядов на человека как участника социальной жизни актуализирует анализ возникновения, становления и развития правозащитных идей. Отметим, что внимание исследователей гораздо чаще обращалось на исторические аспекты формирования естественных и позитивных прав человека, на выявление и формулирование их "исчерпывающего каталога". В контексте таких разработок вырисовывался также правозащитный аспект проблемы прав человека.
Вместе с тем, раскрывая вопрос «проблемы прав человека в России», следует подчеркнуть, что коллизии в регулировании прав и свобод человека присущи и Основному закону России, и текущему законодательству.
На основе анализа Конституции Российской Федерации и действующего законодательства нами выявлены следующие коллизии в реализации принципа приоритета прав и свобод человека:
- между нормами Конституции Российской Федерации, регулирующими разграничение предметов ведения в сфере защиты прав и свобод человека;
- между Конституцией России и федеральными законами в части недостаточно обоснованного ограничения прав и свобод человека.
В Конституции России содержится коллизия в разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере защиты прав и свобод человека, причиной которой является дефект с точки зрения юридической техники. В соответствии с п. "в" ст. 71 защита прав и свобод человека и защита прав национальных меньшинств относится к ведению Российской Федерацией, а в соответствии с п. "б" ст. 72 - к совместному ведению. Данное противоречие вызывает вопросы с реализацией указанных норм, так как субъекты Российской Федерации не вправе вмешиваться в предметы ведения Федерации и, наоборот, вправе принимать законы по предметам совместного ведения. Исходя из принципа приоритета прав и свобод человека, чем больше механизмов защиты прав человека в государстве, тем лучше для граждан. Практика развития законодательства пошла по пути отнесения защиты прав и свобод человека и прав национальных меньшинств к совместному ведению. По данным вопросам принимаются как федеральные законы, так и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В частности, в субъектах Федерации учреждаются уполномоченные по правам человека в качестве дополнительного механизма защиты прав и свобод личности.
Нарушение конституционного принципа приоритета прав и свобод человека допускается в федеральном законодательстве, что проявляется в недостаточно обоснованном ограничении прав и свобод человека без учета требований ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Так, Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (ст. 8) устанавливает запрет на проведение публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента Российской Федерации. Это, на мой взгляд, противоречит Конституции Российской Федерации, так как в данном случае ограничение конституционного права граждан собираться мирно, без оружия (ст. 31 Конституции России) не направлено на защиту перечисленных в ст. 55 ценностей и, соответственно, нарушается принцип приоритета прав и свобод человека.
Аналогичная ситуация складывается с ограничением избирательных прав Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который противоречит ст. 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающей только две категории граждан, не имеющих активного и пассивного избирательного права: признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вышеуказанный Закон в ст. 4 лишает пассивного избирательного права еще несколько категорий граждан Российской Федерации: имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления и других.
Вышеизложенный анализ законодательства показывает, что возникает неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации нормы федеральных законов, ограничивающих права и свободы граждан. Данный вид коллизий разрешает Конституционный Суд РФ, однако для обращения в него граждан с жалобой требуется применение к ним закона. На мой взгляд, необходимо расширить круг субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд РФ с абстрактным запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы личности. Целесообразно предоставить такое право Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации. Такие запросы позволят устранять коллизии между Конституцией Российской Федерации и законами до их применения к гражданам и создадут дополнительную возможность обеспечения принципа приоритета прав и свобод человека.
Поэтому, подводя итог, следует подчеркнуть, что процесс развития института прав и свобод человека представляет собой сложный диалектический процесс, в котором подчас сталкиваются противоположные тенденции.



Заключение

На проблему прав человека в России влияли разноплановые и разнопорядковые преобразования практически всех сфер российского общества и государства. Современной российской действительности свойственно многообразие различных структур, непосредственно вовлеченных в сферу защиты прав и свобод человека и гражданина, заявляющих о своей озабоченности состоянием дел в данной сфере. Однако, сложившаяся в Российской Федерации обстановка с реализацией конституционных положений, определяющих систему защиты прав и свобод человека и гражданина, ставит перед юридической наукой задачи по дальнейшей разработке действенных правозащитных механизмов. Требуется серьезный критический анализ действующего российского законодательства, направленного на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в России с учетом международных стандартов, сложившихся в данной сфере. Необходимо также принятие новых федеральных законов, способных устранить имеющиеся пробелы и противоречия в правозащитной сфере, результативно дополнить механизмы соответствующей деятельности всех участвующих в ней субъектов.

