Формирование имиджа России как составная часть ее внешней политики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая политика
  • 34 34 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 05.03.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Внешняя политика государства и современные международные отношения
1.1 Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления
1.2 Глобальные проблемы современности и их влияние на международные отношения
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе
2.1 Основные внешнеполитические документы РФ
2.2 Внешнеполитические ресурсы современной России: территориально-географические, экономические, военно-политические
2.3 Имидж России на международной арене
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Россия воспринимается в мире как страна, в которой нарушаются принципы демократии. В частности, случай с гонениями на канале НТВ, закрытие канала ТВ-6 и т.д. были охарактеризованы как уничтожение свободы слова в России и ликвидацией публичной оппозиции. Еще раз отметим, что режим Путина часто характеризуется как «путь к авторитаризму».
Резким нападкам подвергается экономическая политика российского руководства. Говорится о том, что благоприятная ситуация, связанная с высокими ценами на нефть, не была использована. Цены прироста не отражают ситуации в стране. На деле растет инфляция, а повышение зарплат и пенсий не может повысить реального уровня жизни населения, который просто ужасен. Также в стране очень серьезная демографическая ситуация. После распада Советского Союза население России составляло 148,3 миллиона человек, в 1993 года оно сократилось примерно на 300 тысяч человек, в 1999 году уже на 800 тысяч, а за 2001 год Россия потеряла 0,5% общего населения. В атмосфере общего пессимизма по поводу будущего страны, традиционно высокий уровень рождаемости стал стремительно сокращаться и в настоящее время является самым низким за всю историю России. В то же время уровень смертности увеличивается, детская смертность в 1999 году составила 15,8 случаев на 1000 рождений против 6,9 в США за тот же год. Средняя продолжительность жизни у мужчин 59 лет, что на 10-15 лет меньше, чем в западных странах; у женщин - 72 года, на 6-8 лет меньше, чем в Европе. К тому же сохраняется сильная диспропорция между мужским и женским населением, являющаяся самой большой в мире. Если к этому прибавить еще и большой уровень эмиграции населения, то Россия грозит превратиться в громадную горячую точку.
Неотделимо от имиджа России стоит и ситуация в Сибири и северных городах, умирающих деревнях и городах.
Особое место занимает чеченский вопрос, так как на Западе ситуация вокруг Чечни воспринимается как нарушение прав человека со стороны российской власти. Большое влияние чеченский фактор оказывает на внешние отношения России со всеми ее партнерами, особенно европейскими. Последнее время можно отметить особое «возрождение» пристального внимания к Чечне в западной прессе и соответствующие обвинения в адрес российских властей.
В 2000-е годы в прессе появлялись статьи, которые все больше и больше критиковали Россию, российское правительство и его политику. Особый интерес вызвало заявление вице-президента США Дика Чейни, который во время своей поездки в Вильнюс сделал очень жесткое заявление в адрес России, что сразу же в средствах массовой информации было названо второй «холодной войной».
В данной связи необходимо отметить статью, опубликованную в американской газете The Washington Times, в которой пишется: «Россия не дает своим соседям доступа к нефти и газу... Россия твердо вознамерилась провести карательную акцию против нескольких постсоветских государств, с трудом развивающих молодую демократию... Экономическими санкциями, граничащими с абсурдом, Россия пытается сломать хребет свободы... Они мечтают о том, чтобы восстановить Советский Союз - во всем его мишурном дребезжащем величии…».
В мировом сообществе Россия рассматривается с двух разных позиций – как политический партнер и как торгово-экономический. С точки зрения первой, во внимание принимаются все имиджи, которые были отмечены выше, что говорит не в пользу России и очень часто мешает плодотворному сотрудничеству. Особенно часто можно заметить недовольство российских официальных лиц в отношении Европейского Союза, что вызвано, с нашей точки зрения, до сих пор не установившимися «стратегическими» отношениями. ЕС так и не назвал Россию ни в одной из своих официальных бумаг стратегическим партнером. Для России это означает, что с ее мнением не хотят считаться.
Во время российско-украинского газового кризиса, когда возникли перебои с поставками газа европейским партнером, официальные круги и общественное мнение этих стран незамедлительно среагировали, так как находятся в большой зависимости от российского сырья.
Итак, очень большую часть своих ресурсов Россия экспортирует, что составляет львиную долю доходов государственного бюджета, особенно в свете роста цен на некоторые виды сырья, который наблюдается с 2005 года.
Несмотря на то, что экспорт природных ресурсов очень важен для российского бюджета, такая однобокая ориентация России приносит негативные моменты в данную отрасль. Так, по конкурентоспособности ряд основных товаров топливно-сырьевого экспорта России занимает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. Зачастую вынужденный характер носит экспорт цветных металлов и минеральных удобрений, так как внутри страны отсутствует платежеспособный спрос. Вообще такое пристальное внимание к экспорту ресурсов привело к тому, что эти отрасли монополизировали все финансирование и инвестиции в ущерб остальным отраслям и сферам производства и т.д.
Так вот вторая позиция (о которой говорилось чуть выше) вытекает именно из последнего тезиса: Россия рассматривается как внешнеторговый партнер, что также не вызывает положительных отзывов в нашей стране, так как в первую очередь ставка делается на экспорт российских природных ресурсов. Подобная составляющая экспорта России несомненно важна, однако Россия претендует на что-то большое, чем просто поставщик сырья, она хочет, чтобы во внимание принимался и ее остальной богатый потенциал.
Европейский Союз как один из крупнейших российских торговых партнеров уделяет огромное внимание российскому ресурсному потенциалу, что видно из анализа документальной базы взаимоотношений. Также это становится очевидным и с точки зрения приоритетов, которые ставит перед собой ЕС в рамках «Северного измерения».
Россию не устраивает такое ее однобокое восприятие со стороны мирового сообщества, она претендует на то, чтобы во внимание принимались все потенциальные сферы сотрудничества. Сейчас же по-прежнему определяющим и самодовлеющим источником развития страны, доходов ее бюджета остаются ресурсы. Топливно-сырьевая специализация России порождает ряд негативных последствий не только для ее экономики, но и для мирохозяйственных позиций. Правда, подобная направленность российского экспорта вполне устраивающая развитые страны-импортеры, которые стремятся сохранить Россию на положении топливно-сырьевого придатка.




Заключение

С точки зрения геополитических характеристик Россия хочет играть роль великой державы, однако для этого необходимо обладать целым комплексом факторов, среди которых можно назвать численность населения и размеры территории, природные ресурсы, экономические возможности, военную силу, внутриполитическую стабильность и уровень компетентности руководителей страны. Что касается населения, ресурсов и размеров территории, то с этим у России все в порядке. В отношение же остальных факторов можно выразить некоторое сомнение. Однако не стоит сразу же отодвигать Россию в перечень третьеразрядных государств, сейчас еще нельзя говорить о том, что она не может играть важную роль в мировой политике.
На данный момент России следует выработать четкую внешнеполитическую линию, сформулировать свои политические цели, адекватные новым реальностям, заново определить свои интересы в области национальной безопасности после сложного периода начала 1990-х годов, который оставил глубокие следы в формировании имиджа России.
Современная концепция внешней политики Российской Федерации была сформирована с приходом к власти Д.А. Медведева, а в качестве министра иностранных дел С. Лавров. Официальный документ был одобрен в 2008 году. В целом приоритеты, поставленные перед государством в сфере внешней политики, реализуются, они имеют полную преемственность с аналогичным документом 2000 года, принятым в период президентства В.В. Путина. Можно говорить о большом сдвиге по сравнению с политикой 1990-х годов, когда эта сфера деятельности российского государства находилась в достаточно кризисном положении.
Несмотря на то, что Россия старается формировать свой имидж в качестве сильного и влиятельного игрока на международной арене, ее восприятие в мировом сообществе несколько другое. Оно негативно – начиная от фигуры В. Путина и нарушения принципов демократии заканчивая сложной социальной и демографической ситуацией в стране. Если говорить об экономической составляющей российского имиджа в мире, то он ограничивается именно экспортом ресурсами, хотя и при многочисленных возражениях со стороны России, которые не всегда обоснованы.
России необходимо обратить пристальное внимание на то, какой имидж существует в отношении ее в мировом сообществе и постараться изменить сложившуюся отнюдь не благоприятную ситуацию. Определенную положительную роль здесь могут сыграть средства массовой информации, так как России следует рассказать о своих потенциальных возможностях, о том, что она может предложить международному сообществу. Также необходимо привлекать инвестиции и в другие отрасли, а не только на развитие экспортного производства топлива и сырья.