Список источников и литературы

Нормативные правовые акты, судебная практика

Конституция Российской Федерации
Федеральный закон РФ от 4 апр. 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 7 апр.
Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Постановление Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Российская газета. 2005. 15 марта.

Монографии, статьи, диссертации
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2003.
Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд-во "Норма", 2001.
Банашак Богуслав. Права личности и механизмы их защиты в конституциях некоторых стран. Варшава: Хельсинкский фонд по правам человека, 2001.
Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
Борзова Т.В. Феномен глобального антропологического экологического кризиса: Дис. ... канд. философ. наук. М., 2005.
Борзых С.В. Человек-потребитель в условиях глобализации: Дис. ... канд. философ. наук. Томск, 2005.
Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (огранизационно-правовые аспекты): Курс лекций // Академия управления МВД России. М., 2007.
Владимиров Д. Миллиард для гражданского общества / Д. Владимиров // Российская газета. 2005. 24 марта.
Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития //Адвокат. 2006. N 6. С.37.
Зеленцов А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах. М.: Изд-во РУДН, 2002.
Калачян К.К. Экономическая интеграция государств - участников СНГ на фоне глобализации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994.
Ковлер А.И. Антропология права. М.: Норма, 2002.
Купин В.Н. Геополитические императивы глобальной безопасности: Дис. ... докт. философ. наук. СПб., 2004.
Мархейм М.В., Новикова А.Е. Правозащитные приоритеты в воззрениях отечественных представителей либеральной и консервативной научных школ // История государства и права. 2008. N 6.
Матвиенко А.И. Право на защите прав и свобод человека и гражданина//Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18.
Международное публичное право: Сб. документов. М., 1996. Т. 1. С. 460 - 464; Хайд Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. М., 1951. Т. 2. С. 85 - 86.
Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и политика. М.: Юридическая литература, 2001.
Мохаммад Тахир. Глобальная и региональная системы коллективной безопасности: Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2004.
Носырева Е.А. Особенности института омбудсмена в США // Право и политика. 2000. N 9.
Права человека в регионах Российской Федерации: Сб. докл. в 5 т. / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений / Отв. ред. С.М. Лукашевский. М.: Зацепа, 2001. Т.1.
Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. член-корр. РАН Е.А. Лукашева. М.: Норма-Инфра-М, 1999. С. 474.
Право мира: Курс лекций / Под ред. И.А. Умновой. М.: Эксмо, 2010. С. 6 - 7.
Саидов А.В. Воздействие глобализации на концепцию суверенитета в международном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации: Монография. М., 2009.
Стародубцева И.А.Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации//Российская юстиция. 2010, N 8. С.34.
Фоков А.П. Международные и национальные права в условиях глобализации: обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина // Международное публичное и частное право. 2011. N 4. С.20.
Французская республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 26 - 29.
Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Юристъ, 1998.
Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств//Конституционное и муниципальное право. 2006. N 6.
Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М.: Профобразование, 2002.
Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М.: Профобразование, 2002.
Шульцева О.К. Формирование института прав и свобод человека в свете проводимой конституционной реформы России//Общество и право. 2010. N 1.

Шульцева О.К. Формирование института прав и свобод человека в свете проводимой конституционной реформы России //Общество и право. 2010. N 1. С.20.
Ковлер А.И. Антропология права. М.: Норма, 2002.
Еремеева Е.А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 2. С. 2.
Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 74 - 75.
Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. С. 158.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств//Конституционное и муниципальное право. 2006. N 6. С.40.
Постановление Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Российская газета. 2005. 15 марта.
Зеленцов А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 19.
Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и политика. М.: Юридическая литература, 2001. С. 52 - 59.
Snyder G.S. Human Rights. USA: Franklin Watts, 1999. P. 79.
Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М.: Профобразование, 2002. С. 393.
Банашак Богуслав. Права личности и механизмы их защиты в конституциях некоторых стран. Варшава: Хельсинкский фонд по правам человека, 2001. С. 17 - 18.
Human Rights Fact Sheet No. 17. Geneva: Centre for Human Rights United Nations Office at Geneva, 2001. P. 9 - 10.