Список использованных источников и литературы

Бакурия Ц. Восстать против России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/227556.html
Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008.
Донченко В. К. Экологическая интеграция. Часть 1. Социально-экономическе аспекты экологической интеграции России в мировое сообщество. СПб, 2008.
Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2005.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года №1300 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/snconold.htm
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 года №24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/sncon00.htm
Мальцев В.А. Основы политологии. М.: ИТРК РСПП, 2007.
Образ России в мире. Опрос населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/special/285_15274/imige/d034512; Петрова А. Идеальный образ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/special/285_15274/imige/of034401
Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.npaf.ru/cppi/index.php
Сафонов Г.В. Проблема глобального изменения климата и «Большая восьмерка» // Вестник международных организаций. 2008. №5 (20). С. 36-40.
Сорос Дж. Тезисы о глобализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atreidis.narod.ru/ politology/soros.html
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 [Электронный ресурс] // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
Храмчихин А. Чтоб была [Электронный ресурс] // Газета «Частный корреспондент». - Режим доступа: http://www.chaskor.ru/p.php?id=6464
Яценко Н.Е. Обществоведческий словарь. М.: Лань, 2009.
O’Mahony J. A people skating on thin ice// The Guardian. 2001. February 3.
Traynor I. Putin: a new president in the making // The Guardian. 1999. December 21.
Wollacott M. Russia’s new boss has an extremely strange history // The Guardian. 2000. January 7.





Мальцев В.А. Основы политологии. М.: ИТРК РСПП, 2007. С. 450.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008.
Яценко Н.Е. Обществоведческий словарь. М.: Лань, 2009. С. 239.
Сорос Дж. Тезисы о глобализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atreidis.narod.ru/ politology/soros.html
Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года №1300 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/snconold.htm
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 года №24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/sncon00.htm
Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. С. 253.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 [Электронный ресурс] // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
Там же.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 [Электронный ресурс] // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 [Электронный ресурс] // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
Там же.
Там же.
Там же.
Храмчихин А. Чтоб была [Электронный ресурс] // Газета «Частный корреспондент». - Режим доступа: http://www.chaskor.ru/p.php?id=6464
Донченко В. К. Экологическая интеграция. Часть 1. Социально-экономическе аспекты экологической интеграции России в мировое сообщество. СПб, 2008. С. 5.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.npaf.ru/cppi/index.php
Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1. С. 38.
Сафонов Г.В. Проблема глобального изменения климата и «Большая восьмерка» // Вестник международных организаций. 2008. №5 (20). С. 36-40.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
Там же.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 223.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 224.
Там же.
Там же.
Образ России в мире. Опрос населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/special/285_15274/imige/d034512; Петрова А. Идеальный образ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/special/285_15274/imige/of034401
Wollacott M. Russia’s new boss has an extremely strange history // The Guardian. 2000. January 7.
Traynor I. Putin: a new president in the making // The Guardian. 1999. December 21.
Там же.
O’Mahony J. A people skating on thin ice// The Guardian. 2001. February 3.
Бакурия Ц. Восстать против России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/227556.html




2

Список использованных источников и литературы

1.Бакурия Ц. Восстать против России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/227556.html
2.Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002.
3.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008.
4.Донченко В. К. Экологическая интеграция. Часть 1. Социально-экономическе аспекты экологической интеграции России в мировое сообщество. СПб, 2008.
5.Кертон Д. «Большая восьмерка» после Санкт-Петербурга // Россия в глобальной политике. 2007. №1.
6.Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2005.
7.Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
8.Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru
9.Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года №1300 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/snconold.htm
10.Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 года №24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/sncon00.htm
11.Мальцев В.А. Основы политологии. М.: ИТРК РСПП, 2007.
12.Образ России в мире. Опрос населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/special/285_15274/imige/d034512; Петрова А. Идеальный образ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/special/285_15274/imige/of034401
13.Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.npaf.ru/cppi/index.php
14.Сафонов Г.В. Проблема глобального изменения климата и «Большая восьмерка» // Вестник международных организаций. 2008. №5 (20). С. 36-40.
15.Сорос Дж. Тезисы о глобализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atreidis.narod.ru/ politology/soros.html
16.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 [Электронный ресурс] // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
17.Храмчихин А. Чтоб была [Электронный ресурс] // Газета «Частный корреспондент». - Режим доступа: http://www.chaskor.ru/p.php?id=6464
18.Яценко Н.Е. Обществоведческий словарь. М.: Лань, 2009.
19.O’Mahony J. A people skating on thin ice// The Guardian. 2001. February 3.
20.Traynor I. Putin: a new president in the making // The Guardian. 1999. December 21.
21.Wollacott M. Russia’s new boss has an extremely strange history // The Guardian. 2000. January 7.


Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет внешняя политика государства?

Внешняя политика государства выполняет несколько функций: защиту государственных интересов, создание благоприятного международного обстановки, участие в решении глобальных проблем, укрепление положения государства в мировом политическом процессе.

Какие глобальные проблемы влияют на международные отношения?

Глобальные проблемы, такие как изменение климата, бедность и неравенство, терроризм, ядерное разоружение, миграция и транснациональные угрозы, оказывают значительное влияние на международные отношения. Они требуют сотрудничества государств для их решения и определяют поведение государств в мировом политическом процессе.

Какие основные внешнеполитические документы РФ?

Основными внешнеполитическими документами РФ являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О внешней политике Российской Федерации", Доктрина внешней политики Российской Федерации, Национальная стратегия безопасности Российской Федерации, Внешний политический курс Российской Федерации.

Какие внешнеполитические ресурсы современной России?

Современная Россия обладает рядом внешнеполитических ресурсов, таких как уникальное географическое положение, обширная территория, природные ресурсы, ядерный потенциал, собственность на субъекты международного права (включая ООН, Совет Европы, БРИКС), внешняя экономическая связь, военный потенциал и многое другое.

Как формируется имидж России?

Имидж России формируется через использование различных инструментов внешней политики, таких как дипломатия, культурные обмены, туризм, спорт и другие. Кроме того, имидж России формируется через медиа, включая новостные и информационные ресурсы, социальные сети, журналистические публикации и т. д. Внешнеполитическая коммуникация и стратегический планирование также являются важными компонентами формирования имиджа России.

Какова суть внешней политики государства?

Суть внешней политики государства заключается в установлении и поддержании отношений со внешним миром, чтобы защитить свои национальные интересы, обеспечить безопасность и достижение своих целей. Государство взаимодействует с другими странами, участвует в международных организациях, заключает и поддерживает международные договоры и соглашения.

Каким образом формируется внешняя политика государства?

Формирование внешней политики государства включает в себя различные этапы. Вначале проводится анализ ситуации в международных отношениях, выявляются национальные интересы и цели. Затем разрабатываются стратегии и тактики, которые позволят достичь поставленных задач. На основе этого формируются позиции и принимаются решения. Важным элементом формирования внешней политики является взаимодействие с другими государствами и международными организациями.

Какие функции выполняет внешняя политика государства?

Внешняя политика государства выполняет несколько функций. Одна из основных функций - это защита национальных интересов и обеспечение безопасности государства. Внешняя политика также помогает устанавливать и развивать дипломатические, экономические и культурные отношения с другими странами, а также участвовать в международных организациях и форумах. Внешняя политика также может служить средством поддержки союзников и партнеров, а также решения мировых конфликтов и проблем.

Какие глобальные проблемы современности влияют на международные отношения?

Современные глобальные проблемы включают такие вопросы, как изменение климата и экологические проблемы, борьба с терроризмом и экстремизмом, неравенство и бедность, глобальные пандемии и т.д. Эти проблемы имеют глобальный характер и требуют совместных усилий со стороны международного сообщества. Они также влияют на международные отношения, так как требуют координации и сотрудничества между государствами, а также обсуждения и принятия общих мер и решений.

Какова роль внешней политики государства и международных отношений?

Внешняя политика государства и международные отношения играют важную роль в формировании имиджа страны на международной арене. Они помогают установить дипломатические связи, расширить экономические возможности, разрешить конфликты и решить глобальные проблемы. Кроме того, внешняя политика включает в себя формирование и поддержание имиджа государства, что является важным аспектом на современном международном уровне.

Какие глобальные проблемы современности могут повлиять на международные отношения?

Глобальные проблемы, такие как изменение климата, терроризм, международная торговля, миграция, ядерное оружие и кибербезопасность, могут повлиять на международные отношения. Эти проблемы требуют сотрудничества стран и разработки совместных стратегий для их решения. Взаимодействие государств в рамках международных организаций становится все более важным для достижения общих целей и защиты интересов каждого государства.