Носырева Е.А. Особенности института омбудсмена в США // Право и политика. 2000. N 9. С. 98.
National human rights institutions. United nations office of the high commissioner for human rights. Geneva: United Nations, 2004. P. 4.
Official website: National Human Rights Institutions Forum - 2. Explation note on accreditation status. Режим доступа: http://www.nhri.net/.
Федеральный закон РФ от 4 апр. 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 7 апр.
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2003. С. 330 - 331.
Владимиров Д. Миллиард для гражданского общества / Д. Владимиров // Российская газета. 2005. 24 марта.
Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Юристъ, 1998. С. 358 - 359.

Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 161, 173, 227 - 228.
Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М.: Профобразование, 2002. С. 400.
Права человека в регионах Российской Федерации: Сб. докл. в 5 т. / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений / Отв. ред. С.М. Лукашевский. М.: Зацепа, 2001. Т. 1. С. 80.
Шульцева О.К. Формирование института прав и свобод человека в свете проводимой конституционной реформы России//Общество и право. 2010. N 1.
Матвиенко А.И. Право на защите прав и свобод человека и гражданина//Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18. С.22.
Ковлер А.И. Антропология права. М.: Норма, 2002.
Мархейм М.В., Новикова А.Е. Правозащитные приоритеты в воззрениях отечественных представителей либеральной и консервативной научных школ // История государства и права. 2008. N 6. С.48.
Стародубцева И.А.Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации//Российская юстиция. 2010, N 8. С.34.












29


Список источников и литературы

Нормативные правовые акты, судебная практика

1.Конституция Российской Федерации
2.Федеральный закон РФ от 4 апр. 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 7 апр.
3.Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
4.Постановление Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Российская газета. 2005. 15 марта.

Монографии, статьи, диссертации
1.Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2003.
2.Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд-во "Норма", 2001.
3.Банашак Богуслав. Права личности и механизмы их защиты в конституциях некоторых стран. Варшава: Хельсинкский фонд по правам человека, 2001.
4.Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
5.Борзова Т.В. Феномен глобального антропологического экологического кризиса: Дис. ... канд. философ. наук. М., 2005.
6.Борзых С.В. Человек-потребитель в условиях глобализации: Дис. ... канд. философ. наук. Томск, 2005.
7.Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
8.Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (огранизационно-правовые аспекты): Курс лекций // Академия управления МВД России. М., 2007.
9.Владимиров Д. Миллиард для гражданского общества / Д. Владимиров // Российская газета. 2005. 24 марта.
10.Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития //Адвокат. 2006. N 6. С.37.
11.Зеленцов А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах. М.: Изд-во РУДН, 2002.
12.Калачян К.К. Экономическая интеграция государств - участников СНГ на фоне глобализации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
13.Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994.
14.Ковлер А.И. Антропология права. М.: Норма, 2002.
15.Купин В.Н. Геополитические императивы глобальной безопасности: Дис. ... докт. философ. наук. СПб., 2004.
16.Мархейм М.В., Новикова А.Е. Правозащитные приоритеты в воззрениях отечественных представителей либеральной и консервативной научных школ // История государства и права. 2008. N 6.
17.Матвиенко А.И. Право на защите прав и свобод человека и гражданина//Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18.
18.Международное публичное право: Сб. документов. М., 1996. Т. 1. С. 460 - 464; Хайд Ч. Международное право, его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. М., 1951. Т. 2. С. 85 - 86.
19.Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и политика. М.: Юридическая литература, 2001.
20.Мохаммад Тахир. Глобальная и региональная системы коллективной безопасности: Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2004.
21.Носырева Е.А. Особенности института омбудсмена в США // Право и политика. 2000. N 9.
22.Права человека в регионах Российской Федерации: Сб. докл. в 5 т. / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений / Отв. ред. С.М. Лукашевский. М.: Зацепа, 2001. Т.1.
23.Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. член-корр. РАН Е.А. Лукашева. М.: Норма-Инфра-М, 1999. С. 474.
24.Право мира: Курс лекций / Под ред. И.А. Умновой. М.: Эксмо, 2010. С. 6 - 7.
25.Саидов А.В. Воздействие глобализации на концепцию суверенитета в международном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
26.Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации: Монография. М., 2009.
27.Стародубцева И.А.Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации//Российская юстиция. 2010, N 8. С.34.
28.Фоков А.П. Международные и национальные права в условиях глобализации: обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина // Международное публичное и частное право. 2011. N 4. С.20.
29.Французская республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 26 - 29.
30.Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Юристъ, 1998.
31.Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств//Конституционное и муниципальное право. 2006. N 6.
32.Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М.: Профобразование, 2002.
33.Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М.: Профобразование, 2002.
34.Шульцева О.К. Формирование института прав и свобод человека в свете проводимой конституционной реформы России//Общество и право. 2010. N 1.

Вопрос-ответ:

Какие конституционно-правовые гарантии существуют для защиты прав и свобод человека и гражданина в России?

В России существуют различные конституционно-правовые гарантии для защиты прав и свобод человека и гражданина. Одним из основных документов является Конституция Российской Федерации, где прописаны основные права человека и гражданина. Кроме того, существуют законы, которые регулируют эти права и свободы, а также судебная система, которая занимается защитой этих прав и рассмотрением жалоб и претензий граждан. Также существуют независимые органы и институты, такие как Уполномоченный по правам человека, которые занимаются защитой прав и свобод граждан.

Какие органы государственной власти и общественные институты отвечают за обеспечение безопасности прав и свобод человека и гражданина в России?

В России существует система органов государственной власти и общественных институтов, которые занимаются обеспечением безопасности прав и свобод человека и гражданина. К числу таких органов относятся правоохранительные органы, такие как полиция и судебная система, которые защищают права граждан и гарантируют их безопасность. Также существуют независимые институты, такие как Уполномоченный по правам человека, который занимается контролем за соблюдением прав и свобод граждан и принимает меры по их защите.

Какие проблемы существуют с правами и свободами человека в России?

В России существуют различные проблемы с правами и свободами человека. Одной из основных проблем является нарушение прав граждан силовыми структурами, такими как полиция. Также существуют проблемы с ограничением свободы слова и массовой информации, что ограничивает право граждан на свободное выражение своих мнений. Кроме того, существуют проблемы с коррупцией, которая влияет на справедливость и защиту прав граждан.

Какие гарантии прав и свобод человека и гражданина предусмотрены в Конституции России?

Конституция России предусматривает широкий спектр гарантий прав и свобод человека и гражданина, включая свободу выражения мнений, право на справедливый суд, право на неприкосновенность частной жизни и многое другое.

Какие органы власти и институты занимаются обеспечением безопасности прав и свобод граждан России?

Обеспечение безопасности прав и свобод граждан России включает в себя деятельность правоохранительных органов, таких как полиция, прокуратура и судебная система, а также независимых институтов и организаций, занимающихся защитой прав человека.

Какие проблемы существуют в области прав и свобод человека в России?

Среди проблем, связанных с правами и свободами человека в России, можно выделить ограничения свободы выражения мнений, проблемы справедливого судопроизводства, нарушения прав женщин, ЛГБТ-сообщества и др., а также проблемы с коррупцией и нарушениями прав человека в зоне конфликтов.

Как правоустановленные законы влияют на демократичность и гражданственность общества?

Содержание законов, соответствующее принципам права, способствует развитию демократического общества, где гражданские свободы и права защищены и уважаемы. Чем ближе законы к содержанию права, тем более демократичным и гражданским будет общество, в котором они применяются.

Какое значение имеет обеспечение прав и свобод человека для развития общества в России?

Обеспечение прав и свобод человека имеет огромное значение для развития общества в России. Гарантия прав и свобод дает возможность гражданам реализовывать свой потенциал, способствует развитию экономики и созданию справедливого и равноправного общества.